Н.М.Пенкина,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №1 им. М.Ю.Лермонтова
г. Пятигорска
Патриотическое воспитание как основа формирования гражданской идентичности
В последние годы наиболее актуальной проблемой для меня стала фальсификация истории, поэтому формулировка одной из задач современного общего образования «Формирование гражданской идентичности» стала моей методической темой, а гражданско-патриотическое воспитание главным направлением воспитательной работы.
Проблемой выпускников, на мой взгляд, является неопределенность их нравственных ориентиров и нечетко сформированная школа общекультурных и общечеловеческих ценностей.
Отсутствие твердых ориентиров и моральных убеждений приводит к затруднению в выборе жизненного пути.
Современный мир противоречив: с одной стороны, человек проник в космос, в глубину живой клетки, с другой стороны, религиозный фанатизм, межэтнические столкновения и безнравственность, которая, к сожалению, становится нормой. Достижения и трагедии, добро и зло переплелись. Как осмыслить это старшекласснику, чтобы избежать ошибок? В этих условиях считаю формирование гражданской идентичности важной задачей для себя как учителя и как воспитателя.
«Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» и программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (в редакции последних изменений) выделяют общечеловеческую, этническую и гражданскую идентификации как главные ценности и задачи образования по требованиям ФГОС. Для меня ведущей идентификацией является гражданская. Уверена в том, что необходимо, чтобы обучающиеся осознавали себя гражданами именно России, чтобы были патриотами. На уроках истории и обществознания всегда стараюсь подчеркнуть, что Родина у нас одна и другой не будет, ею надо гордиться, а не стыдиться.
Очень важно, чтобы выпускники научились жить в многополярном мире, умели вести диалог с людьми из других стран, уверенно отстаивая честь и достоинства нашей страны. Именно поэтому учу детей аргументированно их отстаивать.Старшеклассникам необходимо разобраться в современной истории научиться понимать и оценивать прошлое, поэтому я использую любую возможность, чтобы коснуться спорных вопросов истории или отдельной исторической личности. Помимо учебников и рассказов учителя, дети много читают в интернете, часто спрашивают о негативных явлениях, о спорных оценках событий или личностей.
Если появляется спорный вопрос, советую своим ученикам брать за основу академические, проверенные данные, признаю, что в нашей истории есть много того, чего можно было бы стыдиться, но больше того, чем можно и нужно гордиться и восхищаться, при этом мы проводим глубокий и всесторонний анализ причин происходящего в тот или иной период становления и развития нашего государства.
Стараюсь доказать обучающимся непреложную истину: исторические ошибки, порой трагические, есть в истории любого государства, в том числе и у государств, которые чаще всего стараются исказить историческую правду или пишут только о негативных фактах нашей истории, привожу убедительные примеры в защиту этого тезиса.
Не секрет, что гуманитарные предметы обладают мощным воспитательным воздействием, поэтому воспитание гражданственности – это моя основная задача и на уроке и во внеурочной деятельности.
Для реализации этой задачи я использую метапредметный подход, различные проблемные технологии, технологию проектной деятельности, часто использую такую форму работы как дискуссия, круглый стол, привлекаю материал других предметов, например, художественную литературу. Яркие, незабываемые стихотворения поэтов-патриотов часто становятся поводом для размышления, для острой полемики, для разговора по душам (Константин Фролов-Крымский «Не будите русского медведя», «Мы русские», «Не зовите меня в Бундестаг!», Борис Пастернак «Умей прощать», Евгений Евтушенко «Сказка о русской игрушке» и многие другие). При помощи дискуссий удобно работать над оценкой исторической личности. Живо и интересно прошла дискуссия о Петре Столыпине, на круглом столе «Суд над Николаем Вторым» ребята обсуждали спорный вопрос: он достойный правитель или лидер, приведший страну к краху? При подготовке к круглому столу они использовали разнообразную информацию (судебные материалы, мнения историков, журналистов) и в ходе полемики определяли свои позиции. В результате пришли к выводу: хозяин земли русской, хороший человек, но это еще не значит, что он хороший правитель.
Свои проекты старшеклассники представляют и на ежегодной школьной научно-практической конференции «Героизм народа в истории Отечества», темы проектов разнообразны и касаются различных периодов русской истории, например: «К 105-летию Первой Мировой войны», «Холокост-Нюрнберг-Токио - приговор фашизму»; также с удовольствиям готовят и проводят интеллектуальные игры «Своя игра» ко Дню народного единства, посвященная событиям Смутного времени, «Игры Разума» на знание Конституции России и Конституций стран мира, а также игру «Флаги и стяги» по истории символов России.
В своей работе уделяю много внимания актуальной теме о гражданском обществе, ведь его становление во многом зависит от уровня гражданско-патриотического воспитания. Подростковый возраст является наиболее оптимальным для этого, так как является периодом самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Вся эта кропотливая работа, направлена на то, чтобы сформировать гражданские навыки: готовность к участию в общественных делах, умение работать в коллективе, поможет занимать активную гражданскую позицию и поспособствует формированию позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.