СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание как основа формирования гражданской идентичности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемой выпускников, на мой взгляд, является неопределенность их нравственных  ориентиров и нечетко сформированная школа общекультурных и общечеловеческих ценностей.

Отсутствие  твердых ориентиров и   моральных убеждений приводит к затруднению в выборе   жизненного пути.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание как основа формирования гражданской идентичности»

Н.М.Пенкина,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №1 им. М.Ю.Лермонтова

г. Пятигорска



Патриотическое воспитание как основа формирования гражданской идентичности

В последние годы наиболее актуальной проблемой для меня стала фальсификация истории, поэтому формулировка одной из задач современного общего образования «Формирование гражданской идентичности» стала моей методической темой, а гражданско-патриотическое воспитание главным направлением воспитательной работы.

Проблемой выпускников, на мой взгляд, является неопределенность их нравственных ориентиров и нечетко сформированная школа общекультурных и общечеловеческих ценностей.

Отсутствие твердых ориентиров и моральных убеждений приводит к затруднению в выборе жизненного пути.

Современный мир противоречив: с одной стороны, человек проник в космос, в глубину живой клетки, с другой стороны, религиозный фанатизм, межэтнические столкновения и безнравственность, которая, к сожалению, становится нормой. Достижения и трагедии, добро и зло переплелись. Как осмыслить это старшекласснику, чтобы избежать ошибок? В этих условиях считаю формирование гражданской идентичности важной задачей для себя как учителя и как воспитателя.

«Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» и программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (в редакции последних изменений) выделяют общечеловеческую, этническую и гражданскую идентификации как главные ценности и задачи образования по требованиям ФГОС. Для меня ведущей идентификацией является гражданская. Уверена в том, что необходимо, чтобы обучающиеся осознавали себя гражданами именно России, чтобы были патриотами. На уроках истории и обществознания всегда стараюсь подчеркнуть, что Родина у нас одна и другой не будет, ею надо гордиться, а не стыдиться.

Очень важно, чтобы выпускники научились жить в многополярном мире, умели вести диалог с людьми из других стран, уверенно отстаивая честь и достоинства нашей страны. Именно поэтому учу детей аргументированно их отстаивать.Старшеклассникам необходимо разобраться в современной истории научиться понимать и оценивать прошлое, поэтому я использую любую возможность, чтобы коснуться спорных вопросов истории или отдельной исторической личности. Помимо учебников и рассказов учителя, дети много читают в интернете, часто спрашивают о негативных явлениях, о спорных оценках событий или личностей.

Если появляется спорный вопрос, советую своим ученикам брать за основу академические, проверенные данные, признаю, что в нашей истории есть много того, чего можно было бы стыдиться, но больше того, чем можно и нужно гордиться и восхищаться, при этом мы проводим глубокий и всесторонний анализ причин происходящего в тот или иной период становления и развития нашего государства.

Стараюсь доказать обучающимся непреложную истину: исторические ошибки, порой трагические, есть в истории любого государства, в том числе и у государств, которые чаще всего стараются исказить историческую правду или пишут только о негативных фактах нашей истории, привожу убедительные примеры в защиту этого тезиса.

Не секрет, что гуманитарные предметы обладают мощным воспитательным воздействием, поэтому воспитание гражданственности – это моя основная задача и на уроке и во внеурочной деятельности.

Для реализации этой задачи я использую метапредметный подход, различные проблемные технологии, технологию проектной деятельности, часто использую такую форму работы как дискуссия, круглый стол, привлекаю материал других предметов, например, художественную литературу. Яркие, незабываемые стихотворения поэтов-патриотов часто становятся поводом для размышления, для острой полемики, для разговора по душам (Константин Фролов-Крымский «Не будите русского медведя», «Мы русские», «Не зовите меня в Бундестаг!», Борис Пастернак «Умей прощать», Евгений Евтушенко «Сказка о русской игрушке» и многие другие). При помощи дискуссий удобно работать над оценкой исторической личности. Живо и интересно прошла дискуссия о Петре Столыпине, на круглом столе «Суд над Николаем Вторым» ребята обсуждали спорный вопрос: он достойный правитель или лидер, приведший страну к краху? При подготовке к круглому столу они использовали разнообразную информацию (судебные материалы, мнения историков, журналистов) и в ходе полемики определяли свои позиции. В результате пришли к выводу: хозяин земли русской, хороший человек, но это еще не значит, что он хороший правитель.

Свои проекты старшеклассники представляют и на ежегодной школьной научно-практической конференции «Героизм народа в истории Отечества», темы проектов разнообразны и касаются различных периодов русской истории, например: «К 105-летию Первой Мировой войны», «Холокост-Нюрнберг-Токио - приговор фашизму»; также с удовольствиям готовят и проводят интеллектуальные игры «Своя игра» ко Дню народного единства, посвященная событиям Смутного времени, «Игры Разума» на знание Конституции России и Конституций стран мира, а также игру «Флаги и стяги» по истории символов России.

В своей работе уделяю много внимания актуальной теме о гражданском обществе, ведь его становление во многом зависит от уровня гражданско-патриотического воспитания. Подростковый возраст является наиболее оптимальным для этого, так как является периодом самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Вся эта кропотливая работа, направлена на то, чтобы сформировать гражданские навыки: готовность к участию в общественных делах, умение работать в коллективе, поможет занимать активную гражданскую позицию и поспособствует формированию позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.