СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паспорт экологической тропы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическая тропа ДОУ  –  специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию об этих объектах.

Просмотр содержимого документа
«Паспорт экологической тропы»


Пояснительная записка

Экологическая тропа ДОУ – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию об этих объектах.

Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.

На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение, труд. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.


Основные характеристики экологической тропы:

Вид тропы: экологическая.

Местонахождение: МБДОУ « Детский сад № 31 «Дюймовочка», г. Майкоп.

Год закладки: 2018 г.

Режим пользования: круглогодичный.


Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания дошкольников.

Задачи создания экологической тропы:

1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.

2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе:

- Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровление детей на свежем воздухе.

- Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

- Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

- Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятии и другие виды деятельности.

Правила поведения на экологической тропе:

1. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.

2. Шум не помощник в познании природы.  Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.

3. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

4. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.

5. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т.п.

6. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!


Формы и методы работы с детьми на экологической тропе

  • Экологические беседы.

  • Наблюдения.

  • Элементарные опыты.

  • Экскурсии.

  • Целевые прогулки.

  • Экологические конкурсы, викторины.

  • Решение экологических ситуативных задач.

  • Чтение художественной литературы.

  • Обсуждение и проигрывание ситуаций.

  • Трудовой десант.

  • Труд в природе.

  • Коллекционирование.

  • Экологические досуги, развлечения, праздники.

  • Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные).

  • Театрализации, инсценировки.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе

  • Взросло-детские проекты.

  • Изготовление поделок.

  • Субботники по облагораживанию территории ДОУ.

  • Участие в конкурсах.

  • Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах.

  • Фотовыставки.

  • Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).














Описание объектов экологической тропы



Цель: создать условие  для наблюдения за хвойными деревьями;

формировать чувство бережного отношения к природе.

Содержание.

Рассматривание и наблюдение за хвойными деревьями в разные времена года.

Сравнение хвойных деревьев с другими деревьями: ствол, ветки, хвоя, кора, семена. Рассматривание коры через лупу.

Забота человека о хвойных деревьях.

Проведение исследований: изменение высоты, толщины дерева.

Связь с животными.

Целебные свойства.



Цель: изучение и наблюдение растений в разные сезоны года.

Содержание.

Труд с детьми: посадка растений, полив, рыхление, прополка.

Наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми.

Беседы о роли человека в жизни растений.

Проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой.

Видеть красоту и неповторимость каждого цветка.



Цель: учить детей элементарному прогнозированию состояния погоды: наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.

Оборудование.

Термометр - прибор для изменения температуры воздуха.

Дождемер - прибор для измерения количества осадков.

Ветряной рукав - прибор для определения направления и силы ветра.

Солнечные часы – прибор для  определения времени по движению тени по циферблату.

Детский барометр -  прибор для измерения атмосферного давления (высокое давление означает хорошую погоду,  низкое - облачную и дождливую).

Содержание.

Познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов.

Проведение наблюдений, практических работ, организация систематических наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.


Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.

Оборудование. Кормушки, «Птичий столб», домики для птиц – скворечники.

Содержание.

Наблюдение за птицами на территории ДОУ.

В зимнее время года дети развешивают кормушки, подкармливают птиц.

Весной – обновляют и ремонтируют вместе с родителями скворечники.

Опытно-исследовательская деятельность:

- Исследование различного оперения (лупы).

- Поведение птиц во время кормления.

- Питание птиц зимой и летом.

- Повадки птиц.

Цель: Расширять представления детей о фруктовых деревьях, фруктах.

Фруктовые деревья: яблоня, груша, слива, персик, абрикос.

Содержание.

Рассматривание и наблюдение за фруктовыми деревьями в разные времена года.

Сравнение фруктовых деревьев с другими деревьями: ствол, ветки, листья, кора, цветы, плоды, семена.

Забота человека о фруктовых деревьях.

Связь с животными.

Целебные свойства.

Цель: Познакомить с разнообразием мира насекомых.

Содержание.

Прогулка и наблюдение за появлением насекомых.

Опытно-исследовательская деятельность:

- взаимосвязь насекомых и растений,

- полезные насекомые,

- жизненный цикл божьей коровки,

- жизненный цикл бабочки,

- маскировка насекомых и т.д.

Изготовление домиков для зимовки полезных насекомых.

Цель: познакомить с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями (лечебные свойства).

Лекарственные растения: календула, мята, мелиса, подорожник, валерьяна, ромашка аптечная и т.д.

Содержание.

Прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростом, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев.

Рассматривание и сбор семян.

Труд на грядке: посадка новых растений, полив, прополка, рыхление, подготовка грядки к зиме.

Беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения.


Цель: создать условие  для наблюдения за березами;   формировать чувство бережного отношения к природе.

Содержание.

Рассматривание и наблюдение за березами в разные времена года.

Сравнение березы с другими деревьями: ствол, ветки, листья, кора, семена.

Забота человека о деревьях. Береза и человек.

Проведение исследований: изменение высоты, толщины дерева, рисование тени дерева. Рассматривание коры через лупу.

Связь с животными.

Целебные свойства.


.


Цель: создать условие  для наблюдения за можжевельником;   формировать чувство бережного отношения к природе.

Содержание.

Экскурсии и наблюдения за можжевельником в разные времена года.

Исследование внешних особенностей: лист, ствол, плоды, чем отличается от других деревьев.

Связь с животным миром.

Польза для человека и забота человека.

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!