СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Параллельное и последовательное подчинение придаточных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "СПП с несколькими придаточными". Для учс-ся 9 классов Республики Казахстан. Учебник З.К.Сабитовой и А.Р.Бейсембаева

Просмотр содержимого документа
«Параллельное и последовательное подчинение придаточных»

СПП с параллельным  и последовательным  подчинением придаточных

СПП с параллельным и последовательным подчинением придаточных

в чём? СПП с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению; придаточные предложения отвечают на разные вопросы, то есть это придаточные разного типа. для чего? (прид. цели) Чтобы оправдаться в собственных глазах , мы нередко убеждаем себя , что не в силах достичь цели. (прид. изъясн.)  [ глаг. ] (с. чтобы ) , (с. что ).  (с. чтобы ) , [ глаг. ] , (с. что ). Стр. 192 в учебнике

в чём?

СПП с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных

  • все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению;
  • придаточные предложения отвечают на разные вопросы, то есть это придаточные разного типа.

для чего?

(прид. цели)

Чтобы оправдаться в собственных глазах , мы нередко убеждаем себя , что не в силах достичь цели.

(прид. изъясн.)

[ глаг. ]

(с. чтобы ) , (с. что ).

(с. чтобы ) , [ глаг. ] , (с. что ).

Стр. 192 в учебнике

Упр. 302 А Алгоритм действий при определении вида придаточного и способов подчинения придаточных кто? (местоименно-опред.) Тот, кто столкнулся с дилеммой, больше всего переживает о том, что сделает неправильный выбор. (изъяснительное) о чем? [Тот, (с. сл. кто ) ,  глаг.+ о том ], (с. что ) . СПП с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных

Упр. 302 А

Алгоритм действий при определении вида придаточного и способов подчинения придаточных

кто?

(местоименно-опред.)

Тот, кто столкнулся с дилеммой, больше всего переживает о том, что сделает неправильный выбор.

(изъяснительное)

о чем?

[Тот, (с. сл. кто ) , глаг.+ о том ], (с. что ) .

СПП с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных

   Ни мир, ни вы сами не знаете, что именно вы способны совершить, пока не попробуете. ( Р. У. Эмерсон ) Сколько предикативных частей в данном СПП?  Подчеркните грамматические основы,  укажите средства связи, определите значения  придаточных и вид подчинения.  Постройте схему.

Ни мир, ни вы сами не знаете, что именно вы способны совершить, пока не попробуете. ( Р. У. Эмерсон )

Сколько предикативных частей в данном СПП? Подчеркните грамматические основы, укажите средства связи, определите значения придаточных и вид подчинения. Постройте схему.

Упр. 302 А. Стр. 193 в учебнике. (См. задание к упражнению.) Чтобы сделать разумный выбор, надо прежде всего знать, без чего можно обойтись. Чем дальше вы сможете посмотреть назад, тем больше вы сможете увидеть, что будет впереди.

Упр. 302 А. Стр. 193 в учебнике. (См. задание к упражнению.)

  • Чтобы сделать разумный выбор, надо прежде всего знать, без чего можно обойтись.
  • Чем дальше вы сможете посмотреть назад, тем больше вы сможете увидеть, что будет впереди.
СПП с последовательным подчинением придаточных. В сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением  главному предложению подчинено одно придаточное предложение (придаточное I степени), а этому придаточному предложению подчинено другое придаточное предложение (придаточное II степени) и т.д. Таким образом, придаточное предложение I степени является главным предложением для придаточного II степени и т.д. Я  слышал ,  / 1   как  Гайдар чистил котелок песком и  ругал  его  за то ,  / 2   что  у того отвалилась ручка  / 3  (Паустовский). [  гл.] 1 , (с. как  … гл. + ук. сл.) 2  , (с. что   ) 3 . Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье – придаточные. Придаточное I степени (второе простое предложение) относится к первому (главному) предложению, а именно – к сказуемому  слышал , выраженному глаголом; придаточное II степени (третье простое предложение) относится к придаточному I степени (второе простое предложение), а именно – к сказуемому  ругал , выраженному глаголом. Стр. 201  в учебнике Упр. 318 (устно)

СПП с последовательным подчинением придаточных.

В сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением  главному предложению подчинено одно придаточное предложение (придаточное I степени), а этому придаточному предложению подчинено другое придаточное предложение (придаточное II степени) и т.д. Таким образом, придаточное предложение I степени является главным предложением для придаточного II степени и т.д.

Я  слышал ,  / 1   как  Гайдар чистил котелок песком и  ругал  его  за то ,  / 2   что  у того отвалилась ручка  / 3  (Паустовский).

[  гл.] 1 , (с. как  … гл. + ук. сл.) 2  , (с. что   ) 3 .

Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье – придаточные. Придаточное I степени (второе простое предложение) относится к первому (главному) предложению, а именно – к сказуемому  слышал , выраженному глаголом; придаточное II степени (третье простое предложение) относится к придаточному I степени (второе простое предложение), а именно – к сказуемому  ругал , выраженному глаголом.

Стр. 201 в учебнике

Упр. 318 (устно)

Упр. 320А, стр. 202 Было так тихо что слышно как внизу в пустых комнатах стучат ходики. На листьях лип просвечивала такая тончайшая сетка что трудно было поверить будто по этим паутинным жилкам сочатся древесные соки.

Упр. 320А, стр. 202

  • Было так тихо что слышно как внизу в пустых комнатах стучат ходики.
  • На листьях лип просвечивала такая тончайшая сетка что трудно было поверить будто по этим паутинным жилкам сочатся древесные соки.
Упр. 320А, стр. 202 3. Духовная культура человека будет неполной если он не обладает  знаниями которые являются основой моральной культуры.

Упр. 320А, стр. 202

3. Духовная культура человека будет неполной если он не обладает

знаниями которые являются основой моральной культуры.

 Творческое задание Из трёх простых предложений составьте одно сложноподчинённое  с несколькими придаточными. Определите вид подчинения  в получившихся предложениях.  1. Дождик захватил нас. Мы уже повернули в берёзовую аллею. Аллея вела нас к лагерю.  2. Ребята поедут в воскресенье к морю. Они обязательно зайдут к рыбакам. Рыбаки всегда гостеприимно встречают их.  3. Тело опускается в жидкость. Оно теряет часть своего веса. Эта часть равна весу вытесненной им жидкости.  4. Наступил апрель. Установились тёплые дни. Такие дни бывают только летом.

Творческое задание

Из трёх простых предложений составьте одно сложноподчинённое с несколькими придаточными. Определите вид подчинения в получившихся предложениях.

1. Дождик захватил нас. Мы уже повернули в берёзовую аллею. Аллея вела нас к лагерю.

2. Ребята поедут в воскресенье к морю. Они обязательно зайдут к рыбакам. Рыбаки всегда гостеприимно встречают их.

3. Тело опускается в жидкость. Оно теряет часть своего веса. Эта часть равна весу вытесненной им жидкости.

4. Наступил апрель. Установились тёплые дни. Такие дни бывают только летом.

Задание на дом:  стр. 184-188 – повторить  стр. 192, 201 – выучить  упр. 320А (те предложения, которые мы не писали на уроке)

Задание на дом: стр. 184-188 – повторить стр. 192, 201 – выучить упр. 320А (те предложения, которые мы не писали на уроке)

Творческое задание Из трех простых предложений составьте одно сложное и запишите. Определите виды придаточных и способы подчинения.  Постройте схемы.

Творческое задание

Из трех простых предложений составьте одно сложное и запишите. Определите виды придаточных и способы подчинения. Постройте схемы.


Скачать

© 2025 62 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!