ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В последние годы в нашей стране происходят огромные изменения. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине. Ныне, когда материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Поэтому проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является сегодня очень актуальной и одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
«…Патриотизм. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».
В. В. Путин
Целью дошкольного учреждения является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников определяет круг задач, стоящих перед педагогическим коллективом детского сада по формированию у юного гражданина:
любви к семье, дому, детскому саду, городу, области, стране в целом;
бережного отношения к истории;
понимания культурных традиций;
гордости за спортивные и культурные успехи представителей своего народа;
уважения к национальным особенностям своего народа; толерантного отношения к другим людям;
Содержание программы Н.Е.Вераксы «От рождения до школы» предусматривает распределение работы по нравственно-патриотическому воспитанию по нескольким блокам.
Ф. Бэкон, английский философ-материалист, писал: «Любовь к Родине начинается с семьи». Важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. Знают ли они своих бабушек и дедушек, каковы их заслуги, за что дедушка и бабушка получили благодарственные письма, грамоты, медали, ордена? А каковы заслуги их родителей, папы и мамы? Важно для воспитания нравственно-патриотических чувств дошкольников показать через малое большое, через семью – судьбу общества, народа.
Поэтому патриотическое воспитание и начинается блоком «Мой дом – моя семья».
«Мой дом – моя семья»;
«Детский сад»;
«Родной город»;
«Природа родного края»;
«Родная страна»;
«Наша Армия».
Темы в каждом блоке связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России. Каждая из тем повторяется в каждой возрастной группе, изменяется только содержание, объем познавательного материала, сложность.
Основные принципы работы с дошкольниками:
От близкого к отдаленному (мой дом - моя улица – мой город - моя страна – моя планета).
От частного к общему (где каждое частное выступает перед ребенком как проявление чего-то общего).
Опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в семье, детском саду, городе, стране.
Взаимодействие с семьей.
Систематичность. (Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее чувство может угаснуть. Поэтому необходимо закреплять это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.)
В возрасте 5-7 лет у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне. В старшем дошкольном возрасте используют такие приёмы патриотического воспитания:
этические беседы о городе, родной стране, мире;
экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
рассматривание иллюстраций об особенностях природы России, разных стран;
Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края одно из средств воспитания патриота нашей страны. Чувство патриотизма формируется постепенно в процессе накоплений знаний и представлений об окружающем мире. В сказках, стихах, рассказах И. Бунина, С. Есенина, М. Пришвина, В. Бианки и других поэтов, и писателей раскрывается красота родной природы, выражается лирическое чувство. Воспитать настоящего патриота без любви к родной природе просто невозможно.
чтение стихов, потешек, сказок.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.
знакомство с элементами национальной культуры;
обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.
знакомство с российской символикой;
рассматривание иллюстраций к сказкам народов России;
придумывание сказок и историй о достопримечательностях родного города;
праздники и развлечения (Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.)
Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением зала, интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема, “Защитников Отечества”. Воины, защитники Отечества есть практически в каждой семье, поэтому праздник – день Защитника Отечества - считается всенародным. Оказывает наибольшее влияние на патриотическое воспитание детей подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, посвященных Дням воинской славы. Эти праздники воспевают и поднимают на новую ступень смелость и отвагу, героизм взрослых и молодежи, победивших смертельного врага.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Отечественной войны. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигах) необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству” и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне – являются одной из важной составляющей патриотического воспитания. Это стихи А. Твардовского, С.Михалкова, рассказы А. Гайдара, А. Митяева о подвигах и мужестве солдат, защищавших Родину, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками.
Исходя из перечня используемых методов и приемов работы с детьми видно, что очень ярко прослеживается принцип интеграции основных видов деятельности: коммуникативной, игровой, двигательной, музыкальной, восприятие художественной литературы.