СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Папка педагога по самообразованию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Папка педагога по самообразованию.

Просмотр содержимого документа
«Папка педагога по самообразованию.»








«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»


________________________________________________

Ф.И.О. педагога


________________________________________________

должность


_

Общий стаж

Пед. стаж

Пед. стаж в данном МДОУ

Категория

Дата последней аттестации

Дата предполагаемой аттестации









ТЕМА: «________________________________________

________________________________________

________________________________________»

название темы



__________________

учебный год

__________________

возрастная группа


Этап работы над темой: _________________

Дата начала работы над темой: _________________

Предполагаемая дата окончания работы: _________________










Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:


  • Работа по теме самообразования не менее 1 года;

  • Изучение научно-методической литературы;

  • Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;

  • Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

  • Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

  • Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;

  • Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;

  • Обучение на курсах повышения квалификации;

  • Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;

  • Активное участие в работе методического объединения района;

  • Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;

  • Обобщение опыта работы по теме самообразования.


Памятка для анализа процесса самообразования:


  1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.

  2. Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.

  3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)

  4. Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)

  5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.



















Система работы педагогов по самообразованию:


В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).

В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:

  • Изучают необходимую литературу.

  • Посещают РМО, для обогащения опытом работы.

  • Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.

  • Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.

В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.


Тема: «…»

Цель: «…»

  1. повышение профессионального уровня;

  2. изучение методической литературы по теме самообразования;

  3. внедрение технологии или методики в практику;

  4. разработка конспектов или вариантов планирования;

  5. проведение семинара-практикума;

  6. обобщение и систематизация знания по_______


Задачи:

    1. Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования...)

    2. Разработать перспективный план работы с детьми

    3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года

    4. Организовать работу кружка, создать учебную программу.

    5. Оформить в группе уголок…..

    6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,

    7. Подготовить (принять участие) в семинаре …..

    8. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»


Выход темы:

  • Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…)Тема: «…» (месяц)

  • Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)

  • Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»

  • Оформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)

  • Сборник консультаций для родителей. Тема «…»

  • Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Используемая литература:

Автор, название, год издания, издательство.


Тематика самообразования педагогов в соответствии с опытом и педагогическим стажем:


Для молодых специалистов:

  • Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

  • Формирование основ педагогического мастерства;

  • Развитие умений и конструктивных способностей.



Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

  • Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

  • Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

  • Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

  • Проявление творческого потенциала педагога;

  • Пропаганда своих достижений;

  • Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

  • Овладение методикой работы с детьми;

  • Адаптация к педагогической деятельности.


Тематикой самообразования также может быть:

  • одна из годовых задач ДОУ;

  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Этапы самообразования

  1. Интерес (Чего хочу?)

- определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)

- формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)

  1. План (Как достигну?)

- отбор действий (Что надо сделать?)

- установка их последовательности (В какой последовательности?)

- определение сроков (Когда?)

  1. Работа

- обучение и воспитание (Что делаю?)

- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)

- сбор информации для анализа (Как получается?)

  1. Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)

- подбор методик анализа

- проведение анализа

- выводы

  1. Будущее (Что дальше делать?)

- задачи на будущее



Деятельность воспитателя в области самообразования может включать в себя:

– систематический просмотр определенных телепередач;

– чтение конкретных педагогических периодических изданий;

– чтение методической, педагогической и предметной литературы;

– обзор в Интернете информации по исследуемой теме, педагогике, психологии, педагогических

технологий;

– посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;

– участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;

– изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

– изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики;

– прохождение курсов повышения квалификации;

– проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

– организация кружковой и свободной деятельности по теме;

– посещение предметных выставок и тематические экскурсии по теме;

– общение с коллегами в ДОУ, районе, городе и в Интернете и т.д.

Индивидуальный план самообразования


На ______________________ учебный год

ФИО________________________________________________________________________

Должность ______________________________________________


Тема: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Цель:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задачи________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________


Этап работы над темой _______________

Начало работы по теме ______________ предполагаемый срок окончания ___________

Основные вопросы для изучения ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Список изучаемой литературы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Изучение передового педагогического опыта ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творческое сотрудничество по теме самообразования (с кем) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Деятельность педагога в области самообразования ___________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практический выход ____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________


Мероприятия Срок проведения

_____________________________________________________

_____________________________________________________/________________________

Вывод по окончанию работы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возможные проблемы и пути решения по организации самообразовательной работы



Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

  • Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.

  • Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно-правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе

Подбор литературы:

  • Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

  • Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения

конкретной выбранной литературы:

  • Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме.

  • Включите современные взгляды на проблему

  • Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.

3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

  • Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

  • Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

  • Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.


Самообразование, как эффективная форма повышения профессионализма педагогов


  Самообразование – целенаправленная работа
  педагога по расширению и углублению
  своих знаний, совершенствованию 
  имеющихся и приобретению новых
  профессиональных навыков и умений.
(Педагогический словарь)


Понятие «самообразование» состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине.

В.А.Сухомлинский

Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.

Уровень профессионального мастерства педагогов во многом зависит от конкретных условий. В нашем МДОУ реализуются разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов:

  • курсы повышения квалификации,

  • участие в методических объединениях,

  • учеба в институте,

  • конкурсы профессионального мастерства


Однако, наиболее эффективной формой является система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса.

Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.






Основные критерии самообразования педагогов:


  1. Выбор темы с учётом индивидуального опыта, профессионального мастерства и интересов воспитателя.

  2. Интеграция направлений деятельности педагогов с общеобразовательной программой «Детство», «Программой развития МДОУ на период 2006-2011» и годовыми задачами воспитательно-образовательного процесса.

  3. Поддержка успешности профессионального самообразования методической службой МДОУ:

    • Помощь педагогам в выявлении проблемы, определении и формулировке темы их самообразования по результатам анкетирования «Достижения и трудности в моей педагогической практике» и «Способность педагога к саморазвитию»; 

    • Предоставление права выбора куратора (заведующий, старший воспитатель, опытный педагог), с которым разрабатывается план деятельности с учетом уровня профессионализма воспитателя для обеспечения эффективности своей деятельности.

    • Использование картотеки «В помощь занимающемуся самообразованием» в методическом кабинете, для изучения теоретических аспектов и ознакомления с опытом работы других педагогов, исследований ученых.

  4. Возможность презентовать свои наработки на институциональном и муниципальном уровнях: открытые занятия, творческие разработки, доклады, рефераты, статьи, игры-путешествия, конкурсы и викторины, консультации, семинары-практимумы, театральная деятельность, родительские собрания, оформление методических материалов, разработка собственных средств наглядности, создание собственной базы лучших конспектов занятий, сценариев, интересных приёмов и находок, организация работы кружка, оформление уголка в группе, написание отчёта, ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.

    • презентация результатов в различной форме (выставки, фотоколлажи, слайды).

  5. Составление общего плана работы педагогов по самообразованию

на основании индивидуальных планов, в котором фиксируются

проблемы, этапы работы, предполагаемые результаты и др. Это

помогает отслеживать процесс самообразования в целом по детскому

саду.



Работа в данном направлении даёт возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.





Диагностическая карта выявления факторов, влияющих на саморазвитие педагогов.

            Инструкция. Насколько Вы согласны с приведенными ниже утверждениями? (Поставьте, пожалуйста, баллы, соответствующие Вашему мнению:

5 – да;

4 – скорее да, чем нет;

3 – и да, и нет,

2 – скорее нет;

1 – нет).

Ф.И.О.педагога _________________________________________________

Оценка реализации потребностей педагогов в развитии и саморазвитии.

1.      Я стремлюсь изучить себя.

2.      Я оставляю время для развития, как бы ни был занят делами.

3.      Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4.      Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5.      Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное

время.

6.      Я анализирую свои чувства и опыт.

7.      Я много читаю.

8.      Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9.      Я верю в свои возможности.

10.  Я стремлюсь быть более открытым человеком.

11.  Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12.  Я управляю своим профессиональным развитием и получаю

положительные результаты.

13.  Я получаю удовольствие от освоения нового.

14.  Возрастающая ответственность не пугает меня.

15.  Я положительно бы отнесся (лась) к продвижению по службе.

                     

Дата заполнения______________________
















Анкета «Достижения и трудности в моей педагогической практике». 

Ф.И.О.Педагога _____________________________________________________________

Аспект педагогической деятельности

Степень затруднения


Очень

сильно

Сильно

Почти не затрудняюсь

Не испытываю затруднений

Могу поделиться опытом

1

2

3

4

5

  1. Планирование воспитательно-образовательной работы:

Календарное

 

 

 

 


Перспективное






  1. Умение поставить цель и задачи воспитательной работы

 

 

 

 


  1. Выбор форм воспитательной работы

 

 

 

 


  1. Введение инновационных форм воспитательно-образовательной работы

 

 

 

 


  1. Знание детской возрастной психологии

 

 

 

 


  1. Организация и проведение игровой деятельности

 

 

 

 


  1. Организация и проведение занятий.






  1. Индивидуальная работа с воспитанниками

 

 

 

 


  1. Работа с «трудными» воспитанниками

 

 

 

 


  1. Работа с родителями

 

 

 

 


  1. Обеспечение разумной дисциплины

 

 

 

 


  1. Эффективное использование пособий и игр

 

 

 

 


  1. Изготовление наглядного материала для оснащения групповой комнаты.






  1. Проведение диагностики.






  1. Составление анализа работы






  1. Планирование самообразования и повышения педагогического мастерства.








Дата заполнения_______________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!