1.Организационный момент. (1 мин.) 2.Мотивация к учебной деятельности. (2 мин.) 3. Актуализация знаний (6мин.) 4. Выявление места и причины затруднения. (5 мин.) 5. Построение проекта выхода из затруднения. (5 мин.) 6. Реализация построенного проекта. (7мин.) 7.Физкультминутка. (3 мин.) 8.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин.) 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5мин.) 8.Включение в систему знаний и повторение. (3 мин.) 9.Рефлексия учебной деятельности. ( 3 мин.) | Добрый день, ребята! Тему новую изучим. Будем думать, рассуждать. И конечно, без ошибок На вопросы отвечать. Потому нужно внимание, Трудолюбие, старание. (2 слайд) -Ребята, на ваших партах лежат карточки с буквами. Представьте, что вы буквы, нажимая на которые можно напечатать слова. Я вам буду называть и показывать карточку со словом, а вы будете хлопками пропечатывать в правильной последовательности только свои буквы. В конце должны прозвучать три общих хлопка. -Вспомним, какие части речи в курсе русского языка мы уже изучали. Я вам буду загадывать загадки, а вы говорить, о какой части речи идёт в них речь. 1) Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. 2) Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! 3) Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады, И хлеб в полях растёт. - Как вы думаете, все ли части речи мы уже знаем? -Готовы ли вы изучать новые части речи? На доске: Я - узнаю Я - научусь Я - пойму -Посмотрите на экран, прочитайте предложения, запишите в тетрадь, найдите грамматическую основу и над всеми словами надпишите части речи. Юля сажает красивые цветы. Она помогает бабушке. Папа строит дом. Он такой светлый, красивый. - Все согласны? - Сколько мнений в нашем классе? - На какой вопрос нам предстоит ответить в течение урока? -Какие есть предположения? -Как же определить, какой частью речи являются эти слова? - Тогда познакомьтесь с информацией в учебнике об этих словах. Учитель представляет слово заранее подготовленному ученику, который читает стихотворение: Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения. Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена. - Задайте друг другу вопросы по новой теме. - Может ли вам помочь эта схема для определения местоимений. Местоимение - вопросы; - местоимения – существительные; - местоимения – прилагательные.(слайд6) Редактируем текст. Учитель организует групповую работу, в ходе которой в отпечатанном тексте нужно найти слова, вызывающие недоумение, написанные с ошибками, обосновать правильность написания, используя алгоритм. (Образовано 3 вида текстов, организовано - 3 группы). (слайд 7) 1. Ласточки - перелётные птицы. С приходом весны ласточки возвращаются из тёплых стран. У ласточек скоро появятся птенцы. (слайд 8) 2. На забор села сорока. Сорока высматривает блестящие предметы. Вот лежит стёклышко. На солнышке стёклышко переливается. Подкрался рыжий кот. Кот следит за сорокой. (слайд 9) 3. У школы растут красивые берёзы. Берёзы раскинули свои ветки. Под берёзами любят играть дети. (слайд 10) Учитель предлагает работу в парах. Из стихотворения выписать местоимения. -Выполните самостоятельно упр. 110 с. 51 раб. тетрадь. Прочитайте загадки. В них пропущены местоимения. впишите пропущенные местоимения. - Проверьте по эталону, как вы выполнили задание. Он шипит, а ты не трусь. Это белый - белый гусь. Гусь. В воде она живёт, нет клюва, а клюёт. Рыба. Мы бьём исправно каждый час, а вы, друзья, не бейте нас. Будильник. Днём я сплю, а ночью летаю. Хорошо я поступаю. Сова. - Оцените свою работу. справился с омневался не справился - Сделайте вывод, прочно ли вы усвоили новую тему. - Достаточно ли выполнить одно упражнение, чтобы мы усвоили новый материал? - Что надо делать, чтобы хорошо усвоить тему? Работа в группе. -Следующее задание выполняем в группе. - Творческое задание (текст на листочках). -Ответьте на вопросы: Какое местоимение спряталось в алфавите? (я) Какие местоимения нужны, чтобы руки были чистыми? (вы, мы, ты) Какие местоимения встречаются на дорогах? (я, мы) За какое местоимение спряталась буква ц, чтобы получилось лесное животное из породы грызунов? (заяц) -Прочитайте. Какие слова нашли? Какой частью речи они являются? Выберите правильные высказывания. (слайд 14) -Чему учились на уроке? - Кому понравилось находить местоимения? -За что можете себя похвалить на этом уроке? -У кого возникали трудности? -Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание: -Найти в учебнике «Литературное чтение» и выписать 5 предложений с местоимениями или упр. № 105, 106 р.т. | Дети печатают фразу: "Всем желаем удачной работы". Дети отгадывают загадки. - Имя существительное. - Имя прилагательное. - Глагол. Дети отвечают на вопросы. - Нет, мы изучили не все части речи. - Мы готовы изучать новые части речи, так как три части речи мы уже знаем. Обучающиеся опираясь на эти слова формулируют учебную задачу: Я научусь находить местоимения. Я узнаю алгоритм нахождения местоимения. Дети записывают число, классная работа, списывают предложения, находят грамматическую основу и надписывают над словами части речи. Обучающиеся работают у доски и в тетрадях. (Кто?)Юля (сущ.) (что делает?) сажает(глагол) (какие?) красивые (прилаг.) (что?) цветы (сущ.) Она помогает (глагол) бабушке (сущ.).Папа (сущ.) построил (глагол) дом (сущ.) Он такой светлый (прилаг.), красивый (прилаг.) Проверка: дети читают слова, задавая к ним вопросы. (2 слайд) - Нет. Некоторые дети указывают, что он, она – это имена существительные, такой – это имя прилагательное. Дети высказывают свои мнения. Некоторые дети указывают, что он, она – это имена существительные, такой –это имя прилагательное; а другие дети указывают,что слова он,она, такой нельзя отнести ни к одной части речи. -Какой частью речи являются слова он, она, такой? - Он, она – имена существительные, так как отвечают на вопрос кто?такой – имя прилагательное, так как отвечает на вопрос какой? - Можно прочитать в учебнике. Дети читают с.101 В русском языке есть такие слова, которые указывают на предмет или признак, но не называют его. Эти слова – местоимения. Если местоимения отвечают на вопрос кто? или что? – это местоимения – существительные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Если местоимения отвечают на вопросы какой? какая? какое? чей? чья? чьи? –местоимения – прилагательные: тот, эта, этот, такой, мой, наш, ваш, его, её, их, свой и т.д. Работа в паре.(слайд 5) - Что такое местоимение? - На что они указывают? - На какие вопросы отвечают? - Какие бывают? -Может. Обучающиеся распределяются на группы, повторяют правила работы в группе, планируют совместную работу, действуют самостоятельно, но, в случае затруднения, обращаются за помощью к учителю. По истечении определённого времени, группы представляют отчёты по работе, дополняют ответы других групп. Дети делают вывод: местоимения делают нашу речь красивее и богаче, помогают избежать повторов.(слайд 11) Яиду, и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей), Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Я пою, и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей), Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Мы идём, и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей), Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Дети читают хором стихотворение и выписывают из него местоимения. Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок. Если он, и я, и ты - Если мы сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты. И не будет красоты. И не будет доброты. Если только я и ты Если мы сорвём цветы. (Т. Собакин) Ученики выполняют задание. А затем идёт фронтальное обсуждение выписанных слов (я, ты, он, я, ты, мы, я, ты, мы). (слайд 12) Дети самостоятельно выполняют упражнение. Дети на полях в тетради оценивают свою работу знаками. Делают вывод. -Нет. -Нужно ещё потренироваться в нахождении местоимений. Работают в группе. Проверка. (слайд 13) Ответственный в группе рассказывает выполненное задание. Обучающиеся из других групп проверяют. -Местоимения- существительные. Дети выбирают верные высказывания и делают выводы. Самооценка: «Отлично! Было интересно». «Я старался и всё получилось». «Нужно повторить материал». | Личностные УУД Личностные УУД: сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку Регулятивные УУД: целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке, принятие учебной задачи. Коммуникативные УУД: рассуждают, высказывают предположения, слушают друг друга. Личностные УУД: формируется положительное отношение к уроку. Познавательные УУД: развитие мыслительных операций анализа, сравнения, классификации, обобщения. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: смыслообразование (установление связи между целью учебной деятельности и мотивом). Познавательные УУД: углубление и уточнение лингвистических понятия обучающихся, расширение познавательной сферы. Познавательные УУД: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для выделения объектов. Регулятивные УУД: действие целеполагания. Регулятивные УУД: действие самоконтроля, взаимоконтроль, оценка действий партнёра. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге. Личностные УУД: самоопределение, осознание смысла личного выбора. Познавательные УУД: понимание смысла деятельности и активное принятие учебной задачи. Самостоятельная постановка учебных задач. Регулятивные УУД: действие целеполагания (постановка учебной задачи), планирования, соблюдение намеченной последовательности. Коммуникативные УУД: сотрудничество в паре, взаимодействие друг с другом. Регулятивные УУД: прогнозирование. Регулятивные УУД: планирование. Познавательные УУД: (обще -учебные) поиск и выделение информации; (логические) анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Познавательные УУД: систематизация, обобщение, переработка языковой информации, оформление её в устной форме (в виде высказывания) и письменной (на листах). Регулятивные УУД: происходит целеполагание, планирование работы, соблюдение намеченной последовательности действий. Коммуникативные УУД: организовано учебное сотрудничество в группах по выполнению задания, а затем идёт межгрупповое взаимодействие. Познавательные УУД: повторение ключевых понятий темы урока. Коммуникативные УУД: парная, а затем фронтальная работа, при которой класс даёт доказательные ответы, дополняет ответы друг друга, комментирует свои и чужие мысли. Познавательные УУД: формирование у обучающихся умения самостоятельно работать по заданию, применяя сформулированный способ действия. Личностные УУД: мотивация успеха (дети в полной мере готовы к качественному выполнению задания). Регулятивные УУД: самопроверка, самооценка знания – незнания. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Познавательные УУД: (логические) установление причинно-следственных связей,построение логической цепи рассуждений, доказательство. Регулятивные УУД: Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, самооценка- оценивание качество уровня усвоения; коррекция.) Познавательные УУД: Выделение и применение необходимой информации, выдвижение гипотез и их доказательство. Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества, умение слушать, осознание роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, умение планировать действия в соответствии с поставленной задачей, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, коррекция, действия самоконтроля. Личностные УУД: адекватное понимание и принятие причин успеха (неуспеха) Регулятивные УУД: рефлексия способов действия, их контроль и оценка, критичность. Самооценка на основе критерия успешности. Оценка усвоения общего способа действий как результата решения учебных задач. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. |