СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Папоротники. разработка урока

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует новым стандартам, содержит компетентно-ориентированные задания.

Просмотр содержимого документа
«Папоротники. разработка урока»

ТЕМА: «ОТДЕЛ ПАПОРОТНИКИ. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ.» 7 класс

Задачи урока:

Образовательная: расширить знания учащихся о высших споровых растениях, их многообразии и происхождении, раскрыть особенности строения и жизнедеятельности папоротников как наиболее сложноорганизованных по сравнению с моховидными;

Развивающая: создать условия для развития: компетенции разрешения проблем/ целеполагание и планирование деятельности/1 уровень

Воспитательная: формирование экологической культуры у школьников; воспитание бережного отношения и любви к природе.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация

гербарии папоротника щитовника мужского (можно использовать комнатные растения отдела папоротниковидных), лупа.

Предметные результаты:

– формироватьумение отличать папоротники от других изученных растений (по таблице);

– формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность папоротников;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: вайн, сорусы.

Метапредметные и личностные результаты:

Коммуникативные УУД

1.Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2.Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

3.Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД

1.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформироватьумение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  1. Выяснить особенности внешнего строения папортников;

  2. Показать особенности клеточного строения папоротников;

  3. Формировать умение вести научный диалог;

  4. Совершенствовать навыки работы с научнымтекстом,рисунками,гербарием,видеоматериалом.

План урока.

  1. Организационный этап 1мин

  2. Актуализация 5 мин

  3. Стадия вызова 1 мин

  4. Стадия осмысления 24 мин

Древние папоротникообразные. 3 мин

Среда обитания и жизненные формы. 3 мин

Многообразие папоротникообразных. Редкие и исчезающие виды на ДВ. 5 мин

Лабораторная работа №6 «Особенности строения папоротника» 7 мин

Особенности жизнедеятельности 6 мин

  1. Закрепление 7 мин

  2. Рефлексия 2 мин


Ход урока.

I.Организационный момент: слайд 1

II.Актуализация: слайд 2 Интеллектуальная разминка:

Что лишнее: спора, гамета, спорофит, спорангии.

Обобщить – что это кукушкин лен, мох сфагнум, печеночные мхи

Что пропущено: ламинария/водоросль= хвощ полевой/…

Морфологический ящик: в “ящике” с буквами спрятано слово. Задача найти его, для чего необходимо правильно совместить понятия по вертикали и горизонтали.



Корнь

Стебель

Лист

спорангии

заросток

Этот орган хвоща выполняет фотосинтезирующею функцию

В


Д


О


Е


З


Этот орган есть у хвоща в отличии от мхов

Р


П


Т


У


Г


Этот орган есть в поколении спорофита

Ы


М


Ф


Л


Н


Этот орган членистый, наземный у хвоща

Й


Я


Ю


Б


С


Этот организм образуется в поколении гаметофита

Х


Э


Ж


И


К


(слайд 3)

III. Стадия вызова. С древних времен наш народ хранит память о летнем языческом празднике славян – дне Ивана Купалы. В этот день принято водить хороводы, прыгать через костер и искать волшебный цветок папоротника.

По поверью, в темную ночь, в канун праздника, цветет папоротник. Расцветает он будто бы ровно в полночь. Тому, кому посчастливится увидеть и завладеть цветком папоротника откроются любые клады, где бы они не были спрятаны.


Проблемный вопрос урока: Правда ли, что в ночь на Ивана Купалу можно найти с помощью цветка папоротника клад?(слайд 4)


IV. Стадия осмысления

Для решения поставленных перед нами задач и ответа на проблемный вопрос мы разберем сегодня следующие вопросы:

Древние папоротникообразные.

Среда обитания и жизненные формы.

Многообразие папоротникообразных. Редкие и исчезающие виды на ДВ.

Особенности строения

Особенности жизнедеятельности

(План урока записан на слайде№5)



1.Прежде, чем искать цветок папоротника, надо знать, что такое папоротники. Что же мы будем искать в лесу? На доске один ученик «сортирует» растения на Папоротники и нет, объясняя свой выбор. ( Идет повторение признаков групп растений.) Слайд № 6


2. Происхождение папоротников. Поясните высказывание: «уголь – это жившие когда-то и окаменевшие споровые растения»

Папоротники – наиболее древняя группа вымерших растений.(слайд 7)Но был на Земле период, когда папоротники занимали господствующее положение.

300 млн. лет назад было время наивысшего расцвета папоротникообразных. Они безраздельно господствовали на всей планете. Климат был влажным и теплым. Туманная мгла водяных паров часто закрывала Солнце. Каждый день шли теплые проливные дожди. Это приводило к разливам рек, образованию озер и заболачиванию почвы. Все это вызывало пышный рост древовидных папоротников. Высота деревьев достигала почти 40 м. Отмершие растения падали на залитую водой почву. Во время разлива реки сносили деревья и заносили их песком и илом. Под действием слоев грунта и воды деревья спрессовывались, за миллионы лет без доступа кислорода они превратились в каменный уголь.

Итак, мы убедились, что для жизнедеятельности папоротников нужна вода.

В настоящее время на земном шаре насчитывают около 10 тыс. видов. Произошли папоротники от потомков псилофитов.

3. Многообразие папоротников. (слайд 8-9)

Встречаются папоротники в разных экологических условиях. Большинство из них растет в тропических лесах, где они представлены древовидными, травянистыми формами, эпифиты, растущие на деревьях. Древовидные папоротники имеют ствол высотой до 25 м. На верхушке ствола находится крона из больших вечнозеленых листьев, длиной до 5 м.


Самым маленькими папоротниками считаются хецистортерис пумила и азолла карилиниана. Длина этих видов едва достигает 12 мм.

В умеренных зонах распространены только травянистые виды; они чаще встречаются во влажных лесах, по сырым оврагам, некоторые растут на заболоченных местах и в водоемах.

Каковы жизненные формы папоротников?

Около 2/3 из 12000 видов папоротников преимущественно произрастают в тропиках, а оставшаяся треть населяет леса умеренной зоны. Практически нет папоротников в степях и пустынях. С чем связано такое распространение папоротников на планете?

Какова среда обитания?


В лесах нашего ДВ встречаются несколько десятков видов папоротников(слайд 10): орляк обыкновенный, страусопер, чистоус, щитовник, ужовник тепловодный (Камчатка), Листовник японский, Кривокусник (самый маленький), Гроздовник лунный и др.

Представление проектов: «Папоротники ДВ», представление буклетов и презентаций.


В настоящее время папоротники – вымирающая группа растений. Многие виды занесены в Красную книгу. Редкие, уязвимые виды


Всем известно, что исчезновение какого-либо растений или животных приведет к нарушению экологического равновесия в природе, чтобы этого не произошло, папоротники необходимо беречь и охранять, как и другие виды растений.


Что мы можем сделать для сохранения редких видов?


Физкультминутка.

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг.

(Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот папоротник, василёк,

Расцвел как огонек.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова присели!


4(cлайд 12-13).. А теперь мы отправимся в исследовательские лаборатории

Задача ваша, пользуясь раздаточным материалом, познакомиться со строением папоротника и выяснить, в чем произошло усложнение в организации папоротника по сравнению со мхами.

Просмотр ЦОРа «Строение папоротника»

Спорофит папоротников представлен крупным многолетним травянистым растением до 1 м высоты. Нижняя часть побега долго сохраняется в почве, образуя корневище. Корневище мощное, косое, 30 см длины и 2-3 см ширины. От корневища отходят листья и многочисленные придаточные корни.

От верхушки корневища отходит пучок зеленых длинночерешковых дважды перисто-рассеченных листьев, черешки которых густо покрыты бурыми пленками. Листья папоротников называются вайями. Растут листья папоротника медленно и своеобразно. Они развиваются в почках под землей 2 года. Только на третий год весной они появляются, а к осени отмирают. Молодые листья улиткообразно закручены. Кроме того, листья папоротников в отличие от всех прочих растений растут не основанием, а верхушкой. Вследствие длительного верхушечного роста вайи достигают крупных размеров.

Придаточные корни, как и стебель, имеют сосудистые пучки, Наличие проводящей ткани дает папоротнику больше преимуществ в выживании, чем мхам, поскольку всасываемая корнями вода по сосудам стебля передвигается в листья.


Лабораторная работа “Строение папоротника

Цель: Изучить особенности строения папоротников. Выявить черты принадлежности к высшим растениям. Выделить черты усложнения папоротников по сравнению с хвощами.

Оборудование: Гербарии папоротника щитовника мужского (можно использовать комнатные растения отдела папоротниковидных), лупа, рисунки (приложение)

1.Рассмотрите внешнее строение папоротника по рисунку и гербарию и ЦОР «Строение папоротника». Найдите корневище с отходящими от него придаточными корнями. Какую корневую систему они образуют?

2.Рассмотрите лист (черешок, молодой лист-улитку) папоротника и опишите его строение.

3.На нижней стороне листа папоротника найдите бурые бугорки со спорами. Каково значение спор в жизни папоротника?

4.Сравните папоротник со мхом. Найдите черты сходства и различия. Заполните таблицу «Сравнение папоротника и хвоща».

Растение

Корень

Листья

Нахождение спорангиев

Папоротник щитовника мужского

Придаточные, мочковатая

длинночерешковые дважды перисто-рассеченные листья, черешки которых густо покрыты бурыми пленками, имеется проводящая система

На нижней стороне листа

Хвощ полевой

Придаточные, мочковатая

Чешуевидные, без проводящей системы

Спороносные колоски


5. Сделайте вывод об усложнении строения папоротника по сравнению с хвощами. Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растениям.

Ответ на проблемный вопрос.

5.Итак, это цветение папоротника неправдоподобно. Но как же тогда размножается папоротник? Учащимся предлагается с помощью отдельных рисунков составить схему размножения и жизнедеятельности папоротника на интерактивной доске. Учитель корректирует работу каждой группы наводящими вопросами. Передвигая схемы, ученик составляет рассказ о размножении папоротников. С помощью маркера дописываются необходимые стрелочки.

КОЗ.(слайд 14-16)Компетентность разрешения проблем/целеполагание и планирование деятельности/1 уровень

Сценарий. Вы цветовод- любитель. Ваша подруга пришла к вам в гости и увидела красивый папоротник, который ей очень понравился. Она очень заинтересовалась в приобретении данного растения и попросила вас размножить этот папоротник.

Ваша задача: просмотрите ЦОР «размножение папоротников», с помощью отдельных рисунков составьте схему размножения и жизнедеятельности папоротника, и выделите основные стадии и части растения, с помощью которых можно размножить папоротник. Составьте план размножения папоротника (соблюдая последовательность этапов).

Модельный ответ.

Вывод:

Заполните пропуски в тексте:

Папоротники – высшие растения, потому что они имеют корни, листья, корневище Т. к. папоротники размножаются спорами , то они относятся к споровым растениям. Спорофитом у папоротника является взрослая особь. Гаметофитом - заросток, образующийся из споры. Лист папоротника выполняет функции фотосинтезирующую и проводящую. Спорангии расположены на нижней стороне листа, чтобы споры падали на землю.

Папоротник не цветет так как нет цветков. Папоротник отличается от хвоща наличием проводящей системы, поэтому папоротники стоят на ступень выше, чем хвощи.


V. Закрепление: работа по тестам(слайд 16-17)

1. Дифференцированные задания. Уровень А.

Карточка № 1

1. Подпишите, что обозначено цифрами 1 -5

2. Чем отличается внешнее строение папоротника от строения хвощей и плаунов?

Уровень В.

Карточка № 2

Подчеркните правильные ответы, предложенные в скобках.

1. Что развивается из спор папоротника? (гаметофит; спорофит)

2. Что развивается из зиготы папоротника? (половое поколение с гаметангиями; бесполое со спорангиями)

3. Чем представлен гаметофит папоротника? (травянистым растением с корневищем, стеблем и листьями; коробочкой со спорами; заростком)

4. Чем представлен спорофит папоротников? (травянистым растением с корневищем, стеблем и листьями; коробочкой со спорами; заростком)

5. Какое поколение преобладает в жизненном папоротников? (бесполое – спорофит; половое – гаметофит)

6. Что служит ограничивающим фактором в цикле развития папоротников? (воздух, вода, температура)


Уровень С.

Карточка № 3

Решите задачи:

1. Около 2/3 из приблизительно 12 тыс. видов современных папоротников произрастают в тропиках, а оставшаяся 1/3 встречается в лесах умеренных широт. Практически нет папоротников в степях и пустынях. Почему?

2. Приспособленность папоротника к улавливанию рассеянных лучей солнечного света в нижнем ярусе леса состоит в том, что:

а) у него на нижней стороне листа расположены споры;

б) стебель у него укороченный;

в) листья имеют длинный черешок;

г) листовая пластинка у листа крупная, рассеченная.

VI. Рефлексия(слайд 18)

Знания, умения по цели

Хорошо поняли

Недостаточно понял

Рассмотрели многообразие и происхождение папоротников

 

 

Разобрались в особенностях строения и жизнедеятельности папоротников как наиболее сложноорганизованных по сравнению с моховидными

 

 


Домашнее задание: (слайд 19)

составить кроссворд “Особенности строения, многообразия папоротников, их роль в природе и жизни человека”, подготовить буклеты: Папоротники - комнатные растения, Лекарственные папоротники, папоротники - пищевые растения, удивительные папоротники.



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!