Площадь кабинета – 49 кв.м.
Русский язык |
Словари |
| А.С.Бржовский. Орфографический словарь. – Минск: Парадокс, 2009. |
| Е.Л.Боярина, В.Н.Сивчиков. 2000 русских и 2000 белорусских идиом, фразеологизмов и устойчивых словосочетаний. – 2-е изд. – Минск: Попурри, 2006. |
| А.Н.Булыко. Фразеологический словарь русского языка. – 2-е изд. – Минск: Попурри, 2008. |
| Е.С.Грабчикова. Словарь словосочетаний русского языка. – Минск: Аверсэв, 2006 |
| Ю.Н.Гребнева. Словарь омонимов и омоформ русского языка. – Москва: Айрис-пресс,2008. |
| В.И.Даль. Толковый словарь русского языка. – Москва: Астрель:АСТ, 2010. |
| Н.П.Колесников. Словарь омонимов русского языка. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. |
| М.С.Лапатухин. Школьный толковый словарь русского языка. – Москва: Просвещение, 1985. |
| М.Р.Львов. Школьный словарь антонимов русского языка. – Москва: Просвещение, 2003. |
| С.И.Ожегов. Орфографический словарь русского языка. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1977. |
| Т.А.Печенева. Культура речи: краткий комплексный словарь-справочник – Минск: Белорусская ассоциация «Конкурс», 2006. |
| Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов. – Москва: Оникс: Мир и образование, 2008. |
| Н.М.Сочихина, В.В.Шарпило. Словарь словарей: синонимы, омонимы, антонимы, паронимы, омографы, омофоны, фразеологизмы. – Минск: Парадокс, 2007. |
| Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков. Орфографический словарь. – Москва: Просвещение,1984. |
| |
| Учебно-методические пособия |
| Л.А.Аксёнова. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. – Москва: Чистые пруды, 2006. |
| Н.Ф.Александрович. Внеклассная работа по русскому языку. – Минск: Народная асвета, 1982. |
| В.В.Бабайцева. Виды разбора на уроках русского языка. – Москва: Просвещение, 1985. |
| М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова. Русский язык:справочник для учащихся. – Москва: Просвещение, 1984. |
| Н.В.Безденежных. Новые олимпиады по русскому языку – 4-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. |
| Г.И.Блинов. Методика изучения пунктуации в школе. – Москва: Просвещение, 1990. |
| Г.А.Богданова. Опрос на уроках русского языка. – Москва: Просвещение, 1989. |
| Э.И.Борисоглебская, В.П. Гурченкова. Русский язык: пособие для поступающих в вузы. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Минск: Вышэйшая школа, 1985. |
| В.М.Бурмако. Русский язык в рисунках. – Москва: Просвещение, 1991. |
| Е.Е.Вашейко. Разноуровневые задания по русскому языку 6 класс, 2 полугодие. – Мозырь: Белый ветер, 2013. |
| Л.А.Введенская. Н.П.Колесников. От имён собственных к нарицательным. – Москва: Просвещение, 1989. |
| В.В.Волина. Занимательное азбуковедение. – Москва: Просвещение, 1991. |
| Г.Гаптан, Г.А.Гвоздович. Дидактический материал по русскому языку: 4 класс– Минск:Лексис, 2002. |
| М.И.Гетманский. Методика работы над устной русской речью в школе. – Минск: Вышэйшая школа, 1973. |
| Е.И.Голанова. Как возникают названия. – Москва: Просвещение, 1989. |
| В.Н.Горшкова. Морфология. Словообразование. Орфография. – Москва: Просвещение, 1983. |
| В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – Москва: Просвещение, 1982. |
| И.А.Гречанникова. Тематический контроль по русскому языку: 5 класс. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2002. |
| Л.П.Демиденко. Дидактический материал по стилистике: 8-9 классы. – Минск: Народная асвета, 1991. |
| |
| Т.А.Дикун, Г.А.Гвоздович. Задания по русскому языку для поурочного контроля: 4 класс. – Минск: Лексис, 2003. |
| Е.Е.Долбик. Олимпиады по русскому языку и литературе. – Минск: Белорусская ассоциация «Конкурс», 2007. |
| Х.Древелов. Д.Хесс, Х.Век. Домашние задания. – Москва: Просвещение, 1989. |
| Н.Ф.Ефимова. Изучение безударных гласных в средней школе. – Москва: Просвещение, 1977. |
| А.М.Земский, С.Е.Крючков, М.В.Светлаев. Русский язык в двух частях. – Москва: Просвещение, 1980. |
| Е.И.Иванова. Сборник диктантов и изложений из мира увлекательного: 7-11 классы. – Минск : Сэр-Вит, 2005. |
| Г.Н.Иванова-Лукьянова. Проверь своё произношение: тесты по орфоэпии. – Москва: Чистые пруды, 2006. |
| М.Н.Канн. Русский язык: Путешествие в мир лексики. – Москва: «Высшая школа», 1991. |
| Т.В.Китаева. Дидактический материал по русскому языку: 5-7 классы. – Минск: Лексис, 2001. |
| В.И.Кодухов. Рассказы о синонимах. – Москва: Просвещение, 1984. |
| Т.А.Кушевич. Изучение выразительных возможностей русского языка: повторительно-обобщающие уроки в 10-11 классах. – Москва: Чистые пруды, 2006. |
| Л.А.Кцоева, И.Г.Васильева. Сборник упражнений по русскому языку. – 2-е изд., дораб. – Ленинград: Просвещение, 1987. |
| М.Т.Лавренкова, Е.С.Ковалева. Практический материал по пунктуации: 8-11 классы. – Минск: Народная асвета, 1994. |
| Т.А.Ладыженская. Развивайте дар слова. – Москва: Просвещение, 1986. |
| Н.М.Лебедев. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. – Москва: Просвещение, 1991. |
| И.Д.Морозова. Виды изложений и методика их проведения. – Москва: Просвещение, 1984. |
| Л.А.Мурина. Русский язык в 6 классе. – Минск: Народная асвета, 2005. |
| Т.В.Напольнова. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. – Москва: Просвещение, 1983. |
| Г.И.Николаенко. Дидактический материал по стилистике. – Минск: Народная асвета, 1984. |
| В.П.Озерская. Изучение морфологии на синтаксической основе. – Москва: Просвещение, 1989. |
| М.В.Панов, В.В.Луховицкий. Как преподавать лексику в школе. – Москва: Чистые пруды, 2006. |
| М.В. Панов.Как преподавать морфологию в школе. – Москва: Чистые пруды, 2007. |
| Т.М.Пахнова. От анализа текста – к изложению и сочинению. – Москва: Чистые пруды, 2007. |
| Е.В.Пересветова. Сопоставительный анализ художественных текстов на уроках русского языка. – Москва: Чистые пруды, 2007. |
| Т.А.Печенева. Уроки русского языка: 4 класс. – Минск: Юнипресс, 2004. |
| Т.А.Печенева. Уроки русского языка: 5 класс. – Минск: Юнипресс, 2004. |
| Я.И.Петрушко. Работа над ошибками по русскому языку. Орфография: справочник для учащихся. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2011. |
| Г.В.Писарук. «…И Слово в сердце отозветься…». – Минск: Беларусь, 2002. |
| Ю.С.Пичугов. Обучение сочинениям на свободную тему в 7-8 классах. – Москва: Просвещение, 1986. |
| Е.Н.Полякова. Из истории русских имён и фамилий. – Москва: Просвещение, 1975. |
| Преподавание русского языка: 4-6 классы. Под редакцией А.Е.Супрун. – Минск: Народная асвета, 1985. |
| Д.Э.Розенталь. Практическая стилистика русского языка. – Москва: Высшая школа, 1974. |
| И.Э.Савко. Правильность речи. – Минск: Харвест,2008. |
| И.Э.Савко. Разноуровневыезадания для подготовки к тестированию и олимпиадам. – Минск:ТетраСистемс, 2012. |
| И.Э.Савко. Русская орфография. Правила, упражнения. – Минск: Харвест, 2007. |
| И.Э.Савко. Русская пунктуация. Правила, упражнения, тесты. – Минск: Харвест, 2007. |
| И.Э.Савко. Русский язык. Конспекты, таблицы, схемы. – Минск: Харвест, 2010. |
| И.А.Саливон. Настольная книга учителя русского языка и литературы. – Минск : Сэр-Вит, 2010. |
| Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 классы. – Москва: Просвещение, 1991. |
| И.Л.Старикова, Ю.Д.Тильман. Готовимся сдавать ЕГЭ по русскому языку. – Москва: Чистые пруды, 2007. |
| Л.И.Строк. Разноуровневые задания и тесты: 4-6 классы. – Минск: Лексис, 2003. |
| И.В.Тандит. Художественные тексты для чтения, обсуждения и работы по русскому языку при подготовке к экзаменам. – Москва: Чистые пруды, 2007. |
| Н.В.Федотова. Неспроста слово молвится. – Минск: Народная асвета, 1988. |
| И.В.Хазанова. Подготовка к ЕГЭ с помощью диктантов. – Москва: Чистые пруды, 2005. |
| Г.П.Хаткевич, Т.Ф.Фёдорова. Дидактический материал по русскому языку: 4 класс. – Минск: Народная асвета, 1992. |
| Л.А.Худенко. Кладовая слов русского языка: 5 класс. – Минск: Народная асвета, 2010. |
| О.И.Царева. Учимся писать отзыв о литературном произведении. – Минск: Белорусская ассоциация «Конкурс», 2008. |
| Г.М.Чепелева. Творческие задания на уроках русского языка. – Минск : Сэр-Вит, 2005. |
| Н.А.Шапиро. Практические приёмы объяснения и закрепления на уроках русского языка. – Москва: Чистые пруды, 2006. |
| Н.А.Шапиро. Тексты для занятий по синтаксису и пунктуации в 9 классе. – Москва: Чистые пруды, 2007. |
| Н.А.Шапиро. Тексты для занятий по синтаксису и пунктуации в 8 классе. – Москва: Чистые пруды, 2006. |
| С.И.Шафранович. Орфография. Тренировочные упражнения для подготовки к централизованному тестированию. – Мозырь:Белый ветер, 2011. |
| Л.А.Шкатова. Подумай и ответь. – Москва: Просвещение, 1989. |
| И.В.Шустина. Кроссворды для школьников: русский язык. – Ярославль: Академия развития,1997. |
| |
| Русская литература |
| Афоризмы, крылатые выражения, пословицы и поговорки. – Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2010. |
| Анализ художественного произведения. Под редакцией М.Л.Семановой. – Москва: Просвещение, 1987. |
| И.Андроников. Лермонтов в Грузии в 1837 году. – Москва: Советский писатель, 1955. |
| В.Г.Белинский. О классиках русской литературы. – Минск: Наука и техника, 1976. |
| Л.П.Богданов. На поле Бородинском. – Москва: Военное издательство, 1987. |
| З.Н.Булахова. Технология педагогических мастерских на уроках русской литературы. – Минск: Лексис, 2004. |
| А.В.Герцик. Дидактический материал по русской литературе: 11 класс. – Минск: НМЦентр, 2000. |
| В.В.Гура. Жизнь и творчество М.А.Шолохова. – Москва: Учпедгиз, 1960. |
| Т.В.Зверс.Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в школьном изучении. – Ленинград: Просвещение, 1980. |
| С.Н.Каратай, Т.Ф.Мушинская, Е.В.Перевозная. Уроки литературы в 6 классе. – Минск: Лексис, 2001. |
| Т.В.Ковалёва, Е.А.Леонова, Т.Д.Кириллова. История зарубежной литературы: вторая половина ХІХ-начало ХХ веков. – Минск: Завигар, 1997. |
| Копилка народной мудрости. – Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2011. |
| В.А.Коряушкина. Тесты по литературе: 6 класс. – Минск: Техноперспектива, 2001. |
| Л.И.Косивцова. Предметные недели в школе: русский язык и литература. – Волгоград: Учитель, 2002. |
| Б.Костелянец. «Бесприданница» А.Н.Островского. – Ленинград: Художественная литература,1973. |
| С.Кошечкин. Весенней гулкой ранью…: этюды-раздумья о Сергее Есенине. Минск: Юнацтва, 1989. |
| О.В.Кубасова. Выразительное чтение. – Москва: Академия, 2001. |
| Т.Ф.Курдюмова. Тургенев в школе. – Москва: Просвещение, 1981. |
| Н.С.Лейтес. От «Фауста» до наших дней. – Москва: Просвещение, 1987. |
| Т.Б.Лиокумович. Потомки А.С.Пушкина в Белоруссии. – Минск: Университетское, 1991. |
| Литературная гостиная. Под редакцией Л.И.Жук. – Минск: Красико-Принт, 2006. |
| Литературный коктейль. – Минск: Красико-Принт, 2002. |
| О.Мандельштам. «Полон музыки, музы и муки…». – Ленинград: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1991. |
| Ю.Манн.Комедия Гоголя «Ревизор». – Москва: Художественная литература, 1966. |
| Маяковский в школе. Сборник статей. – Москва: Издательство академии, 1961. |
| Методические рекомендации по русской литературе: 4 класс. – Брест, 2003. |
| Т.Ф.Мушинская, Е.В.Перевозная, С.Н.Каратай. Русская литература в 9 классе. – Минск: Национальный институт образования, 2007. |
| Т.Ф.Мушинская, Е.В.Перевозная, С.Н.Каратай. Уроки литературы в 8 классе. – Минск: Юнипресс, 2004. |
| Г.Н.Нефагина, В.А.Капцев. Характеристики персонажей из произведений русской литературы. – Минск: ТетраСистемс, 2010. |
| Г.Н.Нефагина. Экзамен по русской литературе: тесты и тестовые задания. – Минск: ТетраСистемс, 2001. |
| И.А.Новиков. Пушкин в Михайловском. – Минск: Народная асвета, 1982. |
| А.Н.Островский. Снегурочка. – Минск: Нерей, 1998. |
| В.Петелин. Михаил Шолохов. – Москва: Военное издательство, 1974. |
| Л.К.Петровская. Русская литература: 7 класс. – Минск: Юнипресс, 2004. |
| Ю.В.Потолков. Зов горизонта. – Брест:ЧУП «Издательство Академия», 2005. |
| Предметная неделя русского языка и литературы. Сост. Н.А.Бормотова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005. |
| Прометей. Том 10. Под редакцией Т.В.Цявловской. – Москва: Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1974. |
| Пути анализа литературного произведения. Под редакцией Б.Ф.Егорова. – Москва: Просвещение, 1981. |
| Русская литература: задания для тестовой проверки знаний. – Киев: Абрис, 1993. |
| Русская литература ХХ века.Очерки.Портреты.Эссе. – Ч.2. – Минск: Юнипресс, 2004. |
| Русская литература. Советская литература: справочные материалы. – Москва: Просвещение, 1989. |
| Русская литературная критика 1860-х годов. – Москва: Просвещение, 1984. |
| Д.Симанович. Подорожная Александра Пушкина. – Минск: Мастацкая літаратура, 1977. |
| Словарь литературоведческих терминов. Под редакцией Л.И.Тимофеева. – Москва: Просвещение, 1989. |
| О.В.Творогов. Литература Древней Руси. – Москва: Просвещение, 1981. |
| Три века русской поэзии. Сост. Н.В.Банников. – Москва: Просвещение, 1986. |
| С.В.Чекалин. Лермонтов. Знакомясь с биографией поэта. – Москва: Знание, 1991. |
| Шолохов в школе. Под редакцией В.В.Гуры, Т.Ф.Курдюмовой. – Москва: Просвещение, 1986. |
В 2021/2022 учебном году работа кабинета русского языка и литературы была направлена на решение следующих задач:
1) содействовать взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося на внеклассных и факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятиях;
2) организовывать работу по подготовке к опережающей олимпиаде по русскому языку, научно-практической конференции «С наукой в будущее», предметному конкурсу «Журавлик»;
3) создавать оптимальные условия для образования и развития учащихся.
В целях удовлетворения запросов и расширения интереса учащихся к предмету на протяжении года проводилась определённая внеклассная работа. С учащимися были организованы индивидуальные, групповые, массовые формы внеклассной деятельности: викторина «Фразеологический футбол», игра для учащихся 5-7 классов «Знатоки языка», литературный турнир «Лучший знаток русской литературы, час вопросов и ответов «В мире русского языка», игра-путешествие «По страницам литературных сказок», квест по теме «Лексика».
Систематически велась работа по подготовке к сдаче государственного экзамена на II ступени общего среднего образования. В течение года учащимися создавались рассказы, басни, сочинения, стихотворения. Многие учащиеся принимали активное участие в различных конкурсах:
Дрик Аделина – III место в конкурсе «Першае слова на свеце…» в номинации «Стихотворение».
Дрик Аделина – I место в XV конкурсе работ исследовательского характера «С наукой в будущее».
Дрик Аделина – III место в областном конкурсе работ исследовательского характера «С наукой в будущее».
Нахват Арина – II место в областном конкурсе «Таленты Палесся».
Нахват Арина – III место в районном этапе конкурса «Зорны спеў».
Систематически обновлялись учебно-методические стенды, создавались папки-передвижки к юбилеям писателей и поэтов. Кроме этого, есть стенд по технике безопасности, государственная символика и классный уголок. В кабинете имеются картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся. В течение учебного года пополнялась методическая копилка учителя: материалы для проведения тренировочных работ в 9 классе, дидактические материалы к урокам, карточки для индивидуальной работы. На уроках использовались портреты писателей, таблицы по русскому языку и литературе, словари русского языка, а также дидактический материал, имеющийся в кабинете. Все контрольные работы проводились с использованием контрольно-измерительных материалов. Активно использовались мультимедийный проектор и ноутбук, которые закреплены за кабинетом русского языка и литературы. Был создан электронный каталог фильмов и мультипликационных фильмов, аудиоматериалов, который периодически пополнялся новыми материалами.
Кабинет эстетически оформлен, постоянно пополняется фонд растений в кабинете. Все стенды выполнены в едином стиле.
Направление учебно-методической работы в кабинете включало в себя педагогические измерения результатов учебной деятельности в конце каждой четверти и года; участие в районном методическом объединении учителей русского языка и литературы; руководство педагогической мастерской учителей русского языка и литературы.
В кабинете оформлена папка «Нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение предмета «Русский язык» и «Русская литература», которая периодически дополняется новыми документами в связи с изменениями в программах и нормативных документах.
Мною были опубликованы материалы по русскому языку, воспитательной работе на личном сайте «Мультиурок» (https://multiurok.ru/tylezkaja/?act=auth).
Вместе с тем в работе кабинета русского языка и литературы имеется ряд неиспользованных возможностей. В 2022/2023 учебном году необходимо продолжать работу по укомплектованию кабинета наглядным материалом. Планируется приобрести новинки учебно-методической литературы. Большее внимание необходимо уделять созданию условий для максимального удовлетворения запросов учащихся с учётом их индивидуальных способностей и возможностей, повышению результативности работы предметного кабинета.
Создать условия для повышения качества образования по предмету и развития интереса учащихся к нему.
1. Нахват Арина
2. Яскевич Анастасия