ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Новикова Жанна Александровна
преподаватель английского языка
МОУ «Школа № 101 города Донецка»
Those who forget their traditions and
symbols will lose them sooner than expected.
В условиях современной социальной ситуации непросто говорить о чувстве патриотизма. Патриотизм сегодня является нравственной основой жизнеспособности нашего государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности. Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности общества, его социальных и государственных институтов, в частности семьи, школы. Учитель как истинный патриот, и на уроке остается патриотом, используя воспитательный потенциал своего предмета.
Целью патриотического воспитания является развитие у учащихся гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у обучающихся умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни, общества, высокой ответственности и дисциплинированности. Раскрытие особенностей и потенциала урока английского языка возможно и нужно использовать при решении задач патриотического воспитания обучающихся.
Среди множества учебных дисциплин предмет “иностранный язык” занимает особое место. И его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения обучающиеся приобретают не знания основ науки, а формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации.
Преподавание английского языка дает учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности и патриотизма. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций и языка другого народа.
Знакомясь с реалиями англоязычных стран, мы изучаем государственные символы, историю, географию, культуру нашей Республики средствами иностранного языка. Народная культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор и т.п.) воспринимается большой частью молодежи как анахронизм. Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной преемственности. В силу этого без этнокультурной самоидентификации невозможно формирование и развитие у подрастающего поколения глубоких позитивных чувств к истории, традициям своего народа и, в конечном счете, истинной любви к Отечеству.
На своих уроках я стараюсь создавать атмосферу, подбирать материал, который давал бы знания о истории, традициях нашей Родины, великих соотечественниках, учу ребят сопоставлять и делать выводы. Дополнительно к основному материалу учебника я использую другие источники, а также аудиоматериалы и видеофильмы, что, на мой взгляд, повышает интерес у обучающихся. При работе над новой лексикой эффективно составление кроссвордов, ребусов.
На старшем этапе у обучающихся формируется способность и потребность участвовать в непосредственном диалоге культур, совершенствоваться в английском языке и использовать его для углубления своих знаний. Обучающиеся должны овладеть умениями логично и связно высказываться о культурных событиях края и города, критически размышлять по интересующей их проблеме, публично выступать с подготовленным устным сообщением по заданной или самостоятельно выбранной теме.
Целью обучения иностранному языку в образовательных учреждениях является формирование и развитие у обучающихся коммуникативной компетенции в различных видах речевой деятельности, включая формирование внутренней готовности и способности к речевому общению, приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур, что способствует формированию норм патриотических и межнациональных отношений.
Основные задачи урока (кроме обучающих): расширение кругозора, знакомство с историей и достопримечательностями родного края, развитие творческих способностей учащихся, воспитание чувства гражданственности и любви к своей Родине.
Для достижения цели данного урока считаю целесообразным использование метода проекта, т.е. метод проекта интегрируется в традиционную систему обучения языку.
На уроках иностранного языка в школе проводится большая работа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся, уделяется большое внимание изучению краеведческого материала. Например, при изучении темы “Экология” мы с ребятами обсуждаем вопросы экологии родного края.
Наиболее эффективным в реализации задач гражданско-патриотического воспитания определен метод проектов – как способ достижения дидактической и воспитательной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, в процессе проведения которого решаются интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры нашей страны и страны изучаемого языка и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.
Так же определены эффективные формы воспитания патриотизма применительно к уроку английского языка, среди которых знакомство с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении Родине, своему народу, с материалами о героическом прошлом страны.
В новых стандартах в преподавании иностранных языков основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Английский язык направлен на формирование «языковой личности» обучающегося как «глубоко национального феномена».
Таким образом, овладение способностью к межкультурной коммуникации позволит не только поглощать, но и отдавать, обмениваться бесценным историческим и культурным опытом поколений и национальностей, стран и общностей. Вот на что должен быть способен патриот, владея иностранным языком, – нести культурное и историческое наследие своей страны.