Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 муниципального образования
Курганинский район
Паспорт
«Уголок настроения»
смешанная дошкольная группа
Воспитатель Шахова Светлана Анатольевна
Актуальность.
Дошкольный возраст – благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.
В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т.д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная психолого-педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольника, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки личностного развития.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
Цель: учить детей определять и называть психоэмоциональное состояние человека.
Задачи:
Научить детей понимать состояния свои и окружающих людей.
Дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова).
Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Уголок настроения – средство самопознания и развития эмоциональной сферы ребенка.
1. «Уголок приветствия»
Стенд «Мое настроение» (дети с помощью заготовок - пиктограмм определяют свое настроение в течение дня);
Картотека игр-минуток «вхождения в день» («Комплименты»,«Эхо», «Ласковое имя»
2. «Уголок гнева»
«Листок гнева»— напечатанный лист, который можно скомкать, порвать, бросать и т.д.;
«Коврик злости»— резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться;
«Коробочка гнева и раздражения» — темного цвета коробочка, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего» или смяв/порвав листы больших газет).
3. «Уголок уединения»
Цель: создать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т.п.;
Мобильный «Домик - трансформер» — дает возможность уединиться ребенку в случае необходимости от «шумного» окружения сверстников, восстановить психическое и эмоциональное состояние/равновесие;
Подушки — «думки», подушки – «плакушки», мягкие игрушки разных размеров – обняв такую подушечку или игрушку, ребенок может поделиться с ней своим настроением;
Телефон, по которому малыш «звонит» маме или папе поделиться чем-то сокровенным.
4. «Уголок настроения»
Цель: формировать у детей экспрессивные эталоны, способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.
Стенд «Мое настроение» — дети обозначают свое настроение в течение дня с помощью «фишек-пиктограмм», а педагог получает возможность определить эмоциональное состояние каждого ребенка, причины его возникновения и оказать своевременную эмоциональную поддержку нуждающимся детям. В каждой группе панно имеет определенную форму: домик, цветок и т.д. В центре каждого панно есть карманы, изготовленные из цветных лент, обозначающих определенное настроение (фиолетовый – «я злюсь», голубой – «мне грустно», зеленый – «я спокоен», красный – «мне весело»). Каждая цветовая полоска разделена на 6 равных частей (карманов). Первый кармашек содержит в себе схематическое изображение лиц мальчиков и девочек с определенным настроением. Остальные пять карманов обозначают дни недели. Для того, чтобы дети могли отразить свое настроение, из цветного картона изготавливаются схематические изображения лиц мальчиков и девочек с соответствующими эмоциями.
Дидактические игры по изучению эмоциональных состояний, картотека портретов с различной мимикой и выдержками из разных стихов к ним.
Дидактическая игра «Эмоции»(варианты игры)
Возраст: 5-7 лет
Материал изготовления игры: ламинированная пленка, липучка велькро, пано - стенд.
Оборудование:
- Игровое поле (стенд-пано)
- контейнер
Вариант 1а. «Собери и назови»
Цель игры: учить называть психоэмоциональное состояние человека.
Ход игры: ребёнок подбирает картинки, подставляет к лицам и называет психоэмоциональное состояние человека.
Вариант 1б. «Расскажи о ситуации»
Цель: формирование умения понимать ситуацию и подбирать соответствующую персонажу эмоцию.
Ход игры: ребёнок подбирает картинки, подставляет к лицам и описывает ситуацию, называет психоэмоциональное состояние человека.
Вариант 2. «Эмоции потерялись».
Цель: формировать эмоциональную лексику дошкольников
Ход игры: воспитатель предлагает подобрать такую же эмоцию мальчику или девочке.
Вариант 3. «Собери эмоцию»
Цель: развивать эмоциональную сферу ребёнка, умение соотносить выражение глаз с выражением рта.
Ход игры: ребёнок собирает портрет правильно, подбирая выражение глаз и рта.
5. «Театрально-музыкальный уголок»
Цель: способствовать интеллектуально-эстетическому развитию, открытому проявлению эмоций и чувств через возможность перевоплощения в сказочных героев, привнося в роль персонажа свою личность, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих переживаний, обогащать и активизировать эмоциональный словарь.
• Различные виды театров (пальчиковые, настольные, театральная ширма );
• Маски, с возможностью изменения настроений литературных персонажей/героев, во время обыгрывания детьми не только сказок, но и подвижных игр;
• Музыкально-дидактические игры, инструменты.
6. «Уголок волшебных красок»
Цель: учить выражать эмоции, настроение художественными приемами, способствовать отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения и самовыражения личности.
• Краски, гуашь, кисти, карандаши, мелки, бумага/ватман, заготовки «масок-настроений», незаконченные рисунки для дорисовывания, нитки.
7. «Уголок библиотерапии»
Цель: учить детей понимать себя, словесно выражать свои проблемы, снижать чувство страха, стыда, стимулировать развитие воображения с помощью чтения детям специально подобранной литературы, таким образом, формируя своеобразную «защиту» и опору в реальной жизни.