СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятки ученикам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Памятки. В помощь ученикам 5-9 классов по составлению кластера, синквейна и интеллект-карт,  которые так полюбились моим ученикам и применяются на уроках истории и обществознания.

Просмотр содержимого документа
«Памятки ученикам»

Памятки ученикам

Памятка № 1

Как составить синквейн



Слово "синквейн" происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по следующим правилам: 
• 1 строчка - одно существительное;
• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
• 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;
• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.


Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.
































Памятка №2.

Как составить кластер.


Кластер(«гроздь») – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.

Кластер  помогает конкретизировать  тему, образ, помогает  развитию речи, мышления, воображения. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила их составления очень просты. Рисуется модель Солнечной системы: звезда, планеты и их спутники. Звезда в центре - это тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники.  


  1. Прочитайте весь текст от начала до конца. (при необходимости дважды) Читайте вдумчиво, не торопитесь.
    Если вам попадается непонятное слово, обязательно выясните его значение в словаре.


  1. Посередине  листа  запишите ключевое слово или предложение, которое является главным  для раскрытия темы, идеи.



  1. Вокруг этого слова  напишите слова или предложения, выражающие суть идеи, факты, образы,  подходящие для данной темы. Не бойтесь записывать все, что приходит на ум. Дайте волю воображению и интуиции. Продолжайте работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.



  1. По мере записи все слова  соедините с ключевым словом. У каждого слова- спутника тоже могут появиться свои слова- спутники. Постарайтесь построить как можно больше связей. Не следуйте заранее определенному плану.



  1. В ходе работы исправьте и дополните неверные или неточные высказывания.







Памятка №3

Как составить интеллект-карту

В основе создания интеллект-карт лежит процесс радиантного мышления. Суть его заключается в следующем: берется какая-то определенная основная тема, а затем от нее, как лучи от солнца или ветви от ствола дерева, строятся различные идеи, так или иначе связанные с основной темой. Устанавливаются также связи между различными ветвями. Каждая новая идея (ветвь) становится исходной точкой для продолжения этого процесса, то есть вновь от нее отходят связанные с ней идеи. В принципе, этот процесс может быть бесконечным. Вот некоторые простые правила, которые описывают такой процесс мышления.

Итак, мы решили нарисовать интеллект-карту. Последовательность наших действий такова:

1.Берем лист бумаги формата А4 или А3 и цветные карандаши, ручки или фломастеры.

2. Кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним-двумя словами обозначаем основное понятие или анализируемую проблему (бизнес-план, отдых летом, здоровый образ жизни, кредит в банке, план выступления, содержание статьи, повестка дня и т.д.) Обводим это понятие в рамку или в кружок.

3.От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви - основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными. Подписываем каждую одним-двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами. Рисуя интеллект-карту, применяем, как можно больше цветов и как можно чаще используем рисунки.

4.От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек - развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.

5.Смысловые блоки отделяем линиями, обводим в рамку (не забываем про цвета).

6.Связи между элементами интеллект-карты показываем стрелками (тоже разного цвета и толщины).

Итак, резюмируем: вы начинаете с основной темы, задаете наиболее важные общие идеи, относящиеся к ней, и располагаете их как ветви вокруг нее, а затем развиваете эти темы в под-ветви (ветви 2, 3 и т.д. порядков), на которых помещаете ваши идеи или ключевые слова.

Пример




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!