СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Парная работа на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Парная работа на уроках в начальной школе»

Организация парной работы на уроках в начальной школе

Одним из «секретов» успешности обучения является развитие у учащихся коммуникативных навыков. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность младшего школьника. Они характеризуются умениями слушать и слышать других, вступать в диалог, задавать вопросы, просить и давать советы, договариваться, не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, участвовать в коллективном обсуждении возникающих проблем, выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Для формирования коммуникативных учебных действий в своей педагогической деятельности я использую индивидуальную, парную, групповую формы работы, творческие и проектные задания в команде. Такие приемы начинаю использовать с 1 класса на разных уроках и внеурочных занятиях.

В данной статье я остановлюсь на приемах организации парной работы с учащимися начальной школы.

Уже с 1 класса надо показывать школьникам, что делать что-то вместе – это весело и интересно. Дети должны пережить радость сотрудничества. С целью обучения учащихся правилам эффективного взаимодействия необходимо с первого класса говорить о пользе обсуждения своих замыслов и планов, стараться понять точку зрения другого, решать вопросы с партнёром мирно. Учиться приходить к единому мнению в спорных вопросах, говорить партнеру о своих мыслях и чувствах в корректных формах. Правила эффективного взаимодействия формируются постепенно:


  • не кричи, говори спокойно и ясно;

  • говори только по делу;

  • говори по очереди;

  • помогай товарищу,

  • не стесняйся просить помощи;

  • возражая или соглашаясь, смотри на говорящего;

  • убедись, что в разговоре участвует каждый;

  • обращайся к другу по имени;

  • внимательно слушай говорящего


В первом классе организация сотрудничества начинается с ознакомления с парной работой. Наиболее благоприятный период второй месяц обучения, так как дети уже познакомились друг с другом, усвоили основные правила общения на уроке с учителем. В этот период у детей огромное желание общаться друг с другом, но решать учебную задачу им пока трудно. Поэтому работа в парах строится по образцу учителя или по инструкции в виде памятки. Целесообразнее вводить её на этапе проверки самостоятельной работы. Для начала можно предложить детям памятку:

  • Выскажи своё мнение.

  • Выслушай мнение партнёра.

  • Придите к единому мнению.

  • Действуйте!

Работа в парах может быть реализована в 3 вариантах.

1. Статическая пара (в качестве партнера выступает сосед по парте). Может происходить смена ролей «учитель» – «ученик» .

2. Динамическая пара: когда осуществляется выбор четверых учащихся и дается одно задание, состоящее из четырех частей. После выполнения своей части задания учащийся обсуждает задание с другими тремя по очереди, находя индивидуальный подход к каждому однокласснику .

3. Вариационная пара: каждый учащийся получает индивидуальное задание, выполнив которое анализирует его с педагогом, проводит взаимообучение с тремя учениками.

Деятельность партнеров может быть организована следующим образом:

1. Работа хором: учащиеся вместе называют, выполняют требуемые операции.

2. По операциям. При выполнении задания вся последовательность действий разбивается на операции и поочередно реализуется учениками.

3. Деление элементов материала. В данном случае работа строится аналогичным образом как в предыдущем варианте, однако материал является большим по объему и может быть разделен не только на операции, но и части.

4. 1-й ученик берет на себя всю работу, а 2-й ученик проводит только контроль.

Существует ряд ограничений при организации работы в парах.

1. Нецелесообразно объединять в пару двух «слабых» учеников.

2. Если ребенок отказывается работать в группе, не стоит его принуждать к этому, стоит разрешить индивидуальную работу.

3. Групповая работа предполагает диалоговое взаимодействие, в связи с этим допускается «рабочий» шум. Не стоит допускать выкрики, разговоры в полный голос.

4. Длительность работы в паре варьируется от 15–20 минут в первом-втором классах, до 20–30 минут – в третьем-четвертом.

Далее я остановлюсь на некоторых видах парных заданий, которые я использую на своих уроках.

На уроках русского языка хорошо использовать «взаимные» диктанты. При взаимных диктантах (по А.Г. Ривину) один ученик диктует содержание второму. Потом – наоборот, второй учащийся диктует свой «текст», а первый – делает запись. Затем оба ученика выполняют проверку, подчеркивая (не исправляя) допущенные ошибки. После чего проводится работа над ошибками, проговариваются соответствующие правила. Далее возможен обмен материалами, партнерами, и продолжение цикла.

В карточки могут быть включены случаи, в которых ученики чаще всего допускают ошибки. Если дети читающие, можно добавить вопросы теории. Карточки выглядят следующим образом: на одной стороне написано содержание диктанта, а на обратной – правильный ответ.

Методика Ривина – Баженова, или методика взаимопроверки индивидуальных заданий предназначена для закрепления пройденного материала и отработки навыков. Педагог разрабатывает практические задания различной сложности и разных типов по одной или нескольким пройденным темам. После чего задания группируются на карточки и раздаются учащимся. Напарники делают вместе устный разбор первых заданий. Затем самостоятельно выполняют их в тетради. Далее – совместная проверка. Учащиеся поочередно устно восстанавливают процесс решения задачи, при этом не заглядывая в свои записи. В случае ошибки предлагается ее исправить.

Методика взаимотренажа предназначена для повторения, закрепления уже изученного материала. Характерной ее особенностью является отсутствие необходимости в постоянном присутствии педагога. Обычно на специальных карточках оформляются 5 упражнений (с ответами). Таких карточек по каждому разделу составляется 6 штук.

Происходит последовательная проработка всех заданий. В случае неудачи разрешается однократное исправление ошибки. В случае повторной неудачи верный ответ говорит ученик, исполняющий функцию учителя. Когда первый ученик продиктует все задания из своей карточки, ученики меняются ролями. Когда все номера выполнены, ученики заканчивают работу. Далее они могут искать новых партнеров и работать по тому же принципу. Стоит подчеркнуть, что ученик не меняет свою карточку. Работа занимает 5–10 минут.

Методика взаимообмена заданиями чаще используется при обучении решению стандартных, типовых задач. Методика взаимотренажа и взаимопроверки индивидуальных заданий больше предназначена для закрепления материала.

Другие виды работы в паре.

1. Обсуждение.

2. Взаимоконтроль, взаимопроверка.

3. Взаимоопрос (варианты: возможна работа пары за партой, где в ходе работы учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга, работа может проходить у доски).

4. Взаимопомощь.

5. Дидактические игры.

6. Словарный диктант для соседа. В качестве домашнего задания ученики на карточке подготавливают слова или словосочетание на определенное орфографическое правило, с пропуском «трудных» букв. На уроке происходит обмен карточками и дальнейшая работа. На карточке подписывается составитель и исполнитель задания.

7. После изучения большой темы или раздела, каждый ученик составляет карточку-зачет для соседа: в нее включается один теоретический вопрос и два практических. Сосед по парте выслушивает ответ по теории, ставит оценку. Остальные задания выполняются письменно.

8. Грамматическое задание для соседа (творческого характера: написать сочинение, лингвистическую сказку).

9. Парное консультирование: предполагается работа учащихся с разной успеваемостью («сильный» и «слабый»). Ученики совместно прорабатывают теоретический материал.

При однородной работе пары учащихся выполняют одинаковые для всех задания. Но возможна и дифференциация по уровню трудности. Таким образом, виды работы в паре различаются позициями (ролями) обучающихся, целями, содержанием, техниками взаимодействия, результатами.

В методической литературе представлены виды заданий для формирования коммуникативных УУД в паре.

1. Составь задание партнеру.

2. Раскрасить предметы так, чтобы они были одинаковые.

3. Заштриховать предметы (должны совпадать цвет, направление штриховки).

4. Устный счет (учитель сам предоставляет карточки с примерами и ответами, или детям заранее предлагается дома самим подготовить необходимое).

5. Диктант со взаимопроверкой тетрадей.

6. Лист с заданиями (ученики договариваются, что и как будут делать).

7. Ребята составляют и решают задачи по картинкам, договариваются, кто будет отвечать).

8. Карточки «Исправь ошибку» 

Парная работа активизирует познавательную активность учащихся и развивает коммуникативные качества личности.



Литетратура:

Минаева Е.В., Булдыгерова Т.И., Фомичева И.В. ПАРНАЯ РАБОТА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 12-2. – С. 455-459;


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!