© 2022 1026 4
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, то есть способности использовать язык как средств межкультурного общения. Реализация данной цели требует использование приемов, обеспечивающих учебное общение на иностранном языке в условиях школьного урока. Успешное иноязычное общение – межкультурное общение – не возможно без сформированной социальной компетенции учащихся, то есть сформированного желания взаимодействовать с другими и уверенности в себе, а также умения поставить себя на место другого и способности справиться с ситуациями, сложившимися в обществе.
Сформировать социальную компетенцию - значит научить учащихся взаимодействовать друг с другом в учебном процессе при выполнении поставленной коммуникативной задачи. Одним из путей реализации идеи достижения данной цели педагоги считают применение коллективной учебной деятельности школьников на уроках английского языка. И это не случайно, ибо учебная деятельность коллектива по своей природе и представляет собой систему социально организуемых взаимодействий, отношений и общения.
Необходимость парной работы на уроке иностранного языка как средства активизации мыслительной деятельности учащихся в учебном процессе и как эффективного способа развития умений говорения на уроке иностранного языка, а также недостаточное изучение вопросов применения методики парной работы на уроке иностранного языка свидетельствует об актуальности курсовой работы.
46
Введение…………………………………………………………………… | 3 |
Глава I. Теоретический анализ роли и места парной формы работы на уроках иностранного языка……………………………………………… | 5 |
Сущностная характеристика и признаки парной работы……….. | 5 |
Методика организации парной работы на уроке………………… | 8 |
Глава II. Парное взаимодействие на уроке иностранного языка при обучении лексике на этапе основного общего образования…………… | 14 |
2.1. Особенности организации работы в парах при обучении лексике на этапе основного общего образования………….………………………... | 14 |
2.2. Система парной формы работы при обучении лексике, предлагаемая в УМК по английскому языку…………………………… | 21 |
Заключение…………………………………………………………………. | 32 |
Список использованной литературы ……………………………………… | 34 |
| |
Введение
Основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, то есть способности использовать язык как средств межкультурного общения. Реализация данной цели требует использование приемов, обеспечивающих учебное общение на иностранном языке в условиях школьного урока. Успешное иноязычное общение – межкультурное общение – не возможно без сформированной социальной компетенции учащихся, то есть сформированного желания взаимодействовать с другими и уверенности в себе, а также умения поставить себя на место другого и способности справиться с ситуациями, сложившимися в обществе.
Сформировать социальную компетенцию - значит научить учащихся взаимодействовать друг с другом в учебном процессе при выполнении поставленной коммуникативной задачи. Одним из путей реализации идеи достижения данной цели педагоги считают применение коллективной учебной деятельности школьников на уроках английского языка. И это не случайно, ибо учебная деятельность коллектива по своей природе и представляет собой систему социально организуемых взаимодействий, отношений и общения.
Необходимость парной работы на уроке иностранного языка как средства активизации мыслительной деятельности учащихся в учебном процессе и как эффективного способа развития умений говорения на уроке иностранного языка, а также недостаточное изучение вопросов применения методики парной работы на уроке иностранного языка свидетельствует об актуальности курсовой работы.
Объект исследования – обучение иностранному языку учащихся на этапе основного общего образования на основе методики парной работы.
Предмет исследования – организация парного взаимодействия на уроке иностранного языка.
Цель исследования – изучить методику организации парной работы при работе с лексикой на уроках иностранного языка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить научно-методическую литературу по теме исследования, раскрыть особенности говорения как продуктивного вида речевой деятельности в обучении иностранному языку;
2) рассмотреть парную форму работы на уроках иностранного языка как необходимое условие развития коммуникативной компетенции учащихся 5-9 классов;
3) выявить преимущества, недостатки и трудности парной работы на уроках иностранного языка и необходимые условия организации данного вида учебного взаимодействия;
4) провести анализ особенностей организации работы в парах при обучении лексике на этапе основного общего образования.
Для реализации поставленной цели и решения задач были использованы следующие методы исследования: изучение научно-методической литературы по теме исследования; анализ и обработка данных. Методологической основой исследования послужили труды следующих авторов: М.А. Ариян, Б.В. Беляева, А. Б. Воронцова, В.К. Дьяченко, И.А. Зимней, В.В.Котова.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы студентами во время педагогической практики. Предлагаемая система парной формы работы на уроках иностранного языка может быть успешно внедрена при обучении учащихся в общеобразовательных учреждениях города и Республики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проанализирован, обобщён и систематизирован материал по проблеме формирования устной коммуникативной компетенции при организации парной работы, также обобщён педагогический опыт учителей по обучению лексике на уроках иностранного языка.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
Глава I. Теоретический анализ роли и места парной формы работы на уроках иностранного языка
Сущностная характеристика и признаки парной работы
И.Л. Бим отмечает, что форма организации обучения - это конструкция отрезка процесса обучения, которая предполагает упорядочение, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием учебного материала [12, c.54].
Авторы Е.М. Верещагин, Н.Н. Болдырев и другие, традиционно выделяют фронтальные, индивидуальные, парные и групповые формы организации учебной деятельности.
По мнению Б.В. Беляева, фронтальная форма предполагает организацию деятельности учащихся всего класса над единым заданием при сотрудничестве детей друг с другом при непосредственным руководством учителя [10, c.16].
Индивидуальные формы организации учебной деятельности учащихся, по словам В.К. Дьяченко, предполагают работу над единым или различными заданиями вне контактов с одноклассниками и при опосредованном руководстве учителя, то есть это самостоятельная деятельность ученика [17, с. 132].
В.К. Дьяченко рассматривает парную работу как самостоятельную общую форму организации обучения. Он подходит к формам обучения как структурам общения между обучающим и обучаемым, общение же в паре и группе происходит по-разному. Принимая традиционный подход к общим формам общения, мы считаем парную работу разновидностью групповой, так как она сохраняет все признаки групповой работы: сотрудничество учащихся в парах, роль учителя — опосредованное руководство через инструктажи, памятки [16, c. 165].
Парная работа повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища. А это способствует прочному усвоения знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки, отмечает автор М.А. Ариян [7, c. 12.].
Важнейшие особенности этой формы: каждый момент работы половина учащихся говорит, половина слушает; каждый участник является попеременно то обучаемым, то обучающим. Ближайшая цель каждого ученика — учить других всему, что знаешь сам. Каждый отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но также за знания и учебные успехи товарищей.
По словам И.А. Зимней, парно-коллективная форма предполагает, что ученик на уроке работает не в одной паре, а в нескольких. Закончив работу с одним одноклассником, находит другого, который также закончил работу и организует новую пару для дальнейшей работы [19, с. 54].
В настоящее время широкое распространение получила методика совместной работы учащихся в парах сменного состава по карточкам. Большую популярность получила методика взаимообмена заданиями, разработанная М. А. Мкртчяном и И. Г. Литвинской. По этой методике готовятся карточки, и в каждой карточке два аналогичных задания [11, c.54].
Чтобы парная работа давала положительные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся на этапе основного общего образования, надо хорошо понимать ее сущность. Дадим определение парной форме организации обучения на основе анализа определений и характеристик этого феномена, данных различными исследователями: В.К. Дьяченко, И.А. Зимней, В.М. Курятовым и Е.С. Полат [11, c.23].
Обобщая приведенные выше положения, а также исходя из сущности общей формы организации учебной деятельности, можно дать следующее определение: парная форма обучения есть способ организации совместной деятельности учащихся в малых группах при опосредованном руководстве и в сотрудничестве с учителем. Суть парной работы, отличающая ее от других общих форм обучения, выражается в следующих ее характеристиках:
- наличии непосредственного взаимодействия между учащимися;
- опосредованном руководстве деятельностью ученика со стороны учителя, строящемся по принципу: «учитель - пара сотрудничающих между собой учеников», то есть учитель взаимодействует не с каждым учеником в отдельности, как при фронтальной работе, а с парой учащихся: предъявляет ей задание, контролирует и оценивает работу пары в целом. Эти особенности парной работы дают дополнительный эффект в развитии, воспитании и обучении учащихся на этапе основного общего образования. Вместе с тем, этот эффект может быть получен только в том случае, если в парах существуют отношения сотрудничества.
Цели организации совместной учебной работы самих детей:
1) дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие учащиеся вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера;
2) дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса;
3) дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: это функция контроля и оценки, целеполагания и планирования;
4) дать учителю, во-первых, дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения, во-вторых, возможность и необходимость органически сочетать на уроке обучение и воспитание, строить и человеческие, и деловые отношения детей.
Обеспечение плодотворной работы в паре не сводится к психологической стороне умения обращаться и воспитанности, (например, быть терпеливым к своему собеседнику, благодарить за помощь, хотя это тоже немаловажный фактор) [12, c. 54].
Технология работы в паре нужна для целенаправленной деятельности учителя по формированию общих умений коммуникации в иноязычной речи, навыков коллективного труда.
Виды работы в парах различают по нескольким параметрам:
по роли обучающихся;
по цели работы;
по содержанию деятельности;
по технике работы;
по результату [16, c. 154].
Таким образом, цель обсуждения в том, чтобы понять, где и в чём мнения совпадают, а затем свои представления расширяются. Учитывая особенность этого вида работы в паре, учитель рекомендует учащимся тексты с неоднозначным ответом, со спорными идеями, с логической незавершённостью, требующими субъективной оценки. При организации парной работы два ученика выполняют какую-то часть работы совместно. Если все пары выполняют одно и то же задание - работа единая, если разные -дифференцированная.
Методика организации парной работы на уроке
М.А. Викулина в соответствии с мнением В.К. Дьяченко рассматривает парную работу как самостоятельную общую форму организации обучения. Она подходит к формам обучения как структурам общения между обучающим и обучаемым, общение же в паре и группе происходит по-разному. Принимая традиционный подход к общим формам общения, мы считаем парную работу разновидностью групповой, так как она сохраняет все признаки групповой работы: сотрудничество учащихся в парах, роль учителя — опосредованное руководство через инструктажи, памятки [11, с. 61].
Методика совместной работы в паре по вопроснику довольно проста. Один ученик задает вопросы, другой отвечает. Обычно спрашивающий является учеником более подготовленным и уже проверенным, хотя это и не обязательно. Если возникли затруднения с ответом, то ответ дает проверяющий, но после этого они вместе сверяют ответы по учебнику, ищут, если возникла необходимость, примеры, подтверждающие правило [22, c. 154].
Еще один возможный вариант сотрудничества, кооперации и повышения уровня «Я умею, Я познаю» у ребенка в школе. Условно его можно назвать метод мозаики. Опять же распределить детей на группы по пять — шесть человек, с различными самооценками, успеваемостью и мотивацией к учению. Учитель разбивает изучаемую тему учебного предмета на шесть или пять частей, в зависимости от количества человек в группе. И каждый ребенок становится специалистом по своей части. По теме один ученик может изучать историю, другой — культуру, третий географию и так далее. Сначала все историки, географы и прочие собираются вместе для освоения материала. Затем они расходятся по своим группам и обучают своих партнеров. У каждого члена группы есть, образно говоря «кусочек мозаики». Поэтому уверенные в себе школьники должны выслушивать стеснительных и учиться у них, и стеснительные вскоре осознают, что они в состоянии сообщить своим сверстникам нечто важное.
Все приведенные выше методики мы назвали методиками сотрудничества учащихся по горизонтали. Название происходит от того, что при этой методике ученики как бы находятся на одном уровне и могут взаимообразно обучать друг друга. Наглядно это можно изобразить следующим образом: А ↔В. Ученик А обучает и проверяет ученика В по теме (например, М), а ученик В обучает и проверяет ученика А по теме N. То же самое происходит и в других парах. Такое взаимообразное обучение происходит и тогда, когда в классе используются взаимодиктанты, происходит работа по карточкам или вопросникам [15, c. 187].
По такому же принципу строится и методика А. Г. Ривина. Основные условия:
1. Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.
2. Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: «Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока».
3. Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).
4. Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе - это может привести к повышению утомляемости.
5. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю.
6. Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в парной работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка) [22, c. 54].
В зарубежной методике выделяется работа в открытых парах и в закрытых. Работа в открытых парах предшествует работе в закрытых парах. Закрытые пары недоступны контролю со стороны преподавателя, их состав остается неизменным. Участники открытых пар могут меняться, их речетворчество легко контролируется преподавателем и служит подготовкой для самостоятельной работы в закрытых парах без помощи преподавателя.
Для некоторых педагогов не новы такие формы обучения во взаимодействии, как парная и игровая. Это традиционные формы обучения. Однако хочется остановиться подробнее на технологии обучения в сотрудничестве и вариантах этого метода обучения.
Обучение в сотрудничестве (cooperative learning) использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-м годам XX века, но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 70-е годы. В настоящее время она находит все более широкое применение в преподавании иностранного языка. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учеников в разных учебных ситуациях [16, c. 54].
Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Основными считаются следующие: Student Team Learning (STL); Jigsaw («ажурная пила, машинная ножовка»); Learning Together (« Учимся вместе») [1, с.211]. Учитель в своей практике может разнообразить эти варианты своим творчеством, применительно к своим ученикам.
Отметить можно следующие преимущества:
- гарантируется максимальная объективность деления на пары, поскольку оно носит случайный характер;
- уместно использовать такой способ формирования групп в начале первого года обучения, когда ученики еще плохо знают друг друга;
- сам процесс формирования пар таким способом вносит разнообразие и элемент игры в монотонное течение урока;
- при временном переходе из базовой пары в произвольную пару ученики получают разные социальные роли.
Отмечаются следующие преимущества парной работы:
- имитирует реальное общение и способствует взаимодействию обучаемых, дает возможность высказаться большему числу участников, стимулирует использование интерактивных языковых средств;
- создает эмоциональную атмосферу, способствующую повышению мотивации, так как, работая в паре, ученики ведут себя более свободно, чем в режиме работы «учитель – класс»;
- повышает чувство ответственности и самостоятельность учеников;
- помогает выявить и учесть индивидуальные особенности учеников, дает преподавателю возможность поработать со учениками, которые требуют специального внимания;
- способствует формированию коллектива, делает акцент на сотрудничестве, исключая соревнование и стремление быть лучше других.
Наряду с преимуществами, можно отметить следующие недостатки:
- отсутствие возможности постоянно контролировать деятельность участников, что ведет к увеличению количества ошибок в их речи;
- использование учениками родного языка;
- невозможность оказать качественную помощь при большом количестве паре;
- нежелание некоторых учеников работать в паре с теми или иными партнерами.
Тем не менее, используя произвольный способ формирования пар, вы можете получить следующие нежелательные для обучения ситуации:
- возможны конфликты в результате наличия в паре учеников, у которых есть проблемы в общении друг с другом;
- вы можете получить пары, целиком состоящие из «слабых» или «сильных» учеников (однородные), это может отрицательно повлиять на работу в парах (поскольку работа проходит с учетом ограничения по времени, пара «сильных» учеников может, например, закончить работу намного раньше); по этой же причине в парах, сформированных произвольно, может стать невозможной ситуация, в которой “сильный” ученик будет выступать в роли учителя и помогать более слабым ученикам [21, c. 134].
Парная работа используется, как правило, при выполнении подлинно коммуникативных упражнений и заданий, направленный на совместный поиск информации и коллективное решение поставленной проблемы. Благодаря специальной организации парной работы, учащиеся получают возможность многократного включения нового языкового материала в свои высказывания, трансформации и комбинирования его с ранее усвоенным в разнообразных ситуациях общения. [18, с.54].
В ходе активного сотрудничества с членами пары, при их помощи и поддержке, а также при целенаправленном управлении со стороны учителя увеличиваются скорость и интенсивность приобретения иноязычного речевого опыта, уверенность и безошибочность выполнения речевых действий [28, c. 67].
Парная работа создает благоприятные условия для формирования умений и навыков иноязычного общения; их необходимо специально организовывать, а именно: определить оптимальное количество пар и степень их подготовленности, правильно выбрать лидеров, найти эффективную структуру взаимодействия участников и подобрать адекватные средства управления ими со стороны учителя. Содержание совместной учебной деятельности оказывает влияние на умение и навыки, которые входят в социальную компетенцию. Обратимся к понятию учебная деятельность [23, с.52].
Таким образом, для развития социальной компетенции у учащихся нужны такие формы организации обучения, которые позволяли бы моделировать ситуации и коммуникативные задачи из сфер социального общения и взаимодействия, свойственные определенному возрасту: индивидуальные и коллективные формы работы, которые дают возможность учащимся адаптироваться к взаимодействию с другими учащимися, научиться прислушиваться к мнению других, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Глава II. Парное взаимодействие на уроке иностранного языка при обучении лексике на этапе основного общего образования
2.1. Особенности организации работы в парах при обучении лексике на этапе основного общего образования
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения нацелены на повышение качества образования, призваны обеспечить единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
социокультурная компетенция — приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны/стран изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на этапе 8 класса; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Основными задачами обучения иноязычному общению в 8 классе являются:
1) дальнейшее формирование и совершенствование речевой деятельности
2) дальнейшее развитие умений наблюдать факты языка, делать сопоставление и обобщение;
3) дальнейшее формирование навыков языковой догадки в рамках более широкого контекста;
4) ознакомление с современной культурологической информацией об англоязычном мире;
5) систематическое, цикличное повторение изученного материала в тесной связи с новым материалом.
8) освоение элементарных лингвистических представлений, доступных учащимся 8 класса и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке.
Основная школа является связующим звеном между всеми тремя ступенями общего образования: начальной, основной и старшей. Данная ступень характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьника, так как у него расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы общие элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности, накоплены знания о речевом поведении на родном и иностранном языках. На этом этапе совершенствуются приобретенные ранее знания, навыки и умения, увеличивается объем используемых учащимися языковых средств.
Основные функции учителя при организации и проведении парной работы складываются из следующих элементов:
1) подготовка заданий для выполнения парного задания:
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
- инструктаж о последовательности работы;
- подготовка и раздача дидактического материала по парам;
2) проведение парной работы:
- ознакомление учащихся с материалом, планирование работы в паре;
- контроль за распределением заданий внутри пары;
- наблюдение за индивидуальным выполнением задания;
- организация обсуждения индивидуальных результатов работы в паре;
3) организация обсуждения общего задания пары (замечания, дополнения, уточнения, обобщения):
- просмотр по подведению итогов парного задания;
4) заключительная часть:
- фиксация результатов работы в парах;
- анализ познавательной задачи, рефлексия;
- фиксирование общего вывода о парной работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на пару.
В соответствии с установленными нормами, если вводную часть взять за единицу времени 3 минуты, то парная работа должна продолжаться примерно 18-20 минут и заключительная часть 5-7 минут.
В процессе использования форм парной технологии следует отметить следующие формы организации работы: парный опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, диспут и нетрадиционные уроки.
1. Парный опрос. Своеобразной разновидностью группового занятия является парный опрос, который проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Он может быть организован как после уроков, так и на самом уроке. Во время парного опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей пары. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены пары. Перечень вопросов к такому занятию составляет учитель.
Структура парного опроса сходна со структурой парного занятия с тем лишь различием, что соотношение вводной, основной (опрос учащихся в парах) и заключительной части в данном случае составляет пропорцию 1:8:2. Такой опрос, организованный в классе, ведется во всех парах одновременно. Беседа происходит вполголоса, чтобы не мешать друг другу.
Кроме высокой интенсивности парного опроса, позволяющего в течение урока выявить знания всех без исключения учащихся, эта форма организации коллективной деятельности способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.
2. Общественный смотр знаний. В системе различных форм групповой познавательной деятельности общественный смотр знаний занимает особое место. В его организации очень важно правильно провести подготовительный период.
Время подготовки зависит от содержания смотра, его сложности, уровня знаний и умений учащихся. В период подготовки класс разбивается на пары по 4-6 человек во главе с консультантом. Если в классе уже сформированы пары (для парных занятий), целесообразно их оставить в том же составе. Вся подготовка к смотру практически ведется в этих парах.
Для более полной подготовки учитель заранее составляет перечень вопросов, задач, практических, графических и других видов работ, которые учащиеся должны повторить в парах во внеурочное время.
Учитель в период подготовки работает главным образом с консультантами, управляя через них деятельностью пар.
Общественный смотр знаний открывает председатель жюри, смотру придается приподнятый, торжественный характер. Учащиеся приходят в праздничной форме. Помещение украшается, делается выставка работ учащихся и учебно-методических материалов и так далее. Расстановка столов (парт) в помещении (классе) необычна. Члены жюри рассаживаются за столами так, чтобы были видны доска и класс. Впереди один ряд столов оставляется свободным - для самостоятельно работающих учащихся. Они сидят по парам со своим консультантом.
После торжественного открытия приступает к своим обязанностям ведущий общеклассного смотра, у которого есть план смотра с указанием видов работ (письменных, устных, графических, решения задач, задания на смекалку и т.п.) и список учащихся.
Часть учеников выполняют работу у доски, часть - сидя за отдельными столами, часть отвечают с мест. После каждого ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с мест могут дополнить и уточнить его. Все ответы и поправки также учитываются. Жюри, если сочтет нужным, может задать вопросы отвечающему. На общественном смотре может быть предусмотрена и фронтальная работа (короткий диктант, текст, перфокарты или простые задачи, требующие для выполнения немного времени). В программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки (по типу известного КВН).
Результаты общественного смотра знаний зачитывает перед всем классом председатель жюри. Вместе с индивидуальными оценками, полученными каждым учеником, сообщаются данные, характеризующие работу пар. Итоги общественного смотра знаний предаются гласности, обсуждаются в педагогическом коллективе школы, а также в органах информации.
3. Учебная встреча обычно проводится при повторении изучаемого материала как на уроке, так и во внеурочное время. Учебная встреча может быть организована между двумя командами параллельных классов или одного класса. Тему учебной встречи намечает учитель или учебный актив класса (на классном собрании, а иногда прямо на уроке утверждается ее тема и время).
Так же, как и при общественном смотре знаний, организация учебной встречи состоит из подготовки и самой встречи. Ведет учебную встречу учитель.
Встреча протекает следующим образом. Ведущий задает вопрос одной стороне. Отвечает тот, кто первым поднял руку. Учащиеся из той же команды могут дополнить его. Если ответы окажутся недостаточными, то отвечает другая сторона. Ведущий и члены жюри могут задавать и дополнительные вопросы. Одновременно несколько учеников вызываются к доске, к столу для выполнения письменных (графических) работ. Учебная встреча отличается от общественного смотра знаний своим рабочим характером. Это по существу обычный текущий контроль знаний, в котором используются эффекты.
4. Диспут. Разновидностью учебной встречи является диспут. Организация диспута, основанного на столкновении разных мнений, - сложное и ответственное дело. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции.
Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения. В ходе дискуссии он следит за соблюдением правил ведения дискуссии:
- Я критикую идеи, а не людей.
- Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
- Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении.
- Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.
- Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям.
- Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
- Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.
Очень велика роль ведущего на диспуте. Он обязан предоставлять слово желающим, следить за соблюдением регламента, репетировать очередность выступлений и, главное, заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца.
Диспут не требует ни выставления отметок, ни принятия решений. Поэтому его цель - научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в откровенном споре показать ученикам истинность той или иной позиции.
5. Нетрадиционные уроки. К образовательным технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо пары.
Примеры: урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированы урок и др. При использовании парных технологий на уроках и во внеурочно время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) по различным предметам. Консультанты по учебному предмету - это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.
Таким образом, во время парной работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в парах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или паре в целом.
2.2. Система парной формы работы при обучении лексике, предлагаемой в УМК по английскому языку
Для проведения анализа системы парной формы работы при обучении лексике мы выбрали упражнения из УМК «Английский с удовольствием», авторы Биболетова М.З., Трубанева Н.Н., издательства Титул, Обнинск, одним из ключевых принципов которого является соблюдение деятельностного характера обучения иностранному языку.
Рассматривая возможности учебно-методического комплекта Биболетовой М.З. относительно развития коммуникативной компетенции при обучении лексике, можно утверждать, что у учащихся одновременно развиваются и совершенствуются все виды речевой деятельности. Чтобы раскрыть это утверждение, необходимо принять как аксиому то, что цель обучения - развитие личности ребенка. Это означает, в первую очередь, его осознанное отношение к процессу познания на каждом этапе. Именно мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке и т.п. составляют основы коммуникативной компетенции, на формирование которых направлены многие задания УМК, четкая структура учебника, внятный аппарат ориентировки.
В учебнике «Английский с удовольствием» для 8 класса, авторы Биболетова М.З., Трубанева Н.Н., на примере Unit 1 ''Families and friends'' было выявлено, что из 134 заданий раздела, 29 направлены на организацию парной работы при работе с новой лексикой. Если высчитывать в процентах, то можно сделать вывод, что таких заданий в первом разделе насчитывается около 22 %.
Преимущества отводятся таким методическим приемам как интервью, банк информации, парные решения, поиск пары, а также ролевая игра.
В первом разделе «It’s a Wonderful Planet We Live on» содержится 25 заданий на развитие коммуникативных навыков на основе парной видов работ. Так, например, тема «Вселенная: информация о планете Земля», «Космос и человек», «Землетрясение», «Чрезвычайные ситуации» предполагают наличие упражнений в форме парной работы.
В разделе 2 «The World’s Best Friend Is You» 14 заданий направлены на организацию парной работы: «Природа англоговорящих стран», «Экология взаимоотношений между людьми в обществе», «Переработка отходов в нашем регионе», «Совместные усилия по наведению чистоты в месте, где ты живёшь».
Для ведения названных видов диалога предусматривается (помимо ранее сформированных) развитие следующих умений:
- для ведения диалога этикетного характера: начать, поддержать и закончить разговор (в том числе по телефону); вежливо переспросить о непонятом; выражать благодарность в процессе совместной деятельности в парах; вежливо отказать/согласиться на предложение собеседника;
- для ведения диалога-расспроса: запрашивать и сообщать фактическую информацию, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего; брать/давать интервью;
- для ведения диалога побудительного характера, в том числе в процессе проектной работы и сотрудничества в парах: дать вежливый совет, принять или не принять совет; попросить партнёра о чём-то; пригласить партнёра к совместной деятельности, выразить готовность/отказать принять участие в ней, объяснить причину отказа;
- для ведения диалога-обмена мнениями: выражать свою точку зрения, пользуясь вновь изученными средствами; высказать своё одобрение/ неодобрение/ сомнение; спонтанно реагировать на изменение речевого поведения собеседника, выражая личное отношение к предмету обсуждения; выражать свою эмоциональную оценку – восхищение, удивление, радость, огорчение и др., участвовать в дискуссии по предложенной или интересующей проблеме (в пределах тем, отобранных в программе), используя аргументацию, убеждение.
Задания в УМК, направленные на коллективную деятельность предполагают:
- взаимное обогащение учащихся в паре, например:
- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебнопознавательных процессов, например:
- распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта), например: заверши, дополни, составь, отметь, спроси и ответь;
- коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия, например: составь по схеме, используй алгоритм, используй в своем рассказе;
- обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения; проблемы, например: узнай, обсуди, расспроси одноклассника, предложи;
- взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность, например: уточни, расскажи, выскажи свое мнение, узнай любимые числа одноклассников;
- рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия, например: охарактеризуй, оцени, проверь.
Данные упражнения позволяют учащимся использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей, организовывать и планировать учебное сотрудничество со сверстниками, а также общие способы работы, вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами иностранного языка, понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
С целью выявления преимуществ использования парной формы работы на уроках английского языка проведем сравнительную характеристику данных форм работы в разрезе УМК для учащихся 8 класса.
В УМК для на этапе основного общего образования авторы применяют различные методические приемы для организации учебного сотрудничества и для развития социальной компетенции учащихся 8 класса на уроке иностранного языка. Система парной видов работ стимулирует развитие коммуникативной компетенции на английском языке в совокупности её составляющих – речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной. Комплекс упражнений с использование парной работы позволяют школьникам приобщаться к культуре и реалиям стран, говорящих на английском языке, в рамках более широкого спектра сфер, тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам учащихся 14 лет, соответствующих их психологическим особенностям; развивается их способность и готовность использовать английский язык в реальном общении; формируют умение представлять свою собственную страну, её культуру в условиях межкультурного общения посредством ознакомления учащихся с соответствующим страноведческим, культуроведческим и социолингвистическим материалом, представленным в УМК. Так же основным преимуществом парной формы работы следует отметить экономию времени на проверку результата.
Раздел «Климат и погода в Великобритании, Австралии, Канаде и России» рассчитан на 4 часа. При работе с данным разделом учащимся предлагается 3 упражнения в форме парной работы. На первом уроке предусматривается работа над темой «Климат и погода». Задание: подобрать символы к словам, характеризующим погодные явления. С целью совершенствования коммуникативных навыков учитель делит класс на пары. Каждая пара получает иллюстрации с разными погодными условиями. Задание: подобрать определение, характеризующее тему. Таким образом, у каждой пары появляется слово, которое характеризует погодное явление. Далее учащиеся описывают погодные условия, характерные для различных регионов России. Каждая пара выполняет свое задание, которое проверяют в форме игры «Guess the place».
На следующем уроке по теме «Климат и погода в России и Великобритании» предлагается работа с текстом «Климат в Великобритании». Учитель делит класс на 2 пары. Каждая пара работает с одним текстом. Задание: прочитать текст и составить кластер, используя лексику, указанную в тексте. На следующем этапе учащиеся под номером 1 из каждой пары меняются местами, и при помощи кластера передает информацию другой паре. В итоге учащиеся под номером 2 каждой пары должны представить финальный вариант текста у доски.
При работе над темой «Прогноз погоды» основной целью является формирование навыков аудирования при прослушивании текста о погоде на рождество в разных странах. Учитель делит класс на пары. Задание: каждая пара получает определенную страну для заполнения таблицы. Следующим заданием учащимся предлагается обсудить погоду в разных странах. Для этого учащиеся под номером 1 каждой пары меняются местами. В их задачу входит обсудить особенности погоды, и при следующем обмене, когда учащиеся под номером 2 переходят в другую пару, они должны представить на обсуждение данные, полученные при первом круге перехода. Таким образом, каждый участник пары представляет информацию, полученную при взаимодействии в каждой паре.
Следующий раздел в УМК «Земля, вселенная: общая информация о планете Земля (вес, возраст, размер, ближайшие соседи). Солнечная система» рассчитан на 6 часов при работе с данным разделом учащимся предлагается 2 упражнения в форме парной работы.
Первый урок раздела представлен темой «Вселенная: информация о планете Земля». Основной целью урока является введение лексических единиц по теме. Парная форма работы, организуемая на уроке предполагает, что участники разных пар при работе с текстом «Галактики» будут работать с разными тематическими группами, так участник под номером 1 работает с лексикой по теме описание планеты, участник 2 работает с лексикой по теме роль человека в покорении космоса и по теме описание галактики. Составив графу таблицы пары формируют общую таблицу по тексту.
Целью урока на тему «Вселенная: информация о планете Земля» является формирование навыков изучающего чтения. Учащимся предлагается текст «Кто там». Задание: при работе с текстом каждая пара получает индивидуальное задание. При прочтении текста участники каждой пары должны собрать данные и выделить в тексте предложения содержащие ответ на вопрос. Так пара 1 получает вопрос «Что искали доктора», 2 – «Кто задел шею астронавта», 3- «Почему человек испугался» и так далее. После прочтения текста учащийся пара под номером 3 после обсуждения в классе отвечает на вопрос.
На втором уроке на тему «Вселенная: информация о планете Земля» целью урока является развитие умения устной речи. Задание: ответить на вопрос о том, какая основная идея текста, при этом они должны объяснить и выдвинуть следующие аргументы: 1) космос опасен, 2) нельзя брать животных на космические корабли, 3) у страха глаза велики, 4) космонавту следует заботиться о своем костюме. После представления аргумента учащиеся других пар должны не согласиться с докладчиком и выдвинуть контраргументы по высказыванию.
Следующий раздел «Космос и человек: известные учёные (К. Циолковский, С. Королёв), изобретатели и космонавты (Ю. Гагарин, В. Терешкова, А. Леонов, Н. Армстронг). Мечта человечества о космических путешествиях» предполагает 4 часа, в соответствии с УМК. Задание: 2 упражнения в форме парной работы.
Первый урок данного раздела «Космос и человек» направлен на развитие умения устной речи. Задание: провести интервью. Одна пара выступает в роли репортера, другая пара в роли астронавта. После проведенного интервью учащиеся отмечают достоинства и недостатки работы оппонента.
С целью увеличения объема заданий в форме парной работы рекомендуется включать следующие задания при работе с новой лексикой и отработкой знакомой лексики:
1) при введении новой лексики в начале каждого нового модуля рекомендуется применять методы КСО, например: выделить, выписать и перевести из текста 5 незнакомых слов, обсудить в парах значение, составить предложения с использованием новых слов;
2) стимулирование парного взаимодействия в процессе выполнения заданий модуля, например:
- узнай, какие времена года любит твой одноклассник и за что;
- обсуди с одноклассником, что можно делать только летом, только зимой, в любое время года (at any season). Сравни свой список с записями одноклассника;
- расспроси одноклассника о любимом времени года и любимых занятиях;
- Мисс Чэттер принесла на урок волшебную палочку. Воспользуйся ею. Предложи своим одноклассникам выполнить их заветные желания;
- узнай, когда день рождения у твоего одноклассника;
- разыграй с одноклассником разговор между сотрудником почты и покупателем.
3) взаимопроверка выполненных заданий по тексту и упражнений на повторение изученного материала, например: Ученик 1 в паре чтение материала, а Ученик 2 выполняет проверку и коррекцию результата, спорные вопросы обсуждаются в виде Open pair.
При работе с лексикой предлагается использовать разнообразные упражнения и задания. При определении уровня сформированности умений работы с лексикой на иностранном языке оценка осуществляется по результатам выполнения заданий. Методисты (Гез Н.И., Гальскова Н.Д.) предлагают при этом использовать материалы, рекомендованные программой.
1. Упражнения на узнавание слова по формальному признаку:
Определите по формальным признакам, какой частью речи являются выделенные слова.
Прочитайте слова и укажите, от каких слов они образованы.
Сгруппируйте данные слова по общим признакам (корневые, производные, сложные).
Упражнения на узнавание слова по семантическому признаку:
Заполните пропуски подходящими по смыслу словами. (Слова даются в виде списка или подбираются из текста).
Найдите синонимы, антонимы в ряду данных слов.
Найдите в тексте слова, соответствующие следующим определениям.
2. Упражнения на автоматизацию узнавания лексических единиц:
Найдите в ряду слов существительные.
Найдите слово, имеющее одинаковый с первым словом корень.
Найдите слово, совпадающее или близкое по значению с первым.
Упражнения на различение грамматических явлений:
Определите значение и функцию данной грамматической формы в предложении.
Объясните употребление данной грамматической формы.
Подчеркните в предложениях форму страдательного залога.
Подставочные упражнения:
Составьте предложения из слов, данных вразбивку.
Составьте несколько разных предложений, пользуясь одними и теми же знаменательными словами.
Замените выделенную форму по образцу.
Трансформационные упражнения
Составьте из двух предложений одно простое.
Расширьте предложение за счет добавления изучаемой грамматической словоформы.
Выразите ту же мысль другими словами.
Упражнения на прогнозирование содержания текста:
Прочтите заглавие и скажите, о чем будет идти речь в данном тексте.
Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.
Прочтите последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу.
3. Предтекстовая ориентировка читающего:
Ответьте на предтекстовые вопросы.
Определите верные и неверные утверждения. На текстовом этапе предполагается использование различных приемов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста.
4. Упражнения на свертывание текста и выполните взаимопроверку:
Выделите элементы, которые несут ключевую информацию.
Исключите предложения, несущественные с точки зрения основной информации.
Оцените важность информации в каждом предложении абзаца.
5. Упражнения на реконструкцию текста:
Составьте предложения из заданных ключевых слов по образцу.
Сорасположите разрозненные предложения в соответствии с логикой изложения материала.
Составьте сокращенный вариант текста из 10 предложений на основе выбора их из предложенных 20.
6. Упражнения на перефразирование:
Замените слово синонимом по образцу.
Сформируйте ключевую мысль каждого абзаца.
Выделите средства связности в тексте.
7. Упражнения на обобщение материала:
Выделите обобщающие предложения в абзаце.
Выделите предложения, в которых содержатся выводы.
Составьте тезисы к содержанию текста.
Организация парной работы происходит с помощью следующих упражнений:
- перечислить основные данные/факты, обсудите в паре;
- поставить вопросы к наиболее существенной информации и задайте вопросы напарнику;
составить оценку/рецензию на весь текст/фрагмент; сравнить два текста на аналогичную тему (по сходству и различию) и обсудить в паре;
- интерпретировать коммуникативную задачу автора, обсудить мнение в паре; составить аннотацию/реферат;
- сделать выборочный перевод и выполнить проверку перевода в паре.
К вышеназванным упражнениям по разным видам работы с лексикой следует добавить упражнения:
1. Внимательно прочитайте заголовок текста, постарайтесь вникнуть в его смысл, определить главную мысль текста и обсудите возможные версии в паре.
2. Прочтите заглавие и расскажите партнеру по паре, о чем (о ком), по вашему мнению, будет идти речь в тексте.
3. Прочтите заглавие и обсудите, в чем, по вашему мнению, состоит основное содержание текста.
4. Выберите после обсуждения, какую, по вашему мнению, цель ставил перед собой автор, включая в заглавие слова, которые не повторяются в тексте.
5. Придумайте одно совместное заглавие, которым можно объединить три названных факта, обсудите аргументы.
Таким образом, можно сделать вывод, что в УМК для учащихся на этапе основного общего образования авторы применяют различные методические приемы для организации учебного сотрудничества и для развития социальной компетенции учащихся 8 класса на уроке иностранного языка.
Комплекс упражнений с использование парной работы позволяют школьникам приобщаться к культуре и реалиям стран, говорящих на английском языке, в рамках более широкого спектра сфер, тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам учащихся 14 лет, соответствующих их психологическим особенностям; развивается их способность и готовность использовать английский язык в реальном общении; формируют умение представлять свою собственную страну, её культуру в условиях межкультурного общения посредством ознакомления учащихся с соответствующим страноведческим, культуроведческим и социолингвистическим материалом, представленным в УМК.
Так же основным преимуществом парной формы работы следует отметить экономию времени на проверку результата. При обучении новой лексике, задача сводится к тому, чтобы научить восьмиклассников извлекать информацию из текстов, построенных в основном на знакомом языковом материале с незначительным количеством неизученных слов.
В 8-9 классе уже следует учить понимать незнакомые слова в тех случаях, когда этому помогает контекст, раскрывающий значение слова, сходство в форме слова и его значении со словами родного языка, возможность опереться на известные корни и словообразующие элементы. Возникает необходимость начинать систематическое обучение использованию словаря учебника, так как нельзя быть совершенно уверенным в том, что все учащиеся смогут правильно догадаться о значении незнакомых слов.
Заключение
Целью данной курсовой работы было выявить педагогические условия эффективного использования системы упражнений в форме парной работы в рамках коммуникативного метода для развития умений устной речи учащихся на среднем этапе обучения английскому языку.
Мы проанализировали методическую и психолого-педагогическую литературу, определили значимость обучения устной речи на среднем этапе обучения английскому языку.
Для достижения цели мы выполнили все поставленные в нашей работе задачи, и пришли к следующим выводам:
1. Традиционно выделяют фронтальные, индивидуальные и парные формы организации учебной деятельности. Принимая традиционный подход к общим формам общения, автор исследования считает парную работу разновидностью групповой, так как она сохраняет все признаки групповой работы: сотрудничество учащихся в парах, роль учителя — опосредованное руководство через инструктажи, памятки.
2. Парная форма обучения есть способ организации совместной деятельности учащихся в парах при опосредованном руководстве и в сотрудничестве с учителем. Суть парной работы в том, что она рассматривается как способ организации учащихся, характеризующийся наличием непосредственного взаимодействия между обучающимися и учителем.
3. Для развития социальной компетенции у учащихся нужны такие формы организации обучения, которые позволяли бы моделировать ситуации и коммуникативные задачи из сфер социального общения и взаимодействия.
На материалах проведенных нами диагностик было доказано, что применение системы упражнений в рамках коммуникативного метода обладает эффективным средством развития умений устной речи учащихся, направленных на практическую реализацию в условиях естественной коммуникации. Таким образом, сказанное позволяет заключить, что выдвинутая нами гипотеза оправдана, и цель работы достигнута.
Формирование коммуникативной компетенции является важнейшей задачей современной системы образования, обеспечивая формирование у школьников умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
В ходе проведения аналитической части работы мы ориентировались на такие документы, как ФГОС и примерную основную образовательную программу образовательного учреждения, которые предъявляют определенные требования к выпускникам средней школы.
Рассматривая возможности УМК «Английский с удовольствием», авторы Биболетова М.З., Трубанева Н.Н., издательства Титул, Обнинск относительно развития коммуникативных навыков путем организации парной формы работы мы пришли к выводу, что данный УМК обладает потенциалом, необходимым для успешного формирования и развития коммуникативной компетенции в соответствии с требованиями ФГОС.
Список использованной литературы
Абасов З.В. Форма обучения – групповая работа [текст]/ З.В. Абасов. - М.: Просвещение, 2013. – 312 с.
Арефьева Г.И. Групповая форма работы на уроках английского языка[текст]. // Иностранные языки в школе. - 2012, № 3. С. 14.
Бабанский Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 2013. – 423 с.
Биболетова, М. З. Английский с удовольствием / Enjoy English [Упражнения]: учебник для 8 кл. / М. З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубанева. – Обнинск: Титул, 2010. – 144 с.
Береснева, А.А., Закотнова, П.В. Методика формирования лексических навыков посредством языковых игр при обучении английскому языку/ А.А. Береснева, П.В. Закотнова ‒ Текст: непосредственный// Новые технологии в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс] : сборник материалов региональной научно-практической конференции (Омск, 1 июня 2020) / [отв. ред. С.М. Богатова]. – Электрон. текст. дан. – Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2020. – С. 23.
Боголепова, С.В. «Современные подходы к обучению иностранному языку: общее и частное» / С.В. Боголепова ‒ Текст: непосредственный// Лингвистика и методика преподавания иностранных языков (г. Москва, 2020 г.), Выпуск 12, №1. - Конец формы
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт языкознания РАН. – Москва, 2020. ‒ C. 168 - 180.
Викулина М.А. Образовательные технологии в современном учебном процессе[текст]/ М.А. Викулина: учебное пособие. – Набережные Челны: Издательско-полиграфический отдел НФ ГОУ НГЛУ, 2004 . – 156 с.
Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе[текст]/ Н.И. Гез. - М.: Высш. школа, 2012. – 176 с.
Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе[текст]/ В.К. Дъяченко. М.: Амфора, 2013. – 321 с.
Казарян, М.А. Актуальные проблемы обучения иностранному языку в общеобразовательных школах/ Казарян М.А. ‒ Текст: непосредственный// Инновационные технологии обучения иностранному языку в вузе и школе: реализация современных ФГОС: сборник научных трудов по материалам Четвертой Международной научно-практической конференции (г. Воронеж, 19–20 февраля 2019 г.): в 2 ч. / [отв. ред. М.В. Щербакова]; Воронежский государственный университет. – Воронеж, 2019 ‒ С. 377.
Котов, В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся [Текст] / В.В.Котов.- Рязань, 2012.- 365с.
Королева, Т. А. Самостоятельная работа студентов как важнейший фактор интенсификации учебного процесса / Т. А. Королева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 128-131. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62185/ (дата обращения: 20.12.2021).
Костецкая, Г. В. Организация работы в группах на уроках иностранного языка / Г. В. Костецкая, О. Л. Парандюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 232-234. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72324/ (дата обращения: 20.12.2021).
Онищенко, Ю.Ю. Формирование лексического аспекта иноязычной речи с помощью стихов и песен в средней общеобразовательной школе / Ю.Ю. Онищенко, Н.Л. Пенкина // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. – 2019. – № 4 (апр.). – С. 23–33. –// URL: http://e-koncept.ru/2019/191027.htm
Павлова, Д. Д. Современные технологии обучения иностранным языкам / Д. Д. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 471-473. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5713/ (дата обращения: 20.12.2021).
Першутин, С.В. Методика обучения старших школьников эмотивной лексике на уроках английского языка : дис. … канд. пед. наук / Першутин Сергей Валерьевич. – Санкт-Петербург, 2017. – 212 с. – Электронная копия доступна на сайте «Диссертационные советы СПбГУ». URL: https://disser.spbu.ru/files/disser2/disser/5xKjKqFWWR.pdf
Саидова, З. Х. Обучение в сотрудничестве / З. Х. Саидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 701-703. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27943/ (дата обращения: 20.12.2021).
Саперова, Д.А. Современный подход к образованию. Новые требования к текстам при обучении чтению на уроках английского языка // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). – Уфа: Лето, 2015. – С. 133–136.
Стандарты второго поколения [Текст] // Стандарты и Мониторинг в образовании. - 2009. - №3.-С.8-6.
Ушакова, В.А., Чичерина, Н.Н. Коммуникативные игры как средство развития отдельных умений диалогической речи на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения / В.А. Ушакова, Н.Н. Чичерина ‒ Текст: непосредственный// Новые технологии в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс] : сборник материалов региональной научно-практической конференции (Омск, 1 июня 2020) / [отв. ред. С.М. Богатова]. – Электрон. текст. дан. – Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2020. – С. 153.
Цели обучения иностранному языку. / Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. — Воронеж: Интерлингва, 2012. – 254 с.
Чыпсымаа, О.О. Опыт создания электронного теста для контроля лексико-грамматических навыков к УМК "Spotlight" 8 класс / О.О. Чыпсымаа, Ч.О. Чулдум // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. – 2017. – № 4. – С. 126-137. – Электронная копия доступна на сайте науч. электрон. б-ки КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-sozdaniya-elektronnogo-testa-dlya-kontrolya-leksiko-grammaticheskih-navykov-k-umk-spotlight-8-klass
Шеншина, А. П. Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку в обучении студентов неязыковых вузов / А. П. Шеншина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 1060-1062. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9487/ (дата обращения: 20.12.2021).
Шалова В.В. Развитие коммуникативной компетенции на уроках английского языка через использование ресурсов сети Интернет [текст]/ В.В. Шалова// Иностранные языки в школе. - 2014. - № 3. С. 7-8.
Интернет-ресуры
26. Бурцева Т.Т. Формы и способы обучения [Электронный ресурс]/ Персональный сайт. http://tamtro.ru/publ/4-1-0-2 (дата обращения 02.10.2021).
27. Коллективный способ обучения. Виды учебной деятельности в парах [Электронный ресурс]/ сайт. http://www.kco-kras.com/mit/303 (дата обращения 16.10.2021).
28. Смолина Т.Я. КСО — коллективный способ обучения В.К. Дьяченко [Электронный ресурс]/1 сентября [2021]http://festival.1september.ru/articles (дата обращения 10.10.2021).