СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира "Кто что ест"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Кто что ест"»

Урок окружающего мира

Тема: Кто что ест

Цель: познакомить с классификацией животных по типу питания.

Задачи: актуализировать знания о животном мире; воспитывать бережное отношение к природе; развивать наблюдательность, внимание, память.

Планируемые результаты:

Предметные

Научатся классифицировать животных по способу питания; моделировать схемы цепей питания, обнаруживать признаки приспособляемости животных к добыванию пищи и защите от врагов.


Метапредметные

Регулятивные.

  • Понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке;

  • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

  • Высказывать своё предположение.

Коммуникативные.

  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

  • Оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления:

Познавательные.

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний;

  • Отличать новое от уже известного;

  • Добывать новые знания;

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные

  • Демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;

  • Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с учебными задачами;

  • Умение формулировать точку зрения и ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации;

  • Умение договариваться о ролях в различных видах совместной деятельности;

Умение адекватно оценить своё поведение и поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи

Тип урока:

Урок «открытия» новых знаний

Оборудование: презентация к уроку, карточки для работы в группе, карточки для работы в паре, таблички, учебник, тетрадь.


Ход урока

1. Орг.момент

Мотивация к учебной деятельности

-Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.

-Наша планета прекрасна и удивительна, а самое главное – уникальна! На ней есть жизнь. Миллиарды лет назад на ней появились живые организмы. В том числе и мы. - Как называется наука, которая изучает животных?

- Зоология.

2.Актуализация знаний

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с разнообразием животных. Узнали, что ученые-зоологи делят царство животных на большое число групп по определенным признакам.

1.«Мозговая атака» Всё что знаем, вспоминаем

1)Эти лилии, огурцы, звёзды и даже ежи живут на морском дне, тело этих морских животных покрыто шипами или иглами.

(ИГЛОКОЖИЕ)

2)Животные, тело которых покрыто шерстью. Своих детёнышей они вскармливают молоком.

(МЛЕКОПИТАЮЩИЕ)

3)Представители этой группы часть жизни проводят на земле (т.е. на суше), а часть – в воде, за что и получили своё название.

(ЗЕМНОВОДНЫЕ)

4)К какой группе животных относятся пиявки?(ЧЕРВИ)

5)У животных этой группы тело покрыто перьями. Назовите представителей этой группы.

(ПТИЦЫ)

6)Отгадайте загадку:

Ползёт наоборот,

Задом наперёд.

Всё под водой

Хватает клешнёй.(Рак)

К какой группе животных относится рак?

(РАКООБРАЗНЫЕ)

7)Животные, у которых 6 ног. (НАСЕКОМЫЕ)

8)Животные этой группы имеют мягкое тело, которое у многих из них защищено раковиной. (МОЛЛЮСКИ)

9) Тело этих животных покрыто сухими чешуйками, а у некоторых есть панцирь.(ПРЕСМЫКАЮЩИЕ)

10)- Какие группы животных мы ещё не назвали?

(Паукообразные, рыбы).

- Дайте определение этим группам.

(Рыбы – животные, тело которых покрыто чешуёй.

Паукообразные – имеют 8 ног. Это пауки, скорпионы, сенокосцы.)

-Итак, мы узнали, что животных мы можем классифицировать по их строению и внешнему виду, но есть и другие способы классификации животных.

3.Сообщение темы и цели урока

-Назовите признаки живых организмов.

(Дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, умирают) СЛАЙД

-А что необходимо для роста и развития животного? ( Питание)

- Сегодня мы классифицируем животных по способу питания, и узнаем, кто что ест.

Откройте учебник на стр. 94. Найдите Вопросика. Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

На доске табличка

ЖИВОТНЫЕ

4.Работа по теме урока

1)Работа в группах (каждая группа изучает информацию и отвечает по плану)

-Для достижения этой цели я предлагаю вам поработать в группах. Сначала давайте вспомним правила работы в группах.

1.В группе должен быть главный.

2. Работать должен каждый.

3. Свое несогласие высказывай вежливо.

4. Если не понял – переспроси.

- Перед вами текст, в котором содержится информация о классификации животных по способу питания. Каждая команда должна изучить информацию, найти в тексте ответы на вопросы по плану.

Что за животное?

Чем питается?

Информация для 1 группы

В природе мыши обитают там, где есть пища, которой они могут питаться. В осеннее время мышь старается сделать запасы, которыми питается зимой.

Животные, обитающие в лесу, поедают семя трав, плоды деревьев, ботву растений, орехи, желуди и грибы.

Луговые, степные и полевые мыши едят зерно (пшено, гречку, ячмень, пшеницу и овес).

Полевка (полевая мышь) также может питаться стеблями злаков и семенами, любит рассаду и цветки.

-Какой пищей питается мышь? (растительной)

-Как вы думаете, как можно назвать животных, питающихся только растительной пищей

-Верно! Животных, которые питаются растительной пищей, называют растительноядными.

На доску табличка зеленого цвета.


РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ

СЛАЙД



Информация для 2 группы

Так как ласточка проводит практически все время в полете, то и питается она на лету. Паря в воздухе с открытым клювом птички ловят насекомых, являющихся основной едой. Ласточки отдают предпочтение лакомым для них жучкам, мошкам, кузнечикам, сверчкам и стрекозам.

-Как вы думаете, как можно назвать животных, питающихся только насекомыми?

-Верно! Животных, которые питаются только насекомыми, называют насекомоядными.


На доске табличка синего цвета .


НАСЕКОМОЯДНЫЕ

СЛАЙД


Информация для 3 группы

Зимой лисица ловит под снегом мышей, иногда куропаток. Охотится за зайцами. Но зайцы бегают быстрее лисицы и могут убежать от неё. Зимой лисицы близко подходят к селениям людей и нападают на домашнюю птицу.

-Как вы думаете, как можно назвать животных, питающихся другими животными?

-Верно! Животных, таких животных называют – хищники или плотоядные.

Вешает на доску табличку красного цвета

ХИЩНЫЕ

СЛАЙД


Информация для 4 группы

Медведь разламывает гнилые пни и выискивает в них жирных личинок жуков-дровосеков и других насекомых, питающихся древесиной. Он ест всё: ловит лягушек, ящериц, одним словом, что только попадётся. Выкапывает из земли луковицы и клубни растений. Часто можно встретить медведя на ягодниках, на которых он с жадностью поедает ягоды. Иногда голодный медведь нападает на лосей, оленей.

-О каком животном узнали? Чем питается?


Информация для 5 группы

Скворцы ранней весной охотно поедают дождевых червей личинок насекомых. С наступлением тепла они охотятся на бабочек, кузнечиков и пауков. Поедают семена зерновых культур, ягоды и фрукты: яблоки, груши, вишни, сливы.

-О каком животном узнали? Чем питается?

-Как вы думаете, как можно назвать таких животных, питающихся всем – и растительной пищей, и другими животными?

-Животных, таких животных называют – всеядные.

Табличка желтого цвета


ВСЕЯДНЫЕ

СЛАЙД


-Какой вывод можете сделать по схеме? (животные питаются растениями или другими животными)

2) Работа с учебником.

2 абзац

-Прочитайте текст и скажите, почему когда хищников не осталось, то растительноядных стало больше, а потом всё меньше и меньше. Почему?

(Хищники – санитары природы)

5.Первичное закрепление

Работа в тетради. Задание №1. Стр.55. СЛАЙД

Раскрасить кружок в нужный цвет.

Названия животных


Их пища

Группа по питанию

Ласточка

Ёж

Ящерица

Насекомые

Сова

Лиса

Рысь

Любая растительная и животная пища

Ворона

Кабан

Барсук

Любая растительная и животная пища

Лесная мышь

Заяц

Лось

Косуля

Плоды, семена, веточка, листья, кора

_

6.Физминутка

7.Знакомство с понятиями «цепи питания» СЛАЙД

-Вспомните, чему мы должны сегодня на уроке? (узнать об особенностях питания разных животных. Что такое цепь питания?)

- Как вы понимаете это словосочетание?

- Почему она так названа – цепь? Есть ли что-то схожее с металлической цепью? (картинка на доске цепь)

(Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания

кто кем питается; неразрывная связь; нечто единое)

1) РАБОТА С УЧЕБНИКОМ СЛАЙД

- Найдите в учебнике на странице 95 примеры цепей питания. Посовещайтесь в паре и попробуйте проанализировать их по плану.

1. В каком порядке расположены звенья в цепи питания? НА ДОСКЕ

2. С чего начинается цепь? Почему?

СЛАЙД

Цепь питания начинаются с растений – это 1 звено, т.к. растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.

2 звено цепи – это растительноядные животные.

– Как вы думаете, почему?

3 звено цепи – насекомоядные и хищные животные.

Вот пример. В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается такая цепь питания: осина — заяц- волк

Ещё пример. Лесные мыши кормятся желудями дубов. Но сами мыши — добыча сов. Цепь питания получается такая: дуб — лесная мышь — сова.

2) РАБОТА В ГРУППАХ СЛАЙД

- Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи в поле и в саду. Я предлагаю вам выступить в роли ученых-экологов и заняться поисковой деятельностью. Все группы отправятся в разные места. Вот маршруты ученых-экологов. (Лес, Поле, Огород, Сад)

-А теперь послушайте задание. Каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания. Сразу договоритесь, кто будет представлять вашу цепь классу. Подумайте, все ли карточки вам понадобятся .

Например:

1) Лес.: В лесу растет сосна. Под корой сосны живет жук–короед и ею питается. В свою очередь жук–короед является пищей для дятлов. У нас была лишняя картинка –. Это домашнее животное и в эту цепь питания не входит.

2) Поле: рожь – мышь – змея (лишняя – рыба).

3) Огород: капуста – слизни – жаба (лишний – медведь).

4) Сад: Яблоня – тля – божья коровка (лишняя лиса)

5) Поле: кукуруза- мышь- сова (лишняя белка)

ПРОВЕРКА СЛАЙД

Итак, сделаем вывод. Что же такое пищевая цепь? СЛАЙД

Пищевая цепь – это взаимосвязи между организмами, каждый из которых питается другим и, в свою очередь служит пищей третьему.

-Ребята, что произойдет, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц? (Зайцу нечего буде есть)

– А если не будет зайцев? (То не будут пищи и лисе, и волку)

– Что произойдёт с цепочкой? (Она разрушится)

Какой вывод можно сделать? (Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка.)

В природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.

Многое зависит от человека. Ведь именно он часто вторгается в природу, тем самым разрушая невидимые нити, которые там существуют.

Ко всему, что цветет, растет, движется, нужно относиться уважительно. Надо помнить, что летящая божья коровка и ползущая гусеница спешат по своим важным делам. И эти дела важны не только для них, но и для жизни всей нашей планеты.

Узнали, что такое цепь питания?

9.Включение в систему знаний и повторений

1) Работа с учебником

Стр. 96 Кто как приспособлен

-А сейчас я предлагаю вам послушать сообщения. Слушайте внимательно, а выводы сделаете сами.

СООБЩЕНИЯ

СЛАЙД

Багян А.

1)Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы — всё это помогает лисе охотиться. А вот сова... Огромные глаза её прекрасно видят ночью и днём, мягкое оперение делает бесшумным по­лёт, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу.

Хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду. Но и те животные, на которых они охотятся, приспособлены к тому, чтобы защищаться

СЛАЙД

Апресян К.

2) У зайца быстрые ноги, поэтому его трудно догнать. Спасает зайца и цвет шуб­ки: летом она серая, зимой белая. У ежа защи­та — иголки. Ящерица, если враг схватит её за хвост, оставляет его хищнику, а сама убегает. Потом у ящерицы вырастает новый хвост.

Слайд

Репницина В.

3)Кузнечика спасает зелёный цвет — в траве куз­нечик становится невидимкой. А божья коровка, наоборот, привлекает к себе внимание яркой окраской. Кровь у божьей коровки едкая. Ко­ровки яркой окраской как бы предупреждают врагов: «Мы несъедобные! Не прикасайтесь!»

-Какой же можно сделать вывод?

Каждое животное хорошо приспособилось добывать себе еду, чтобы выжить. Но также хорошо приспособились животные к тому, чтобы самим не стать добычей других, например хищников или всеядных.

10. Итог

-Какова была цель нашего урока?

(Познакомиться с особенностями питания животных. Узнать, что такое цепи питания. Научиться моделировать цепи питания)

«Договори фразу» Слайд

Животные и растения связаны между собой в

…………………… Цепи питания

В основе цепи питания находятся ……………………………….. Растения


А заканчивают цепь – ……………………………………….. Хищники


В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя

………………………………………… Сеть питания

11. Домашнее задание

Стр.94-97,вопросы, вывод, стр. 56, з.3,4 ТПО

Доп. Используя атлас-определитель познакомиться с разнообразными представителями каждой группы по типу питания.

12 Рефлексия

Давайте оценим свою работу смайликами ВСЕ ПОНЯЛ, БЫЛО ЛЕГКО НА УРОКЕ - зеленый

ПОНЯЛ НЕ ВСЕ, ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ — желтый

БЫЛО ТРУДНО, НУЖНА ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯ- красный


8