СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паспорт кабинета начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

патсмитс

Просмотр содержимого документа
«Паспорт кабинета начальных классов»









Доклад




для выступления на районном МО


Тема : Организация внеклассного и домашнего чтения

младших школьников












Подготовила; учитель начальных классов: Ахмедова Марият Алиевна





В современном мире обществу необходим человек, который умеет самостоятельно добывать новые знания, а также применять их в разнообразной деятельности. Основным источником познания считается книга. Но к сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению. И одна из причин – усиленное влияние средств массовой информации. В связи с этим, проблема формирования интереса к чтению у младших школьников весьма актуальна и существует уже давно. Поэтому в школе необходимо создать условия для развития интереса чтения у детей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечается обязательным достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности. Но сегодня многие дети, в том числе младшего школьного возраста, теряют интерес к чтению, и вне уроков не любят читать. Так же и многие родители не интересуется, какие книги читают дети и читают ли они вообще. Но внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования ФГОС.

В учебном плане ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат» так же выделены часы внеурочной деятельности младших школьников: «В гостях у сказки», « В мире книг».

Цель внеклассного чтения – сформировать у обучающихся интерес к детским книгам как источнику знаний, желание и привычку читать книги.

Достижение этой цели зависит от решения следующих взаимосвязанных задач:

-систематически знакомить детей с широким кругом доступной для самостоятельного чтения литературы и ее видами;

-формировать у них умение ориентироваться в книге и среди книг;

-учить предугадывать примерное содержание детской книги еще до чтения;

-формировать умение различать книги по существенным признакам (тематике, автору, назначению и т.д.);

-учить выбирать нужную книгу, пользуясь библиотечно-библиографическими средствами;

-воспитывать стремление читать книги, задумываясь и размышляя над прочитанным;

-использовать детскую литературу для воспитания ребенка.

На занятиях по внеклассному чтению младшие школьники узнают мир книг, приучаются сами различать доступные для них, полезные, интересные книги. У них формируется тип правильной читательской деятельности и читательский кругозор, без чего стать настоящим читателем просто нельзя. Благодаря внеклассному чтению у детей формируется читательская самостоятельность – это личностное свойство, психическое новообразование, т.е. свойство которое не задается от рождения, а возникает как результат правильно организованного обучения чтению.

Как же заинтересовать ребёнка книгой? Как научить любить книгу? В решении этой задачи помогает правильная организация внеклассного чтения. Для того, чтобы занятия по внеклассному чтению были эффективными, полезными и интересными, необходимым опираться на следующие принципы:

-контроль и проверка прочитанных книг

-проведение занятий внеклассного чтения в нестандартной или игровой форме

-самостоятельность и активность учащихся

-минимальное участие учителя, максимальное участие детей

-использование соревнований между учениками

-развитие и поддержание интереса к чтению

-создание дружеской атмосферы и командного духа

-использование ИКТ

-учёт индивидуальных особенностей класса

-учёт возрастных особенностей детей

-раскрытие и развитие творческих способностей детей

Прежде всего, необходимо подобрать литературу для внеклассного чтения. В данный список можно включить:

-произведения, которые включены в учебники по литературному чтению, но изучаются не целиком, а только отдельные главы, фрагменты или отрывки;

-другие стихи, рассказы, повести тех авторов, которых изучаются на уроках литературного чтения;

-подлинно художественные, образцовые книги, отличающиеся высокими художественными достоинствами (те, которые выдержали проверку временем);

-произведения, которые ориентированы на младший школьный возраст детей, их словарный запас, особенности восприятия, технику чтения.

Стоит отметить, что читать следует «живые» книги, а не хрестоматии по внеклассному чтению, так как они воспринимаются, как учебники, и не учат работать с реальными книгами.

Для того чтобы на занятии возникли свободная, творческая атмосфера и возможность проявить способности, задания должны быть необычными:

- развивать логику, смекалку, образное мышление, сообразительность;

- отличаться уровнем сложности;

- иметь практическую значимость и межпредметное содержание;

- быть занимательными по форме, содержанию, сюжету или способу решения;

- иметь неожиданный результат

Занятия по внеклассному чтению необходимо проводить, используя разнообразные формы работы.

- (1-2 кл.) беседа – соревнование (кто больше знает о жизни и творчестве данного писателя), заочное путешествие в город (страну), где жил и работал писатель, с опорой на репродукции, открытки или фотографии.

- (3-4кл.) выступления – доклады самих обучающихся, мультимедийные презентации (принцип использования ИКТ)

Формы проведения нестандартных занятий по внеклассному чтению:

«Сказка»

Такое занятие может быть проведено по сюжету одной сказочной истории или нескольких. Это могут быть народные сказки, сказки одного автора или разных авторов на одну тему. Занятие может оказаться сказочным именно по форме проведения, а не по рассматриваемым литературным произведениям, когда на нем используются сказочные вещи, ребятам помогают выполнить задания сказочные герои, произносятся сказочные заклинания. Такое занятие может включать в себя инсценировку, театрализацию.

«Театр» (спектакль, драматизация)

Для того чтобы получился театр, необходимы актеры и зрители, театральные афиши, декорации и костюмы. Сценарий театральной постановки либо создается по одному произведению, либо представляет собой коллаж из отрывков разных произведений.

На таком занятии можно чередовать драматизацию различных видов: чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию; чтение по ролям с предварительным описанием портретов, одежды, поз, жестов, интонации, мимики героев; постановка «живых» картин к произведению; составление спектакля с устным описанием декораций, костюмов, поз, мимики персонажей; развернутое драматическое представление с декорациями и костюмами.

«Путешествие»

Путешествие – яркая, эмоциональная игровая форма, которая увлекает ребенка с самого начала и не дает отвлечься до окончания.

Путешествовать можно по страницам одной книги; страницам книг одного автора; страницам биографии писателя или поэта; по эпохе, в которой жили авторы литературных произведений; по странам, в которых жили герои книг или писатели и т.д.

От других занятий путешествие отличается наличием карты, на которой отмечаются все станции, остановки, пункты, где предстоит побывать участникам в соответствии с выбранным маршрутом. Определяется транспорт для путешествия – самолет, автобус, велосипед, машина, космический корабль, машина, машина времени, ковер-самолет и т.д. Путешествие может включать в себя танцы, музыку, театрализацию, элементы ролевой игры.

«Кроссворд»

Основой занятия является разгадывание кроссворда по одному или нескольким литературным произведениям. Работа может сочетаться с литературно-ролевой игрой, когда сами персонажи будут задавать вопросы кроссворда; путешествием, в котором на каждой остановке учащиеся будут находить следующий вопрос кроссворда; драматизацией фрагментов произведений, названия которых зашифрованы в кроссворде и т.д.

Загадка»

При проведении данной формы выполнение каждого задания сопровождается отгадыванием или составлением загадки. В начале занятия также может прозвучать загадка, ответ на которую ребята будут искать в течение занятия.

Разгадывание викторин может стать началом группового задания по различным направлениям: знакомство с творчеством писателя, анализ произведения, оценка поведения отдельного персонажа, сравнительный анализ героев различных произведений и т.д.



«Конкурс» («КВН» (игра «Что? Где? Когда?)



Класс делится на команды, разрабатывается система оценивания конкурсных заданий. Выбирается жюри, в состав которого могут быть приглашены родители или старшие школьники.Соревнование может проходить в форме одной из спортивных игр – футбола, волейбола, когда класс делится на команды, а каждый правильный ответ отмечается очередным голом в ворота соперника. Для проведения такого «матча» необходимо подготовить соответствующие декорации, элементы экипировки «спортсменов».

Данное занятие может быть проведено как конкурс инсценировок, устных сочинений, презентаций на тему занятия.



«Встреча» (пресс-конференция, интервью)

Побеседовать с любимым писателем или литературным героем ребята могут с помощью импровизированного телемоста, организованного с использованием компьютерных технологий.

Авторы и персонажи литературных произведений в исполнении родителей могут и сами прийти в гости к младшим школьникам на пресс-конференцию или интервью, к которым ребята, как настоящие журналисты, готовятся заранее: собирают информацию о жизни и деятельности писателя или поэта, перечитывают произведения, продумывают вопросы.

Результатом такого занятия может стать выпуск газет, книжек-малышек с мини-сочинениями обучающихся.

Также на занятиях можно использовать разнообразные виды заданий:

- викторина;

- узнай героя по описанию;

- какой герой говорил такие слова;

- расставь события по порядку;

- заполни пропуски в таблице;

- предметы и их хозяева (соедини стрелкой);

- загадки про героев;

- восстанови описание;

- кроссворды;

- крылатые слова и выражения;

- исправь ошибки в записках сказочных героев;

- тесты;

- определи название произведения по его главной мысли;

- анаграммы;

- определи название произведения по его отрывку;

- вычеркни лишних;

- вспомни стихотворение, допиши пропущенные слова.

Используя игровые формы проведения занятий внеклассного чтения, разнообразные творческие задания по книгам, тем самым, у ребят повышается положительная мотивация к чтению. Дети стараются вдумчиво и внимательно прочитать произведение.

Чтобы лучше подготовиться к занятиям внеклассного чтения, целесообразно завести дневник читателя, в который вписывается информация о прочитанной книге, важные факты и события из книг, трудные для запоминания фамилии, имена героев произведений, составляются вопросы по книгам. Через собственные вопросы, через творческие ответы на неоднозначные вопросы, через игры и разнообразные задания, а не только через собственное чтение ребенок глубже постигает суть произведений.

Не стоит забывать о том что большое значение в развитии читательской компетенции младших школьников могут оказать родители и та культура чтения, которая существует каждой семье.

Одним из важнейших факторов, обеспечивающих «выживание» общества, является сохранение в нем традиций, которые выражают весь комплекс связей прошлого с настоящим.

Три составляющие должны создавать окружение, формирующее читающего человека: семья, школа, библиотека.

Поэтому в  начальных класса на  родительском собрание необходимо уделять внимание теме домашнего чтение и объяснять, что насколько ребенок будет успешен в обучении, в значительной степени зависит от того, как он читает и что он читает.

Семейное чтение очень важный аспект в формировании читательской самостоятельности. Родителям я предлагаю следующие приемы и рекомендации:

Памятка для родителей.

1.Читайте ежедневно. Читать по 5-10 минут несколько раз в день (такая тренировка эффективнее, чем чтение за один прием)

2. Заведите в семье ритуал совместного вечернего чтения. Читайте вслух по ролям или по очереди.

3. Изучите списки рекомендованных программных произведений детской литературы для домашнего чтения.

4. Выберите интересную и занимательную книгу. Проявляйте постоянный интерес к тому, что читают ваши дети.

5. Беседуйте с детьми о прочитанном.

6. Никогда не наказывайте ребенка чтением вместо игры, прогулки или просмотра телевизора.

7. Включите в круг детского домашнего чтения журналы и газеты для детей.

8. 12.Главный пример – вы сами.

9. Создайте дома спокойную, удобную для чтения обстановку.

Подводя итог, хочу отметить, что только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приемам ведение занятий внеклассного чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах. Книга, прочитанная в детстве, нередко оставляет неизгладимый след в душе, запоминается на всю жизнь.





















ОТЗЫВ

на доклад «Организация внеклассного и домашнего чтения

младших школьников»,

представленный на семинаре городского методического объединения учителей начальных классов в с. Каякент,

Руководителем МО



Городское методического объединения учителей истории и обществознания в декабре 2017 года проводило семинар по теме «Организация внеклассного и домашнего чтения

младших школьников», на котором был заслушан доклад Марият Алиевны .

Данный доклад содержит информацию, определяющую характеристику здоровьесберегающим технологиям и их применению в практике учителя. В нем даются рекомендации о том, как провести первичную экспресс – оценку эмоционально – психологической атмосферы в классе на уроке. Делается акцент на режим двигательной активности школьника и рекомендуемый комплекс упражнений. Определяется такое направление работы, как передача знаний по предотвращению отдельных болезней. В связи с этим приводится примеры из предметной области история - быт жителей. На уроках в начальных классах, с целью профилактики здорового образа жизни, как пример,. Перечисляются мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни подростков, которые можно проводить учителям как рекомендуемые.

Доклад содержит актуальные и важные сведения для учителей ачальных классов, которые необходимо применять на практике. Работа создавалась с опорой на нормативно – правовые документы и передовой педагогический и личный опыт учителя.

Доклад вызвал интерес у собравшихся. Были заданы вопросы по теме применения данной технологии самим учителем в урочной деятельности. Даны исчерпывающие ответы и приведены примеры из личного опыта применения здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Информация может использоваться в работе учителями других школ.




Руководитель

МО учителей начальных классов

_________