Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Исследовательский проект:
«Путешествие в мир профессий»
Выполнила: Литвинова Мария
ученица 2 «Б» класса
Руководитель проекта: Зинина Л.В.
Ноябрьск, 2019 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….4
Основная часть……………………………………………………………………...6
3. Практическая часть………………………………………………………………….7
3.1 Исследование отдельных профессий
3.2 Анализ результатов исследования
3.3 Рекомендации по выбору профессии
4. Заключение……………………………………………………………………...…...9
5. Список используемых источников…………………………………………………10
6. Приложение………………………………………………………………………….11
Паспорт проекта
Предметное направление | окружающий мир |
Возрастная категория | 2 класс |
Секция | |
Название проекта | «Путешествие в мир профессий» |
Цель проекта | |
Задачи проекта | пройти тест на профориентацию; завести трудовую книжку и попробовать себя в различных профессиях; прийти к выводу, какая профессия подходит; изучить выбранную профессию; продемонстрировать умения по профессии. |
Аннотация | Во многом успех зависит от правильно выбранной профессии. А многие современные выпускники совершенно не представляют себе, кем быть и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок. Задача данного проекта – расширить кругозор второклассников, развивать интерес к какой-либо профессии, воспитывать уважение к людям труда. |
Сроки проведения | 2018-2019 уч. г. |
Проблема, решению которой посвящен проект | найти подходящую мне профессию, ведь если профориентационная работа начнётся сейчас, то к окончанию школы я смогу сделать осознанный выбор своей будущей профессии. |
Этапы работы над проектом | |
Форма представления проекта | Презентация |
Информационные ресурсы | Профессия // Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_big/Professija-48627.html. О профессиях и профессионалах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.proprof.ru/stati/career/vybor-professii/o-professiyah/professii-chelovek-chelovek. Свободная универсальная энциклопедия https://ru.wikipedia.org Новейшие профессии 21 века. Самые востребованные профессии в 21 веке // FB.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb.ru/article/166636/noveyshie-professii-veka-samyie-vostrebovannyie-professii-v-veke. |
Информационные технологии | Программы Word, PowerPoint, |
Введение
Актуальность
«Самое страшное, что может однажды случиться с человеком,- это проснуться седым и дряхлым на закате своей бессмысленной жизни, обнаружив, что за все эти годы он использовал только часть себя» (У. Берроу).
«Без труда не может быть чистой и радостной жизни» (А.П. Чехов).
«Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока и нужды» (Вольтер).
Эти мудрые мысли, сказанные разными людьми в разное время, дают возможность задуматься о нашей жизни и месте, которое мы в ней занимаем. Окружающий нас мир меняется очень быстро и предъявляет все более высокие требования к личности каждого. Чтобы стать успешным в современной жизни, человек должен быть активным и ответственным, гибким и мобильным, толерантным, владеть знаниями, которые он может применить в быстро меняющихся обстоятельствах.
Во многом успех зависит от правильно выбранной профессии. А многие современные выпускники совершенно не представляют себе, кем быть и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок. Задача данного проекта – расширить кругозор второклассников, развивать интерес к какой-либо профессии, воспитывать уважение к людям труда. Таким образом, формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире.
Профессий в современном мире очень много. Поэтому всегда актуален вопрос: кем же стать? Мне нужна полезная и востребованная профессия, которая будет доставлять удовольствие. Потому что не каждый человек, ходит на свою работу с большим желанием!
Проблема
Исходя из этого возникает проблема – найти подходящую мне профессию, ведь если профориентационная работа начнётся сейчас, то к окончанию школы я смогу сделать осознанный выбор своей будущей профессии.
Гипотеза если я попробую себя в различных профессиях, то смогу ли понять, что мне действительно интересно и смогу определиться с выбором профессии.
Цель работы: найти профессию, которая подойдет именно мне и продемонстрировать умения.
Указанная цель определила следующие задачи:
- пройти тест на профориентацию;
- завести трудовую книжку и попробовать себя в различных профессиях;
- прийти к выводу, какая профессия подходит;
- изучить выбранную профессию;
- продемонстрировать умения по профессии.
Объект исследования: профессии.
Предмет исследования: профессиональная деятельность представителей различных групп профессий.
Методы исследования:
компьютером в сети Интернет;
обобщение: завести трудовую книжку;
анализ: подведение итогов проделанной работы;
информационно-коммуникационный: создание брошюры
Основная часть
Первые профессии начали появляться ещё в до цивилизационную эпоху, когда человек начал создавать оседлые поселения, заниматься сельским хозяйством, овладел гончарным и кузнечным делом. Один и тот же человек ввиду ограниченности своих сил не мог одновременно лепить горшки, выковывать металлические инструменты и заниматься выращиванием пищи, поэтому начал развиваться товарный обмен.
Новый виток развития профессионального деления людей возник с появлением централизованного государства. Правителям требовались воины для охраны своих владений и управляющие для управления ими. Так начали формироваться военные и управленческие профессии. Человечество окончательно встало на путь профессионального разделения труда.
С началом индустриализации появилось множество новых профессий, связанных с разработкой и обслуживанием машин: инженеры, рабочие на заводах, машинисты и тому подобное. Из-за возросших потребностей цивилизации в новых видах и больших количествах ресурсов также расширились списки добывающих профессий: появились шахтёры, нефтяники и другие.
С развитием автоматизации потребность в тяжёлом ручном труде начала падать. Если раньше рабочие работали по 14 — 16 часов в сутки лишь для того, чтобы прокормить семью, то теперь они могут работать по 9 часов, а в самых развитых странах люди могут работать 3 — 4 дня в неделю или вообще жить на пособие. У людей появилось больше свободного времени, которое они начали тратить на потребление информации, поэтому в ответ на спрос появилось предложение — начали развиваться средства массовой информации: телевидение, радио, а в конце XX века — и интернет. Также, несмотря на автоматизацию, по-прежнему осталась необходимость в людях, которые будут создавать новые средства автоматизированного производства: учёных и инженерах. А массовая компьютеризация потребовала больших количеств людей, способных обслуживать компьютеры и создавать, и поддерживать их программное обеспечение. Так возник целый пласт профессий информационных работников, то есть работников, чья деятельность связана с переработкой и производством информации: программистов, учёных, инженеров и тому подобное; благодаря СМИ и издательскому делу получили сильное развитие творческие профессии: актеры, музыканты, художники, писатели и др. Таким образом, большое значение в профессиональном развитии теперь имеют не механические навыки, как в предыдущую, индустриальную, эпоху, а знания и творческое мышление.
3. Практическая часть
3.1 Исследование отдельных профессий
Для начала я прошла профориентационный тест Климова, результаты которого показали, что мне подходят все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением ( Приложение№1)
Далее я завела трудовую книжку и отправилась осваивать различные профессии. (Приложение №2)
Начала с карьеры в банке, там я была кассиром, мне нужно было заниматься приемом и выдачей денег и ценных бумаг, работать с пластиковыми банковскими картами и электронными деньгами.
Следующие профессии, которые я освоила – это помощник врача, стоматолог и неонатолог. Врач — человек, который предупреждает и лечит заболевания, а также поддерживает нормальную жизнедеятельность организма человека.
После этого, я работала на почте. Почтальон – сотрудник почтового отделения, разносящий письма, прессу. Эта старинная профессия, которая мало изменилась за несколько столетий своего существования.
Так как мой папа работает в МЧС, то мне тоже захотелось освоить данную профессию, и я стала пожарным. Это очень опасная и ответственная работа, пожарный занимается спасением людей из огня и тушением пожаров. (Приложение № 3)
3.2 Анализ результатов исследования
Если заболеют детки,
он назначит им таблетки.
Зубки вылечит, ринит,
да ещё аппендицит.
Заходя к нему, не плач!
Ну конечно это … врач!
Верно, в результате я поняла, что больше всего мне подходит профессия врач. Чтобы стать этим специалистом нужно очень хорошо учиться, а при переходе в среднее звено углубленно изучать биологию и химию. Сейчас я отличница и уверена, что на протяжении 11 классов мои отметки не изменятся, ведь появился большой стимул стать врачом. (Приложение № 4)
3.3. Рекомендации по выбору профессии
Для того чтобы составить рекомендации как же правильно выбрать профессию всем опрошенным специалистам был задан вопрос: «Учитывая Ваш опыт работы и знания, посоветуйте, как правильно выбрать профессию». Проанализировав ответы, можно выделить следующие советы:
Представьте работу своей мечты. Пофантазируйте.
Надо как можно раньше начинать интересоваться разными профессиями и узнавать об их особенностях.
Проанализируйте собственные увлечения. Можно превратить свое хобби в будущую профессию. Например, если нравится играть в компьютерные игры, то можно стать программистом или веб-дизайнером. Если нравится рисование или искусство, можно освоить профессии дизайнера интерьеров, оформителем. Если человек любит заниматься спортом, можно стать тренером.
Важно оценить какие предметы нравятся в школе, особенно в старших классах. Любимый предмет может стать профессией в будущем. Так, если нравятся уроки английского, то можно стать переводчиком.
Нужно оценить нравится ли общение с другими людьми. Если нет неудобства, стеснительности, то нужно выбирать из профессий группы «человек – человек». Если больше нравится мир растений и животных, то из группы – «человек – природа», если мастерить и конструировать – «человек – техника».
Нужно подумать, какое образование требуется для желаемой профессии. Есть ли возможность его получить.
Самое важное, по мнению всех опрошенных – это выяснить, можно ли найти работу по заинтересовавшей профессии.
Заключение
В мире существует большое количество разных профессий. Для того чтобы лучше узнать профессию, нужно не только прочитать о ней, но и пообщаться с профессионалами своего дела, попробовать себя на мастер-классе.
Это подтвердило гипотезу моего проекта: изучение различных профессий методом включенного наблюдения и экспертного опроса позволит мне узнать особенности различных видов профессиональной деятельности лучше, чем описание в литературе.
В дальнейшем я продолжу изучать профессии и составлять их карты, чтобы оканчивая школу, сделать правильный профессиональный выбор, ведь от него во многом зависит моя судьба.
А самое главное, я поняла, какую бы профессию я не выбрала в будущем, готовиться к ней нужно уже сейчас - хорошо учиться, быть прилежной, любить и уважать труд, добиваться своей цели, быть ответственной, аккуратной.
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь -
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.
(С.Маршак)
Список литературы
Профессия // Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_big/Professija-48627.html.
О профессиях и профессионалах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.proprof.ru/stati/career/vybor-professii/o-professiyah/professii-chelovek-chelovek.
Свободная универсальная энциклопедия https://ru.wikipedia.org
Новейшие профессии 21 века. Самые востребованные профессии в 21 веке // FB.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb.ru/article/166636/noveyshie-professii-veka-samyie-vostrebovannyie-professii-v-veke.
Приложение№1

Профориентационный тест Климова
Приложение№2

Приложение№3
 | Работник банка. Заниматься приемом и выдачей денег и ценных бумаг, работать с пластиковыми банковскими картами и электронными деньгами. |
 | Помощник врача, стоматолог и неонатолог. Врач — человек, который предупреждает и лечит заболевания, а также поддерживает нормальную жизнедеятельность организма человека. |
 | Работник почты. Почтальон – сотрудник почтового отделения, разносящий письма, прессу. Эта старинная профессия, которая мало изменилась за несколько столетий своего существования. |
 | Работа пожарным. Это очень опасная и ответственная работа, пожарный занимается спасением людей из огня и тушением пожаров. |
Приложение№4

12