СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Параметры рынка ценных бумаг: цена и объём

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПАРАМЕТРЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ: ЦЕНА И ОБЪЁМ

Просмотр содержимого документа
«Параметры рынка ценных бумаг: цена и объём»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Омская гуманитарная академия»

Кафедра Коммерции, маркетинга и рекламы







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине: Финансовый анализ





Выполнил:

Тарасов Сергей Петрович

Направление подготовки:

38.04.01 «Экономика»

Форма обучения: заочная


Оценка:______________________

Должность, Фамилия И.О.

“____”________________20___ г.

















Омск, 2018

Содержание контрольной работы

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ПАРАМЕТРЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ: ЦЕНА И ОБЪЁМ»


ВВЕДЕНИЕ

3

1 ПОНЯТИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ


1.1 Рынок ценных бумаг как составная часть финансового рынка

5

1.2 Участники рынка ценных бумаг

7

1.3 Объекты рынка ценных бумаг

11

2 ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ


2.1 Параметры объема рынка ценных бумаг

14

2.2 Параметры ценф рынка ценных бумаг

16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

23

ОТВЕТ НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №

24

ОТВЕТ НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №

25
























РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ПАРАМЕТРЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ: ЦЕНА И ОБЪЁМ»


ВВЕДЕНИЕ

Развитие рыночных отношений тесно связано с рынком ценных бумаг, который является одним из макроиндикаторов, отражающим различные экономические и политические процессы. В последние годы происходит качественная трансформация рынка ценных бумаг под воздействием научно-технических достижений.

Рынок ценных бумаг позволяет предприятиям аккумулировать свободные денежные средства для расширения производства. Формирование отечественного рынка ценных бумаг привело к появлению в стране фондовой биржи, института профессиональных участников рынка, созданию правовой базы. Однако проблемы привлечения широких масс инвесторов на рынок пока остаются нерешенными, что связано с необходимостью более полного информативного обеспечения потенциальных инвесторов о деятельности рынка.

Интенсивное развитие рынка ценных бумаг требует создания эффективной институциональной инфраструктуры, появления профессиональных участников рынка ценных бумаг, развития нормативно-правовой базы и системы государственного регулирования рынка. В процессе создания модели рынка ценных бумаг необходимо учитывать опыт развитых стран и особенности национальной экономики, чтобы избежать ошибок, имеющих негативные последствия для настоящего и будущего экономики.

В настоящее время сформированы основополагающая законодательная база, группы профессиональных участников рынка, саморегулирующиеся организации, действующая инфраструктура отвечает современным требованиям. В то же время, отечественный рынок ценных бумаг пока еще относится к категории развивающихся рынков и продолжает свое формирование, определяет основные параметры, что обусловливает актуальность реферата.

Цель реферата – ознакомление с важнейшими понятиями и принципами организации рынка ценных бумаг и анализ его параметров.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи реферата:

- во-первых, изучить кынок ценных бумаг как составную часть финансового рынка;

- во-вторых, рассмотреть состав участников рынка ценных бумаг;

- в-третьих, определить объекты рынка ценных бумаг;

- в-четвертых, проанализировать параметры рынка ценных бумаг;

- в-пятых, сделать выводы.

Методологической основой написания реферата послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области управления персоналом, психологии, статьи и монографии, опубликованнные в печати.





























1 ПОНЯТИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ

1.1 Рынок ценных бумаг как составная часть финансового рынка

Рынок ценных бумаг (РЦБ) – часть финансового рынка, представляющая собой совокупность экономических отношений по вопросам выпуска и обращения ценных бумаг (ЦБ).

Ценные бумаги - это документы установленной формы и реквизитов, удостоверяющие имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении. Данные имущественные права по ценным бумагам обусловлены предоставлением денег в ссуду и на создание различных предприятий, куплей-продажей, залогом имущества и т.п. В связи с этим ценные бумаги дают их владельцам право на получение установленного дохода. Капитал, вложенный в ценные бумаги, называется фондовым (фиктивным).

Цель рынка ценных бумаг - аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.

Задачами рынка ценных бумаг являются:

- мобилизация временно свободных финансовых ресурсов для осуществления конкретных инвестиций;

- формирование рыночной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам;

- развитие вторичного рынка;

- активизация маркетинговых исследований;

- трансформация отношений собственности;

- совершенствование рыночного механизма и системы управления;

- обеспечение реального контроля над фондовым капиталом на основе государственного регулирования;

- уменьшение инвестиционного риска;

- формирование портфельных стратегий;

- развитие ценообразования;

- прогнозирование перспективных направлений развития.

Виды РЦБ:

Фондовый рынок - это РЦБ за исключением рынка товарных (товарные векселя, коносаменты, товарные варранты) и денежных (чеки и т.д.) ЦБ.

Денежный рынок – часть РЦБ, на котором осуществляется движение краткосрочных (сроком до 1 года) накоплений.

Рынок капиталов – часть РЦБ, на котором осуществляется движение среднесрочных и долгосрочных (сроком более 1 года) накоплений.

Также РЦБ состоит из следующих составных частей:

A) первичный и вторичный;

Первичный рынок - это приобретение ЦБ их первыми владельцами; это первая стадия процесса реализации ЦБ; это первое появление ЦБ на рынке, обставленное определенными правилами и требованиями. Важнейшей чертой первичного рынка является раскрытие информации инвестором, что предусматривает достижение «прозрачности» рынка. Что позволяет сделать обоснованный выбор ЦБ для вложения денежных средств.

Вторичный рынок - это обращение ЦБ ранее выпущенных; это совокупность всех актов купли-продажи или других форм перехода ЦБ от одного ее владельца к другому в течении всего срока существования ЦБ. Важнейшей чертой вторичного рынка является его ликвидность- это возможность успешной и обширной торговли, способность поглощать значительные объемы ЦБ в короткое время и при низких издержках на реализацию.

Б) организованный и неорганизованный;

Организованный РЦБ - это обращение ЦБ на основе твердых, устойчивых правил между лицензированными профессиональными посредниками- участниками рынка по поручению др. участников рынка.

Неорганизованный РЦБ - это обращение ЦБ без соблюдения единых для всех участников рынка правил.

B) биржевой и внебиржевой;

Биржевой рынок- это торговля ЦБ на фондовых биржах.

Внебиржевой рынок- это торговля ЦБ, минуя фондовую биржу.

Биржевой рынок- это всегда организованный РЦБ, т.к. торговля на нем ведется строго по правилам биржи и только между биржевыми посредниками, которые тщательно отбираются среди всех других участников рынка. Внебиржевой рынок может быть организованным и неорганизованным. Организованный внебиржевой рынок основывается на компьютерных системах связи, торговли и обслуживания по ЦБ.

Г) традиционный и компьютеризированный;

Торговля ЦБ может осуществляться на традиционных и компьютеризированных рынках. В последнем случае торговля ведется через компьютерные сети, характерными чертами которого являются:

1) отсутствие физического места, где встречаются продавцы и покупатели, и, следовательно, отсутствие прямого контакта между ними.

2) полная автоматизация процесса торговли и его обслуживания; роль участников рынка сводится в основном только к вводу своих заявок на куплю-продажу ЦБ в систему торгов.

Д) кассовый и срочный.

Кассовый РЦБ - это рынок с немедленным исполнением сделок в течение 1-2 рабочих дней.

Срочный РЦБ - это рынок, на котором заключаются разнообразные по виду сделки со сроком исполнения, превышающим 2 рабочих дня. Чаще всего со сроком исполнения 3 месяца.

Функции РЦБ условно можно разделить на две группы:

общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков.

К общерыночным функциям относятся следующие:

- коммерческая, т.е. функция получения прибыли от операций на данном рынке;

- ценовая (рынок обеспечивает процесс формирования рыночных цен, их постоянное движение и т.д.);

- инвестиционная (РЦБ – важнейший инструмент привлечения инвестиционных ресурсов различными субъектами);

- информационная (рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках);

- регулирующая (рынок создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления и т. д.).

К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие:

- перераспределительную;

- страхование ценовых и финансовых рисков.

Перераспределительная функция условно может быть разбита на три подфункции:

- перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;

- перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную сферу;

- финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без выпуска в обращение дополнительных денежных средств.


1.2 Участники рынка ценных бумаг

Участники рынка ценных бумаг – это юридические и физические лица, вступающие в определенные экономические отношения по поводу ценных бумаг.

В зависимости от функционального назначения выделяют следующие группы участников РЦБ:

1 Государство – выступает одновременно эмитентом, инвестором и регулятором РЦБ.

2 Эмитенты ценных бумаг – лица, выпускающие ценные бумаги в обращение. К ним относятся: акционерные общества (в том числе банки, созданные в форме АО); государство; местные органы власти; коммерческие организации, которые не созданы в форме акционерных обществ, но эмитируют ценные бумаги; физические лица (выпускают векселя). Основная цель эмитента – привлечение финансовых средств.

Первенство среди казахстанских эмитентов прочно удерживает государство. Важным фактором особой популярности ЦБ этого эмитента является его статус. Считается, что ГЦБ имеют нулевой риск, т.к. возможен, к примеру, крах банка, банкротство АО, но государство будет нести свои обязательства всегда, поскольку с ним ничего подобного произойти не может. Местные органы власти на фондовый рынок пришли несколько позже Правительства Р.К. и статус их несколько ниже. Местная администрация может в обеспечение ЦБ предложить лишь муниципальную собственность, например жилищный фонд, ликвидность которого ограничена. Поэтому эмитент должен прибегать к предоставлению налоговых или арендных льгот, выпуску доходных облигаций и т.д.

Негосударственные структуры при выпуске ЦБ могут пользоваться поддержкой органов власти различных уровней, которые либо выступают гарантами по этим ЦБ, либо устанавливают налоговые льготы и т.д.

АО, возникшее в результате приватизации как эмитент, характеризуется низкой доходностью, информационной закрытостью, неопределенностью экономических перспектив и малой предсказуемостью показателей. Для того чтобы завоевать рынок, таким эмитентам необходима техническая доступность реестра, существенные колебания курсовой стоимости их ЦБ.

Лидером среди корпоративных ЦБ остаются банки. Это объясняется тем, что банковский бизнес является даже в кризисный период наиболее прибыльным, а в условиях выпуска и обращения ЦБ, жестко регламентируемых ЦБ РК, позволяют банкам по надежности (статусу) занимать второе место после ГЦБ. Частные предприятия как эмитенты могут выпускать только долговые ЦБ (облигации, векселя). Причем для выпуска облигаций чаще всего частные предприятия объединяются.

3 Инвесторы – покупатели ценных бумаг.

Значение инвестора на фондовом рынке трудно переоценить. Рынок любой ЦБ существует и развивается, если в его основе лежит интерес инвестора к ее приобретению. Поэтому понять интерес инвестора, предложить ему именно те ЦБ, которые соответствуют его запросам - ключ к успеху на фондовом рынке.

Закон РК «О РЦБ» определяет «инвестора как физическое или юридическое лицо, осуществляющее инвестиции в РК»

Инвесторов можно классифицировать по ряду признаков.

Наиболее значимым считается их статус. Тогда инвесторов можно разделить на:

- индивидуальных (физические лица).

В основном в нашей стране они образовались в результате приватизации государственной собственности.

- институциональных (коллективных);

Институциональные инвесторы – это портфельные инвесторы, они формируют портфель ЦБ, основываясь на определенных прогнозах поведения котировок ЦБ, управляют им (продают и покупают ЦБ). К ним относятся коммерческие банки, инвестиционные фонды, паевые инвестиционные фонды, страховые компании и пенсионные фонды.

- профессионалов рынка.

Профессиональные участники РЦБ. Это физические и юридические лица, оказывающие различные услуги на РЦБ на основе лицензии. К ним относятся:

1. Профучастники, занимающиеся торговлей на РЦБ: брокеры, дилеры, доверительные управляющие.

2. Представители учетной системы на РЦБ: регистраторы, депозитарии, клиринговые организации.

3. Организаторы торговли на РЦБ – предоставляют место или информационное пространство для торговли.

Классификацию инвесторов можно проводить в зависимости от цели инвестирования. Тогда их делят на:

  1. стратегический инвестор - предполагает получить собственность, завладев контролем над АО, и рассчитывает получать доход от использования этой собственности, который, безусловно, будет превышать доход от простого владения акциями. Кроме того, стратегический инвестор может ставить своей задачей расширение сферы влияния, приобретения контроля в перераспределении собственности.

  1. портфельный инвестор - рассчитывает лишь на доход от принадлежащих ему ЦБ, поэтому вопросы: что покупать, как покупать, где покупать и когда покупать - для него всегда актуальны.

Участники рынка ценных бумаг могут осуществлять различные виды деятельности:

1 Брокерская деятельность. Брокер за чужие деньги, за комиссионное вознаграждение выполняет поручения, обычно купить или продать ценные бумаги.

2 Дилерская деятельность. Дилер за собственные деньги на свой страх и риск ведет фондовые» операции.

3 Маклерская деятельность. Маклер (спекулянт) играет на повышение или понижение цен на фондовом рынке в целях получения прибыли.

4 Депозитарная деятельность. Депозитарии предлагают хранение ценных бумаг под определенную ответственность и на определенных условиях.

5 Клиринговая деятельность. Клиринг на рынке ценных бумаг предполагает выполнение обязательств по поставке ценных бумаг и расчетам по ним.

6 Трастовая деятельность. Траст (доверительное управление) основан на передаче доверительному управляющему по трастовому договору всех или части полномочий по управлению и распоряжению ценными бумагами.

7 Ведение реестра ценных бумаг. Реестродержатель осуществляет все предусмотренные законодательством операции по учету движения ценных бумаг и отражению в реестре права собственности на них.

8 Организация торговли ценными бумагами. Организованная торговля ценными бумагами происходит на фондовых биржах, деятельность Законом «О рынке ценных бумаг» и учредительными документами (уставом) биржи.

9 Консалтинг. Консультационная, аналитическая деятельность на рынке ценных бумаг основана на широком использовании экспертных, рейтинговых оценок, логическом моделировании. Консалтинг — это профессиональная помощь в форме консультаций или рекомендаций со стороны высококвалифицированных специалистов по анализу, прогнозу и решению практических проблем на рынке ценных бумаг.


1.3 Объекты рынка ценных бумаг

Закон РК «О Рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 года дает следующее определение ценной бумаге: «Ценная бумага - совокупность определенных записей и др. обозначений, удостоверяющих имущественные права».

Ценные бумаги - это особый товар, который обращается на рынке, и отражает имущественные отношения. Ценные бумаги можно покупать, продавать, переуступать, закладывать, хранить, передавать по наследству, дарить, обменивать. Они могут выполнять отдельные функции денег (средство платежа, расчетов). Но в отличие от денег они не могут выступать в качестве всеобщего эквивалента. Ценная бумага – это форма существования капитала отличная от его товарной, производственной и денежной форм, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке как товар и приносить доход. Ценная бумага, которая продается и покупается на рынке ценных бумаг, является особым товаром. Особенности этого товара заключаются в следующем:

- ценные бумаги в отличие от реального имущества, функционирующего в процессе производства, имеют самостоятельное движение на особом рынке в качестве фиктивного имущества. Ценная бумага - это всего-навсего титул собственности, который дает право на определенный доход;

- ценная бумага не является ни физическим товаром, ни услугой;

- у владельца ценной бумаги сам реальный капитал отсутствует, но имеются все права на него, которые и зафиксированы в ценной бумаге;

- ценная бумага является одновременно и титулом собственности на определенный ресурс, и долговым обязательством, и обязательством выплачивать доход, и правом на получение дохода;

- в отличие от обыкновенных товаров ценная бумага, которая является предметом купли-продажи на рынке, имеет номинальную цену (как часть реального капитала), эмиссионную и рыночную цену;

- ценная бумага сама по себе не создает стоимости, но свободно обращается на рынке и может быть продана по цене больше номинала;

- цена ценной бумаги может возрасти или уменьшиться при неизменном реальном капитале. При изменении реального капитала цена ценной бумаги может остаться неизменной

Свойства ценных бумаг:

1) обращаемость - способность ЦБ покупаться и продаваться на рынке, а также во многих случаях, выступать в качестве самостоятельного платежного инструмента, облегчающего движение др. товаров;

2) доступность для гражданского оборота - способность ЦБ не только покупаться и продаваться, но и быть объектом др. гражданских отношений, включая все виды сделок (займ, дарение, хранение наследство, поручение);

3) стандартность - ЦБ должна иметь стандартное содержание, именно стандартность делает ЦБ товаром, способным обращаться (т.е. это требования к оформлению);

4) серийность - возможность выпуска однородными сериями, классами;

5) документальность - ЦБ это всегда документ, независимо от того, существует ли она в форме бумажного сертификата или в бездокументарной форме в виде записи по счетам.

ЦБ, как документ должна иметь обязательные реквизиты. Отсутствие хотя бы одного из них влечет недействительность ЦБ;

6) регулируемость и признание государством - фондовые инструменты претендующие на статус ценных, должны быть признаны государством, в качестве таковых, что должно обеспечить им хорошую регулируемость и доверие публики;

7) рыночность - если обращаемость указывает на то, что ЦБ существует как особый товар, то он должен иметь свой рынок с присущей ему организацией, правилами работы на нем;

8) ликвидность - способность ЦБ быть быстро проданной и превращенной в денежные средства без существенных потерь для держателя, при небольших колебаниях рыночной стоимости и издержках на реализацию.

Классификация ценных бумаг:

1) по экономической природе:

- долевые (представляют непосредственную долю держателя в реальной собственности и обеспечивают получение дивиденда неограниченное время: акция);

- долговые (обычно имеют фиксированную процентную ставку и являются обязательством выплатить сумму долга на определенную дату в будущем: облигации, сертификат и др.);

- производные (они производны от акций и долговых обязательств, закрепляют право их владельца на покупку или продажу этих ЦБ: фьючерс, опцион, варрант и др.);

2) по способу передачи прав:

- именные, ордерные (права могут передаваться – индоссамент),

- предъявительские;

3) по форме выпуска:

- документарные (бумажные),

- бездокументарные;

4) по сроку привлечения капитала:

- краткосрочные (до 1 года),

- среднесрочные (от 1 года до 10 лет),

- долгосрочные (свыше 10 лет),

- бессрочные (не имеют срока);

5) по территории обращения:

- региональные,

- национальные,

- международные;

6) по эмитентам:

- корпоративные (предприятия, организации, коммерческие банки),

- государственные,

- иностранные;

7) по доходу:

- с постоянным доходом,

- с разовым доходом,

- с фиксированной процентной ставкой,

- нулевой доход (дисконт).





2 ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

2.1 Параметры объема рынка ценных бумаг

К показателям объема рынка ценных бумаг относятся:

1. Число фондовых бирж.

Это показатель, характеризующий чис­ло бирж на определенный момент времени.

2. Количество эмитентов, прошедших листинг.

Листинг - это процедура допуска ценных бумаг к официальной и свободной торгов­ле на бирже. Анализ этих данных позволяет судить о том, расширялась или, на­оборот, сужалась емкость биржевого рынка.

3. Количество выпущенных ценных бумаг - всего и в том числе по видам.

4. Количество размещенных ценных бумаг.

Размещение ценных бумаг - это их продажа на первичном рынке.

5. Объем выпуска (эмиссия):

,

где q – количество выпущенных ценных бумаг;

pРЫН – рыночная цена бумаги

В специально оговоренных случаях рассчитывают объем выпуска по номиналу (для расчета используется показатель номинальной цены, рНОМ).

6. Объем размещения.

Характеризует общую стоимость ценных бумаг, приобретенных инвесторами:

,

где pНОМ – номинальная цена бумаги.

7. Объем выручки от продажи, характеризующий стоимость ценных бумаг, приобретен­ных инвестором по фактической цене приобретения.

8. Структура выпуска ценных бумаг по видам и по эмитентам. Она опре­деляется как отношение каждого конкретного вида ценных бумаг или конкретного эмитента к общему количеству выпущенных ценных бу­маг и характеризует их долю в общем количестве ценных бумаг.

9. Структура размещенных ценных бумаг по видам и эмитентам.

10. Количество предложенных ценных бумаг на вторичном рынке в натуральных единицах (тыс. штук)

11. Структура предложенных ценных бумаг на вторичном рынке по видам и эмитентам.

12. Объем спроса на ценные бумаги в натуральных единицах (тыс. штук)

13. Структура спроса на ценные бумаги по видам.

14. Показатель обеспеченности спроса предложением.

Этот показа­тель определяется на основании количества или суммы ценных бумаг:


15. Для рынка акций рассчитывается

Капитализация рынка ценных бумаг — это произведение ко­личества ценных бумаг, находящихся в обращении, на их рыночную цену.

Этот показатель характеризует масштабы рынка, дает возможность сравнивать различные рынки между собой по объемам обращающихся капиталов, является основной для расчета производных аналитических показателей, таких как отношение капитализации к ВВП.

Если большая часть акционерных капиталов сосредоточена в малоподвижных крупных пакетах и размеры свободной части капиталов – free float–невелики, т.е. рынок акций в целом остается неликвидным, то показатель капитализации рынка ничего не говорит о том, какова действительная – по стоимости ликвидная масса акций, участвующих в обращении.

16. Для рынка облигаций рассчитывается

- рыночная стоимость непогашенных долговых обязательств, .

- насыщенность хозяйственного оборота долговыми обязательствами

  1. Уровень развития рынка ценных бумаг.

Может определяться в двух вариантах: по отношению к валовому внутреннему продукту или к доходам государственного бюджета:


или


Для характеристики объема биржевого рынка ценных бумаг рассчитываются показатели:

1. Число заключенных биржевых сделок в течение периода (одной торговой сессии, месяца, квартала и т.д.) в натуральных единицах (например, тыс. шт.).

2. Количество проданных ценных бумаг в течение периода (одной торговой сессии, месяца, квартала и т.д.) в натуральных единицах (например, тыс. шт.).

3. Оборот по продаже ценных бумаг, ОП, - стоимостной показатель. Рассчитывается как сумма стоимостных объемов зарегистрированных сделок в течение периода (одной торговой сессии, месяца, квартала и т.д.).

4. Средняя сумма биржевой сделки.

Этот показатель позволяет выяснить, насколь­ко крупно- или мелкооптовый характер носит биржевой рынок.

5. Структура биржевых сделок (доля особо крупных сделок, для проведения которых разрабатывают специальные биржевые процедуры; доля сделок с неполными лотами и т.д.).

6. Данные показатели рассчитываются по видам ценных бумаг, по эмитентам, а также в сводном, агрегированном виде.


2.2 Параметры ценф рынка ценных бумаг

Основной качественной характеристикой ценной бумаги выступает ее цена.

Ценовые показатели включают в себя следующие виды цен:

1. - номинальная цена - цена, определяе­мая эмитентом и обозначенная на ценной бумаге(для документарных бумаг) или объяв­ленная (для бездокументарных). Например, номи­нальная стоимость акции равна стоимости уставного фонда, деленной на количество выпущенных акций.

Эта величина является в определенной мере условной; в международной прак­тике существуют безноминальные ценные бумаги.

2. - эмиссионная цена - цена размеще­ния на первичном рынке.

Цена первичного рынка может существовать в форме

- цены андеррайтера (цена, по которой размещает ценные бумаги андеррайтер; в РК максимальная скидка для андеррайтера 10 %),

- цены брокера;

- цены отсечения.

3. Цена отсечения - цена продажи ценной бумаги, которая ус­танавливается эмитентом в ходе голландского аукциона, по которой удовлетворяется макси­мально приемлемое для эмитента количество заявок. Заявки покупателей, поданные по ценам, худшим, чем цена отсечения, не удовлетворяются.

4. Для облигации существует также цена погашения .

Как правило, цена погашения совпадает с номиналом, за исключением случаев, когда облигация выкупается до срока погашения или существуют договоренности с кредитором о списании части облигационной задолженности;

5. - Рыночная цена (называется иначе курсовой стои­мостью) - это цена вторичного рынка, по которой реально продается и по­купается ценная бумага.

Она зависит от спроса и предложения на конкретный вид ценной бумаги. В свою очередь спрос на ценную бу­магу зависит от уровня выплачиваемого дохода, репутации и пер­спектив эмитента, качества рекламы и т. д.

Большей частью рыночная цена существует в форме аукционной цены (на бирже), но может существовать и в форме дилерской цены (формируется в сделках, заключаемых дилерами, выставляющими двусторонние котировки на покупку и прода­жу), тендерной цены (если ценная бумага продается на основе тен­дера) и т.д.

6. Оценка активности на рынке ценных бумаг опирается на котиров­ки. Котировка - это расчет среднего уровня цен за определенный срок. Он рассчитывается ежедневно для каждого вида ценных бумаг как простая средняя арифметическая из цен, по которым были совер­шены сделки:

,

где pi – цена бумаги в i-ой сделке;

n – число сделок за день.

7. Для расчета среднего уровня цен за длительный период времени (месяц) используется средняя арифметическая взвешенная):

,

где qi - ко­личество ценных бумаг, проданных за i-ый день;

pi – цена бумаги за i-ый день.

8. Аналогично рассчитывается средняя цена государственных облигаций каждого отдельного выпуска:

,

где pi – цена i-ой сделки в руб.;

qi – объем i-ой сделки в натуральных единицах (штук облигаций).

9. Если государственные ценные бумаги имели несколько выпусков, то исчисляется нтегрированная средняя цена:

где - средневзвешенная цена i-го выпуска ценной бумаги;

qi - объем в штуках i-го выпуска ценной бумаги.

10. Для характеристики отклонения средней интегрированной цены го­сударственных облигаций от номинальной исчисляется специальный показатель - отношение интегрированной цены к номинальной,

На бирже существуют также:

1. цена открытия, , - цена исполнения первой сделки при от­крытии торговой сессии на бирже;

2. цена закрытия, , - цена исполнения последней сделки при зак­рытии торговой сессии на бирже.

3. Изменение цены - разность между ценой закрытия торго­вой сессии текущего дня и ценой закрытия торговой сессии пре­дыдущего дня:

4. цена спроса, , - максимальная цена, заявленная потенциальны­ми покупателями и зарегистрированная для включения в бирже­вой аукцион (цена заявлена, но сделки по ней еще не совершены);

5. цена предложения, , - минимальная цена, заявленная потенциальными продавцами и зарегистрированная для включения в биржевой аук­цион (содержится в предложениях продавцов. Цена заявлена, но сделки по ней еще не совершены).

6. Спрэд, s, - разница между ценой предложения и спроса (по не­удовлетворенным заявкам цены предложения всегда выше цен спроса):

Обычно чем выше спрэд, тем ниже ликвидность рынка и тем больше разрыв между спросом и предложением на биржевом рынке.

7. Коэффициентом наибольшей ликвид­ности - ценовой спрэд в процентах к цене спроса.

Если по отдельным ценным бумагам коэффициент наибольшей ликвидности не выходит за пределы от 0 до 3 %, то такие ценные бу­маги называются наиболее ликвидными.

8. Средневзвешенная цена по сделкам с данной ценной бумагой в течение тор­говой сессии на фондовой бирже (рассчитывается как средняя арифметическая взвешенная):

,

где qi - ко­личество ценных бумаг, проданных по определенной цене

9. Максимальная (минимальная) цена - наиболее высокая (наи­более низкая) цена, зарегистрированная в биржевых сделках с данной ценной бумагой в течение торговой сессии (в течение ме­сяца, квартала).

Оценка устойчивости цен ценных бумаг осуществляется на осно­вании следующих показателей:

а) дневного размаха цен - допустимого размера вариации цен за биржевой день;

б) коэффициента устойчивости цен, равного разнице между 100 % и коэффициентом вариации. При этом коэффициент вариации равен:

,

где или - среднее квадратическое отклонение, характеризующее меру колеблемости цен,

- котировочная цена ценной бумаги за i-й день;

- средне­месячная котировочная цена;

n - число дней торгов.

Курс ценной бумаги. Используется при оценке стоимости акции и облигации и определяется как процентное отношение рыночной цены к номинальной


К показателям ликвидности рынка ценных бумаг относятся показатели оборачиваемости ценных бумаг по рынку в целом.

1. По ак­циям рассчитывается как отношение оборота по продаже акций за период к капитализации рынка:

2. По об­лигациям рассчитывается как отношение оборота по продаже - к рыночной стоимости обращающихся (непогашенных) долговых ценных бумаг:

Чем выше показатель оборачиваемости, тем выше ликвидность рынка.



















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате теоретического рассмотрения темы реферата сделаны следующие выводы.

Ценные бумаги - это документы установленной формы и реквизитов, удостоверяющие имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении.

Рынок ценных бумаг – часть финансового рынка, представляющая собой совокупность экономических отношений по вопросам выпуска и обращения ценных бумаг.

Цель рынка ценных бумаг - аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.

Механизм функционирования рынка ценных бумаг- это взаимодействие различных субъектов рынка, связанное с осуществле­ нием фондовых операций. Этот механизм регламентируется дей­ствующим законодательством. Он зависит от концепции развития фондового рынка в национальной экономике, конкретной финан­совой политики того или иного региона. Эффективность его работы во многом определяется уровнем развития инфраструктуры рынка ценных бумаг и его параметров. Механизм функционирования рынка ценных бумаг имеет свои особенности, которые связаны с конкретной структурой обращающихся ценных бумаг, деловой активностью тех или иных участников рынка, общим состоянием экономики, выбранной моделью рынка. Он должен учитывать специфику и природу отдельных ценных бумаг как финансовых инструментов и их показателей.

К показателям объема рынка ценных бумаг относятся:

1. Число фондовых бирж.

2. Количество эмитентов, прошедших листинг.

3. Количество выпущенных ценных бумаг.

4. Количество размещенных ценных бумаг.

5. Объем выпуска (эмиссия).

6. Объем размещения.

7. Объем выручки от продажи.

8. Структура размещенных ценных бумаг по видам и эмитентам.

9. Количество предложенных ценных бумаг на вторичном рынке в натуральных единицах (тыс. штук)

10. Структура предложенных ценных бумаг на вторичном рынке по видам и эмитентам.

11. Объем спроса на ценные бумаги в натуральных единицах (тыс. штук)

12. Структура спроса на ценные бумаги по видам.

13. Показатель обеспеченности спроса предложением.

Ценовые показатели включают в себя следующие виды цен:

1. номинальная цена.

2. эмиссионная цена.

3. цена отсечения.

4. цена погашения.

5. рыночная цена.

6. котировка.
























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Боровкова В.А. Рынок ценных бумаг [Текст]: [учебное пособие] / В. А. Боровкова, В. А. Боровкова. - 3-е изд. - Москва [и др.]: Питер, 2012. - 352 с

  2. Газалиев, М. М. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие [Текст] / М. М. Газалиев, В. А. Осипов. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. - 160 с.

  3. Селищев, А. С. Рынок ценных бумаг [Текст]: учебник для студентов вузов / А. С. Селищев, Г. А. Маховикова; [рец.: В. В. Козловский, Л. А. Мясникова]; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - М.: Юрайт, 2012. - 431 с.

  4. Чалдаева, Л.А. Рынок ценных бумаг [Текст]: учебник для студентов вузов / Л. А. Чалдаева, А. А. Килячков; [рец. Е. Ф. Жуков [и др.]. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 857 с.

























ОТВЕТ НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1

Предприятие производит и продает в год N единиц продукции по P рублей. Переменные издержки составляют TVCi рублей на единицу продукции. Постоянные издержки TFC тыс. рублей на весь объем производства в год. Технические возможности увеличения объема производства есть. Используемый капитал К млн. руб. Структура капитала: заемный капитал – А тыс. руб., собственный капитал – B тыс. руб. Средневзвешенная ставка процента за кредит составляет r%.

Оцените эффект финансового рычага. Дайте рекомендации по построению рациональной политики заимствования.


Решение: Показатель, отражающий уровень дополнительной прибыли при использования заемного капитала называется эффектом финансового рычага. 

Он рассчитывается по следующей формуле: 

ЭФР = (1 - Сн) × (КР - r) × А/В,

где: 

ЭФР - эффект финансового рычага, %. 

Сн - ставка налога на прибыль, в десятичном выражении. 

КР - коэффициент рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов, т.е. (N×P) – (TVC+ TFC)/(K/2)), %. 

r - средний размер ставки процентов за кредит, %. Для более точного расчета можно брать средневзвешенную ставку за кредит. 

А - средняя сумма используемого заемного капитала. 

В - средняя сумма собственного капитала. 

Формула расчета эффекта финансового рычага содержит три сомножителя: (1-Сн) - не зависит от предприятия. 

(КР-r) - разница между рентабельностью активов и процентной ставкой за кредит - дифференциал (Д). 

(A/B) - Финансовый рычаг (ФР). 

Запишем формулу эффекта финансового рычага короче:
ЭФР = (1 - Сн) × Д × ФР.

ЭФР положителен, если положителен дифференциал финансового рычага, рентабельность активов компании превышает стоимость заемного капитала. Компания может воздействовать на величину дифференциала, но ограниченно: с одной стороны, наращивая эффективность производства (эффект масштаба), а с другой - за счет доступа к источникам дешевого заемного капитала. Дифференциал финансового рычага - это важный информационный импульс не только для бизнеса, но и для потенциальных кредиторов, так как позволяет определить меру риска предоставления новых займов компании. Чем больше дифференциал, тем меньше риск для кредитора и наоборот. Большое плечо финансового рычага означает значительный риск как для заемщика, так и для кредитора. 

Величина силы воздействия финансового рычага достаточно точно показывает степень финансового риска, связанного с фирмой. Чем больше доля затрат в налогооблагаемой прибыли (до выплаты процентов на обслуживание заемного капитала), тем больше сила воздействия финансового рычага и выше риск невозврата кредита. 

Финансовый риск, порождаемый финансовым рычагом, складывается из риска падения рентабельности активов компании ниже стоимости заемного капитала (дифференциал становится отрицательным) и риска достижения такого значения плеча, когда компания уже не в состоянии обслуживать заемный капитал (происходит дефолт заемщика). 


ОТВЕТ НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 2

Проведите анализ безубыточности компании: рассчитайте пороговую выручку, запас финансовой прочности.

Решение:

Для того чтобы фирма функционировала оптимальным образом необходимо максимизация прибыли фирмы. Процесс максимизации прибыли эквивалентен процессу поиска точки безубыточности в экономическом смысле.

В самом общем виде схема любого отчета о финансовых результатах выглядит следующим образом:

Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Чистая прибыль.

Это же уравнение можно переписать в алгебраической записи. Обозначим прибыль за исследуемый период через П, через Р - цену продажи единицы произведенной фирмой продукции, N - объем произведенной и проданной продукции за указанный период, TFC - уровень постоянных издержек, TVC - переменные издержки на произведенную (и проданную) продукцию. В таких обозначениях уравнение «прибыли – доходов – расходов» выглядит следующим образом:

П = Р×N - (TFC + TVC ×N) 


Объем выпуска, при котором достигается точка безубыточности, определяется из условия:

П = 0,

и он равен:

Nо = (П + TFC) / (Р - TVC) = TFC / (Р - TVC)

Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие этого эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И, наоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается:

Сила действия операционного рычага = Маржинальная прибыль / Прибыль

Маржинальная прибыль = Выручка от реализации - переменные затраты.

Маржинальная прибыль = (N×P) - TVC

Финансовый результат (прибыль) = Маржинальная прибыль – TFC

При определении стратегии фирма также должна учитывать запас финансовой прочности (Ф), т.е. оценивать объем продаж сверх уровня безубыточности. Для этого объем продаж, за исключением объема продаж в точке безубыточности, следует разделить на объем продаж. Т.е. это разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет “запас финансовой прочности» предприятия.

Запас финансовой прочности = (N×P) - Точка безубыточности




30