Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым
"Крымская гимназия - интернат для одаренных детей"
Методический бюллетень по теме
"ПАМЯТКИ ПО ИСТОРИИ"
Выполнила:
Паринова Е.Е.
учитель истории
и обществознания
ТАНКОВОЕ
2016
С тех пор как мир возник во мгле,
Еще никто на всей земле
Не предавался сожаленью
О том, что отдал жизнь ученью
РУДАКИ
Памятки по истории
Как работать с учебником
1.Вспомни объяснение учителя на уроке и те моменты объяснения, на которых учителем был сделан акцент.
2.Перечитай записи, сделанные тобой в тетради на уроке.
3.Помни! На уроке учитель может объяснить не весь материал. Часть его ты должен найти в учебнике.
4.Прежде чем познакомиться с материалом параграфа, перечитай вопросы после него. Они нацелят тебя на то главное, что содержится в параграфе
5.Если перед параграфом есть эпиграф, никогда не пропускай его, обязательно прочитай.Уясни смысл этого высказывания, оно укажет тебе на основную мысль всего параграфа.
6.Читай как тебе удобно: вслух или про себя.
7.Имей в виду! Новые термины чаще всего выделяются курсивом.
8.Если краткая . четкая формулировка не была записана на уроке, ты можешь записать ее сам.
Как работать с учебником истории (вариант 2)
1. Прочитай название параграфа. Определи по оглавлению учебника, в какую тему он входит.
2. Сначала прочитай параграф полностью. Уясни для себя его название, на какие части он делится.
3. Затем приступай к изучению его по пунктам. Соотнеси название пункта с его содержанием, определи значение новых слов и выражений, обрати внимание на даты, имена исторических деятелей, найди на исторической карте все необходимые объекты. При работе с текстом помни о главных вопросах историка: что произошло, где произошло, когда произошло? Подумай о причинах и последствиях событий.
4. Ознакомившись с содержанием параграфа, ответь на поставленные к нему вопросы. Рассмотри рисунки.
5. Перескажи содержание сначала по пунктам, а затем весь параграф. Используй карту, рисунки в учебнике, они помогут тебе добиться успеха. Лучше пересказывать текст вслух. Работа над пересказом поможет тебе в развитии памяти.
Как работать с параграфом учебника (вариант 3)
Прочитай весь §, составь целостное представление об описанных в нём событиях, явлениях. Внимательно рассмотри карты, схемы, другие иллюстрации.
Обрати особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи.
Составь развёрнутый план – он облегчит подготовку домашнего задания.
Постарайся связать с материалом § то, что увидел или услышал на уроке, что записал в тетради. Вспомни, что ты читал по изучаемой теме, что видел в музее, в кинофильмах.
Иногда необходимо просмотреть §§, изученные ранее.
Если что-то кажется непонятным или какой-то вопрос заинтересовал тебя, обратись к словарю, энциклопедии.
Проверь, знаешь ли ты материал темы, перескажи его, сначала пользуясь планом, потом и без него. Подготовить ответы на вопросы и задания, которые помещены в конце §. Выполнить задания, предложенные учителем.
Как готовить домашнее задание по учебнику
1. По названию параграфа определите его главную тему.
2. По названиям пунктов параграфа проследите план изучения темы.
3. Заучивать текст параграфа не надо! При чтении основного текста параграфа:
-выясняйте значения новых для вас слов, для этого используйте наш «словарик»;
-самые важные сведения выделены в тексте жирным шрифтом или курсивом, на них обращайте особое внимание;
-обязательно выполняйте все задания и отвечайте на вопросы, размещенные в тексте параграфа;
-внимательно изучайте иллюстрации, схемы, таблицы параграфа. Отвечайте на вопросы к этим частям учебника.
4. Прочитайте дополнительные тексты к параграфу. Постарайтесь ответить на вопросы к ним.
5. Проверьте, как вы усвоили тему, ответив на вопросы и выполнив задания, которые находятся после параграфа.
6. Попробуйте придумать свои вопросы по теме параграфа и постарайтесь найти на них ответы самостоятельно или с помощью книг.
Правила составления конспекта
Конспект (в переводе с латинского означает «обзор», «изложение») — краткое последовательное изложение содержания книги, статьи, произведения. Конспект отражает не только основные положения текста, но и связь между ними, а также краткое обоснование или конкретизацию основных положений. Конспект — синтезирующая форма записи, она может включать в себя и план, и выписки, и тезисы.
Виды конспектов: план-конспект, текстуальный (цитатный), свободный, тематический, схематический.
Как составить конспект
1.Определите цель составления конспекта.
2. Читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
3. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте СВОИМИ СЛОВАМИ или приводите в виде цитат.
4. В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
5. Составляя конспект, можно отдельные слова и предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
6. Чтобы форма конспекта как можно нагляднее отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», применяйте различные способы подчеркивании, используйте ручки разного цвета.
Как составить тематический конспект
Тематический конспект — это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала по определенной теме.
Изучи несколько источников и сделай из них выбор материала па определенной теме.
Мысленно оформи прочитанный материал в виде плана.
Пользуясь этим планом, кратко, своими словами изложи отобранный из разных источников и осмысленный тобой материал по данной теме.
Как сравнивать.
Сравнивать – это, значит, найти общие и различные свойства предметов, вещей, явлений, сопоставляя их по данному учителем основанию.
1. Продумайте и составьте план сравнения предметов, событий, общественных явлений:
— выделите сопоставимые признаки, отбросив несущественные; оставьте лишь существенные сопоставимые признаки однородных явлений;
— установите порядок сравнения этих признаков и, если возможно, расположите их по степени важности, в зависимости от ведущего признака.
2. Последовательно сравните по намеченному плану оба события, явления в их развитии, т.е. выскажите суждения о них по каждому из выделенных признаков.
3. Сделайте развернутые обобщенные выводы на основе сравнения, т.е. в качестве выводов установите и оцените сходства и различия, изменения в развитии событий, явлений в процессе их перехода от одного этапа к другому.
Памятка – алгоритм на сравнение исторических событий и явлений (вариант 2)
Проанализируй события или явления, выдели линии сравнения.
Определи черты сходства и различия.
Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.
Сделай все необходимые выводы из проведённого сравнения.
Свои действия можешь оформить в текстовую таблицу
Памятка - как работать с иллюстрацией
Внимательно рассмотрите иллюстрацию.
Опишите, что вы видите на иллюстрации. Сначала опишите, что изображено на переднем плане иллюстрации, затем – что находится на заднем плане, слева и справа.
Обратите внимание на внешний вид людей, их действия, другие детали.
Предположите, правдиво ли это изображение?
В чём ценность информации, которую несёт в себе данная иллюстрация?
Памятка - как доказывать свои суждения
Доказательство – последовательное обоснование своих мыслей.
Определите, что вам необходимо доказать – тезис. Тезис – это определенное утверждение.
Приведите аргументы вашего доказательства. Аргументы – это факты, положения, с помощью которых можно показать истинность тезиса.
Сделайте выводы – почему тезис верен.
Памятка для анализа геополитического положения страны
1. Территория и природно-климатические зоны.
2. Природные богатства: почвы, полезные ископаемые, леса, реки.
3. Этнический состав населения и его численность, особенности расселения этнических групп на территории страны.
4. Коммуникации: сухопутные и речные, основные средства сообщения внутри страны и с соседними странами.
5. Основные занятия населения.
6. Государства-соседи, протяженность границ, характер пограничных отношений.
7. Внешнеполитические связи и проблемы. Приоритеты внешней политики.
Памятка для анализа экономического развития страны
1. Природно-географическое положение страны и его влияние на условия хозяйствования, специализацию отраслей хозяйства, территориальное распределение предприятий и сельского хозяйства и т.д.
2. Направления государственной экономической политики: цели и методы, роль государства в управлении экономикой.
3. Особенности промышленного развития: специализация регионов, виды, характер, особенности организации производства; формы собственности; уровень концентрации промышленного производства и рабочей силы; типы промышленных предприятий; техническая оснащенность, характер используемой рабочей силы; промышленные достижения и проблемы (виды и объемы промышленной продукции, уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках).
4. Особенности сельского хозяйства: виды производства (земледелие, скотоводство, промыслы); формы собственности на землю; характер используемой рабочей силы; разновидности культур земледелия и скотоводства, орудия труда и сельскохозяйственная техника, культура земледелия, урожайность; объемы производимой продукции и пути ее реализации; уровень спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынках; экология сельского хозяйства.
5. Финансовое развитие страны: состояние денежной системы, банки, ростовщичество; финансовая политика государства.
6. Роль экономики в социально-политическом развитии страны.
7. Место страны в мировом производстве.
Характеристика политического строя государства:
1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).
2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).
4. Структура органов власти:
-глав государства, его полномочия,
-законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),
-исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),
-судебные органы,
-соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,
-местные органы власти.
5. Прав граждан (подданных):
-избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.)
-политические права и свободы,
-личные права и свободы,
-возможность использования провозглашенных законом прав.
6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).
7.Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.
Памятка для анализа социального положения страны
1. Социальная основа страны: слои, классы, группы их взаимоотношения. Иерархия (привилегированные и непривилегированные слои общества).
2. Этнический, религиозный состав общества, их положение в стране, взаимоотношения с властью и «другими».
3. Социальная политика государства в отношении конкретных групп и слоев населения.
4. Образ жизни отдельных социокультурных групп.
Памятка для анализа политического положения страны
1. Государственное устройство, характеристика законодательных, исполнительных и судебных органов власти.
2. Административно-территориальное деление.
3. Местные органы управления и самоуправления.
4. Формы власти: монархия или республика.
5. Политический режим.
6. Основные политические партии и движения. Их место в политической системе государства.
7. Правовая система, гражданские права и свободы. Механизмы воздействия общества на власть или их отсутствие.
8. Характер экономических, социальных, политических и культурных мероприятий государства, их влияние на внутреннее положение страны и международное положение.
Памятка для анализа внешней политики страны
1. Положение страны на международной арене.
2. Цели и приоритеты внешней политики государства.
3. Основные направления внешней политики, их результаты за определенный промежуток времени.
4. Влияние внутриполитических сил на внешнюю политику государства. Влиятельные (ключевые) фигуры в истории внешней политики государства в определенный период времени.
5. Влияние внешнеполитической деятельности на внутреннее положение в стране.
Памятка для анализа политических партий, движений и их программ
1. Название и время создания партии/движения/программы.
2. Положение в политической системе государства в определенный период времени.
3. Социальная база партии/движения.
4. Основные цели и задачи деятельности/программного документа.
5. Интересы каких социальных групп они выражают?
6. Средства достижения целей/методы реализации программных заявлений.
7. Результаты деятельности в определенный промежуток времени или реализации программы.
8. Исторические оценки значения деятельности политических сил/политической программы
Памятка для анализа общественных движений (политических, социальных, национальных)
1. Социальный состав участников. Масштабы движения (численность, география, организованность, влияние на положение в стране и за рубежом).
2. Причины и цели общественного движения, их оформление в программах, воззваниях, публичных выступлениях и т.п.
3. Наиболее яркие представители/участники/лидеры движения.
4. Формы, средства и методы достижения целей, программных требований. Их воздействие на внутреннее положение в стране.
5. Итоги общественного движения, причины успешности или поражения.
6. Исторические оценки значения общественного движения.
Памятка для анализа идейных течений (общественной мысли)
1. Предпосылки возникновения общественных настроений, идей, взглядов.
2. Характеристика идеологов, идейных руководителей: социальное происхождение, образование, взгляды, формы пропаганды своих идей в обществе.
3. Характеристика сущности идейных течений: основные положения, интересы каких слоев общества они выражали, против каких устоев общества выступали, какие формы и средства достижения целей предлагали.
4. Результативность общественных течений, влияние идей и взглядов на общество и власть.
5. Исторические оценки значения идейного течения.
Памятка для анализа войн, сражений, вооруженных конфликтов
1. Участники войны/сражения/конфликта.
2. Причины и повод для вооруженного столкновения между ними.
3. Интересы сторон в насильственном разрешении конфликта. Силы, выступавшие против вооруженных способов разрешения конфликта.
4. Готовность сторон к вооруженному столкновению. Планы осуществления военных операций.
5. Хронологические рамки вооруженного конфликта, этапы вооруженной борьбы.
6. Основные события каждого этапа войны/сражения.
7. Результаты войны (военные, политические, социально-экономические, нравственные и др.).
8. Условия мира. Уроки, последствия и историческое значение войны/сражения/конфликта.
9. Исторические версии причин победы и неудачи той и другой стороны в вооруженном конфликте.
Памятка – алгоритм к изучению материала о войнах( вариант 2)
Причина и характер войны:
основные противоречия, приведшие к войне;
подготовка к войне, соотношение сил;
планы сторон.
Ход войны (основные этапы):
Повод к войне и её начало;
Основные этапы и главные сражения;
Окончание войны, условия мира, итоги.
Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войн
Характеристика крестьянских восстаний.
1. Причины восстания.
2. Как началось восстание:
А) Что послужило поводом к нему?
Б) Кто был его предводителем?
В) Движущие силы восстания.
З. Ход восстания:
А) Действия восставших
Б) Цели, требования восставших программа).
В) Основные этапы (краткая характеристика).
4. Как было подавлено восстание? Выясните причины его поражения.
5. Итоги восстания и его значение.
Изучение отношений между классами.
1. Положение класса эксплуататоров:
а) Какой собственностью владели?
б) Чем занимались?
в) Кого и каким образом эксплуатировали?
2. Положение класса эксплуатируемых:
а) Чем владели или пользовались?
б) В какой мере были свободны?
в) На кого работали?
3. Какие способы эксплуатации были главными?
Памятка для анализа культурного развития общества, государства
1. Социально-политические и социально-экономические характеристики общества на данном этапе развития культуры.
2. Ценностные ориентации (морально-этические нормы общества и отдельных социальных групп), их связь с уровнем развития общества, характером государства.
3. Достижения в различных сферах культуры: наука, образование, религия, искусство (художественные стили, характерные для этого периода произведения, и деятели культуры), средства массовой информации, массовая культура.
4. Роль культуры в жизни общества, отдельных социальных групп.
5. Роль государства в культурной жизни страны.
6. Значение культуры данного периода в культурном наследии страны, мира.
Характеристика и анализ произведения изобразительного искусства
1. Ознакомьтесь с произведением искусства: определите автора, время и место его создания (исторический период, век).
2. Проанализируйте его содержание:
• сюжет произведения, кто и что в нем изображено: передний план, центр, задний план, интерьер помещения, пейзаж и т.п.;
• основная идея произведения;
• степень достоверности изображенного (если в этом есть необходимость).
Памятка для анализа произведений искусства (вариант 2)
1. Автор, время и место создания произведения.
2. Особенности исторического периода, в котором жил и творил мастер/создано произведение искусства.
3. Цель создания данного произведения. Идеи, взгляды, мировоззрение художника/писателя и т.п., выраженные в произведении.
4. Художественный стиль, в соответствии с которым создано произведение. Его характерные признаки: сюжет, идея, художественные средства их выражения (объемность, пропорциональность, композиция, перспектива, колорит и т.д.).
5. Отношение современников мастера к его произведению/творчеству в целом.
6. Историческая и художественная ценность произведения.
Анализ памятника архитектуры
1. Как называется и где находится памятник.
2. К какому периоду относится его создание.
3. Назначение сооружения.
4. План сооружения.
5. Описание архитектурных деталей, указание стиля памятника.
6. Какое впечатление он производит (ваше отношение к нему)?
Памятка для анализа деятельности исторических личностей
1. Исторические условия и факторы влияния на мировоззрение и выбор сферы деятельности реального исторического лица или типичного представителя социокультурной группы:
историческая обстановка, окружение, условия формирования взглядов и убеждений и т.д.
2. Направленность деятельности на определенные социальные группы/политические или другие организации, сферы экономики.
3. Средства и способы достижения поставленных целей (для реальных исторических лиц).
4. Качества личности, способствовавшие реализации жизненных целей (для реальных исторических лиц).
5. Типичные представления, ценности, интересы, стереотипы, нормы поведения, принятые в данной социальной группе (для обобщенных представителей социальных групп).
6. Результаты деятельности, их последствия (для реальных исторических лиц).
7. Исторические оценки личности современниками и потомками. Причины противоречивых суждений.
Памятка – характеристика исторического деятеля
Вариант 1
Характеристика – представление образа личности путем описания её внешности, перечисления биографических сведений.
Назовите имя, даты жизни, происхождение.
Опишите внешний облик личности.
Определите главные черты характера.
Раскройте важнейшие события жизни и поступки.
Определите значение деятельности личности.
Выразите ваше отношение к личности.
Как давать оценку личности
Выскажите свое мнение о делах и поступках личности (подтверждая его фактами).
Определите, что вам нравится в личности, а что для вас оказалось неприемлемым в её характере, поступках.
Объясните, почему.
Как давать оценку личности
(вариант 2 )
1.Имя исторического деятеля. В какое время он жил (если возможно, установи точную дату)? К какой общественной группе (сословию, классу) он принадлежал?
2.Если возможно, опиши его внешность, черты характера.
3. Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Каким путем добивался своей цели? Установи по делам, поступкам, какие сильные и слабые стороны характера проявились в его деятельности.
4. Оцени результаты его деятельности: для государства, народа, живущих рядом с ним людей, для развития культуры, страны
5. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, какие - неодобрение?
Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля (вариант 3)
1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?
2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?
3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).
4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.
5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.
Памятка
для решения познавательные задачи по истории
1. Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к ней.
2. Начните обдумывать данные в тексте условия и определите, что они дают для ответа на вопрос.
3. Если в условии текста познавательной задачи не хватает данных для решения, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что их этих знаний может помочь решению.
4. Своё решение обязательно докажите. Если из условия задачи следует нескольких выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.
5. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи?
6. Ещё раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные вы учли?
7. Проверьте, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи вы сделали и доказали?
8. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия?
Памятка – алгоритм для характеристики исторической личности
1.Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
2. Задачи, которые стремиться решить исторический деятель личности, и методы их решения.
3. Интересы какого класса выражает исторический деятель личности?
4. Значение его личных качеств.
5. Оценка результатов деятельности исторической личности.
Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля (вариант 2):
1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?
2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?
3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).
4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.
5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.
Алгоритм комментирования политического высказывания
1.Изложить высказывание своими словами.
2. Выразить свое отношение к высказыванию, пояснить свою точку зрения.
3. Дополнить высказывание, если это необходимо.
4. Оценить высказывание с моральной точки зрения.
5. Сделать вывод.
Работа с цитатой
1. Цитатой пользуются для уточнения собственных мыслей, для их подтверждения.
Для цитирования выбирай те места, которые наиболее полно и точно выражают основные мысли автора.
Нельзя злоупотреблять цитатами. Ссылка на авторитет – это не доказательство.
Цитата должна выписываться так, чтобы в ней заключалась законченная мысль автора.
Выписывать цитату следует тщательно, без замены слов, с соблюдением всех знаков препинания, обозначением пропусков.
Каждая цитата заключается в кавычки.
После цитат указывается источник, т.е. фамилия автора, название книги, место и год издания, номер тома и страницы.
Анализ статистических данных.
1. Изучите представленные статистические данные.
2. Сделайте выводы о тенденциях явлений и процессов, отраженных в статистическом материале (динамика, уровень, удельный вес, роль данного явления).
3. Определите процессы, отраженные в этих явлениях. Объясните их важнейшие причины, закономерности, возможные последствия, перспективы, значение.
Памятка – алгоритм к изучению материала по революции
Причины революции.
Задачи революции («зеркально» причинам)
Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их.)
Класс – гегемон (класс – руководитель данной революции.)
Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а так же по составу движущих сил.)
Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика.)
Итоги революции.
Значение:
а) международное, б) внутреннее.
Памятка – алгоритм по формированию (развитию) умения доказывать
Доказательство состоит из аргумента (довода), рассуждения и вывода.
Проанализируй задание, уясни, что требуется доказать.
Определи вывод, который вытекает из доказательства.
Определи источник, каким будешь пользоваться для аргументации своих выводов.
Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.
Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.
Выясни, все ли аргументы исчерпаны.
Памятка – алгоритм по требованиям к качеству речи
Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.
Логичность: последовательность изложения, её пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путём использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.д.
Правильность и чистота речи.
Овладение стилем изложения, исторической терминологией.
Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.
Рекомендации по составлению логических схем
Просмотрите материал учебника и выпишите заголовки разделов (параграфов), а так же заголовки подразделов.
Внимательно изучите каждый раздел, выписывая из соответствующих разделов основные понятия, встречающиеся в тексте.
Ещё раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями внутри разделов и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия, категории.
Найдите наиболее общие понятия или категории, объединяющие всё содержание текста. Не исключено, что это объединяющее понятие заключено в заголовках текста.
Постройте логическую структуру (схему), включающую выбранные вами понятия с учётом взаимосвязи между ними.
Если удалось найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы может получиться иерархическая структура (дерево).
Если одни понятия вытекают из других, можно установить причинно – следственные связи или построить логические цепочки.
Если понятия, категории, факты связаны хронически, то можно построить хронологические таблицы.
Прочитав текст ещё раз, сверьте полученную логическую структуру, при необходимости уточняя её.
При составлении логических структур руководствуйся следующими требованиями:
Простота схемы, выражающаяся в минимальном количестве элементов схемы и их связей;
Целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение в пространстве схемы (например основные, вспомогательные и т. п.)
Наглядность, для чего используются цветовые оттенки, а так же табличный, диаграммный, иллюстрированный материал.
Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений:
1. Причины возникновения явления:
-противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,
-потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.
2. Содержание явления, его развитие:
-важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия,
-социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.
3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.
4. Последствия развития и значение явления:
-разрешение данным явлением назревших противоречий,
-влияние данного явления на общий процесс исторического развития.
Критерии оценки сообщений учащихся
Внимательно слушай выступления товарища, комментарии, делай необходимые тебе пометки анализируй его выступление (руководствуясь приведенными памятками – алгоритмами) и оцени, руководствуясь следующими критериями:
Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения темы (проблемы.)
Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование теоретических положений фактами обобщение фактов и формулирование выводов.
Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции), выражено ли своё отношение.
Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путём использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т.п., правильность и чистота речи, владение исторической терминологией.
Общие правила составления плана при работе с текстом:
1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.
Как дать рецензию на ответ товарища:
1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.
2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.
3. Вспомните, выразил ли ученик своё личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.
4. Употреблял ли он в рассказе необходимые термины и понятия.
5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).
Как составить синхронистическую таблицу:
1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.
2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.
3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время.
4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.
5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.
11. Значение выступления, его результаты.
Как дать оценку историческому событию:
1. Установите причины события.
2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп.
3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.)
4. Связь с другими подобными событиями.
5. Значение:
-для участников события,
-для последующего исторического развития.
Рекомендации по написанию реферата на историческую тему:
1. Определить цель написания реферата в соответствии с поставленной темой.
2. Составить план.
3. При чтении литературы выделить основные идеи, положения, доказательства, чтобы затем сосредоточить на них своё внимание.
4. Классифицировать собранный материал, обобщить, сделать вывод.
Структура реферата:
1. План или оглавление с указанием страниц.
2. Обоснование выбора темы.
3. Теоретические основы выбранной темы.
4. Изложение основного вопроса.
5. Вывод и обобщение.
6. Практическое значение реферата.
7. Список используемой литературы.
8. Приложения.
Примерные аспекты содержания реферата.
1. Вводная часть:
Обоснованность выбора темы (её актуальность, значимость, новые современные подходы к решению проблемы, наличие противоположных точек зрения и желания в них разобраться, противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории, личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме).
2. Основная часть:
суть проблемы, изложение объективных исторических сведений по теме реферата,
критический обзор источников
собственные сведения, версии, оценки.
3. Заключение:
основные выводы,
результаты и личная значимость проделанной работы,
перспективы продолжения работы над темой.
Оформление титульного листа:
название школы,
тема реферата,
Ф.И. автора, класс,
Ф.И.О. учителя,
год написания реферата.
Отзыв учителя:
содержательность, логичность, аргументированность изложения материала и обобщение выводов;
умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизировать и обобщать материалы;
умение выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по проблеме реферата, давать ей критическую оценку;
присутствие личностной позиции автора, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений;
умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность выражений, индивидуальность стиля реферата;
правильное оформление реферата, соответствие с планом, наличие цитат, их оформление,
сопроводительные материалы к реферату.
Правила составления плана
Планы бывают нескольких типов: простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный, план — опорная схема. |
Как составлять простой план.
1.Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
2.Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
3.Озаглавьте части.
4.Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5.Запишите план.
Как составлять сложный план.
1.Внимательно прочитайте изучаемый материал.
2.Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
3.Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
4.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Вопросный план.
Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: как.., сколько.., когда.., почему… и т. д., но не есть ли…, пришел ли… и т. п.).
Цитатный план.
Цитата- это дословная передача чужого высказывания.
Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те мысли, которые войдут в конспект.
В соответствии с правилами записи и сокращения цитат выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:
1-й вариант:
1. (цитата);
2.(цитата);
3.(цитата).
2-й вариант
Основные вопросы.
Доказательства (цитаты)
Тезисный план.
Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.
1.Прочитайте текст. В каждом абзаце выделите предложения, в которых выражается главная мысль абзаца.
2. Запишите эти предложения в том порядке, в каком они предъявлены в тексте.
3. В процесс записи пронумеруйте их. У вас получатся тезисы текста.
План — опорная схема состоит из опор — слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.
Как подготовить эссе
В отличие от реферата эссе не имеет четкого плана, внутренняя структура текста произвольна. Это не научная работа, поэтому не требуется обоснование каждого положения или вывода, а перечисление доказательств может предшествовать формулировке проблемы. Эссе более субъективно, эмоционально: в этом жанре часто используются парадоксы и неожиданные литературные приемы. Оценивание эссе – достаточно сложная работа, так как часто мнение и восприятие автора не совпадают с мнением и восприятием проверяющего.
Критерии оценки эссе.
1. Автор должен привести наиболее яркие, выразительные факты для подтверждения своего мнения; аргументы должны соответствовать проблеме.
2. многословие не является показателем качества, поэтому мысли должны быть изложены четко, с соблюдением норм русского языка.
3. литературная сторона не должна превалировать над исторической тематикой.
Как организовать работу над эссе.
1. Если тема сформулирована в виде понятия (например: «Революция», «Деспотизм», «Свобода»), посмотрите его значение в разных словарях. Политический, философский, толковый словари наверняка дадут дополняющие друг друга определения, что поможет вам начать работу.
2. Подумайте, какие периоды, события, деятели истории могут послужить достойными иллюстрациями (или выразителями) этих понятий.
3. Обратитесь к словарю афоризмов: здесь вы найдете высказывания известных личностей по ключевым философским проблемам. Как правило, цитаты в таких словарях подбираются по ключевым словам.
4. Посмотрите эссе известных писателей, обратите внимание на структуру текста. Попробуйте написать короткое размышление в таком же стиле.
5. Когда собран материал, продумана структура – приступайте к написанию основного текста.
6. Эссе в отличие от реферата в большей степени выражает эмоции и точку зрения автора. Поэтому вводите такие обороты, как «по моему мнению», «я считаю», «я одобряю» и т.п.
Как работать с журналом
Знакомство с номером журнала начинай с просмотра содержания. Это поможет тебе выбрать самые интересные материалы.
Если встретится непонятное слово или выражение, обратись к словарям, энциклопедиям, справочникам.
Читай журнал внимательно, не торопясь.
Обменивайся мнениями по поводу прочитанного с товарищами, родителями, учителями, библиотекарем.
Подумай, как можно использовать в учебе сведения, полученные из журнала.
Как писать отзыв о историко- художественной книге
Внимательно подумай, какова основная тема произведения, какая историческая эпоха описывается в книге, правильно ли с исторической точки зрения изображается событие и исторические деятели. Постарайся ответить на эти вопросы, используя свои знания, учебник по истории и научно-популярную литературу, предисловие к книге, рецензию на нее.
Подумай, как автор относится к описываемым событиям и героям, на чьей стороне его симпатии.
Каково твое собственное мнение о книге? Каковы, на твой взгляд, художественные достоинства книги?
Как читать газету
Старайся читать газеты каждый день.
Чтение газет начинай с просмотра названий рубрик, заголовков статей. Это поможет тебе выбрать наиболее важный для тебя материал.
Обрати внимание на незнакомые слова. Их значение ты найдешь в словаре.
Можно вырезать наиболее понравившиеся статьи. Такие вырезки удобно хранить в специальных папках, посвященных той или иной теме.
Как комментировать газетные сообщения (вопросник)
Какова тема сообщения?
2.Что тебе известно об упоминаемых в сообщении фактах, событиях, политических партиях, организациях, деталях?
3.В какой обстановке (экономической, политической) происходит данное событие? Каковы причины события?
4.Какие закономерности или существенные черты развития современного общества проявились в событии?
5.Является ли событие, о котором сообщает газета, обычным для данной страны, или его следует рассматривать как исключительное?
6.Попытайся определить общие черты такого рода событий. Интересы каких классов и социальных групп затрагивает данное событие?
7.Каковы последствия (уже наступившие или возможные) описываемого события?
8.Каково значение события?
План - вопросник исследования исторических документов
Происхождение текста:
Кто написал?
Когда?
Вид источника (письмо, дневник, официальный документ, литературное произведение и т.д.)
Полный документ или отрывок?
На языке оригинала или в переводе?
Содержание текста:
Следует сделать обзор структуры текста –
озаглавить отдельные абзацы,
подчеркнуть ключевые слова, события, персоналии
Достоверность информации текста:
Автор – свидетель первой или второй очереди (рассказывает с чужих слов)?
Текст первичен или вторичен (приводится цитата из другого текста)?
Предрассудки в тексте:
Были ли у автора специальные намерения? Какие?
Является ли автор квалифицированным обозревателем?
Есть ли у автора особые симпатии, предпочтения?
Является ли автор представителем определенной точки зрения или предлагает исключительный взгляд на события?
Является ли данный источник единственным по этому событию?
Как подготовиться к выступлению
Точно установи, о чем будешь говорить, подумай зачем.
2. Тщательно отбери тот материал, который раскрывает данную тему.
3.Составь план, располагающий материал в строгой последовательности.
4. Подумай, как интереснее начать, не торопись с первым предложением.
Оно должно определять последующие 5.Определи, что главное в твоем сообщении, расскажи об этом подробно, последовательно, понятно. Не увлекайся малозначащими подробностями.
6. Для доказательства своих положений привлекай необходимые историко-литературные факты, установи причинно-следственные связи событий.
7.Рассказывая, делай по ходу сообщения, выводы, характеризуй, обобщай, помогай слушателям понять все полностью.
8. Заканчивая, сделай правильные выводы и обобщения, постарайся помочь слушателям понять твою основную мысль быстрее и точнее, четко выскажи свое отношение к сказанному.
9.Заранее обдумай заключительное предложение, чтобы оно сделало текст завершенным.
Памятка
по работе с архивными документами
Использование архивных документов постепенно становится обязательной нормой написания любой формы исследовательской работы для учащихся образовательных учреждений. Но использование архивных документов, их представление в работе будут лишь тогда результативны, когда исследователь может грамотно определить, что же нужно и как можно получить материал из данного конкретного архивного источника. Для этого необходимо определить некий последовательный алгоритм работы:
1. Изучение определенного круга исторической литературы по теме исследования
2. Выявление в литературе списка использованных фондов архивов и типов документов
3. Определение архивохранилища для работы, его состава фондов (Работа с путеводителем в архиве). Таким образом, главной задачей станет определение по путеводителю номеров фондов по теме исследования
4. Выписка названий и номеров фондов путеводителя, номера описи, соответствующей хронологическому периоду; заведующая читальным залом заказывает эти описи в архивохранилище
5. Работа с описями, каталогами. В описях представлены названия документов и проаннотировано их основное содержание, даны крайние хронологические даты представленных материалов. В каталогах представлены справочные карточки, расположенные строго по тематическому и хронологическому принципам. В карточках написано название документа, дата и место его создания, выходные данные (фонд, опись, номер дела, лист). В процессе работы с описями и справочными пособиями архивов необходимо выписывать поисковые данные (шифры) и заголовки единиц хранения
6. Заголовок выписываемого дела (документа) указывает на принцип формирования дела
7. После завершения работы с описями и составления карточек по интересующим делам (документам) оформляется заказ у заведующего читальным залом архива на специальном бланке. На этом бланке указываются все исходные данные, начало названия дела, количество страниц, хронологический период дела
8. После выполнения читальным залом заказа исследователя, начинается непосредственная работа по поиску необходимой для написания работы информации. Информацию можно заносить в тетрадь, на карточки. Данные в тетрадях обязательно заносятся с выходными данными: фонд, опись, дело, лист, подлинник или копия, имеющиеся пометы. Только в этом случае документ приобретает силу реального источника.
9. Ведение записей при работе с документами
Цитата берется в кавычки, текст записывается дословно, с сохранением стиля эпохи. К цитате необходимо составить аннотацию: из какого документа она взята, о чем в нем говорится. Исключение из цитаты отдельных слов и фраз в принципе нежелательно, поскольку неизбежно ведет к искажению содержания документа. Искажение содержания практически гарантировано способствует искажению научного смысла источника, и чаще всего факты становятся непригодны к использованию в качестве научного доказательства.
Изложение традиционно представляется в записях исследователей или сборниках документов и материалов, опубликованных в печати, записанным в квадратных скобках. Например, [докладная записка …..о восстановлении связи после интервенции. В записке представлен комплекс мероприятий по решению намеченной проблемы]. В квадратных скобках могут быть раскрыты допущенные в документе сокращения слов.
10. Порядок ссылок на архивные документы. Ссылки на источники сведений, приводимых в исследовательских работах, делают возможной проверку этих сведений, позволяют судить об их достоверности, облегчают продолжение исследования. Без оформления ссылки ставится под сомнение сам факт, сообщаемый в исследовании, и научная ценность проведенной работы.
Ссылки отличаются от системы примечаний. В последних раскрывается смысловое значение непонятного термина, дается расшифровка сокращений, вводится исторические данные о предприятиях, конкретных личностях и пр. После подобных текстов также требуется поставить выходные данные источника (литературы или архива).
32