Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Именно, в этом возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения.
В широком смысле понятие «патриотизм» обычно означает олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.. Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам воспитания. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, которые помогут осуществить задачу гражданского и патриотического воспитания школьников.
Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как
младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Основная цель патриотического воспитания сегодня – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.
Патриотическое воспитание заложено в каждом уроке. Велика роль предмета «Окружающий мир». Ведь именно этот предмет целенаправленно формирует у детей знания о своей Родине, без которых нельзя представить себе воспитание патриотических чувств.
В курсе «Окружающий мир» даны первоначальные сведения о государственных символах России – флаге, гербе, гимне, о государственных праздниках, Конституции РФ, также в каждом классе предусмотрены уроки – путешествия по городам России. Кроме того, изучая данный предмет, младший школьник знакомится с родной природой, экологической ценностью родного края. Весь этот учебный материал также имеет большое значение для патриотического воспитания учащихся.
На уроках физкультуры учитель воспитывает любовь к спорту, формирует здоровый образ жизни.
Гуманитарный цикл:
На уроках, литературного чтения, происходит знакомство учащихся с историческими событиями в произведениях соотечественников.
науки.
Эстетический цикл:
Важной гранью воспитания и развития личности на уроках изобразительного искусства и музыки в школе является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание младших школьников. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, уважение к старшим. Они раскрывают способность личности к любви – к матери, к Матери – Родине, к родному Отечеству, к труду; приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности. Это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности сопереживания и внимательного отношения к окружающим людям. Упущенные возможности на этапе обучения в начальной
Рассмотрим формы воспитательной работы во внеурочной деятельности. Одна из основных форм воспитательной работы - это классный час. Эта форма деятельности способствует формированию у младших школьников системы отношений к окружающему миру.
Выделяют три основных функции классного часа:
Просветительская функция заключается в расширении знаний учащихся о событиях, происходящих в городе, стране, мире, расширении знаний в области человеческих отношений и т. д. Темой обсуждения может стать то, что является актуальным и для данного возраста, и для миропонимания. Объектом рассмотрения может стать любое явление жизни.
Ориентирующая функция заключается в формировании у обучающихся определенных отношений к окружающей действительности.. Если просветительская функция помогает знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценивать мир. Она неразрывно связана с просветительской: нельзя ученику передать отношение к объекту мира, с которым он незнаком; нельзя привить любовь к Родине тому, кто не знает ее красоты; не удастся развить уважительное отношение к народному искусству без ознакомления с ним; будут бесплодными попытки воспитать любовь к своим корням, своему народу без изучения истории своей семьи, своей страны, своего народа.
Направляющая функция классного часа помогает перевести разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону воспитанников, на их поведение, на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей.
Чаще всего классный час одновременно и просвещает, и ориентирует, и направляет.
Таким образом, классный час является основной формой воспитательной работы, ее ядром, т. к. помогает осмысливать все дела, в которых участвуют дети, приучает видеть за своими действиями и делами отношение к обществу, людям. Он помогает осознавать социальную направленность всех дел, переводя их из позиции предметной конкретности («собрать макулатуру», «посадить деревья», «вымыть парты и стены») на позицию социальную («помочь природе (стране)», «украсить землю», «беречь школу»).
Информационный час - одна из действенных форм гражданского и патриотического воспитания. Основное назначение информационного часа – приобщать младших школьников к событиям и значимым явлениям общественно-политической жизни страны, города, района, села. Кроме того, информационные часы призваны: расширять знания детей об окружающем мире; учить работать с периодическими изданиями; воспитывать интерес к происходящим в стране событиям; формировать привычку читать детскую прессу [25].
Информационный час решает задачи образования (обучающиеся знакомятся с событиями в мире, стране, узнают о жизни и делах своих сверстников, расширяют кругозор), воспитания (гражданина, патриота, социально активной личности), развития (мышления, коммуникативных навыков, речи, умения работать с текстом).
Экскурсия как форма воспитательной работы используется в урочной и внеурочной деятельности. Эту форму педагог избирает тогда, когда надо познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит и познание, и активное взаимодействие детей с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большее воздействие на детей, нежели ознакомление по книгам. В гражданско-патриотическом воспитании экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства. В русле гражданско-патриотического воспитания проводятся экскурсии в музеи.
Праздник - особая форма воспитательной работы. Праздник - это коллективное творческое дело яркого, эмоционального характера. Его отличительные особенности состоят в том, что:
во-первых, в его основе лежит радость, положительные эмоции;
во-вторых, его отличает многообразие деятельности детей, единство различных направлений воспитательной работы;
в-третьих, праздник, как правило, требует тщательной подготовки, поскольку предполагает организованные действия его участников по определенному, заранее разработанному сценарию [25].
По содержанию можно выделить следующие виды праздников: общественные, школьные, народные календарные, школьно-семейные, праздники искусств, экологические и др. Общественные праздники разворачивают перед детьми многоцветную палитру социальной жизни людей, формируют ценностные отношения к ближайшему окружению, своей стране, ее народу, истории, основополагающим идеям общества, приобщают к участию в общественной жизни. Народные и календарные празднуются в школе, помогая детям почувствовать себя частицей своего народа, узнать о его традициях, нравах, обычаях, воспитывая бережное, трепетное отношение к природе родного края, истории и культуре своего народа, родному языку. Школьно-семейные праздники укрепляют связь семьи и школы, формируют отношение к своему роду, семье, ближайшему окружению. Праздники искусства украшают жизнь детей и взрослых, вносят в нее идею гармонии разных видов искусств, знакомят с народным искусством. Экологические праздники формируют у детей ценностное отношение к природе родного края, желание защищать все живое.
Коллективное творческое дело. В процессе КТД дети приобретают собственный опыт организации коллективной деятельности. КТД - способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство. В патриотическом воспитании возможна организация таких КТД: «Бюро вопросов и ответов», «Встреча поколений», «Конкурс рисунков (плакатов)», конкурс «А, ну-ка, мальчики!», «Машина времени», «Военная спартакиада», «Рассказы о забытых героях», «Мальчики и девочки военного времени», «Фестиваль дружбы» и др.
В своей работе я использую разнообразные виды деятельности. Чем больше видов деятельности, тем продуктивнее занятие, тем больше отдача. Можно просто ознакомиться с материалом и пересказать, а можно быть активным участником ролевой игры или диспута.
Подводя итог, могу сказать, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими и духовно богатыми людьми.
Итак, духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.