Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание на уроках физики.»
Распространения педагогического опыта по формированию военно-патриотического духа кадет и воспитанников на уроках физики и во внеурочной деятельности.
Патриотическим воспитательным потенциалом обладают изучаемые в школе естественно-математические науки (математика, физика, химия, биология, физическая география). Эти учебные предметы знакомят учащихся с достижениями отечественной науки и техники, что способствует воспитанию патриотизма. Воспитание учебным материалом — один из важнейших факторов патриотического воспитательного влияния на школьников. Где, как не на уроках физики, можно подчеркнуть роль науки в развитии общества, роль ученых-физиков, изобретателей в развитии научно-технического прогресса, в борьбе за мир на Земле.
На первом уроке физики в 7 классе идет знакомство с предметом и я обращаю внимание на то, что слово «физика» в русский язык было введено нашим русским ученым М.В. Ломоносовым.
Дальше начинаются задачи, которые я стараюсь подбирать с военной тематикой.
Или , какова скорость отдачи ружья массой 4кг при вылете из него пули массой 5г со скоростью 300м/с? (0,375м/с) На примере винтовки Мосина-нашего выпускника- Мосина С.И.
В 11кл при изучении электромагнитных волн говорим о величайшем в мире изобретении - изобретение радио - сделано А. С. Поповым 7 мая 1895 г. Очень важно подчеркнуть, что А. С. Попов бескорыстно служил науке, отдавая ей все силы и знания. Никаких попыток извлечь материальные выгоды из своего изобретения он не сделал.
Можно рассказать о роли ученых математиков, физиков в укреплении оборонной мощи страны в годы Великой Отечественной войны. В 9-10кл. «Боевая реактивная установка БМ-13(«катюша») имела длину направляющих балок 5м., массу каждого снаряда 42,5 кг и силу реактивной тяги19,6 кН. Найти скорость схода снаряда с направляющей балки.(68м/с) Первые были изготовлены в июне 1941 года в количестве восьми штук — две в Воронеже, на заводе имени Коминтерна ( в наше время этого завода нет) и шесть в Москве. Солдаты Третьего рейха называли её «орга́н Сталина» из-за звука, издаваемого оперением ракет.
В 11 кл на уроках « Физика как Основа Военной инженерии» при ответе на вопросы во время просмотра фильма я прошу выразить свое мнение. Например «Нужно ли тратить деньги на дальнейшую разработку и проектирование самолетов? Если нужно- то почему. Если нет, то тоже нужно обосновать». Все ответили , что в современном мире на это деньги нужно тратить, чтобы обороноспособность отвечала современным вызовам. И только один написал, что нет т,к, есть ядерное оружие.
Воспитывать чувства гражданственности и патриотизма на уроках физики и внеурочной деятельности можно за счет сознательного ознакомления учащихся с яркими примерами жизни тех членов общества, которые внесли большой вклад в развитие мировой науки.
Во внеурочной деятельности проводилось совместное мероприятие с Н.М. Гончаровым посвященное дню рождения Ю. А. Гагарина. Кадеты готовили сообщение, рисовали газету и делали презентацию. Больше знакомились с биографией Юрия Гагарина и видели, что мировой легендой может стать любой, но для этого надо учиться и заниматься спортом. Конечная цель и задача воспитания – выработать у каждого человека активную жизненную позицию.
Учитель физики Соколова М.П.