Выкладываем буквы. Чтобы ребенок лучше запомнил графическое начертание, полезно выкладывать букву из гороха, камешков, палочек, шнурочков, рисовать ее на песке, на дороге мелом, лепить из пластилина или теста, процарапывать на пластилиновой дощечке, выкладывать из мозаики.
На пластилиновой дощечке хочу остановиться подробнее. Вы берете плотный картон, можно от какой-то коробки. Он может быть одного цвета, разного или даже всех цветов радуги, как Вам нравится. Размер картона может быть от 15 на 20 см, до 10 на 15 см. Чем меньше ребенок, тем больше размер картона. Приготовили? Теперь это долгоиграющий тренажер.
Вы можете вместе с ребенком процарапывать на нем разные буквы и слоги, а потом снова растирать, выравнивать поверхность пальчиком. Можно на этом тренажере выкладывать буквы, рисунки косточками, камешками, горохом, семенами акации, тыквы, семечками. Выложили, полюбовались вместе, показали всем членам семьи и убрали семена. А вот убирать – это уже не так интересно, но полезно для маленьких ручек. Вся такая мелкая работа очень хорошо развивает мелкую моторику руки, что очень нужно для развития речи ребенка.
Найди и зачеркни. Это упражнение способствует запоминанию буквы и развивает внимание. Даете ребенку небольшой текст (только с крупным шрифтом) и предлагаете найти и зачеркнуть все буквы Н. Можно взять детскую книгу или набрать любой текст на компьютере. Совсем не обязательно, чтобы это был текст, можно просто набрать несколько строчек самых разных букв, так, чтобы нужная буква была на всех строчках. Задание усложняется, если Вы наберете буквы разного размера и шрифта или ограничите ребенка по времени.
Волшебный мешочек. Нужно взять несколько магнитных или пластиковых букв, те, которые ребенок уже знает, и положить их в непрозрачный мешочек. Ребенку надо на ощупь определить букву и назвать.
Найди букву. Написать несколько букв, разных линий, похожих по начертанию на буквы и предложить ребенку найти все знакомые буквы или все нужные буквы. Можно не просто найти. а еще и обвести. Дети любят такие «прятки».
Задание усложняется, если буквы разного размера, поэтому первое время надо набирать все буквы заглавные, а потом добавлять и строчные. Обратите внимание, что некоторые строчные буквы пишутся несколько иначе – а, б, е. Мы настолько привыкли к этому, что просто не замечаем, а для ребенка это очень существенное отличие и прежде, чем давать эти буквы в задании, надо показать, как они пишутся.
Просмотр содержимого документа
«Памятка "Выкладываем буквы"»
Выкладываем буквы. Чтобы ребенок лучше запомнил графическое начертание, полезно выкладывать букву из гороха, камешков, палочек, шнурочков, рисовать ее на песке, на дороге мелом, лепить из пластилина или теста, процарапывать на пластилиновой дощечке, выкладывать из мозаики.
На пластилиновой дощечке хочу остановиться подробнее. Вы берете плотный картон, можно от какой-то коробки, и растираете по поверхности пластилин. Он может быть одного цвета, разного или даже всех цветов радуги, как Вам нравится. Размер картона может быть от 15 на 20 см, до 10 на 15 см. Чем меньше ребенок, тем больше размер картона. Приготовили? Теперь это долгоиграющий тренажер.
Вы можете вместе с ребенком процарапывать на нем разные буквы и слоги, а потом снова растирать, выравнивать поверхность пальчиком. Можно на этом тренажере выкладывать буквы, рисунки косточками, камешками, горохом, семенами акации, тыквы, семечками. Выложили, полюбовались вместе, показали всем членам семьи и убрали семена. А вот убирать – это уже не так интересно, но полезно для маленьких ручек. Вся такая мелкая работа очень хорошо развивает мелкую моторику руки, что очень нужно для развития речи ребенка.
На что похоже? Очень хорошо сравнивать букву с каким-то предметом. Для этого задаем вопрос «На что похожа буква М?» И сразу начинают включаться мыслительные центры. Можно увидеть ушки кота, клюв птицы, качели, половину бантика…
Найди и зачеркни. Это упражнение способствует запоминанию буквы и развивает внимание. Даете ребенку небольшой текст (только с крупным шрифтом) и предлагаете найти и зачеркнуть все буквы Н. Можно взять детскую книгу или набрать любой текст на компьютере. Совсем не обязательно, чтобы это был текст, можно просто набрать несколько строчек самых разных букв, так, чтобы нужная буква была на всех строчках. Задание усложняется, если Вы наберете буквы разного размера и шрифта или ограничите ребенка по времени.
Волшебный мешочек. Эта игра развивает мелкую моторику руки и помогает ребенку лучше запомнить форму буквы. Нужно взять несколько магнитных или пластиковых букв, те, которые ребенок уже знает, и положить их в непрозрачный мешочек. Ребенку надо на ощупь определить букву и назвать.
Найди букву. Написать несколько букв, разных линий, похожих по начертанию на буквы и предложить ребенку найти все знакомые буквы или все нужные буквы. Можно не просто найти. а еще и обвести. Дети любят такие «прятки».
Если есть компьютер и возможность распечатать, то можно предложить и такой вариант. Набираете ряд букв или слогов, если уже начинает ребенок читать слоги, и даете задание найти и раскрасить все буквы Р, или буквы Р и Б, слоги ЛА. Например
Задание усложняется, если буквы разного размера, поэтому первое время надо набирать все буквы заглавные, а потом добавлять и строчные. Обратите внимание, что некоторые строчные буквы пишутся несколько иначе – а, б, е. Мы настолько привыкли к этому, что просто не замечаем, а для ребенка это очень существенное отличие и прежде, чем давать эти буквы в задании, надо показать, как они пишутся.