Урок № 11 _________________
Патриотические чувства народов России
Цели урока: воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Отечеству, к людям всех национальных и религиозных культур.
Задачи: расширить, уточнить и закрепить представления учащихся о ключевых понятиях урока (Отечество, Родина, малая родина, патриотизм, любовь, уважение), создать условия для развития представлений о значении любви по отношению к Родине, развивать представление о необходимости сохранения и преумножения народного единства, прививать представление о важности личного деятельного вклада в жизнь своей страны, своего Отечества.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
1. Орг. момент.
II. Актуализация опорных знаний. Вступительная беседа ( /)
Сегодня у нас урок мужества, на котором мы убедимся, что патриотическая песня во времена Великой Отечественной войны являлась мощным средством агитации.
III. Изучение нового материала ( /)
Сегодня на уроке мы с вами проведем исследование. Известно, что песня, особенно патриотическая, имеет большую силу. В чем же заключается эта сила, нам и предстоит сегодня выяснить.
Сначала вспомним, какую песню можно назвать патриотической? (Это песня о преданности и любви к своему Отечеству, к своему народу.)
Скажите, пожалуйста, что такое, на ваш взгляд, песня? Из чего она состоит? (Песня это один из трех жанров музыки, где слова положены на музыку, обычно песня состоит из нескольких куплетов с припевами).
Во время войны песня играла большую роль, она давала решительность и надежду, заставляла задумываться о смысле жизни. На первый взгляд все очень просто, но в то же время песни боялись гораздо больше, чем пушки, Наша задача – разобраться, почему песня оказывает такое сильное влияние на человека, на его настроение и на его отношение к разным событиям.
- Подумайте, на что в человеке, прежде всего воздействует музыка? (На чувства, эмоции, настроение).
- Ребята, у вас на партах лежат таблицы. Сейчас прозвучат две мелодии, а вы определите и запишите, какие чувства и эмоции вы испытали при слушании этих отрывков. Прежде, чем приступить к данному заданию, чтобы лучше понять смысл двух предложенных для прослушивания песен, мы проведем с вами словарную работу.
Народная война-это война, в которой участвует весь народ, защищая свою независимость.
Священная война- это война, ведущаяся с освободительной целью за справедливое дело.
Звучит мелодия песни «Священная война»
Священная война» |
Грозная |
Суровая |
Сильная |
|
(Решительный характер музыки, быстрый темп, тревожность призывают к борьбе.)
- А теперь послушайте, как появилась эта песня.
Перед роковым сообщением о нападении Германии на СССР Василий Лебедев-Кумач просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, написал стихотворение. 24 июня 1941 года оно было опубликовано, и композитор Александр Васильевич Александров, прочитав эти проникновенные строки, сочинил к ним музыку. И уже на пятый день войны перед отправляющимися на фронт солдатами, на площади Белорусского вокзала столицы, состоялась премьера этой песни в исполнении ансамбля песни и пляски под руководством Александрова. Отсюда за считанные дни, зовущая к подвигам песня распространилась по всей стране. Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа. Решительными словами заканчивается эта песня. Автор дает нам понять, какая сильная сила слов и мелодии в этой песне подняла всю страну на защиту своей Родины.
«Случайный вальс» |
Печальная |
грустная |
Спокойная |
2( Призывает, вызывает к спокойствию, грусть.)
-Молодцы. Часто именно слова в песне служат мощным средством воздействия. Во время войны каждая песня сначала прослушивалась Сталиным и только потом звучала по радио.
(фрагм).(кто такой)Иосиф Виссарионович Сталин –Верховный главнокомандующий Вооружённых сил непосредственный руководитель Союза Советских Социалистических Республик с 1920-х годов до 1953 года.)
Известен случай, когда было приказано поменять слово в песне «Случайный вальс (фрагм)
Прослушайте начало песни и обратите внимание на то, где лежит в песне «незнакомая ваша рука». (Звучит начало песни.)
Ночь коротка, Спят облака, И лежит у меня на ладони Незнакомая ваша рука. (На ладони).
В оригинале было написано: «и лежит у меня на погоне незнакомая ваша рука». Сталин говорил, что советский солдат не может быть такого маленького роста, чтобы женщина спокойно могла положить ему руку на плечи. В результате слово заменили.
К чему призывают эти песни, что в песнях используется для этого? (Песни призывают к борьбе против врага. Эффект призыва достигается за счет решительной мелодии, маршевого ритма и ярких, быстро запоминающихся слов, слова помогают человеку понять смысл песни).
- В течении Великой Отечественной войны было написано много песен, их мелодии по своему складу были близки к мелодиям русских народных песен . Даже в песнях и частушках врага изображали глупым, трусливым, слабым. Как вы думаете, почему?
(Чтобы люди не боялись врагов, а смеялись над ними.)
- В 1943-1945 г.г. наиболее популярен был такой куплет песни «Катюша»: (ФРАГМ)
Пусть фриц помнит русскую «Катюшу», Пусть услышит как она поет, Из врагов вытягивает души, А своим отвагу придает.
В народе появились десятки новых вариантов этой песни, «ответы» на нее. Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой, и фронтовой медсестрой. Пели во время войны и о Катюше-партизанке, «проходившей по лесам и селам партизанской узкою тропой с той же самой песенкой веселой, что когда-то пела над рекой», но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Ее именем народ ласково «окрестил» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага, — реактивные гвардейские минометы.
Песня «Катюша».
- Учитывая, что песня наряду с другими средствами искусства является мощным средством агитации, артистов во время войны практически не брали в армию. Из них создавали концертные бригады, которые ездили по воинским частям и давали концерты для поднятия боевого духа. Часто концерты проходили на передовой между боями.
«Офицеры».
4.Подведение итогов урока
-Чем мы занимались на уроке? Что вы узнали нового о песнях времен Великой Отечественной войны, .что взяли для себя ? ( что песня и музыка имели большую силу и являлись мощным средством борьбы с врагом, в борьбе за свободу Родины) Как вы считаете, доказали ли мы сегодня на уроке, что песня имела большую силу и являлась мощным средством агитации? (Да).
5 Рефлексия.
Вот и подошел к концу наш урок. Я надеюсь, что он вам понравился, вы узнали много интересного из области музыки, теперь можете применять эти знания на других уроках и в жизни.
.– Кто забывает свою историю, обречён пережить её вновь. Не забывайте, сколько миллионов людей отдали свои жизни за то, чтобы вы жили под мирным небом, радовались солнцу. Берегите мир, берегите, жизнь, берегите Россию!
Домашнее задание.