
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 127»
Паспорт
кабинета физики
№ 24
Заведующий кабинетом: Миронова Е.А.
Нижний Новгород
План работы кабинета физики № 24
на 2017-2018 учебный год
месяц | Оборудование кабинета | Учебно-методическая работа | Внеклассная работа | Примечания |
август | Генеральная уборка. Оформление паспорта кабинета. Составление плана работы кабинета. Оформление стенда «Сегодня на уроке» | Подготовка тестов. Составление планирования в 7-11 классах | Подготовка материалов сменных стендов | |
сентябрь | Проведение инструктажа учащихся по ТБ Оформление стенда «Очевидное-невероятное» | Подготовка тестов. Подготовка контрольных работ. Подготовка дидактического материала | Организация консультаций для неуспевающих Подготовка материала для познавательных игр по физике | |
октябрь | Обновление содержания стендов Оформление таблиц Проведение генеральной уборки кабинета | Подготовка тестов по физике 9 класса для подготовки к ОГЭ. Подготовка материала для четвертных работ в 7-9 классах | Проведение школьного тура олимпиады | |
ноябрь | Обновление материалов стендов Оформление таблиц Корректировка планирования | Подготовка тренировочных тестов по физике 9,11 классов подготовка раздаточного материала | Участие в районной олимпиаде по физике | |
декабрь | Проведение генеральной уборки кабинета Корректировка учебного планирования | Подготовка раздаточного материала Подготовка контрольных работ в 10-11 классах | Участие в НОУ | |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНАЩЕНИЮ ШКОЛЬНЫХ КАБИНЕТОВ ФИЗИКИ
Государственные стандарты по физике предполагают приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у школьников умений проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач. Принципиальное значение для реализации этого подхода является обеспеченность физических кабинетов оборудованием.
Настоящее время является переходным, когда приборный принцип разработки и поставки оборудования планомерно вытесняется комплектно-тематическим, когда в практику преподавания вводятся принципиально новые носители информации: значительная часть учебных материалов, в том числе учебные тексты, комплекты иллюстраций, графики, схемы, таблицы, диаграммы всё чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях, появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной библиотеки электронных изданий (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).
Обследование школ показало, что обеспеченность оборудованием для фронтального эксперимента (в основной и полной средней общеобразовательных школах) в среднем значительно ниже нормы. Ещё хуже обстоит дело с оборудованием для демонстрационного эксперимента. В этих условиях наиболее эффективным способом подготовки кабинетов физики к переходу на обучение в соответствии с государственным образовательным стандартом является разработка региональных, районных, муниципальных и школьных программ обновления МТО. Настоящие рекомендации направлены на оказание конкретной помощи в разработке таких программ.
Главное в оснащении кабинета физики - это лабораторное и демонстрационное оборудование, причём для реализации практической направленности предмета в современных условиях измерительный комплекс должен насыщаться компьютерными и цифровыми средствами измерения, т.к. большинство школьников только в кабинетах физики могут ознакомиться с применением компьютерных технологий.
Ниже приведены варианты комплектации кабинетов физики, каждый из которых обеспечивает экспериментальную поддержку Стандарта. Количество учебного оборудования приводится в расчёте на один учебный кабинет при наполняемости класса 25-30 учеников. Используются следующие символические обозначения:
• Б - библиотечные комплекты (по 5 экз.);
• Д - демонстрационный экземпляр (по одному, кроме специально оговорённых случаев);
• К - полный комплект (по экземпляру на каждого ученика);
• Н - новое оборудование, разработанное, но пока не освоенное серийно;
• Ф - комплект для фронтальной работы (по одному на двух учеников);
• П - комплект, необходимый для проведения лабораторного практикума (по 3-4 экз.).
Номенклатура объектов и средств МТО за небольшим исключением взята из «Перечня учебной техники и наглядных средств обучения по физике», разработанного в ходе реализации подпрограммы «Кабинет физики» государственной Федеральной программы «Учебная техника» и одобренного МО РФ в феврале 2004 г. (см.5).
Рекомендуемые средства МТО составляют 3 раздела:
• Раздел I. Содержит рекомендации по оснащению школ нормативной документацией, учебно-методическими комплектами, печатной продукцией, электронными и техническими средствами обучения в соответствии с требованиями стандарта.
• Раздел II. Содержит рекомендации по оснащению школ лабораторным оборудованием, а именно:
оборудованием общего назначения (и для фронтальных работ, и для работ практикума), оборудованием для фронтальных работ (тематические комплекты и отдельные приборы, структурированные по темам), а также оборудованием для практикума. Оборудование для фронтальных работ приобретается из расчёта 1 комплект на двух учеников. Что касается расчёта количества оборудования для практикума, то общепринята следующая схема: в итоговый практикум включается одинаковое число работ из четырёх разделов (механика, молекулярная физика, электромагнетизм, оптика и квантовая физика). Для определения количества экземпляров, необходимого для кабинета, надо число учащихся разделить на 8, т.к. каждую работу одновременно выполняют два ученика.
• Раздел III. Содержит рекомендации по оснащению школ демонстрационным оборудованием. Иллюстрировать количественными опытами целый ряд явлений и закономерностей (например, кинематических закономерностей, закона сохранения импульса, изопроцессов) удаётся только на основе оптимального сочетания классического и современного оборудования, основанного на применении цифровых методов измерения и компьютерных измерительных систем. Постановка соответствующих демонстраций регламентируется примерными программами. Следует учитывать, что по ряду разделов примерных программ без перехода на современные методы измерения в принципе нельзя сформировать оптимальную систему оборудования. Например, в разделе «Механика» только цифровые или компьютерные средства позволяют исследовать кинематические закономерности, иллюстрировать количественно второй закон Ньютона и законы сохранения. Модернизированное классическое и новое оборудование эргономичны в такой степени, что часто исключают затраты времени на подготовку демонстраций. В школы сейчас поступает современное комплектное оборудование, разработанное в ходе выполнения государственной Федеральной программы «Учебная техника», а также оправдавшее себя классическое оборудование
В представленной системе оборудования реализуется принципы вариативности и преемственности. В соответствии с первым возможны, по крайней мере, три варианта комплектации: на базе компьютерных измерительных систем, на базе цифровых систем обработки и представления результатов и на базе систем, обеспечивающих классические аналоговые методы.
РАЗДЕЛ I. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНАЩЕНИЮ ШКОЛЬНЫХ КАБИНЕТОВ ФИЗИКИ ПЕЧАТНЫМИ, ЭЛЕКТРОННЫМИ И ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ
Комплектация | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) |
К | Учебник | Учебники из числа рекомендованных или допущенных МО РФ. (См. Приложение 1) Целесообразно включать также по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому курсу физики. Они могут использоваться учениками для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета физики. В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников по физике. Комплекты пособий для выполнения работ практикума содержат перечни необходимого оборудования. Книги для чтения по физике, как и научно-популярная литература естественнонаучного содержания, необходимы для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ. Дидактические материалы - сборники познавательных и развивающих заданий. КИМ - по отдельным темам и курсам. |
Б | Методическое пособие для учителей |
Ф | Рабочая тетрадь |
Б | Хрестоматия |
Б | Комплекты пособий для лабораторных практикумов |
Б | Комплекты пособий для выполнения фронтальных лабораторных работ |
Б | Комплекты пособий по демонстрационному эксперименту |
Б | Книги для чтения по физике |
Б | Научно-популярная литература естественнонаучного содержания |
Б | Справочные пособия (физические энциклопедии, справочники по физике и технике) |
Ф | Дидактические материал. Сборники тестовых заданий |
Д | Примерная программа основного общего образования |
Д | Примерная программа среднего (полного) образования на базовом уровне |
Д | Примерная программа среднего (полного) образования на профильном уровне |
Д | Авторские рабочие программы |
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ |
Д | Тематические таблицы | Таблицы, схемы, диаграммы и графики в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфическом и электронном видах. В демонстрационном варианте должны быть представлены портреты учёных - физиков и астрономов, - обязательное изучение которых предусмотрено стандартом и примерной программой. |
Д | Портреты выдающихся ученых |
КОМПЬЮТЕРНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА |
Д, П | Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по физике | Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут либо быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. |
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ |
Д | Видеофильмы | Видеокассеты «Демонстрационный эксперимент по физике» могут использоваться в условиях недостаточности демонстрационного оборудования (См. Приложение) |
Д | Слайды (диапозитивы) | |
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ |
Д | Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц | Аудиторная, доска, компьютер и Графопроектор имеют особый статус в системе технических средств обучения физике в связи с тем, что ряд демонстрационного оборудования может располагаться непосредственно на доске с использованием магнитов. Поэтому для кабинета физики предпочтительнее доска с металлическим покрытием. Графопроектор может использоваться не только для проектирования изображений, но и в качестве источника света в комплектах по оптике. Компьютер интегрирован в систему измерительного комплекса кабинета. |
Д | Экспозиционный экран |
Д | Видеоплейер (видеомагнитофон) |
Д | Телевизор с универсальной подставкой, диагональ не менее 72см |
Д | Персональный компьютер не ниже Pentium III, со звуковой картой, программами Word, Exel |
Д | Мультимедийный проектор |
Д | Графопроектор |
Д | Диапроектор |
РАЗДЕЛ II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНАЩЕНИЮ КАБИНЕТА ФИЗИКИ ЛАБОРАТОРНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ
ОБОРУДОВАНИЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ |
1. | Щит для электроснабжения лабор. столов напряжением 36-42 В | Один комплект на кабинет. Входит в КЭФ (комплект электроснабжения кабинета физики). При отсутствии электроснабжения лабораторных столов вместо источников 4 используются батарейные источники питания, но при этом нет возможности организовывать лабораторные работы по переменному току. В настоящее время разработаны специализированные лабораторные столы для кабинетов, позволяющие хранить в них фронтальное оборудование. |
2. | Столы лабораторные Электрифицированные 36-42 В |
3. | Лотки для хранения оборудования |
4. | Источники постоянного и переменного тока 4В,2А. |
5. | Батарейный источник питания |
6. | Весы учебные с гирями |
7. | Секундомеры |
8. | Термометры |
9. | Штативы |
10. | Цилиндры измерительные ( мензурки ) |
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ФРОНТАЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ |
ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ И НАБОРЫ |
11. | Тематические комплекты и наборы по механике, молекулярной физике, электродинамике и оптике | ^ Позволяют сформировать такие общеучебные умения, как подбор оборудования в соответствии с целью задания, и разнообразить темы заданий. Они эргономичны, могут располагаться в специализированных столах 2. При их наличии нет необходимости в 5, 7, 8, а также в отдельных приборах, перечисленных ниже. После докомплектации некоторых наборов приборами 6, 28, 29, 35 наборы образуют достаточную систему оборудования для фронтальное эксперимента. |
ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ |
Механика |
12. | Набор динамометров лабораторных: на 1 Н и 4 (или 5) Н | Комплект распространённых в школах динамометров с пределом измерения 4 Н (5 Н) необходимо дополнить серийно освоенными динамометрами с пределом измерения 1 Н, что позволит повысить достоверность измерений при исследовании выталкивающей силы, силы трения, движения тела по окружности При изучении на углублённом уровне жёлоб 13Б с принадлежностями позволяет в значительной степени разнообразить тематику исследований При исследованиях прямолинейного движения в основной школе и на базовом уровне старшей школы можно использовать жёлоб 14 и секундомер 7, на углублённом уровне эффективнее прибор 19, а также рекомендуется прибор 18. |
13 | Желоба дугообразные |
14. | Жёлоб прямой |
15. | Набор грузов по механике |
16. | Набор пружин различной жёсткости |
17. | Набор тел равного объема и равной массы |
18. | Прибор для изучения движения тел но окружности |
19. | Прибор для изучения прямолинейного движения |
20. | Рычаг-линейка |
21. | Трибометр лабораторный |
Молекулярная физика и термодинамика |
22. | Калориметры | При исследовании изотермического процесса в основной школе и на базовом уровне старшей школы избыточное давление лучше измерять непосредственно (манометром из набора 24А). Набор 24 Б, в котором избыточное давление создаётся столбом воды, целесообразен для профильного и углублённого уровней. |
23. | Набор тел по калометрии |
24. | Наборы для исследования изопроцессов в газах (А, Б) |
25. | Набор веществ для исследования плавления и отвердевания |
26. | Набор полосовой резины |
27. | Нагреватель электрический |
Электродинамика |
28. | Амперметры лабораторные постоянного тока с пределом измерения 2 А | Для повышения практической направленности эксперимента по электродинамике полезно использовать цифровой мультиметр 36, что связано с его повсеместным применением в быту, лабораторной и инженерной практике. Параметры по току и напряжению должны быть согласованы с 28 и 29, кроме того, важно, чтобы помимо сопротивления он измерял температуру, влажность и другие величины. При исследовании зависимости тока от напряжения мультиметр используется с амперметром 28 в качестве вольтметра и с вольтметром 29 в качестве амперметра. Использование потенциометра 39 позволяет методически более правильно провести исследование зависимости силы тока от напряжения. Целесообразно, чтобы модель 46 была снабжена редуктором для возможности увеличения массы перемещаемого груза и позволяла бы пронаблюдать принцип обратимости. |
29. | Вольтметры лабораторные постоянного тока с пределом измерения 6 В 1 |
30. | Катушка-моток |
31. | Ключ замыкания |
32 | Компас |
33. | Комплект проводов соединительных |
34. | Набор прямых и дугообразных магнитов |
35. | Миллиамперметр |
36. | Мультиметр цифровой |
37. | Набор по электролизу |
38. | Набор резисторов проволочных |
39. | Потенциометр |
40. | Прибор для наблюдения зависимости сопротивления металлов от температуры |
41. | Радиоконструктор для сборки радиоприемников |
42. | Реостат ползунковый |
43. | Проволока высокоомная на колодке для измерения удельного сопротивления |
44. | Электроосветители с колпачками |
45. | Электромагниты разборные с деталями |
46. | Действующая модель двигателя-генератора |
Оптика и квантовая физика | |
47. | Экраны со щелью | Использование прибора 50 основано на наблюдении мни- | мого изображения спектра, что в значительной степени ус- | ложняет понимание сущности метода. Поэтому целесообразно перейти к методу, основанному на получении действительного изображения дифракционного спектра на экране. Указанный метод описан во всех без исключения учебниках физики федерального комплекта. При наблюдении спектров в основной школе возможно использование источника 52. При изучении физики на профильном и углублённом уровнях необходимо использовать 53 - производство спектральных трубок после 20-летнего перерыва восстановлено. В качестве дозиметра целесообразно использовать, например, АНРИ 01-02 «Сосна». |
48. | Плоское зеркало |
49. | Комплект линз |
50. | длины световой волны с набором дифракционных решёток |
51. | Набор дифракционных решёток |
52. | Источник света с линейчатым спектром |
53. | Прибор для зажигания спектральных трубок с набором трубок |
54. | Спектроскоп лабораторный |
55. | Комплект фотографий треков заряженных частиц (Н) |
56. | Дозиметр бытовой |
| |
| Весы технические. |
| Генератор низкой частоты. |
| Источник питания для практикума. |
| Набор электроизмерительных приборов постоянного тока. |
| Набор электроизмерительных приборов переменного тока. |
| Мультиметр. |
ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ, НАБОРЫ И ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ |
| Комплект по механике для практикума (Н). |
| Конструктор машин и механизмов. |
| Комплект для исследования уравнения Клапейрона-Менделеева и изо процессов. |
| Прибор для изучения деформации растяжения. |
| Измеритель давления и температуры. |
| Комплект для практикума по электродинамике. |
| Комплект лабораторный для исследования принципов радиопередачи и радиоприёма. |
| Двигатель-генератор и измерение его КПД. |
| Прибор для изучения тока в вакууме и наблюдения движения электронов в электрическом и магнитном полях. |
| Трансформатор разборный. |
| Прибор для измерения индукции магнитного поля Земли. |
| Измерители переменного и постоянного магнитных полей. |
| Электронные конструкторы. |
| Спектроскоп двухтрубный. |
| Комплект для изучения внешнего фотоэффекта и измерения постоянной Планка (Н). |
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИКУМА
ОБОРУДОВАНИЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ | Разработанное в результате выполнения государственной программы «Учебная техника а так же ранее выпускаемое оборудование позволяет организовать практикум по механике, молекулярной физике, электродинамике, оптике и квантовой физике. В настоящее время серийно производятся оборудование общего назначения, конструктор 7 по механике, позиции8, 9 по молекулярной физике, всё перечисленное оборудование 12-19 по электродинамике. По оптике выпускается спектроскоп двухтрубный 20 и разрабатывается комплект 21. Таким образом, может быть организован тематический практикум по электродинамике, а также итоговый практикум с преимущественным набором работ по электродинамике и частичным использованием фронтального оборудования. |
1. | Весы технические. |
2. | Генератор низкой частоты. |
3. | Источник питания для практикума. |
4. | Набор электроизмерительных приборов постоянного тока. |
5. | Набор электроизмерительных приборов переменного тока. |
6. | Мультиметр. |
ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКТЫ, НАБОРЫ И ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ |
7. | Комплект по механике для практикума (Н). |
8. | Конструктор машин и механизмов. |
9. | Комплект для исследования уравнения Клапейрона-Менделеева и изо процессов. |
10. | Прибор для изучения деформации растяжения. |
11. | Измеритель давления и температуры. |
12. | Комплект для практикума по электродинамике. |
13. | Комплект лабораторный для исследования принципов радиопередачи и радиоприёма. |
14. | Двигатель-генератор и измерение его КПД. |
15. | Прибор для изучения тока в вакууме и наблюдения движения электронов в электрическом и магнитном полях. |
16. | Трансформатор разборный. |
17. | Прибор для измерения индукции магнитного поля Земли. |
18. | Измерители переменного и постоянного магнитных полей. |
19. | Электронные конструкторы. |
20. | Спектроскоп двухтрубный. |
21. | Комплект для изучения внешнего фотоэффекта и измерения постоянной Планка (Н). |
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИКУМА
РАЗДЕЛ III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНАЩЕНИЮ КАБИНЕТА ФИЗИКИ ДЕМОНСТРАЦИОННЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
1. ПРИБОРЫ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ («+» на всех ступенях и во всех профилях) |
1. Комплект электроснабжения кабинета физики (КЭФ) | Осциллографический метод в демонстрационном эксперименте можно реализовать различными средствами, в том числе с использованием осциллографа электронного 4 или приставки к компьютерному измерительному блоку либо к телевизору. Прибор 12 позволяет моделировать явления диффузии, броуновского движения, давления газа. Трубка 14 предназначена для проведения целого комплекса демонстраций благодаря съёмным пробкам с двух торцов, при этом отпадает необходимость в трубке 3-24 (см. с. 28). |
2. Источник постоянного и переменного напряжения на 6-10 А |
3. Генератор звуковой частоты |
4. Осциллограф |
5. Микрофон |
6. Плитка электрическая |
7. Комплект соединительных проводов |
8. Штатив универсальный физический |
9. Сосуд для воды с прямоугольными стенками (акваниум) |
10. Столики подъемные (2 шт.) |
11. Насос вакуумный с тарелкой, манометром и колпаком |
13. Насос воздушный ручной |
14. Трубка вакуумная |
15. Груз наборный на 1 кг |
16. Комплектпосуды и принадлежностей к ней |
17. Комплект инструментов и расходных материалов |
2. СИСТЕМА СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЯ |
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКТЫ(«+» на всех ступенях и во всех профилях) |
1. Компьютерный измерительный блок с набором датчиков (температуры, давления, влажности, ионизирующего излучения, магнитного поля), а также оптоэлектрическим датчиком, осциллографическая приставка; согласованный с блоком секундомер. (У Примечание. Компьютерная измерительная система на основе измерительного блока и системы датчиков, согласованная с тематическими комплектами по механике 3-1, 3-6, по молекулярной физике 4-1 и по электродинамике 5-1, позволяет проводить совместные измерения исследуемых параметров с отображением на экране монитора связи между ними в графическом, табличном и аналитическом видах, а также исследовать зависимость измеряемых параметров от времени.) 2. Комбинированная цифровая система измерений. (^ Примечание. Система основана на использовании прибора с одновременной индикацией двух взаимосвязанных параметров (ток и напряжение, сила и ускорение и др.), а также одного из кинематических параметров и времени. Согласована с комплектами 3-2, 4-2, 5-2 и 6-11). (^Примечание. Каждая из систем 1, 2 обеспечивает экспериментальное сопровождение соответствующих разделов курса и постановку демонстраций, предусмотренных примерными программами. Для создания в кабинете достаточной измерительной системы на базе любого из двух комплектов необходимо добавить к ним барометр 2-4, динамометры 2-5 (или комплект по статике 3-7), ареометр 2-6 и манометр 2-7.) |
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ |
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
3. Мультиметр цифровой универсальный. |
4. Барометр-анероид |
5. Динамометры демонстрационные (пара) с принадлежностями. |
6. Ареометр. |
7. Манометр жидкостный демонстрационный. |
8. Манометр металлический. |
9. Метроном. |
10. Секундомер. |
11. Метр демонстрационный. |
12. Психрометр (или гигрометр) |
13. Термометр жидкостный или электронный |
14. Амперметр стрелочный или цифровой. |
15. Вольтметр стрелочный или цифровой. |
16. Цифровые измерители тока и напряжения на магнитных держателях. |
3. ДЕМОНСТРАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПО МЕХАНИКЕ |
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКТЫ | ^ Любой из универсальных комплектов 3-1, 3-2 обеспечивает постановку демонстраций, предусмотренных примерными программами при изучении кинематики и динамики поступательного движения и законов сохранения. У Комплект 1 может также работать с электронным секундомером, согласованным с комплектом 1. Каждый из универсальных комплектов образует достаточною систему оборудования по механике, если их дополнить наборами 4, 6 (или 5), 2-5 (или 7) и отдельными приборами 11, 12, 17 (или 13), 14, 15, 18, 19, 20, 21, 22, 24 (или 1-15), 26. ^ При отсутствии комплектов 1, 2 достаточная система оборудования но механике может быть сформирована на базе прибора 3. ^Система оборудования, содержащая приборы 4-26, в которой отсутствуют средства для количественного исследования движения, не является оптимальной. |
1. Комплект по механике поступательного прямолинейного движения, согласованный с компьютерным измерительным блоком |
2. Комплект по механике поступательного прямолинейного движения на базе комбинированной цифровой системы. |
ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАБОРЫ |
3. Прибор для демонстрации законов механики на «воздушной подушке» |
4. Модель системы отсчета |
5. Комплект «Вращение» |
6. Набор по вращательному движению, согласованный с 2-1 |
7 Набор по статике с магнитными держателями |
8. Тележки легкоподвижные с принадлежностями (пара) |
9. Комплект по преобразованию движения, сил и моментов (Н) |
10 Комплект по гидро- и аэродинамике. |
ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ |
11. Ведёрко Архимеда |
12. Камертоны на резонирующих ящиках с молоточком |
13. Комплект пружин для демонстрации волн (Н) |
14. Конус двойной, катящийся вверх |
15. Пресс гидравлический (или его действующая модель) |
16. Набор тел равной массы и равного объема |
17. Машина волновая |
18. Прибор для демонстрации давления в жидкости |
19. Прибор для демонстрации атмосферного давления |
20. Призма наклоняющаяся с отвесом |
21 Рычаг демонстрационный |
22. Сосуды сообщающиеся |
23. Стакан отливной |
24. Трубка Ньютона |
25. Трибометр демонстрационный |
26. Шар Паскаля |
4. ДЕМОНСТРАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПО МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКЕ И ТЕРМОДИНАМИКЕ |
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКТЫ | Особенность наборов 1 является графическая интерпретация в режиме реального времени изучаемых явлений. Особенность комплекта 2 - возможность одновременного отображения в цифровой форме термодинамических параметров состояния. И наборы 1, и комплект 2 совместно с приборами 4, 6, 7, 10, 16 и 17 образуют достаточную систему оборудования для изучения термодинамики и молекулярной физики на экспериментальной основе. ^Приборы 3-18 необходимы при отсутствии наборов 1 и комплекта 2. |
1. Наборы по термодинамике, газовым законам и насыщенным нарам, согласованные с компьютерным измерительным блоком |
2. Комплект приборов по молекулярной физике и термодинамике, согласованный с комбинированной цифровой системой измерения. |
ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ |
3. Комплект для изучения газовых законов |
4. Модель двигателя внутреннего сгорания |
5. Модели молекулярного движения, давления газа (Н) |
6. Модели кристаллических решеток |
7. Модель броуновского движения |
8. Прибор для наблюдения броуновского движения (Н) |
9. Набор капилляров |
10. Огниво воздушное |
11. Набор для демонстрации теплопроводности тел |
12. Прибор для сравнения теплоёмкостей тел (Н) |
13. Прибор для изучения газовых законов |
14. Теплоприёмники (пара) |
15. Трубка для демонстрации конвекции в жидкости |
16. Цилиндры свинцовый со стругом |
17. Шар для взвешивания воздуха |
18. Прибор для наблюдения теплового расширения |
5. ДЕМОНСТРАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПО ЭЛЕКТРОДИНАМИКЕ |
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКТЫ | У Комплект наборов 1 обеспечивает постановку основных демонстраций по электростатике и электродинамике стационарного и переменного электромагнитных полей. В качестве системы измерений используются цифровые измерители силы тока и напряжения. Для работы с набором 1.3 необходим компьютерный измерительный блок с осциллог-рафической приставкой 2-1. ^ В комплекте 1 оптимально сочетаются эргономич-ность и наглядность за счёт использования магнитных держателей элементов, поэтому необходима доска со стальным покрытием или стальной лист 1 х 1 м. У Комплект 1 совместно с 3, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 19, 21, 25, 26, 27, 28 (или 31), 32 образует достаточную систему оборудования для экспериментальной поддержки изучения электродинамики в соответствии с примерными программами. / Для создания достаточ ной системы оборудования по электродинамике на базе комплекта 2 его необходимо дополнить 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 19, 20, 26, 27, 29, 32. |
1. Комплект наборов по электродинамике на основе цифровых измерителей тока и напряжения с элементами электрических цепей на магнитных платформах |
1.1. Набор для исследований электрических цепей постоянного тока «Электричество – 1» (Э1) |
1.2. Набор для исследования тока в полупроводниках и их технического применения (Э2) |
1.3. Набор для и исследования перем. тока, явлений электромагнитной индукции и самоиндукции (Э3) |
1.4. Набор для изучения движения электронов в элек-трич. и магнитном полях и тока в вакууме (Э4) |
2. Комплект наборов по электродинамике на основе комбинированной цифровой системы измерений |
2.1. Набор по электростатике |
2.2. Набор для исслед. электр. цепей пост. тока |
2.3.Набор для исследования цепей переменного тока и принципа радиосвязи |
ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАБОРЫ |
3. Электрометры с принадлежностями |
4. Трансформатор универсальный |
5. Набор для исследования свойств электромагнитных волн |
ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ |
6. Источник высокого напряжения |
7. Набор для демонстрации спектр |
8. Султаны электрические |
9. Конденсатор переменной емкости |
10. Конденсатор разборный |
11. Кондуктор конусообразный |
12. Маятники электростатические (пара) |
13. Палочки из стекла, эбонита и др. |
14. Набор выключателей и переключателей |
15. Магазин резисторов демонстрационный |
16. Набор ползунковых реостатов |
17. Прибор для демонстрации зависимости сопротивления металлов от температуры |
18. Штативы изолирующие (2 шт.) |
19. Набор по электролизу |
20. Прибор для наблюдения движения электронов в электрическом и магнитном полях и изучения тока в вакууме | Тематические наборы и отдельные приборы позволяют сформировать систему оборудования для экспериментальной поддержки изучения электродинамики. При этом необходимо учитывать, что некоторые единицы оборудования в определённой мере взаимозаменяемы (например, 7 и 8, 24 и 25, 28 и 31). В достаточную систему оборудования должны входить источник 1-2, а также измерительные приборы 2-15 и 2-16. |
21. Звонок электрический демонстрационный |
22. Катушка дроссельная |
23. Батарея конденсаторов (Н) |
24. Катушка для демонстрации магнитн. поля тока (2 шт.) |
25. Набор для демонстрации спектров магнитных полей |
26. Комплект полосовых, дугообразных и кольцевых магнитов |
27. Стрелки магнитные на штативах (2 шт.) |
28. Машина электрическая обратимая |
29. Набор для передачи электрической энергии |
30. Прибор для демонстрации взаимодействия параллельных токов (Н) |
31. Прибор для демонстрации вращения рамки в магнитном поле |
32. Прибор для изучения правила Ленца |
33. Набор для демонстрации принципов радиосвязи |
6. ДЕМОНСТРАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПО ОПТИКЕ И КВАНТОВОЙ ФИЗИКЕ |
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКТЫ | До начала реализации программы «Учебная техника» система оборудования кабинета физики по оптике базировалась на приборах 4-7, производство которых в настоящее время прекращено, хотя они обеспечивают демонстрационный эксперимент, предусмотренный примерными программами. При формировании оборудования кабинетов физики школ-новостроек и школ, в которых перечисленное оборудование вышло из строя, оснащение возможно комплектами и наборами 1, 2 (3 - для углублённого профиля). / В ходе выполнения государственной программы «Учебная техника» производство всего приведённого оборудования (кроме 13, 15, 17) восстановлено. |
1. Комплект по геометрической оптике на магнитных |
2. Комплект по волновой оптике на основе графопроектора |
3. Комплект по волновой оптике с лазерным источником света |
ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ |
Оптика |
4. Прибор по геометрической оптике |
5. Набор линз и зеркал |
6. Фонарь оптический со скамьёй |
7. Набор по дифракции, интерференции и поляризации света |
8. Набор дифракционных. Решеток |
9. Набор светофильтров |
10. Набор спектральных трубок с источником питания |
Квантовая физика |
11. Комплект по квантовой физике на базе комбинированной цифровой системы измерений |
11.1. Набор «Фотоэффект» |
11.2. Набор со счётчиком Г,ейгера-Мюллера |
12. Набор по измерению постоянной Планка с использованием лазера |
13. Набор по измерению постоянной Планка на основе вакуумного фотоэлемента (Н) |
14. Датчик ионизирующего излучения, согласованный с компьютерным измерительным блоком 2.2-1 |
15. Камера для демонстрации следов а-частиц (Н) |
16. Газоразрядный счетчик |
17. Модель опыта Резерфорда |
Дидактический и раздаточный материал по физике
7 класс |
| Самостоятельные работы | Контрольные работы | Тесты |
| Закон Паскаля | Закон Архимеда. Плавание тел. | КИМ 7 класс под ред.А.В. Перышкина |
| Расчет массы и объема тела | Расчет массы и объема тела | Тесты по физике 7 класс Алмаева Л.В |
| Работа и мощность | Силы. Примеры сил. | Обобщение темы «взаимодействие тел»» |
| Сила тяжести и масса тела | Взаимодействие тел. | Обобщение темы»Плавание тел» |
| Взаимодействие тел | Давление | Обобщение темы «Силы.» |
| Закон Архимеда | Итоговая контрольная работа | Обобщение темы т»Давление» |
| Работа . Единицы работы | Физика контрольные работы в новом формате И.В. Годова | Обобщение темы «Работа и мощность» |
| Виды механической энергии | | |
| Равнодействующая сил | | |
| Плотность. Масса. Объем | | |
| Сложение сил | | |
| Рычаги. | | |
| Статика | | |
| Агрегатные состояния вещества | | |
| Архимедова сила. Условия плавания тел | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
8 класс |
| Самостоятельные работы | Контрольные работы | Тесты |
| Тепловое движение. Внутренняя энергия | Физика контрольные работы в новом формате И.В. Годова | КИМ 8 класс под ред.А.В. Перышкина |
| Удельная теплота парообразования и конденсации | Агрегатные состояния вещества | Тесты по физике8 класс Алмаева Л.В |
| Закон ома | Тепловые явления | Обобщение темы «Тепловые явления» |
| Зависимость силы тока от напряжения | Изменение агрегатных состояний вещества | Обобщение темы «изменение агрегатных состояний вещества» |
| Закон Ома для участка цепи | Электризация тел | Обобщение темы «Закон Ома для участка цепи» |
| Работа и мощность тока | Законы постоянного тока | Обобщение темы «Виды соединений проводников» |
| Вольтметр | Магнитное поле | Обобщение темы «Работа и мощность электрического тока» |
| Тепловые явления | Электромагнитные явления | Обобщение темы «Законы преломления и отражения света» |
| Испарение . плавление. | Оптика | Обобщение темы «электромагнитные явления» |
| Соединения проводников | | |
| Работа и мощность электрического тока | | |
| Закон преломления света | | |
| Законы соединения проводников | | |
| | | |
9 класс |
| Самостоятельные работы | Контрольная работы | Тесты |
| Механические колебания и волны-26 шт | Физика контрольные работы в новом формате И.В. Годова | Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Правило Ленца. |
| Ускорение свободного падения на Земле | Кинематика | Явление самоиндукции |
| Графики равномерного движения | Динамика | Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. |
| Закон сохранения импульса | Статика | Деление ядер урана. Цепная реакция. |
| Трансформаторы | Законы сохранения импульса и энергии | Получение и передача электроэнергии |
| Динамика. Работа кпд. | Электромагнитные явления | Состав атомного ядра |
| Строение атома. Радиоактивность | Ядерная физика | Ядерный реактор |
| Соединение конденсаторов | Итоговая контрольная работа | Тесты по физике 9 класс Алмаева Л.В |
| Искусственные спутники Земли | | КИМ 9 класс под ред.А.В. Перышкина |
| Закон всемирного тяготения | | |
| Сила тяжести | | |
| Звук | | |
| Ускорение свободного падения | | |
| Сила трения скольжения | | |
| Механические колебания | | |
| Движение по окружности | | |
| Вес тела, движущегося с ускорением | | |
| Альфа и бета-распад | | |
| Законы Ньютона | | |
| Генераторы | | |
| Третий закон Ньютона | | |
| Получение и передача электроэнергии. трансформатор | | |
| | | |
10 класс |
| Самостоятельные работы | Контрольная работы | Тесты |
| Уравнение Менделеева-Клайперона | МКТ | Основы МКТ |
| Термодинамика | Электростатика | Закон сохранения энергии |
| Работа электрического поля | Свойства паров, жидкостей и твердых тел | Кинематика |
| Электрический ток в жидкостях | Механические колебания и волны | КИМ 10 класс под ред.А.В. Перышкина |
| Динамика | Законы сохранения в механике | |
| МКТ | Энергия. работа | |
| Силы | Уравнения МКТ | |
| Электрический ток в различных средах | Кинематика | |
| Сила тока | Свободное падение тел | |
| Кинематика | Динамика | |
| Работа | Законы постоянного тока | |
| Движение под углом к горизонту | Физика контрольные работы в новом формате И.В. Годова | |
| ЭДС | | |
| Сила трения | | |
| Виды соединений проводников | | |
| Закон Ома для участка цепи | | |
| Законы Ома | | |
| электростатика | | |
| КПД теплового двигателя | | |
| Тепловые явления | | |
11 класс |
| Самостоятельные работы | Контрольная работы | Тесты |
| Электромагнетизм | Законы электростатики | КИМ 11 класс под ред.А.В. Перышкина |
| Электромагнитные явления | Волновые свойства света | Тесты по ред Монастырского А.А. |
| Электрический ток в различных средах | Электромагнитные волны | Тесты по ред. Зорина Б.Л |
| Волновые и квантовые свойства света | Переменный ток | |
| Квантовая физика | Геометрическая оптика | |
| Физический смысл показателя преломления | Волновая оптика | |
| Колебательный контур | Физика атомного ядра | |
| | Электромагнитные колебания | |
| | СТО | |
| | электромагнитные колебания и волны. Квантовая физика | |
| | МКТ . электродинамика | |
| | Магнитное поле | |
| | Электромагнитная индукция | |
| | Физика контрольные работы в новом формате И.В. Годова | |
| | | |
| | | |