Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
_____________________________________________________________
Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия: патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
Тема методической разработки воспитательного мероприятия:
« Земли родной нет краше, точно знаю,
будь красен наш Гавриловский район»
Автор: Бочарова Неля Александровна
учитель начальных классов
Козьмодемьяновского филиала
МБОУ 2-Гавриловской сош
2020 год
Тематическое направление:
патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
Тема воспитательного мероприятия:
«Земли родной нет краше, точно знаю, будь красен наш Гариловский район»
Актуальность.
Современное общество сегодня ставит серьезные задачи в области воспитания и обучения нового поколения.
Сегодня как никогда важна роль патриотического воспитания в развитии общества. Наши дети должны знать и любить прошлое родной земли, народную культуру, народные традиции, народные промыслы. Беречь и приумножать – во имя счастливого настоящего и достойного будущего. А будущее народа – это новое поколение. Воспитание патриотизма младших школьников средствами народных традиций через внеклассную деятельность дает возможность проведения не просто мероприятий, мероприятий-праздников, цель которых – формирование осознанного патриотического чувства, основанного на понимании духовных ценностей русского народа. Такие мероприятия несут духовный импульс взаимоотношениям семьи и школы, так как к их организации привлекаются родители. При подготовке активно используется краеведческий материал, глубоко изучаются обычаи и традиции русского народа. Историческое духовное и материальное наследие становится фундаментом для созидательной деятельности. Использование различных форм изучения наследия русского народа способствуют развитию патриотического воспитания и формирования российской идентичности.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия:
1-4 класс (6-11 лет).
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя.
Вовлечение ребенка в процесс творчества дает возможность соприкоснуться с архаичными пластами народной культуры, с историческими корнями своего народа, увидеть в них живительные истоки, величие и мудрость предшествующих поколений и ощутить современное звучание древнего бата. Освоение традиционных ремесел края воспитывает в детях преданность родной земле, родным местам, формирует в любом человеке любовь и уважение к труду и к мастерству в ремесле.
Дети изучают историю храмового зодчества, православные храмы Тамбовщины, традиции иконописи. Дети принимают активное участие в православных праздниках, в школьных и районных мероприятиях. Являются участниками социально-значимых дел, акций. Воспитательная работа интегрируется с различными образовательно-воспитательными средствами: библиотекой, школьным краеведческим музеем, православным храмом села.
Цель воспитательного мероприятия: воспитание высоконравственной личности, способную любить, уважать и продолжать традиции и обычаи своего народа, своей Родины.
Задачи:
повышение уровня к истории родного края;
воспитание патриотизма, гражданственности, чувства национальной гордости;
осуществление идеи связи поколений;
духовно-нравственное развитие младших школьников средствами внеклассной деятельности;
познакомить с историей Гавриловского района, с историей своего родного села Козьмодемьяновка;
выработка собственно осмысленной аргументированной позиции относительно важнейших событий отечественной истории.
Планируемые результаты:
Знать:
правила поведения учащихся в природе, общественных местах;
название района и районного центра;
региона, где живут учащиеся;
составные части экономики;
названия профессий;
материалы и объекты труда;
особенности труда людей родного края;
понятия «культура», «образование», «культурное учреждение», «образовательное учреждение»;
памятники природы;
историю своего района, села.
Иметь первоначальное представление о жизни города и села, об экономике города и села, об отдельных производственных процессах.
Уметь:
называть свой адрес в мире: планета Земля, страна Россия, область, село, улица, дом, квартира;
называть профессии своих родителей;
использовать приобретенные знания в практической деятельности для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о своем районе;
оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: устный журнал.
Данная форма работы позволяет ярко, эмоционально донести до обучающихся важную информацию. Проводится устный журнал самими учащимися. Личность формируется и развивается в коллективной творческой среде. Чем богаче и содержательнее будет организована коллективная творческая деятельность мною, как классным руководителем, тем больше возможности для творчества и общения у детей.
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов.
Используемые технологии: личностно ориентированные, здоровьесберегающие, игровые, проблемно-развивающиеся, технология сотрудничества, информационные.
Методы работы: исследовательский, деятельностный, проектный, поисковый, метод развивающего обучения, метод «мозгового штурма», метод сравнения.
Описание этапов подготовки и проведения мероприятий:
Страница первая «Поэтическая»
Страница вторая «Образование Гавриловского района»
Страница третья «История села Козьмодемьяновка»
Страница четвертая «Памятники природы»
Страница пятая «Замечательные люди Гавриловского района»
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: презентация «Земли родной нет краше, точно знаю, будь красен наш Гавриловский район» (Приложение 1), компьютер, мультимедийный проектор для показа слайдов, магнитофон, записи песен.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Методическая разработка разработана на материале краеведческого музея. Краеведческий материал помогает пробуждать и развивать нравственные чувства учащихся, лучшие личностные качества, формировать гражданскую позицию, ведь через любовь к малой родине рождается патриот России и Гражданин Мира.
Обучающиеся познакомятся с историей района, родного села, школы, храма, жителями.
Используя данный методический материал, классные руководители смогут интересно провести классные часы и внеклассные мероприятия, не затрачивая при этом много времени на их подготовку.
Ход мероприятия:
Презентация. Приложение 1.
1чтец:
Расцветает земля плодородная,
Небывалый шумит урожай
Я люблю тебя милая родина,
Черноземный Тамбовский мой край.
В белой пене сады ароматные,
В изумрудном убранстве леса.
Парни бравые, девушки статные, -
Серебром их звенят голоса.
Я иду золотистыми нивами,
Ясный день улыбается мне.
Я нигде ещё не был счастливее,
Чем в Тамбовской родной стороне.
Как близки мне картины неброские, -
Здесь я бегал к реке босиком.
Вся родная сторонка Тамбовская,
Уместилась ты в сердце моём.
Ой, ты, степь бескрайняя – рощи да поля!
Славься, урожайная Тамбовская земля!
(В. Прохоров)
2 чтец:
Мой отчий дом, моя Россия,
Родной Гавриловский район.
В тебе есть красота и сила,
Мы шлём тебе земной поклон.
3 чтец:
В ноябре 1979 года Указом Правительства Советского Союза в Тамбовской области был образован Гавриловский район. В его составе оказалось 6 сельсоветов с расположенными на их территориях колхозами Кирсановского района и три сельсовета Пичаевского района. Гавриловский район входит в состав Тамбовской области. Село вторая Гавриловка - административный центр района. Глава района - Трутнев Вектор Петрович. Район занимает территорию площадью 1050 квадратных километров. Расположен район на северо-востоке области, лежит на Окско-Донской равнине. К северной границе прилегает Пичаевский район, к южной Уметский и Кирсановский, к западной – Бондарский район, а с северо-западной – Пензенская область. По территории района протекают реки Ворона и Ира.
В районе основной ценность является земля. Природные условия района способствуют развитию сельского хозяйства. В Гавриловском районе отсутствуют крупные промышленные объекты. В районе находятся более 250 предприятий и организации различных форм собственности, общеобразовательные школы, дошкольные учреждения, музыкальная школа, центральная Гавриловская больница. В селах действуют библиотеки и дома культуры.
- Земли родной нет краше, точно знаю,будь славен наш Гавриловский район!
4 чтец:
Здесь наши корни, наше небо, солнце, воздух,
Река и лес, и славный отчий дом,
Здесь наша память, наше детство, юность,
И каждый уголок знаком.
(Звучит песня:
В края луговые уводит дорога,
Уводит в речные края,
Как мало мне надо
Как надо немного –
Жила бы деревня моя…)
Моё село, земля родная,
Среди полей оно лежит.
Моя Казьминка дорогая!
Здесь жизнь неспешная бежит…
5 чтец:
Большое старинное исконно русское село Козьмодемьяновка расположилось в Гавриловском районе, по течению маленькой светлой речушки Иры. Когда-то, в начале 19 века, оно было растянуто в длину на 12 верст, но постепенно люди уходили с концов, перебираясь ближе к центру, и село к началу 20 века было 9 вёрст, а сейчас – 7 км. Расстояние можно измерить в километрах и верстах, а как измерить нашу любовь к родной земле, к этой славной деревне, где мы родились, где сделали первые шаги по зелёному лугу, где увидели первый рассвет, где весной цветёт черёмуха белым кипением, соловей сводит с ума! Невольно воскликнешь: «Как не любить мне эту землю!
6 чтец:
Речка с чистой водой и холодными родниками поила диких зверей, выбегающих на отлогие берега. Сюда-то приехали смотреть место для переселения первые выходцы из большого села Пересыпкино. Облюбовал это место Поликарп. Он пришёл с шестью взрослыми сыновьями. Первый дом построили на изгибе реки в 20 шагах от берега, где сейчас стоит дом Лачкова Александра Ивановича. Здесь был отменный родник. Он цел до сих пор, и вода в нем не иссякла, такая же холодная и вкусная. Село росло. Сюда приходили переселенцы из других старинных сёл.
До революции село было богатым. Избы строились из отменных брёвен и никогда не обмазывались, крыли их железом. У бедноты были соломенные крыши, стены обмазаны глиной и побелены, часто земляной пол. В переднем углу был иконостас, под ним стол. У стола лавки, по стенам развешивали льняные утирки.
На средства прихожан была построена церковь, а при ней в небольшой часовне открылась школа. Престол в церкви был во имя святых Космы и Дамиана, и село стали называть Козьмодемьяновская Ира. В приход же входили и два хутора помещиков Апушкиных: Курдяпино и Степь или степной хутор.
7 чтец:
На территории нашего района располагаются памятники природы, которые, если задуматься, представляют собой не меньшую ценность, чем, скажем, известные архитектурные или скульптурные сооружения, предметы искусства и культуры. Одним из таких природных памятников является Апушкин сад, расположенный в нашем селе.
Помещик Владимир Андреевич Апушкин заложил в одном из поместий парк с фруктовыми садами, с прудами и аллеями. Он старался, чтобы в его парке были деревья всех пород. Парк этот сохранился до сих пор. Кедр и туя, пихта, сосна и ель, берёзы и липы, кустарники разных пород живут рядом.
На территории сада располагаются два пруда. Это любимое место отдыха для всех односельчан, но также сюда приезжают отдыхать и полюбоваться красотой природы жители всего района.
Из воспоминаний старожилов: «Когда началась революция в 1917 году, господа все уехали. Дом помещика Апушкина, который находился в Степном саду, стали грабить. Разобрали его весь до кирпичей, затем полили керосином и зажгли. Всё, что имелось в доме, растащили по своим домам. И в настоящее время в школьном музее можно найти предметы из помещичьей усадьбы: стол, стулья, кирпичи и т.д.
8 чтец:
Мало кому в нашем районе известно о существовании в нашем селе целебного родника. Родник имеет очень интересную историю своего необычного появления. В ночь на Лазареву субботу (перед Вербным воскресеньем), в селе разыгралась жуткая гроза. На утро на огороде одного из жителей села – образовалась котловина, на дне которой сочилась вода. Так возник родник 12-15 ответвлениями. Вода в нём отличного качества: чистая, прозрачная и очень вкусная. Однажды кто-то пробовал ею лечиться, и получилось исцеление. Весть об её целебном свойстве облетела всю округу. В Козьмодемьяновку со всей страны стали приезжать люди. Они пьют из родника воду, омываются ей и получают исцеление от разных недугов.
Около него проводится службы. На роднике верующие видели отражение креста, лики святых и Богородицы. Установлено, что родниковая вода имеет уникальный химический состав, в котором собраны все необходимые человеку элементы. Эта вода может долго хранить в любой ёмкости и не портиться. На роднике организована купальня.
9 чтец:
Летят года, сменяют поколенья,
Меняются эпохи вновь и вновь,
Но та земля, что в нас вселила силу,
Даёт нам веру и надежду и любовь.
Его выпускники известны всюду,
Гордится ими вся Тамбовская земля,
И нет на свете той земли дороже,
Здесь всё родное – это жизнь моя!
10 чтец:
Наш Гавриловский район выпустил много замечательных людей. Село дало стране десятки инженеров и учёных, врачей и педагогов, рабочих и земледельцев.
Наша школа может гордиться такими выпускниками, как Судоргин Анатолий Сергеевич, генеральный директор «Орловской Нивы». Большое значение Анатолий Сергеевич придает социальной поддержке старейших работников, ветеранов и инвалидов, заботится о подрастающем поколении. Анатолий Сергеевич – оказывает спонсорскую помощь школе. Активно участвует в возрождении духовного наследия России – выделяет средства на восстановление церквей в сельской местности. По его инициативе и поддержке в селе построен храм Святых бессеребренников Космы и Дамиана.
Внутреннее убранство церкви поражает своей простотой. Здесь не увидишь никаких изысков. Небольшое пространство для прихожан, алтарь, иконы, свечи. Это единственный храм во всём районе, который имеет звонницу с семью колоколами.
Настоятель храма иерей Владимир Авсеенко.
В возрождении родного села и оказании спонсорской помощи школе и храма активно принимают участие выпускники школы: вице-губернатор Ленинградской области Николай Иванович Пустотин, предприниматель из Курска Сергей Александрович Сюсюкин.
11 чтец:
Школа… С ней связаны судьбы всех людей. Сюда мы спешим из года в год, изо дня в день. Среди выпускников школы есть люди, которые вложили немало сил в жизнь родной школы и процветании родного села.
Это бывший учитель, ветеран Великой Отечественной войны - Судоргин Михаил Маркович.
Почётный работник общего образования и бывший директор школы - Нагибнева Юлия Фёдоровна.
Глава сельского совета – Житнев Михаил Анатольевич. У этого человека есть качества, с которыми никогда не проиграешь: честность, работоспособность, профессионализм.
Выпускники школы трудятся на благо Гавриловского района. Среди них председатель райпотребсоюза - Клёмина Антонина Васильевна.
Начальник Отдела Внутренних Дел по Гавриловскому району – Мешков Юрий Фёдорович.
У всех этих людей есть одно общее - это любовь к своей земле, к своей родине, к своему дому и желание, чтобы родное село и район жил счастливой безбедной жизнью - вечно!
тец:
В настоящее время нам, детям Гавриловского района, созданы все условия для учёбы.
Нам есть брать с кого пример.
Мы преклоняемся перед мужеством тех, кто не вернулся с войны.
Я с большим желанием иду в родную школу, где наши учителя делают всё, чтобы мы стали настоящими хозяевами нашей жизни.
Мы живём в 21 веке, когда нет нужды ни в учебниках и тетрадях, ни в одежде и еде.
Задумавшись над судьбами выпускников школы, достигших больших высот в жизни, понимаешь, нам стоит приложить свою энергию, весь свой талант к достижению поставленных целей.
Я уверена, что всё у нас получится.
Заключение:
Пусть светит солнце, и смеются дети,
И пусть ворвется радость в каждый дом.
И наши дети, наши дорогие внуки
Пусть прославляют наш Гавриловский район!