Введение:
Предметно развивающая среда – это комплекс эстетических, психолого – педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами.
Учебные кабинеты открывают неограниченные возможности совершенствования методов обучения и воспитания. Организация в школах учебных кабинетов способствуют повышению культуры работы учителя, его квалификации, качества знаний учащихся, привитию навыков самостоятельной работы.
Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность школьнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Моделирование предметно развивающей среды кабинета
Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – школьника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в школьном учреждении является учебная деятельность. Предметно – развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей; формированию культуры взаимоотношений.
В основе разработки создания предметно-развивающей среды реализуются принципы комплексного подхода:
многофункциональность помещения;
рациональность использования пространства;
взаимосвязь цветовой отделки и освещения;
целесообразность озеленения интерьера.
Цель: создать предметно - развивающую среду, способствующую гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием.
Задачи:
Организация предметно-развивающей среды для учащихся начальной школы, способствующей реализации компетентностного подхода;
Создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
Формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную деятельность;
Создать благоприятные условия для разностороннего развития личности;
Предметно - развивающая среда имеет важное значение для развития детей.
Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.
Целенаправленно организованная предметно- развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей школьного возраста.
Специфика оформления кабинета начальной школы
Специфика оформления кабинета начальной школы основана на особенностях работы учителя, преподающего практически все учебные предметы, за исключением физической культуры, а также заключается в особенностях восприятия учебного материала младшими школьниками.
Сегодня уже недостаточно иметь комплект стандартных парт, учительский стол, классную доску и набор готовых таблиц. В современном учебном кабинете всё должно быть удобным и мобильным: парты «растут» вместе с учениками, доска – магнитная, маркерная, интерактивная.
Место учителя – это не только письменный стол, но и обязательный на сегодняшний день комплект ТСО: интерактивная доска, музыкальный центр, персональный компьютер, принтер. В классной библиотеке уже не обойтись без энциклопедий и словарей.
Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в которых проводится учебная, внеурочная и внеклассная работа с учащимися, и методическая работа по предмету.
Работая по созданию учебной и развивающей среды большое внимание уделяется основным требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Для организации учебного процесса кабинеты начальных классов имеют предметно-развивающие зоны: учебная, игровая, зелёная, информационная, санитарно-гигиеническая зона.
Учебная зона – в учебной зоне расположены парты, учительский стол, учебная доска, телевизор и видеомагнитофон, книжный шкаф. В классе имеется шкаф с детскими книгами и организован уголок чтения. Уголок чтения дает возможность детям систематически знакомиться с новыми для них книгами, формировать читательские умения и развивать навыки чтения.
Информационная зона - располагается по периметру кабинета и представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь России, края, города, класса, информации для родителей. Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией. На стендах размещаются детские творческие работы.
В игровой зоне - расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребёнка, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение.
Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников.
Зеленая зона: В классе много цветов, это позволяет воспитывать трудолюбие детей, ухаживающих за ними, любовь и уважение к природе. Кроме того, позволяет усилить созданное уютное и комфортное учебное пространство.
Здесь так же мы поместим аквариум. Для релаксации детей, а так же он научит детей ухаживать за животными.
Санитарно-гигиеническая зона: в кабинете, установлена умывальная раковина с учетом роста-возрастных особенностей обучающихся. Около раковины имеется педальное ведро , бумажные полотенца, мыло.
Требования к кабинету начальных классов как базы для успешного выполнения образовательной программы
1. Общие требования.
1.1. Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета:
Приказ о назначении ответственного за кабинет, его функциональных обязанностях (по профилю кабинета; хранится в папке «Нормативно-правовая документация»).
Паспорт кабинета, оформленный с указанием функционального назначения имеющегося в кабинете оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, дидактических материалов и др.
Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование (хранится в папке «Паспорт кабинета»).
Правила техники безопасности работы в кабинете (вывешиваются в кабинете для ознакомления).
Правила пользования кабинета учащимися (вывешиваются в кабинете для ознакомления).
План работы кабинета на учебный год и перспективу (хранится в папке «Паспорт кабинета»).
1.2. Соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
1.3. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета.
2. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета.
2.1. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплексом средств обучения необходимым для выполнения образовательной программы школы.
2.2. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения (по профилю кабинета) требованиям стандарта и образовательной программы.
2.3. Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, контрольных работ, эссе, сочинений и др. материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).
3. Требования к кабинету начальных классов.
Кабинет начальных классов должен удовлетворять следующим требованиям:
3.1. Кабинет начальных классов должен быть оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим столом.
3.2. Кабинет должен быть оснащен специальными средствами обучения:
3.3. В кабинете начальных классов должны быть экспозиционные материалы:
3.4. В кабинете должна иметься литература:
3.5.Кабинет начальных классов должен отвечать санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.
Моделирование своей предметно-развивающей среды в кабинете начальных классов
В кабинете имеется 15 парт и 30 стульев. Каждый обучающийся обеспечен рабочим местом в соответствии с его ростом. Парты с регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Ученическая мебель изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовует росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.
В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, имеет следующие значения:
при длине тела 1150-1300 мм – 750 мм, 1300-1450 мм – 850 мм и 1450-1600 мм – 950 мм. Угол наклона столешницы составляет – 15-17◦.
Парты (столы) расставлены в кабинете по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше.
Для детей с нарушением слуха парты размещаться в первом ряду.
Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
При оборудовании кабинета соблюдены следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:
между рядами двухместных столов - 60 см.;
между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 60 см.;
между рядом столов и шкафами, стоящими вдоль стены - 70 см.;
от последних столов до стены, противоположной классной доске - 80 см., от задней стены, являющейся наружной – 100 см.;
от первой парты до учебной доски – 270 см;
наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – 860 см;
высота нижнего края учебной доски над полом – 80 см;
- расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах – 300 см;
Самое удаленное от окон место занятий находиться на 60 см.
В кабинете имеется:
Классная доска (с использованием мела) изготовлена из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищается влажной губкой, износостойкими, имеет темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.
Классная доска имеет лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей. Имеется так же интерактивная доска, отвечающая гигиеническим требованиям.
В соответствии с санитарно-гигиеническим требованиям в кабинете, установлена умывальная раковина с учетом роста-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины. Раковина установлена в зоне правого переднего угла кабинета. Около раковины имеется педальное ведро, , бумажные полотенца, мыло.
В соответствии с требованиями к воздушно-тепловому режиму здания общеобразовательных учреждений оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые соответствуют нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивают оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.
Для контроля температурного режима кабинет оснащен бытовыми термометрами. Окна оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами.
Рекомендуемая продолжительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха
Наружная температура, °С | Длительность проветривания помещения, мин. |
в малые перемены | в большие перемены и между сменами |
От +10 до +6 | 4-10 | 25-35 |
От +5 до 0 | 3-7 | 20-30 |
От 0 до -5 | 2-5 | 15-25 |
От -5 до -10 | 1-3 | 10-15 |
Ниже -10 | 1-1,5 | 5-10 |
В соответствии с требованиями к естественному и искусственному освещению окна в кабинете ориентированы на юг. Светопроемы в кабинете оборудованы регулируемыми подъемно-поворотными жалюзи с длиной не ниже уровня подоконника.
Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней.
Материально- техническое обеспечение кабинета
№ п/п | Наименование | Количество |
1. | Стол ученический | 15 |
2. | Стул ученический | 26 |
3. | Стол учительский | 1 |
4. | Стол мягкий | 7 |
5. | Доска магнитно-меловая | 1 |
6. | Интерактивная доска | 1 |
7. | Диван | 1 |
8. | Книжный шкаф | 2 |
9. | Детские вещевые шкафы | 7 |
10. | Проектор | 1 |
11. | Принтер | 1 |
12. | Комод для игрушек | 1 |
13. | Стенды | 10 |
14. | Комнатные растения | 8 |
15. | Аптечка | 1 |
16. | Термометр | 1 |
17. | Компьютер | 1 |
18. | Мусорное ведро | 1 |
19. | Магнитофон | 1 |
Зонирования учебного кабинета представляет собой особую развивающую здоровье сберегающую среду, которая позволяет реализовывать ценности, цели и принципы личностно-ориентированного образования. Зонирование учебного кабинета на рабочие пространства способствует развитию личности учащегося на основе освоения способов деятельности, адаптации к условиям обучения, раскрытию и развитию способностей обучающихся начальных классов, повышению их уровня культуры.
Вывод:
В оформлении предметно развивающей среды кабинета нужно стремиться:
- к максимальному пространству и незагроможденности, четкости линий, цветовому и стилевому соответствию.
- к предметной направленности кабинета: соответствующее оформление не только способствует формированию интереса учеников к предмету, но и является частью «методической копилки» учителя.
Дизайн кабинета и методические материалы не должны отвлекать внимание школьников от содержания уроков. Использование умеренно ярких, пастельных тонов (рекомендуются зеленый, желтый, оранжевый, розовый) и отсутствие слишком мелких, резких деталей не будет перенапрягать зрение ребят;
-Оформление кабинетов начальной школы должно быть эстетичным, простота формы, комфорт, продуманным и выполненным в едином стиле;
-Желательно при оформлении кабинетов начальных классов уделить внимание государственной символике и здоровому образу жизни и правил ПДД.
В кабинете необходимо создать условия для комфортного обучения школьников, где ребенок не только усваивает материал, но и отдыхает, играет.
Этому способствует:
1) Деление кабинета на зоны: учебную, игровую, зелёную, информационную.
2) Выбор цветового оформления, способствующий успокоению и активизации детей в разные периоды обучении.
Кабинет позволяет развивать общеучебные умения и навыки:
1. Учебно-организационные: оптимальная организация ученических мест, места учителя.
2. Учебно-интеллектуальная: схемы, модели, занимательные стенды по предметам или темам; ребусы, кроссворды, уголок «Почемучка», «Вопросы и ответы», «Занимательная математика» (и др. предметы), «А знаете ли вы?..».