Просмотр содержимого документа
«Парциальная программа " Я, Ты, Мы"»
КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ: «Я, Ты, Мы»
Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста
Автор:
воспитатель МБДОУ д/с №1 г. Сычевки
Савицкая Людмила Владимировна
- «Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков». (К. Маркс, Ф. Энгельс)
- «Важнейший капитал нации- нравственные качества народа».(Н.Г. Чернышевский)
«Я, Ты, Мы»
- Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Князева.
- Цель: формирование эмоциональной сферы и развитие социальной компетентности ребенка.
- Комплекс образовательных задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, в себе, умения адекватно оценивать собственные возможности.
Структура программы
Целевой раздел
содержательный
Введение
Структура, цели и задачи программы
материальный
Раздел 1. Уверенность в себе
Возрастные харак- теристики социально-эмоционального развития ребенка на завершающем этапе дошкольного образования
Раздел 2. Чувства, желания, взгляды
Введение
Материалы и оборудование
Раздел 3. Социальные навыки
Младший дошкольный возраст
Примерный тематический план занятий с детьми разных возрастных групп
Средний дошкольный возраст
Организационно-методические рекомендации по реализации программы
Старший дошкольный возраст
Рекомендации по работе с родителями
Список рекомендуемой лите
ратуры
Разделы программы:
«социальные навыки».
«Уверенность в себе»
«Чувства, желания, взгляды»;
- Осознание своих особенностей, уникальности, неповторимости
- Осознание своих особенностей, уникальности, неповторимости
- Осознание восприятий, эмоций, чувств, переживаний, знакомство с языком эмоций (поза, мимика, эмоции) Знакомство с словами, обозначающее эмоциональное состояние
- Осознание восприятий, эмоций, чувств, переживаний, знакомство с языком эмоций (поза, мимика, эмоции)
- Знакомство с словами, обозначающее эмоциональное состояние
- Формирование коммуникативных навыков, умение сотрудничать, избегать конфликтов, обучение приемам и способам избежание конфликтов
- Формирование коммуникативных навыков, умение сотрудничать, избегать конфликтов, обучение приемам и способам избежание конфликтов
Задачи основных разделов:
Уверенность в себе
Чувства, желания, взгляды
Социальные навыки
Принципы программы
- Системность;
- Интеграция программного содержания;
- Координация деятельности педагогов.
Формы работы с родителями
- Родительские собрания ;
- Индивидуальные беседы;
- Совместная деятельность;
- Тренинги .
Темы раздела: «Уверенность в себе»
Темы раздела : «Чувства, желание, взгляды»
3—4 года
4—5 лет
Грусть и радость
5—7 лет
Грусть, радость, спокойствие
Изменение настроения
Печаль, горе
Мимические признаки эмоции
Страшно
Твои поступки и чувства других
Злость
Страх
Спорящие лица
Горе
Никто меня не любит
Темы раздела: « СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ »
3—4 года
4—5 лет
Друзья
5—7 лет
Друзья
Ссора
Как помириться
С кем ты хочешь дружить?
Я считаю тебя хорошим
С кем я дружу
Ссора
Совместная игра
Одиночество
Как помириться
Совместное дело
Портрет друга
Ласковые слова
Ссора
Что можно делать, а чего нельзя
Дразнить, обижать
Как можно все объяснить взрослым
Вместе с друзьями
Совместные игры
Методические пособие и игры для раздела : «Уверенность в себе»
- Фотоальбом «Изобрази себя другим» (для детей 4—5 лет);
- Пособие «Как изменить свою внешность» (для детей 4—6 лет);
- Дидактическая игра «Подбери одежду» (для детей 4—6 лет);
- Альбом «Вот я какая(ой)!» (для детей 4—5 лет);
- Дидактическое пособие «Что нравится мне и другим» (для детей 5—7 лет);
- Методические пособия : Сумочка», «Сердечко», «Моя копилка» (для детей 5—7 лет);
- Альбом «Эта книжка про меня» (для детей 4 — 7 лет);
- Альбом «Вот мы какие!» (для детей 4—7 лет);
- Дидактическая игра «Фоторобот» (для детей 4—7 лет);
- Результаты деятельности детей «Буква моего имени» (для детей 5—7 лет).
Методические пособие и игра для раздела: «Чувства, желание, взгляда»
- Дидактическое пособие «Котауси и Мяуси» (для детей 3—5 лет);
- Дидактическая игра «Азбука настроений» (для детей 3—5 лет);
- Пособие «Ворчун и Весельчак» (для детей 3—6 лет);
- Пособие «Веселые, грустные или...» (для детей 3—6 лет);
- Пособие «Чье окошко?» (для детей 4—7 лет);
- Пособие «Календарь эмоций» (для детей 5—7 лет);
- Дидактическая игра «Кубики» (для детей 4—7 лет);
- . Дидактическое пособие «Маски с разными эмоциональными состояниями» (для детей 5—7 лет);
- Дидактическая игра «Собери маску» (для детей 4—5 лет);
- Дидактическая игра «Угадай настроение» (для детей 6—7лет);
- Дидактическая игра «Дорисуй портрет» (для детей 5—7 лет);
- Дидактическая игра «Забавный гномик» (для детей 5—6 лет);
- Дидактическая игра «Встреча эмоций» (для детей 4—5 лет).
Методические пособие и игры для раздела: «Социальные навыки»
- Дидактическая игра «Банк идей» (для детей 6—7 лет);
- Пособие «Ссоры» (для детей 5—7 лет);
- Фотоальбом «Я, ты, он, она — вместе целая страна» (для детей 6—7 лет);
- Дидактическая игра «Хорошо и плохо» (для детей 4—7 лет):
- Дидактическое пособие «Магазин вежливых слов» (для детей 6—7 лет);
- Пособие «Мы».
Список рекомендуемой литературы
- Барднер Г., Ромазак И., Чередникова Т. Я хочу/Психологическое сопровождение естественного развития ребенка. — СПб.: «Дорваль», 1993.
- Барднер Г. Я хочу — СПб.: «Стройлеспечать», 1996. З.Бугуславская Э., Смирнова Е. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М.: «Просвещение», 1991.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. — М.: «Педагогика», 1991.
- Васильева-Гиагнус Л. Азбука вежливости. — М.: «Педагогика», 1980.
- Воробьева Т. Программно-методическое руководство по организации занятий эмоционально-экспрессивного восприятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: 1992.
- Лешли Д. Работать с маленькими детьми. — М.: «Просвещение», 1991.
- Дуброва В., Милошевич В., Петрикевич А., А каков детский сад летом? — Минск: 1995.
- Зимбардо Ф. Застенчивость. — М.: «Педагогика», 1991.
- Казанский А. Игры в самих себя. — М.: «Роспедагентство», 1995.
- Клюева Н., Касаткина Ю. Учим детей общению.— Ярославль: «Академия развития», 1996.
- Кононко Е. Чтобы личность состоялась. — Киев: 1991.
- Кошелева А. Эмоциональное развитие дошкольника. — М.: «Просвещение», 1985.
- Корчак Я. Педагогическое наследие (как любить ребенка). — М.: «Педагогика», 1990.
- .
- Петровский В. Учимся общаться с ребенком. — М.: «Просвещение», 1993.
- Пикулева Н. Слово на ладошке. — М.: «Новая школа», 1994.
- Помечтаем, поиграем/ Под ред. группы американских психологов. — М.: «Эйдос», 1994.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования/ Под ред. А. Запорожца и Я. Не-веровича. — М.: «Педагогика», 1986.
- Селиверстов В. Речевые игры с детьми. — М.: «Владос», 1994.
- Социальное развитие ребенка/ Под ред. О. Зверевой. — М.: «Профессиональное образование», 1994.
- Столяренко Л. Основы психологии. — М.: «Логос», 1995.
- Стрелкова Л. Войди в тридевятое царство. Начало пути, кн. 1. —М.: «Новая школа», 1995.
- Стрелкова Л. Эмоциональный букварь от АХ до ай-яй-ЯЙ. — М.: «Интерпрайс», 1995.
- Суслова Э. Воспитание у детей этики межнационального общения. — М.: «Профессиональное образование», 1994.
- Урунтаева Г. Афонькина Ю. Практикум по детской психологии. — М.: «Просвещение», 1995.
- Чистякова М. Психогимнастика. — М.: «Просвещение», 1990.
- Эмоциональное развитие дошкольника/ Под ред. А. Запорожца. — М.: «Просвещение», 1985.
- Эмоциональное развитие дошкольника/ Под ред. А. Кошелевой. — М.: «Просвещение»,.
Советы родителям по воспитанию
- Помогайте детям осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности;
- Пробуждайте эмоциональную отзывчивость детей на состояние близких людей, сверстников и желание помочь – пожалеть, утешить, сказать ласковое слово.
- Развивайте доброжелательное отношение детей к близким людям: любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю, симпатию к сверстникам;
- Помогайте детям осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности;
- Постепенно приучайте детей к выполнению правил культуры поведения.
Спасибо за внимание!