СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паронимы. Их употребление в речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока содержит интересный материал, позволяющий плавно перейти от повторения ранее изученного в разделе "Лексикология" к работе над разными группами паронимов. 

Просмотр содержимого документа
«Паронимы. Их употребление в речи.»

Тема: «Паронимы. Их употребление в речи».

Цель урока: научить различать значения паронимов и правильно употреблять их в речи; воспитывать чувство восхищения красотой грамотной русской речи; развивать образное и абстрактное мышление, совершенствовать языковой вкус.

Задачи урока:

  • обучение грамотной речи;

  • обучение правильному лексическому анализу;

  • обучение правильному формулированию проблемы;

  • развитие навыка планирования учебных действий;

  • пополнение и активизация словаря;

  • развитие монологической речи.

Виды учебной деятельности:

поисковая, познавательная деятельность;

чередование индивидуальной, групповой работы, работы в паре;

решение лингвистических задач; сопоставление;

работа со справочной литературой (с «Толковым словарём паронимов

русского языка»); обобщение.

Методы работы: исследовательский, эвристический.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Вхождение в тему. Целеполагание.

Чайнворд. Найдите изученные нами ранее в разделе «Лексикология» термины.

1. Слова, относящиеся к одной части речи, которые пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое смысловое значение. Синонимы.

2. Слова одной и той же части речи с противоположным значением. Антонимы.

3. Одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова. Омонимы.

4.Слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание. Омофоны.

5.Слова, совпадающие в своём звучании и написании лишь в отдельных формах. Омоформы.

6. Слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении. Омографы.

7. Слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. Паронимы.

к

з

у

ч

о

щ

х

э

й

ц

с

б

м

я

т

г

о

м

о

ф

о

р

м

ы

ф

а

г

щ

г

п

л

д

н

н

о

э

р

а

ж

о

о

т

ж

в

а

р

в

у

т

о

м

о

ф

о

н

ы

р

н

е

м

ы

н

н

е

с

и

н

о

н

и

м

ы

в

м

к

н

р

м

в

н

н

ы

н

и

ш

ы

б

о

л

о

п

м

ю

у

к

к

ь

д

с

ы

л

е

г

у























- Сегодня мы поработаем с паронимами, рассмотрим их классификацию, проследим их употребление в речи. Сначала вспомним, откуда появилось такое название., посмотрев на слайд.

Паро́нимы (от др.-греч. παρα - — «около», «рядом» + ὄνυμα — «имя»), то есть, можно сказать, «одинаковое имя». Паронимы ещё называют «ложными братьями». Почему?

- Проще говоря, это похожие слова, которые различаются одной или несколькими буквами, но смысл имеют разный.

3. Мотивация к работе перед изучением нового материала.

- Чтобы вспомнить уже знакомую нам информацию о паронимах, выполним такое задание.

Работа в парах. Подберите к указанным существительным подходящие по смыслу прилагательные-паронимы, данные в скобках. По окончании работы та пара, которая выполнила задание раньше всех, берётся за руки и поднимает их вверх. (Задание на карточках)

Человек, день (удачный, удачливый); встреча, ученик (памятный, памятливый); осанка, власть (царский, царственный); лечение, выход (эффектный, эффективный); почва, стена (каменный, каменистый); когти, аппетит (звериный, зверский); сезон, вода (дождевой, дождливый); подвиг, вид (великий, величественный).

Осуществим проверку.

4. Открытие нового знания.

- Посмотрите на слайд. На какие три группы делятся паронимы? По какому принципу?

1.Корневые паронимы имеют разные корни, внешнее сходство которых является чисто случайным:  экскаватор — эскалатор.

2.Аффиксальные паронимы имеют общий корень, но разные аффиксы (приставки и суффиксы): экономический — экономичный — экономный; наполнить – восполнить.

3. Этимологические паронимы — это одно и то же слово, заимствованное из разных близкородственных языков в разных значениях: проект (из латинского) — прожект( из французского). 

- А сейчас поподробнее поработаем над паронимами, учитывая их классификацию. Для этого разделимся на 3 группы.

1) Работа в группах.

Класс делится на 3 группы: 1 группа работает над корневыми паронимами, 2-над аффиксальными, 3 – над этимологическими.

Задание для 1 группы (работает с корневыми паронимами)

Составить предложения с предложенными паронимами, чтобы прояснить их значение. В случае затруднения обратиться к словарю.

Диктат-диктант; дипломат –дипломант; экскаватор – эскалатор. (Изображения на слайдах при проверке ответа)

Задание для 2 группы (работает с аффиксальными паронимами)

Найдите в строках литературных произведений паронимы; пользуясь словарём, подберите к ним пару. Объясните значение паронимов с помощью примеров.

1.Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде. Ф.И. Тютчев (праздничный день)

2. Но постепенно меня охватило непонятное одушевление. В.Г. Короленко (обхватила колени)

3. Край ты мой, родимый край,

Конский бег на воле… А.К. Толстой (конный экипаж)

Задание для 3 группы (работает с этимологическими паронимами)

Установите соответствие между паронимом и его значением.

Ординарный – одинарный, порох –прах, проект – прожект.

- Ничем не выдающийся, обыкновенный, заурядный.

- Работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта.

- Порошок, пыль.

- Взрывчатое вещество.

- Состоящий из одной части, компонента.

- Несбыточный, неосуществимый замысел.

(Ученик сообщает о происхождении паронимов, поработав с этимологическим словарём.

1. Под влиянием просторечия. 2. Порох – исконно русское, прах - церковнославянское. 3. Проект - из латинского, прожект – из французского.)

Физминутка

Читаю словосочетания, в составе которых паронимы: если верно по значению употреблён пароним, то хлопаем в ладоши, если неверно, то качаем головой из стороны в сторону в знак несогласия.

Гоночный автомобиль, конный (конский) хвост- конный завод, высотное здание, болотистая местность, рыбный(рыбий)глаз – рыбный суп, предоставить (представить) проект – предоставить возможность, одеть (надеть) очки – одеть ребёнка, глинистая почва.

2) «Корректоры». Исправьте ошибки в работе ученика. В каком предложении пароним употреблён верно?

1. Ежедневно учебные заведения готовят сотни квалификационных специалистов в области медицины. 2. В лесных зонах Альп отмечается самое большое в Европе видовое многообразие птиц. 3. Последний отборный матч перед чемпионатом мира по футболу решил судьбу команды. 4. Словесный запас молодого поэта был богатым. 5. Шкатулка была украшена искусственным узором.

3) Веб-квест на сайте learnis.ru.

Рефлексия. «Три М».

- Ребята, сейчас предлагаю вам назвать три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Домашнее задание: сочинить рассказ или стихотворение, включив в него паронимы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!