СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Папоротники"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока - практикума по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Папоротники"»

МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа







Урок по биологии на тему:

«Особенности строения, жизнедеятельности и распространения папоротников»













Подготовила учитель биологии

Зязина Валентина Игоревна



Урок по теме: «Особенности строения, жизнедеятельности и распространения папоротников»

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности и распространения папоротников.

Оборудования: различные виды папоротников(комнатные растения); гербарий папоротников; каменный уголь; карта «Полезные ископаемые»; таблицы.

Ход урока

I .Актуализация знаний

1 Графический диктант

Проводится с целью контроля знания о ранее изученных отделах полцарства Высшие растения (Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные).

Задание

Отметьте верные суждения знаком «+», неверные - знаком «-»

  1. Среди высших растений моховидные представляют собой обособленную и тупиковую ветвь развития. Они произошли около 350 млн лет назад от первых наземных растений псилофитов - потомков прибрежных водорослей.

  2. Мхи прикрепляются к почве с помощью корней, через которые они всасывают питательные вещества.

  3. При разработке торфа были найдены хорошо сохранившиеся останки рыцаря в доспехах. Это объясняется тем, что Процесс торфообразования происходит при отсутствии кислорода и в кислой среде, что препятствует размножению бактерий и развитию процессов гниения.

  4. Споры хвощевидных используют в медицине в качестве детской присыпки, в ветеринарии, а также в промышленности для получения желтой и зеленой красок.

  5. Важное условие полового размножения мхов, плаунов, хвощей - наличие воды

Проверка диктанта выполняется устно.

Ответы: 1 - «+»; 2 - «-»; 3 - «+»; 4 - «-»; 5 — «+fj 2 Фронтальный опрос

  • На какие подцарства делятся растения?

  • Чем высшие растения отличаются от низших?

1


  • Какие растения относятся к высшим?

  • Чем споровые растения отличается от семенных?

  • Что такое спорофиты и гаметофиты?

За верные обоснованные ответы ученики получают жетоны.

3 Индивидуальная работа по карточкам

Проводится во времена фронтального опроса. Цель-повторение ранее изученного материала.

Карточка 1. Изобразить на рисунке строение бактериальной клетки и обозначить ее основные органоиды.

Карточка 2. Изобразить на рисунке строение шляпочного гриба и обозначить его основные части.

Карточка 3. Определить к каким отделам относятся изображенные на рисунке растения (кукушкин лен, плаун, хламидомонада).

Правильность выполнения задания проверяются устно, за верные ответы ученики получают жетоны.

II Изучение нового материалы

1. Сообщение новой темы и целей урока

На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение высших растений и познакомимся с папоротниками.

2. Обсуждение проблемных вопросов

- Согласны ли вы, что каменный уголь имеет растительное происхождение?

Папоротники произошли от потомков псилофитов и господствовали на Земле в каменноугольный период, образуя обширные леса. Многие папоротники были настоящими деревьями, достигавшими высоты 40 м. Климат в те времена был теплый и влажный, а освещение - менее интенсивно, чем сейчас. Леса часто были заболочены. Погибая, деревья падали в воду, заносились илом. Постепенно стволы спрессовались и без доступа кислорода превратились в каменный уголь - прекрасное топливо.

2

- Где вы встречали папоротники?

Папоротники широко распространены по всему земному шару и встречаются в самых разных местообитаниях - от пустынь до болот. Размеры их колеблются от нескольких миллиметров до 25 м у тропических форм. Папоротники - преимущественно лесные растения, но в умеренных широтах их немного. В основном они распространены во влажных тропических лесах. Большинство из них имеет сильно рассеченные листья, часто очень крупных размеров. Но встречаются папоротники и с цельными листьями . Есть папоротники лианы и папоротники, напоминающие деревья, со стволами высотой 10 м и более.

Встречаются и водные папоротники. Сальвиния плавающая часто полностью покрывают воду в болотах и медленно текущих реках. Ее разводят в аквариумах и парковых прудах.

Некоторые виды папоротников используют в пищу. Поэтому самый обыкновенный вид на территории Евразии - папоротник-орляк (в Европе считающийся сорняком в лесопосадках) на Японских островах стал редкостью.

3. Практическое задание

Изучить гербарные материалы и подготовить ответы на следующие вопросы.

  • Какое строение имеет папоротник?

  • В чем сходство и различие в строении мхов и папоротников?

4. Объяснение по опорной схеме «Особенности размножения папоротников, их жизненный цикл»

В жизненном цикле папоротников чередуются бесполое и половое поколения — спорофит и гаметофит. Преобладает фаза спорофита - именно его мы называем папоротником. На нижней стороне листа можно заметить меленькие округлые образования. Это покрывала, под которыми кучками располагаются спорангии. Отдельный спорангий простым глазом увидеть трудно. Его строение идеально приспособлено для разбрасывания спор. Зрелые споры высыпаются и разносятся ветром. Из споры вырастают крошечное растеньице, которое выглядит как сердцевидная пластинка. Это - заросток, являющийся гаметофитом. Заростки при внимательном осмотре можно обнаружить на поверхности лесной подстилки. На нижней стороне заростка имеются ризоиды. Там же образуются антеридии и архегонии, в которых развиваются половые клетки - соответственно подвижные сперматозоиды и неподвижные яйцеклетки. Сперматозоиду, чтобы доплыть до

3


яйцеклетки, необходима вода. После слияния половых клеток образуется одна клетка -зигота. Из зиготы развивается зародыш, который вырастает во взрослое растение, спорофит (сам папоротник).

В ходе объяснения учащиеся составляет опорную схему в тетради.

III Закрепление изученного материала

Задание: Найдите в тексте биологические ошибки(тексты имеются на каждой парте).

  1. Молодые сочные листья хвощей в Японии употребляются в пищу как салат. (Ошибка - в пищу употребляются молодые листья папоротника.)

  2. Значение кукушкина льна в природе очень велико. Разрастаясь плотными дернинами, кукушкин лен вызывает заболачивание. Отмирающие части растения формируют торф. (Ошибка - речь идет о мхе сфагнуме)

  3. То, что мы называем папоротником, является гаметофитом. (Ошибка—знакомое всем растение папоротника ~ спорофит.)

  4. Папоротники являются семенными растениями. (Ошибка - споровыми растениями)

  5. Папоротники прикрепляются к почве с помощью ризоидов. (Ошибка - папоротники имеют корни)

За верные ответы учащиеся получают жетоны.

IV Домашнее задание

Пользуясь опорной схемой, подготовить сообщение о различных видах папоротников, их значение в природе и жизни человека.

V Подведение итогов урока

Оценить работу учащихся по количеству полученных в течение урока жетонов. Кратко обобщить изученные вопросы и сформулировать задачи следующего урока.