СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важность воспитательной работы в школе

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание младших школьников»

Патриотическое воспитание в начальной школе



Каждый учитель должен добиться того, чтобы

каждый ученик очень хорошо знал то, что

близко, дорого ему: Родину и всё, что её

касается, так, как умеет читать, писать и считать.

К.Д. Ушинский



В последнее время в современной науке, главным образом в педагогике и социологии, возрастает интерес к пониманию сущности и специфики патриотического воспитания. Патриотизм проявляется в любви к Родине, своему народу, в стремлении сделать всё для блага своей страны, готовности отстоять её свободу и независимость, разделить свою судьбу с судьбой своего народа. Воспитание у молодого поколения патриотизма сейчас признано задачей общегосударственного масштаба, поскольку патриотизм является одной из важнейших черт современного человека. Очень важно прививать любовь к родному государству с самого детства, начинать патриотическое воспитание в начальной школе, потому что это позволит с раннего возраста формировать правильное отношение к своей стране, научит ценить и уважать её историю.

Необходимо объяснять детям понятия добра и зла, справедливости, самопожертвования, формировать представление о значимости своей Родины и её ценности. Школа должна воспитать поколение людей, которое всегда будет готово к подвигам, будет отстаивать интересы своей страны. Особое место в этом процессе принадлежит обучению на начальном уровне образования школьников 1-4 классов. Патриотическое воспитание в системе образования осуществляется с учетом познавательных возможностей и психологически возрастных особенностей учащихся определенного класса. В младшем школьном возрасте важно формировать способность ребенка: осознавать себя как члена семьи, детского коллектива, ученика, жителя города или села; воспитывать у него любовь к родному дому, краю, улице, к своей стране, ее природе, родному слову, быту, традициям.

Семья, родной дом, школа, природа — это то, что ребёнок видит, осознает и понимает, с их помощью можно заинтересовать ребенка, привлечь его к исследованию нового, формировать у него чувства патриотизма. Патриотами не рождаются, ими становятся, и задача школы воспитать как можно больше патриотов своего государства, достойное подрастающее поколение, помнящее героическую историю своей страны. Это мы можем сделать во время проведения уроков русского языка. Необходимо обращать внимание младших школьников на богатство русского языка, его красоту, пробуждать любовь к родному слову, стремление изучать русский язык. В процессе обработки правила употребления большой буквы в именах собственных стоит сосредоточить внимание учащихся на применении этого правила во время записи названия нашей Родины, ее столице, родного города или села, рек, морей, гор и других географических названий России. При этом ценным для патриотического воспитания будет работа над тестами о происхождении этих названий, о красоте и неповторимости достопримечательностей России, об историческом прошлом нашей страны и ее известных людях (писателей, художников, исторических фигур, спортсменов, актеров, артистов и т.д.).

На уроках литературного чтения большую воспитательную роль играет русский фольклор — загадки, считалки, поговорки и пословицы, народные приметы, детские песенки, колыбельные, сказки. Реализуя их воспитательный потенциал, стоит объяснять детям, что богатство и разнообразие народного творчества свидетельствует о мудрости и талантливости русского народа, а знания и трепетное отношение к ним станет залогом сохранения этого богатства для будущих поколений. При работе над текстами (анализ их содержания) целесообразно воспитывать у младших школьников любовь к родному краю и своей Родине, уважение к национальным символам и традициям государства, уважение к людям других национальностей, их культуре и обычаям, чувство гордости за известных людей России, заботливое отношение к ценностям и достижениям нашей страны. Проведение тематических уроков; «Родное слово», «Наш Пушкин» также важны для формирования любви к родному языку и патриотизма.

Незаменимыми составляющими уроков русского языка и литературного чтения должны быть воспитательные беседы, познавательная информация о России, ее людях, событиях, связанных с ними. Составление устных и письменных текстов на патриотические темы, подготовка и презентация посильных проектов патриотического содержания, например, написание сочинений о земляках, прославивших родной край, поздравительных открыток защитникам Отечества, составление фамильного древа, оформление небольших презентаций истории своей улицы, своего города, села.

Учебный предмет «Окружающий мир» направлен на социализацию младшего школьника, его патриотическое и гражданское воспитание. Содержание программы предмета отражает такие виды знаний, результатом обработки которых является приобретение гражданских ценностей: об окружающем мире во взаимосвязи всех его компонентов. О способах познавательной и практической деятельности, необходимости знать государственный язык, уважать символы государства; усвоения моделей поведения, которые соответствуют законодательству России, учитывают интересы и потребности граждан, предусматривают уважение и взаимопонимание между людьми. Оценочные знания о нормах отношения к явлениям жизни (ученик распознает поступки по критерию патриотических измерений; аргументирует преимущества гражданских поступков, например, участие в общественно-полезных мероприятиях).

Важнейшим воспитательным направлением данного предмета является формирование наиболее значимых для русского народа ценностей: патриотизм, социальная справедливость, гуманизм, трудолюбие, взаимоуважение. Воспитание у ребенка своего собственного «Я», веры в свои силы, талант, способности; воспитание творческой, социально активной личности, способной бережно относиться к природе, миру.

С первых дней обучения на уроках младшие школьники знакомятся с темой «Родной край». Именно здесь ученики узнают о водоемах родного края, его растительный и животный мир. Дети могут заочно путешествовать по разным уголкам природы, знакомиться с живописными краями родной местности во время экскурсий, на которых они узнают об исторических фактах создания города или поселка. Малыши изучают карту России, узнают больше о границах уже целого государства. Знакомятся с водным миром и овладевают информацией о формах земной поверхности России, ее природных зонах, животном и растительном мире. Мы изучаем березку, осинку, ромашки, васильки, и вплетаем в сознание детей, словно в золотистый сноп хлеба, любовь, искренность, верность народным традициям и обычаям.

Итак, цель краеведческой тематики уроков — введение учащихся в волшебный мир историко-культурных ценностей нашего народа, родного края, воспитание национально сознательного, высоконравственного подрастающего поколения, продолжателей традиций государства.

В рамках патриотического воспитания проводятся классные часы, беседы, темами которых являются празднование знаменательных дат, ознакомление с историей родного края, обычаями и традициями русского народа, выдающимися людьми России и др. Традиционными стали проведение празднования Дня Защитника Отечества, тематические конкурсы рисунков, написание писем и рисунков ветеранам, мастер-классы с участием детей по изготовлению сувениров народного промысла.

Основы патриотизма и чувства национальной принадлежности и сознания закладываются в семье. При этом важно взаимодействие воспитательных воздействий семьи и школы, необходимо поддерживать тесную связь с родителями, привлекать родителей к школьной жизни детей. Творческое сотрудничество родителей, детей и учителя положительно влияет на формирование классного коллектива, воспитание у учащихся человечности, уважения к старшим, доброжелательного отношения к товарищам.

Поскольку в младшем возрасте у детей доминирует образное мышление, то наиболее характерны такие формы деятельности: ситуационно-ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, инсценировки, игра-беседа, игра-путешествие, экскурсия, коллективное творческое панно, тематическая тетрадь, устный журнал, оформление альбома, мысленное путешествие. Конкурсы, школа вежливости, моделирование, викторина, выставка рисунков, операция-рейд, выставка-ярмарка, перекличка сообщений, благотворительная акция, минуты с искусством, час наблюдения, час любования, спортивные соревнования, театральное представление, кукольный театр, ведение летописи классного коллектива, веселые старты, эстафеты, уход за растениями и животными — это тоже важные формы работы по воспитанию патриотизма и гражданской позиции.

В начальных классах закладывается основа национального сознания учеников, любовь к родной земле, своей «малой родине», воспитывается патриотическая гордость за прошлое и настоящее России, любовь к родному языку, формируется духовно развитая, творческая, трудолюбивая личность. Патриотическое воспитание является значимой и сложной сферой воспитания, поскольку в ней формируются мировоззренческие ориентации, идеалы, принципы. Происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества.

С чего начинается Родина? В слове Отечество выражается самое глубокое, светлое, великое и дорогое каждому сердцу человека чувство — любовь к Родине. В этом чувстве любовь к своему народу, готовность к любым подвигам во имя своей страны. Русский патриотизм унаследовал лучшие и богатые традиции прошлого. Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.



1. Адаева Н. В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи // Человек и образование. 2012. No 1. С. 130-134.

2. Ешев М. Российский патриотизм как основа национальной идентичности // Власть. 2013. No 6. C. 116-118.

3. Осипов Г. В. Современный социологический словарь. Социологический энциклопедический словарь. М.: НОРМА, 2000. 488 с.

4. Петрашень И. А. Культурное наследие как фактор формирования национальной культуры // Научные труды Республиканского института высшей школы. Философско-гуманитарные науки / редкол. М. И. Демчук и др. Минск: РИВШ, 2006. С. 190-192.

5. Сафонова А. Н. Современное понимание патриотизма в молодежной среде // Вопросы социологии, политологии, философии и истории: материалы международной заочной научно-практической конференции (14 ноября 2012 г.). Новосибирск: СибАК, 2012. С. 20-28.