Начало урока I.Организационный момент. 2 мин Эмоциональный настрой учащихся на урок. Повторение изученной темы | Создание положительного эмоционального настроя: | Вы проверьте-ка, ребятки, Все ли на столе в порядке. Буквы будем изучать, Слоги и слова писать. Буквы нужно точно знать, Чтобы правильно писать. (С.Чижова) Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. (К, И) Учитель предлагает детям послушать грамматическую сказку. «Сказка про звонкие и глухие согласные». Жили-были в стране «Грамоте» звуки. Они были веселые, умные, но их почти никто не слышал, потому что они всегда разговаривали шепотом. Как вы думаете, какие это звуки? (Глухие). Было им обидно, что их никто не слышит. И решили глухие звуки найти себе таких друзей, которые разговаривают громко и звонко. Какие это могут быть звуки? (Звонкие). Давайте найдем пару каждому звуку. (К, И) Учитель называет звонкий звук, дети, пользуясь «лентой букв», называют парный - глухой: б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с, в-ф. (К, И) Нa слайде презентации учитель помещает таблицу «Парные согласные В-Ф». (К, И) С помощью учителя учащиеся формулируют тему и цели урока. Учитель сообщает детям, что на уроке они будут исследовать опасные места у слов с парными согласными. | Учащиеся участвуют в целеполагании урока. Отвечают на вопросы учителя. | комментирую ответы учеников | Стартер |
Середина урока II. Изучение –объяснение нового материала. 10 мин | Текстовый материал, презентация, медиа, рисунки и тд. | Работа над новой темой. Работа по учебнику. (К, И) Дети читают и сравнивают слоги с парными согласными в-ф. (К, Г) Учитель предлагает прочитать пары слов и подумать: – Какая буква пишется на конце второго слова в паре? (в) – Чем написание отличается от произношения? (Слышится звук [ф]. Звонкий согласный на конце слова оглушается. В-Ф - парные согласные по звонкости - глухости.) – Как поступать, если согласный в конце слова неясно слышится? (Нужно слово проверять, чтобы правильно писать.) (К) Учитель сообщает, что если согласный в конце слова неясно слышится, нужно воспользоваться правилом «один-много». Если слышишь парный звук, Будь внимательным мой друг! Парный сразу проверяй, Слово быстро изменяй, Рядом гласный подставляй. (К, П) Организуется работа в парах. Учитель предлагает объяснить правило другу. Динамическая пауза. Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь И на место возвратитесь. (Д, К) Работа в прописи. Учитель предлагает детям записать по образцу слоги и слова с парой В-Ф. (Обращается внимание: В-Ф - парные согласные по звонкости- глухости.) Работа по учебнику. (И) Учитель сообщает, что буквы В и Ф «спрятались» среди других букв. Детям предлагается найти их. (К, И) Организуется конкурс «Произнеси скороговорку». (К, И) Разучивание правила. В и Ф образуют пару. Они парные согласные. (К, И) Учитель сообщает, что филин разместил в альбоме фотографии. Учащимся нужно догадаться, что на них изображено, используя схемы слов. Работа в прописи. (К, И) Учитель предлагает записать слова, вставив пропущенные буквы в или ф. Работа выполняется с комментированием. Учащиеся начинают делать работу коллективно. Затем учитель предлагает выполнить работу самостоятельно. Выполняется проверка написания слов с помощью учителя, исправляются ошибки. (Проговаривается правило проверки парного согласного.) (К, Д) Пальчиковая гимнастика. Чтобы нам добыть огонь, Трем ладонью о ладонь. Вдруг ладошка заискрится И наш факел загорится. Работа по учебнику. (И) Учитель предлагает учащимся прочитать стихотворение офокуснике и найти слова с буквами В и Ф. Справка. Фокусник - артист цирка или эстрады, демонстрирующий появление, исчезновение, превращение различных предметов. Номера фокусников строятся на быстрых, точных и незаметных движениях. Трехъязычие: сикыршы, фокусник, maqician. Работа в прописи. (К, И) Учитель предлагает записать предложение по образцу. Работа выполняется с комментированием. (И) Запись предложения с печатного текста дети выполняют самостоятельно. Выполняется проверка выполнения работы под руководством учителя. (К, И) Игра «Превращение слов». Дети разгадывают зашифрованные слова: фокус и фикус. Учитель предлагает им выполнить слого-звуковой анализ слов. Работа по учебнику. (К, И) Учитель или хорошо читающие учащиеся читают рассказ «Фокусник Федя». Детям предлагаются вопросы для обсуждения: Где происходят события, описанные в рассказе? Кто главные действующие лица? Был ли Федя фокусником? Федя - положительный или отрицательный герой? Почему? Какое воздействие его поступок имеет на других героев? | Учащиеся имеют навык плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Могут выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [в], [в'] и [ф], [ф']. Умеют записывать слова, предложения с изученными буквами. | самооценивание с целью устранить непонимание на начальном этапе Дифференциация по усмотрению учителя. | учебник пропись |
Закрепление полученных знаний 10 мин | задание для самост работы | Игры, упражнения с буквой Ф. 1. Игра «Найди ответ с заданной буквой». Отвечай словами, в которых есть буква Ф: Чем освещает путник свой путь? - Фонарем. Кто в лесу не спит по ночам? - Филин. Что любят дети? - Конфеты, вафли. Что согревает шею? - Шарф. Что растет в саду? - Фрукты. 2. Игра «Соотнеси слово и рисунок». На доске размещены картинки и слова: флаг, филин, фонтан, фламинго, фонарь. Задание: прочти слово - найди картинку. 3. Устный словарный диктант. Покажите букву Ф, если услышите в словах соответствующий звук: фара, шофер, водитель, буфет, форма, аквариум, рыбка, флаг, фиалка. 4. Игра «Слог». Составить слоги с буквой ф, составить со слогами слово и прочесть его. Итог урока. (К, И) Детям предлагается ответить на вопросы: Что вы узнали о букве в и ее паре ф? Перечислите другие пары согласных звуков. Как проверить парную согласную на конце слова? Парные согласные - Самые опасные. Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, 3-С Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг! Парный сразу проверяй, Слово быстро изменяй, Рядом гласный подставляй! Рефлексивное оценивание. Педагог предлагает учащимся оценить свою работу на уроке. Круг - усвоил новое задание и научился применять его на практике. Квадрат - усвоил новое задание, но ему еще нужна помощь. Треугольник - расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной. | Отвечают на вопросы, рефлексируют урок, используя стратегию « Вопросительные слова». | | учебник пропись |