Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.
Введение
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и других. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений.
Патриотизм, как базовая национальная ценность, раскрывается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России через систему нравственных ценностей – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.
Патриотизм в рамках социальной культуры личности раскрывается через: осознание себя гражданином России, веру в Россию, чувство личной ответственности за Отечество, развитость гражданской солидарности, развитие моральной ответственности личности перед народом, Отечеством, поддержание межэтнического мира и согласия.
Одним из принципов государственной политики в области образования является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Согласно ст. 7 Закона РФ «Об образовании» ФГОС должны обеспечить «преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования»[2].
Актуальность. С самого раннего детства в семье происходит процесс формирования основ патриотизма и любви к своей Родине. При знакомстве с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, у детей постепенно складывается свое восприятие времени, прошлого и преемственности между разными поколениями, формируется свое мнение на происходящие события и свою причастность к ним. И, конечно же, воспитание патриотизма невозможно без участия школы. Особенно необходимо, по В.А. Сухомлинскому, чтобы школа и семья открывали перед воспитанниками все источники, которые питают могучее чувство любви к Отчизне, – от любви к матери, отцу, к родному уголку земли (это самые верные ростки патриотизма) до восхищения величием огромной державы, могуществом преобразующего действительность труда, готовности к самопожертвованию, если того потребуют интересы Родины [6].
Разработкой проблемы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в последнее время занимались: М.А.Бесова, О.А. Ещёркина, Н.В.Мазыкина и др.
Цель исследования: определить педагогические условия формирования патриотической воспитанности младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования - патриотическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия формирования патриотической воспитанности младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
Изучить сущность, содержание, закономерности и принципы патриотического воспитания в педагогическом процессе школы.
Рассмотреть внеурочную деятельность как средство патриотического воспитания младших школьников.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, синтез, обобщение, сравнение, педагогический эксперимент.
Сущность, содержание, закономерности и принципы
патриотического воспитания в педагогическом процессе школы
Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов [9].
Патриотизм - (от греч.Patris - родина, отечество) - сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, которое проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна изменять чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Патриотизм - это осознанно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан [4].
Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношение к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения культуры и обычаев культуры разных этносов. [10]
Система принципов теории воспитания реализует концептуальную функцию воспитания, следовательно, определяет подходы к отбору содержания, форм и технологий воспитания.
Реализация целей патриотического воспитания школьников основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы образовательного процесса как целостного педагогического процесса, и специфику патриотического воспитания школьников.
Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.
Следуя дедуктивной логике изложения, назовем вначале общие принцип воспитания в целостном педагогическом процессе, далее обозначим принципы, отражающие специфику требований к осуществлению патриотического воспитания[3].
Представленные в классификации Н.Ф. Харламова [8], универсальные
принципы воспитания отражают современное понимание требований к теории и практике воспитательного процесса:
принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой;
принцип связи школы с жизнью;
принцип комплексности, целостности, единства;
принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности;
принцип воспитания в коллективе и через коллектив.
Внеурочная деятельность как средство патриотического
воспитания младших школьников
Внеурочная деятельность - важная составляющая целостного образовательного процесса в школе, позволяющая решать широкий спектр задач обучения, воспитания, развития и оздоровления школьников вне классной комнаты, за пределами урока.
Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы [6].
Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно целесообразно решение задач их воспитания и социализации [6].
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:
творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;
социального становления личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.
Внеурочная деятельность организуется по различным направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Содержание внеурочной деятельности и ее формы должны соответствовать целям, задачам и планируемым результатам воспитательной деятельности. Вводимый постепенно в школах России новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО) предусматривает обязательность внеурочной деятельности в школе и выделение для ее проведения определённого числа (до 10) часов в неделю [6].
Внеурочная деятельность относится к общему, а не дополнительному образованию детей, является обязательной частью основной образовательной программы, финансируется из регионального бюджета. При этом к ее организации могут привлекаться как педагоги школы, так и организации дополнительного образования детей, организации культуры и спорта.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени при высокой степени свободы выбора вариантов внеурочной деятельности со стороны детей и их родителей [6].
Частью внеурочной деятельности является патриотическое воспитание младших школьников, и это одна из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Патриотическое воспитание младших школьников - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.
Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как
младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Одна из основных форм воспитательной работы - это классный час. Эта форма деятельности способствует формированию у младших школьников системы отношений к окружающему миру [6].
Выделяют три основных функции классного часа:
Просветительская
Ориентирующая
Направляющая
Чаще всего классный час одновременно и просвещает, и ориентирует, и направляет.
Таким образом, классный час является основной формой воспитательной работы, ее ядром, т. к. помогает осмысливать все дела, в которых участвуют дети, приучает видеть за своими действиями и делами отношение к обществу, людям. Он помогает осознавать социальную направленность всех дел, переводя их из позиции предметной конкретности («собрать макулатуру», «посадить деревья», «вымыть парты и стены») на позицию социальную («помочь природе (стране)», «украсить землю», «беречь школу»).
Заключение
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для решения задач патриотического воспитания. Ведь ребенок данного возраста доверчив, склонен к подражанию, внушаем и податлив. Впечатления, пережитые в младшем школьном возрасте, в памяти остаются на всю жизнь.
Исследование современной литературы по патриотическому воспитанию позволяет сделать вывод, что тема патриотического воспитания остается актуальной во все времена и ей необходимо уделять особое внимание в образовательном процессе. Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности. Поэтому одной из главных воспитательных задач образовательного процесса является воспитание патриота - человека любящего свою родину, всегда готового встать на защиту своей страны и своего народа.
Список литературы
ФГОС НОО 3-го поколения https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/
Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие [Текст] / В.М. Козубовский - 3-е изд. – Минск, 2008.
Концепция Новой четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] http://sch1222uv.mskobr.ru/files/programma%20wospitania.pdf
Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста [Текст] / М.Д. Маханева - М.: АРКТИ, 2004.
Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ОО [Электронный ресурс] http://kirovipk.ru/sites/default/files/files/malova_vneurochnaya_deyatelnost.pdf
Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов - М.: ИЦ Академия, 2013.
Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов- М.: Гардарики, 1999.
Шипов, К. Н. Воспитание на исторических событиях [Текст] / К. Н. Шипов // Патриот Отечества. - 2013. - № 11
Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1988.