СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка "Типы речи".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В памятке представлено определение каждого типа речи, композиция и примеры текстов.

Просмотр содержимого документа
«Памятка "Типы речи".»

Памятка «Типы речи»

1. Описание - это такой тип речи, при помощи которого изображается (описывается) какой-либо предмет или явление путём перечисления его временных или постоянных признаков. (Содержание описания можно передать на одном фотокадре). В описании чаще всего используются части речи, обозначающие качества, свойства предметов. (Прилагательные, наречия).

Композиция описания:

  1. Общая характеристика предмета описания.

  2. Признаки предмета описания.

  3. Общая оценка предмета описания.

Пример текста описания

«Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца».

2. Повествование – это тип речи, в котором описываются (рассказываются) события в определенной последовательности. (Что произошло?). Для того чтобы передать динамику повествования чаще всего используются глаголы. (Содержание повествования можно изобразить на нескольких фотокадрах).

Композиция повествования:

  1. Завязка

  2. Развитие действия

  3. Кульминация

  4. Развязка

Пример текста повествования



«Это было на рассвете. Я стоял на назначенном месте с моими тремя секундантами. С неизъяснимым нетерпением ожидал я моего приятеля. (Завязка). Я увидел его издали. Он шёл пешком, с мундиром на сабле, сопровождаемый одним секундантом. Мы пошли к нему навстречу. Он приближался, держа фуражку, наполненную черешнями. Секунданты отмерили нам двенадцать шагов. Мне должно было стрелять первому: но волнение злобы во мне было столь сильно, что я не понадеялся на верность руки и, чтобы дать себе время остыть, уступал ему первый выстрел; противник мой не соглашался. Положили бросить жребий: первый нумер достался ему, вечному любимцу счастия. (Развитие действия). Он прицелился и прострелил мне фуражку. Очередь была за мною. Жизнь его наконец была в моих руках; я глядел на него жадно, стараясь уловить хотя одну тень беспокойства... Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплёвывая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня. Что пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит? Злобная мысль мелькнула в уме моём. Я опустил пистолет. «Вам, кажется, теперь не до смерти, – сказал я ему, – вы изволите завтракать; мне не хочется вам помешать...». – «Вы ничуть не мешаете мне, – возразил он, – извольте себе стрелять, а впрочем как вам угодно: выстрел ваш остаётся за вами; я всегда готов к вашим услугам». (Кульминация).Я обратился к секундантам, объявив, что нынче стрелять не намерен, и поединок тем и кончился». (Развязка).



3. Рассуждение – это тип речи, в котором утверждается или отрицается какой-либо факт, явление, говорится о причинах и последствиях какого-либо факта, явления,события. Рассуждение представляет собой ряд мыслей, изложенных в логической последовательности. Используются все части речи.

Композиция рассуждения:

  1. Тезис (то, что нужно доказать)

  2. Аргументы (доказательства)

  3. Вывод



Пример текста рассуждения

Сейчас чтение — самый используемый способ передачи информации, а книга — её носитель. В чем же польза чтения, и есть ли она вообще? (Тезис).



Во-первых, постоянное чтение тренирует мозг. Когда ты читаешь, способ восприятия мира изменяется: ты начинаешь фантазировать, создаешь определённые «книжные» образы (мест, людей, событий). Книги улучшают память, расширяют кругозор, изменяют правописание, чтение учит концентрироваться на книге, и чем-либо вообще, повышает усидчивость, настроение.



Во-вторых, с чтением книг увеличивается твой словарный запас, появляется особый образ мышления, за счет чего мысли ясно выражаются и легко формулируются. В этом можно убедиться самому: после прочтения классического произведения легче с помощью слов выражать собственные мысли, из лексикона уходят разные слова-паразиты. (Аргументы).



Чтение — неотъемлемый процесс на стадиях формирования взрослой личности. Он начинается в раннем возрасте, сопровождает личность во время переживания внутренних проблем и духовного роста. Литература спасает от депрессий, задает нравственность и идеалы. Книги и чтение делают нас людьми. (Вывод).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!