памятники русской архитектуры XVIII
В XVIII веке Россия пережила значительные преобразования,
связанные с именем Петра I. Эти реформы оказали глубокое влияние на все сферы жизни
страны, включая культуру. В этот период Россия активно взаимодействовала с Европой,
что привело к значительным изменениям в культурной жизни страны.
Архитектура XVIII века характеризуется появлением новых стилей и направлений. В этот период были построены многие известные архитектурные памятники, такие как Зимний дворец, Смольный собор и Исаакиевский собор.
Ещё до Петра в русской архитектуре появилась разновидность стиля барокко —Главным архитектором этого периода стал Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (1697–1771). Его отца, известного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли, пригласил в Россию Пётр I. Первым большим самостоятельным произведением В. В. Растрелли стала церковь Большого Петергофского дворца (1751). В 1754 г. был завершён Строгановский дворец в центре Петербурга. Изначально узорные решётки его балконов были вызолочены, а фасад украшен статуями, которые символизировали части света. До нашего времени сохранились причудливые рельефные медальоны .
Строгановский дворец, вид с набережной реки Мойки.
За ними последовали павильоны «Эрмитаж» (1754) и «Грот» (1757) в Царском Селе. В 1756 г. там же был завершён величественный Екатерининский дворец, который поражал современников своим объёмом и великолепием убранства.
Екатерининский дворец в Царском Селе.
В 1758 г. был завершён Воронцовский дворец по проекту Растрелли. На его принадлежность к барочному стилю указывают фантазийные украшения окон, узорные решётки, обильная золочёная лепнина. Но визитная карточка Растрелли, конечно, Зимний дворец (1762)
Северный фасад Зимнего дворца, обращённый к Неве
Существующий ныне дворец — пятая по счёту зимняя резиденция русских императоров. Он представляет собой трёхэтажное здание четырёхугольной формы. К каждому углу пристроен флигель. У дворца три фасада, обращённых к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. По мнению исследователей, в Зимнем дворце сочетаются приёмы классицизма (трёхчастное деление фасада и симметрия), барокко (обилие статуй, золочёная лепнина) и рококо (изящные элементы декора в виде перьев, морских раковин). Стоит отметить, что смешение стилей характерно для многих зданий XVIII в.: архитектура развивалась значительно быстрее, чем в Европе, и мастера хотели вместить в свои проекты все самые актуальные приёмы.
Стиль рококо в России развивался наряду с барокко. Он отличается от барокко большим изяществом, лёгкостью декора, в котором используются элементы растительного и животного мира. В России развитие этого стиля связано с творчеством А. Ринальди, который построил в Ораниенбауме Китайский дворец (1768).
В оформлении фасадов изящного одноэтажного здания использованы ризалиты — выступающие объёмы, которые разбивают их монотонность. Они украшены пилястрами, фронтонами и фигурными аттиками. В изначальном варианте кровля дворца была украшена статуями.
В стиле рококо построен и павильон Катальной горки в Ораниенбауме. Ринальди также создал немало шедевров в стиле классицизма — наиболее известен Мраморный дворец в Санкт-Петербурге (1785).
Мраморный дворец .
В последней трети XVIII в. в российской архитектуре утверждается классицизм. Для него характерны симметрия, строгость, лаконичность. Классическая архитектурная композиция называется ордером . В нём есть три части: стереобат (основание), колонны и антаблемент (то, что располагается на колоннах). В зависимости от формы этих элементов различают ионический, дорический и коринфский ордеры.
Капители тосканского, дорического, ионического (в двух вариантах), коринфского и композитного ордера. Иллюстрация из энциклопедии эпохи Просвещения, XVIII в.
Приход в Россию классицизма связан с творчеством Джакомо Кваренги (1744–1817). Одна из его ранних построек в Петербурге, которые сохранились до наших дней, — Эрмитажный театр. Обратите внимание, насколько он отличается от Зимнего дворца: никаких вычурных украшений, строгие колонны, несколько лаконичных статуй украшают фасад.
Эрмитажный театр.
По проекту Кваренги в Петербурге построен Конногвардейский манеж (1807), Мальтийская капелла (1800), Александровский дворец в Царском Селе (1796), Дворец Юсуповых на Садовой улице (1793), здание Смольного института и другие сооружения.
Александровский дворец.
Смольный институт. Литография С. Ф. Галактионова
В конце XVIII в. в перечне ведущих архитекторов Петербурга появляются русские имена. В первую очередь это И. Е. Старов, построивший Таврический дворец (1789) — резиденцию Г. А. Потёмкина. Двухэтажное здание увенчано плоским куполом, в центре фасада находится шестиколонный портик, от центрального корпуса в обе стороны отходят одноэтажные галереи, соединяющие его с флигелями. Другое знаменитое творение Старова — Троицкий собор Александро-Невской лавры (1790), который представляет собой однокупольный храм с двумя монументальными колокольнями.
Таврический дворец в Санкт-Петербурге.
В Москве в этот же период работал архитектор Василий Иванович Баженов (1737–1799). Он сделал головокружительную карьеру: был выходцем из семьи простого дьячка, в 1755 г., попал в гимназию при только что открывшемся Московском университете — в класс, выпускники которого должны были стать одними из первых учеников Академии художеств. В числе самых талантливых студентов Баженова отправили на обучение во Францию и Италию. К сожалению, многие проекты Баженова остались на бумаге. В конце жизни он лишился всего из-за связей с масонами и лично Н. И. Новиковым. Из реализованных проектов Баженова наиболее известен Дом Пашкова (1786) — шедевр классицизма, расположенный в центре Москвы.
Дом располагается на высоком холме. Его центральный корпус имеет форму куба, увенчанного круглой башенкой — бельведером. От корпуса отходят две одноэтажные крытые галереи, ведущие к двухэтажным флигелям с четырёхколонными портиками, — так устроен центральный фасад. С противоположной стороны дом выглядит совсем другим: с маленьким уютным двориком, без парадной лестницы и боковых частей. Долгое время Дом Пашкова считался самым красивым зданием Москвы. М. А. Булгаков поместил на его крышу героев своего романа «Мастер и Маргарита».
Современником Баженова был архитектор Матвей Фёдорович Казаков (1738–1812). Он перестроил весь центр Москвы в стиле классицизма. К сожалению, большинство зданий были уничтожены пожаром 1812 г. Среди сохранившихся — уникальный Петровский дворец (1780), сочетающий в себе элементы классицизма, неоготики и русского узорочья; Сенатский дворец в Кремле, выстроенный в форме треугольника, с фасадами, украшенными тремя ризалитами.
Сенатский дворец в Кремле
Самое известное здание Казакова — Дом Благородного собрания (1780-е). Это лаконичное трёхэтажное здание с фасадом, украшенным четырёхколонным портиком, увенчанное плоским куполом.
Именно сюда в поэме «Евгений Онегин» приезжает Татьяна на свой первый московский бал:
Её привозят и в Собранье. Там теснота, волненье, жар, Музыки грохот, свеч блистанье, Мельканье, вихорь быстрых пар, Красавиц лёгкие уборы, Людьми пестреющие хоры, Невест обширный полукруг, Всё чувства поражает вдруг.
Дом Благородного собрания.
Таким образом, XVIII век стал важным этапом в развитии русской культуры. Россия активно взаимодействовала с Европой, что привело к появлению новых форм искусства, литературы, архитектуры и образования. В то же время русская культура сохранила свои уникальные черты, что делает её богатой и разнообразной .
Царицыно (дворцово-парковый ансамбль)