Памятки по истории
№ 1. Каким должен быть устный ответ по истории
1. Ответ должен строго соответствовать вопросу, поставленному учителем, и раскрывать его
2. Ответ состоит из вступления, основной части и заключения
3. Ответ должен быть последовательным, включать все основные факты, термины, географические названия и имена по данной теме
4. Основные мысли следует подтверждать фактами
5. При необходимости ответ должен сопровождаться показом по карте, описанием рисунков и т.д.
Просмотр содержимого документа
«Памятки по истории...»
Памятки по истории
№ 1. Каким должен быть устный ответ по истории
1. Ответ должен строго соответствовать вопросу, поставленному учителем, и раскрывать его
2. Ответ состоит из вступления, основной части и заключения
3. Ответ должен быть последовательным, включать все основные факты, термины, географические названия и имена по данной теме
4. Основные мысли следует подтверждать фактами
5. При необходимости ответ должен сопровождаться показом по карте, описанием рисунков и т.д.
№2. Как работать с письменным историческим источником
Назовите вид исторического источника
Прочитайте заглавие и вид и имя автора документа (если они имеются)
Прочитайте текст, выясните значение неизвестных слов
Выделите в тексте основные мысли
Прочитайте вопрос и найдите на него ответ в тексте исторического источника
Подтверждает ли этот документ то, что вам известно? Или он противоречит тому, что вы уже знаете? Попробуйте объяснить это противоречие.
№3. План описания вещественных исторических источников (посуды, мебели, одежды, предметов быта и т. д.)
Назовите автора и время создания (если они известны)
Назовите материал, из которого изготовлена вещь и способы её украшения (декоративные детали, роспись).
Предположите, для чего использовалась эта вещь.
Существуют ли сегодня подобные вещи? Если да, то какие именно, как они изменились с течением времени?
№4. Как составить план изучаемого текста
Внимательно прочитайте текст, разделите его на части так, чтобы в каждой части была законченная мысль.
Озаглавьте каждую часть текста. Названия пунктов плана могут быть сформулированы: а) как вопросы; б) как повествовательные предложения; в) как ключевые фразы из текста, отражающие основную мысль части текста.
Проверьте, чтобы пункты плана не повторяли друг друга и один пункт не был частью другого.
№5. Как описать расположение государства (города) по карте
Определите, на каком континенте находится государство.
Какие реки, озера, моря находятся на его территории? Какие океаны его омывают?
Какие государства (города) граничат с ним (или располагаются рядом)?
Легко ли было добраться до этого государства (города) по воде, по суше?
№6. Как составить описание иллюстрации (рисунка, репродукции, реконструкции)
Внимательно рассмотрите иллюстрацию, прочитайте название и имя автора (если есть).
Определите, знакомо ли вам событие, изображенное на иллюстрации.
Опишите, кто (что) находится в центре иллюстрации. Обычно там располагаются главные персонажи.
Обратите внимание на выражение лиц, одежду и другие детали.
Опишите, кто (что) окружает главных персонажей.
Предположите, насколько правдиво изображение, какие детали вызывают сомнение.
№7. Как составить рассказ об исторической личности
Определите время жизни, даты рождения и смерти, годы правления, самые значительные его свершения и др.
Обратите внимание на его внешний облик.
Определите особенности характера.
Определите, чем знаменит этот человек в истории.
Дайте оценку деятельности исторической личности. Обоснуйте свою позицию.
Используйте дополнительную литературу, интернет - ресурсы.
№8. Как сравнивать (предметы, явления, исторических деятелей и т.д.)
Простое сравнение | Развернутое сравнение |
Установите, что вы сравниваете Определите: -общие черты -отличительные черты 3. Сделайте выводы | 1. Установите, что вы сравниваете. 2. Наметьте план (линии) сравнения. 3. По плану определите общие черты. 4. Установите отличия. 5. Сделайте выводы. |
№9. Как изучать памятник архитектуры
Установите название памятника, время создания, имя автора, место нахождения, его сохранность.
Определите назначение сооружения (оборонительное, жилой дом, храм и др.)
Опишите памятник: объясните его связь с окружающей местностью; опишите его форму, силуэт (прямоугольная, круглая и др.); опишите его архитектурные элементы (колонны, арки и др.) и украшения (лепка, резьба и др.)
Установите, какую историческую информацию содержит сооружение (о памятных исторических местах, о военном прошлом, о культуре и др.)
Оцените художественные достоинства сооружения. Выразите свое отношение к памятнику.
№ 10. Как изучать войны
Назовите хронологические рамки войны
Сформулируйте причины войны
Назовите участников войны, сравните силы сторон.
Последовательно опишите ход военных действий: важнейшие сражения, полководцев и героев сражений.
Обозначьте итоги войны: условия мира, причины победы (поражения в войне).
Сформулируйте значение войны для её участников и других государств
№ 11. Как готовить творческое задание
Определите, что станет результатом вашей деятельности (презентация, сообщение, модель и др.).
Сформулируйте для себя основной вопрос, на который будете искать ответ, выполняя творческое задание.
Отберите наиболее важную информацию и иллюстрации, необходимые для выполнения творческого задания.
Оформите свою работу: напишите текст, сделайте презентацию и др.
Подготовьте устное выступление
№ 12. Как запоминать даты
Если вам нужно запомнить год события, сначала запомните век, а затем – в какой части века оно произошло.
Составьте ленту времени и отмечайте на ней все события, отслеживая их последовательность.
Сделайте карточки, на одной стороне которых напишите дату, а на другой – название события. Перебирайте их, вспоминая сначала событие по дате, а потом дату по событию.
№ 13 Памятка характеристики исторического источника
Принадлежность к определенному времени
Сфера общественной жизни, в которой возник и использовался источник
Материал, форма , стиль , язык источника
История источника
Значения источника как свидетельства своего времени
Информативность источника
Степень субъективности и объективности источника
Соотношения с другими источниками; сходства и расхождения свидетельств
№ п/п | Термин | Происхождение (язык, эпоха) | Перевод на русский язык первоначального значения | Смысл термина (с указанием вариантов употребления) |
№ 14 Работа над понятийным аппаратом
№ 15. Форма конспекта
| Тема |
Ключевые моменты могут быть зафиксированы в виде вопросов к тексту в правой колонке, помогают осмыслить материал, установить необходимые взаимосвязи. (Ширина колонки – 6 см) | Вопрос № 1. Вопрос № 2 Содержание вопросов, записи рекомендуется делать максимально короткими предложениями, не перегружая ненужными деталями и подробностями. (Ширина колонки 15 см) |
Выводы ( Высота раздела – 5 см, размещается внизу страницы). В нескольких предложениях формулируется и фиксируется своими словами основной смысл вопроса |