СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание на уроках гуманитарного цикла

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта о патриотическом воспитании науроках истории, обществознания

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание на уроках гуманитарного цикла»












Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания и в процессе внеклассной работы.



Паскочина Ирина Анатольевна

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 26 г. Петропавловска-Камчатского














Оглавление


1.Введение стр.3

2. История гражданско-патриотического воспитания стр. 4

3. Объективный подход к истории России стр. 7

4. Педагогические средства формирования патриотизма

у современных школьников стр.10

4.1. Формирование национального самосознания школьника

через изучение родословной на уроках истории Отечества. стр. 10

4.2. Гражданско-патриотическое воспитание

в процессе изучения исто­рии родного края. стр.12

4.2.1. Особенности освоения материала по истории

родного края учащимися. стр. 13

4.3. Формирование патриотических и гражданских чувств

у учащихся через изучение героических страниц

истории Отечества. стр.15

5. Факторы эффективности формирования

гражданско-патриотического сознания учащихся

6. Заключение стр.20














Введение


Сегодня в стра­не стала все более заметной утрата нашим обществом традици­онно российского патриотического сознания, о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на госу­дарственном уровне. В концепции модернизации российского образования сказа­но: «Развивающемуся обществу нужны современно образован­ные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны»(1,с.25).

Знание истории (истории своей семьи, своего народа, села, края, страны), обществознания помогают определить жизненную общественную позицию. На основе знаний о прошлом развивается умение че­ловека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего.

Патриотические чувства малолетних граждан Российской Федерации можно формировать не только на примере героиче­ского прошлого всей страны. Было бы величайшей ошибкой не воспользоваться возможностями, которые дает история каждого края или даже села, где проживает ребенок, при решении задач гражданско-патриотического воспитания. Не случайно с 90-х годов XX века учителями разных регионов России создаются и внедряются программы краеведческих учебных курсов.

Важность изучения истории села, города, края в процессе воспитания детей была подмечена Д. С. Лихачевым, по выражению которого, краеведение является путем к формированию «нравственной оседлости населения», «чувства Ро­дины».

Непременным компонентом патриотического воспитания историей наряду с изучением героических страниц прошлого Отечества и истории родного края должно стать изучение уча­щимися истории своей семьи, ибо история страны - это история и каждой отдельной семьи. Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданином великой страны, впитать нравственные ценности семьи. Ребенок должен знать, что он - хранитель памяти о своих предках и должен передать ее потомкам. Память о предках - это показатель нравственного здоровья нации.

Таким образом, в гражданско-патриотическом воспитании через изуче­ние истории Отечества можно выделить три направления:

изучение истории семьи ребенка;

изучение истории родного края;

изучение истории Отечества (акцентирование внимания учащихся на героических страницах прошлого страны).

Формированию чувства любви к Родине у подрастающего поколения на современном этапе будет способствовать решение следующих задач:

• расширить мотивацию изучения истории Отечества;

• воспитать любовь и уважение к малой родине, предкам, семье;

• привить учащимся навыки исследовательской работы (с учетом возрастных особенностей мышления и интересов де­тей);

• создать условия для проявления творческих способностей каждого ребенка.


История гражданско-патриотического воспитания


Традиционно под гражданско-патриотическим воспитанием понималось привитие любви к Родине, уважения и преданности сущест­вующему государственному порядку.

Длительное время в официальной педагогике основу воспи­тания патриотизма составляла идея подчеркивания положитель­ных сторон действительности и замалчивания отрицательных, особенно при преподавании истории. При этом упускалось из виду, что тенденциозное преувеличение достижений родной страны в ущерб достижений других

стран - плохая услуга Оте­честву. Программа патриотического воспитания, направленная на то, чтобы скрыть отрицательные стороны собственной жизни и внушить школьникам любовь к Родине одними дифирамбами «своему родному», по логике вещей не имеет ничего общего с патриотизмом. Передовые педагоги отмечали, что учебная книга должна быть «свободной от всякой тенденциозности...». Школа обязательно должна быть вне политики.

В истории России в конце XVIII века имело место «критиче­ское» направление образования (Л. Мусин-Пушкин), когда на первый план выставлялись отрицательные герои родной исто­рии и литературы. На недопустимость негативного содержания образования, которое не годится для детей, обращал внимание К. Д. Ушинский. Такое пагубное «образование» деморализовало школьников, отнимало у них веру в лучшее будущее. Нужна зо­лотая середина. Как этого достичь?

Материалы реформы средней школы 1915 г. указывали на недопустимость фальши, тенденциозности в преподавании ис­тории, нравоучений на патриотические темы. «Необходимо, од­нако, помнить, что высокая воспитательная цель исторического преподавания не должна и не может достигаться иначе как пу­тем правдивого ознакомления детей с событиями и образами прошлого, живо говорящими детскому уму и сердцу. Отрешен­ные от исторической действительности назидательные речи преподавателя с нравоучениями на патриотические темы, внося в учебное дело нежелательную и вредную фальшь, извратили бы доброе воспитательное средство, и повели бы к прямому педаго­гическому злу» (2.с.25). Не вызывает сомнения, что любовь к Родине можно воспитывать только научно-правдивым изложением исторического курса. В ином случае школьники теряют к нему до­верие. Отсюда выдвигалось однозначное и категоричное требо­вание устранения из преподавания неправды и тенденциозности.

В 1930-е годы содержание патриотизма наполнилось пре­данностью вождю, пассивной исполнительностью. Акцент пе­реносился на изучение роли народных масс в истории, классо­вой борьбы, революционных движений и социалистических идей. Большой опыт в патриотическом воспитании молодежи че­рез изучение истории Отечества был накоплен в первые годы Великой Отечественной войны, поскольку сама жизнь ставила перед школой задачу повышения идейно-политической насы­щенности всего учебного процесса и, в частности, уроков исто­рии. Необходимо было подготовить школьников к любым испы­таниям во имя защиты Родины. По справедливому замечанию академика Н. М. Дружинина,: «в преддверии неминуемой войны история стала подлинным орудием гражданского воспитания народа»(3,с.25) .

В условиях начавшейся войны первоочередным действием Наркомпроса РСФСР было внесение изменений в содержание курсов истории. В программах перераспределялось учебное время, отводимое на изучение отдельных разделов и тем, ис­ключался менее значимый в сложившихся условиях материал.

Стремление дать выпускникам средней школы полноценный объем знаний о прошлых периодах отечественной истории, в которых наиболее ярко и впечатляюще проявились мужество, патриотизм, самопожертвование русского народа, священная ненависть к иноземным захватчикам, было оправдан­но тем, что многие десятиклассники прямо со школьной скамьи от­правлялись на фронт, вступали в партизанские отряды.

Чтобы удовлетворять возросший интерес школьников к ис­тории и успешно решать проблему патриотического воспитания, необходимы были новые учебники, но их катастрофически не хватало.

В сложившейся ситуации неоценимую помощь советской школе оказали ученые историки института истории АН СССР и Московского государственного университета - С. В. Бахрушин, К. В. Базилевич, II. М. Дружинин, Б. Д. Греков, М. В. Нечкина, Е, В. Тарле, М. Н. Тихомиров и др. Уже в июне 1941 года они опубликовали брошюры, статьи в журналах и газетах о борьбе с интервентами на разных этапах истории России, о выдающихся отечественных полководцах и флотоводцах. Работа по корректировке программ привела к изменениям и в методике преподавания истории. Значительное место на уро­ках заняли образный, эмоциональный рассказ учителя, эвристи­ческая беседа, охватывающая всех учеников. Важную роль ста­ло играть привлечение фактов периодической печати, широкое использование произведений историко-художественной литера­туры и советской публицистики военной поры, иллюстраций, плакатов, исторических документов и др. На многих занятиях использовали индивидуальные задания, различные виды само­стоятельной работы.

Много внимания уделялось военной истории, изучению крупнейших сражений, в том числе судьбоносных для Отечест­ва. Объектом особого интереса учащихся было знакомство с полководческим искусством

А. Невского, Д. Донского, А. Суво­рова, М. Кутузова и др.

Классные занятия по истории дополнились разнообразными формами внеклассной работы. Получили распространение исто­рические кружки, сферой деятельности которых было изучение героического прошлого и настоящего народов нашей страны, раскрытие подвигов многих героев Отечественных войн. Прово­дились ученические конференции «Патриотизм русского наро­да», «Герои Гражданской и Великой Отечественной войн». Ис­торические вечера с сообщениями и докладами школьников, ве­лась переписка с фронтовиками, проводились экскурсии к па­мятным местам боевой и трудовой славы. Подобная работа по патриотическому воспитанию велась в Советском Союзе, и после войны.

В годы «перестройки», как известно, изменилось многое. Высказывались суждения, что служение только России для рос­сийских граждан должно уйти в прошлое и его должно заменить служение всему человечеству. В результате богатейший опыт формирования чувства любви и верности к своему Отечеству, накопленный советскими методистами и историками, был, если и не отвергнут, то, по крайней мере, забыт. Конечно, человек, родившийся на Земле, должен и служить Земле. Но коль сама история разделила всех людей по своим землям (странам), человек, естественно, всеми своими корнями привязывается именно к ней. В настоящее время ни одна страна мира не позволяет своему гражданину служить всему миру, а не собственному государству.

А стоило ли отходить от пропитавших нашу российскую ментальность традиций патриотизма, не раз в самые опасные годины испытаний спасавших наше Отечество?

Патриотизм - это «любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу».

Слово «патриот» пришло в Россию из Франции. Так 200 лет назад называли граждан, добровольно вступивших в армию для борьбы с австро-прусскими интервентами. В Испании термин «патриот» встречается в призыве «Патриа о муэрте!» - «Родина или смерть!».

Существует множество толкований слова «патриотизм»:

- патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу [4,с.];

- патриотизм - любовь к родине; привязанность к месту сво­его рождения, месту жительства [5,с.];

патриотизм - это совокупность отношений, идей, эмоций, чувств, настроений, убеждений и действий, направленных на процветание своей Родины [3,с.].

Исходя из данных трактовок, можно сделать вывод: гражданско-

пат­риотическое воспитание ни уроках истории, обществознания и во внеклассной работе - это процесс воз­действия на учащихся с целью осознанного восприятия ими ис­торических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качест­вах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, не­примиримость к врагам России.

Патриотизм проявляется в различных условиях. Патриоти­ческое чувство российского гражданина выражается в осознании долга по отношению к Родине, в стремлении охранять и приумножать все то материальное и духовное, что накоплено поколениями предшественников, в желании содействовать улуч­шению жизни соотечественников, наконец, в готовности по­жертвовать ради Отчизны личными интересами и даже жизнью.

Воспитание патриотизма через изучение истории на рубеже ХХ-ХХ1 вв. сопряжено с рядом негативных явлений, охватив­ших часть общества. Это и психологическое потрясение, прони­завшее Россию в последние 15-20 лет. Это и слом традиций об­щения и взаимодействия людей различных национальностей и религиозных конфессий. Наконец, это низкий жизненный уро­вень многих миллионов семей. Эти и другие факторы вынужда­ют подрастающее поколение больше самовоспитываться на ок­ружающей действительности, чем на изучении истории.


Объективный подход к истории прошлого


Гражданско-патриотическое воспитание должно осуществляться на основе объективного изучения исторического прошлого.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. достижения обновляющейся России не так велики, чтобы вызвать у всех учащихся и студентов вы­сокий дух патриотизма. Прошлое же зачастую не вызывает гор­дости за жизнь своих далеких и близких предшественников по причине очернения, фальсификации их истории в 90-х гг. XX в. В начале III тысячелетия учителя и учащиеся должны понять, что «дети без родителей» - это не мы. «Иваны, родства не пом­нящие» - это тоже не мы. Для этого требуется ярко показывать все достижения Руси - России - СССР - Российской Федерации независимо от того, каким было государство - княжеским, царским или советским. Делая это ярко, убедительно, доходчиво, учитель, несомненно, прививает чувство гордости за Родину, ведь ее достижения, действительно, заслуживают уважения.

Патриотическое воспитание осуществляется путем по­каза героической борьбы, подвигов, талантов российских граждан - примеров для подражания.

Раскрывать подвиги героев необходимо так, чтобы учащиеся осознавали, почему наши далекие предки и недавние предшест­венники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Не хотели же умирать крестьянин Иван Сусанин и полководец Петр Багратион, летчик Петр Не­стеров и разведчица Зоя Космодемьянская, сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки или амбразуры, таранил враже­ские самолеты, не выдавал под страшными пытками военной и государственной тайны. Не хотели, тем не менее, на смерть шли. Известный педагог В. А. Сухомлинский по этому поводу писал сыну-студенту: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить нельзя» (6,с.25).

Ни один урок не должен проходить без изучения достойных личностей. Особенно ярко представляются борцы, созидатели, мужественные и благородные люди, радевшие за землю рус­скую, на примерах которых должны воспитываться идеалы слу­жения Отечеству.

Честно служил Отечеству летчик П. Н. Нестеров. В начале Первой мировой войны он находился в действующей армии. На том участке фронта, где служил Нестеров, постоянно и безнака­занно совершал разведывательные полеты над русскими пози­циями австрийский самолет «Альбатрос». Уничтожить его было нельзя: зенитных орудий и пулеметов тогда еще не существова­ло.

Полеты «австрияка» приводили к тому, что расположение новых боевых позиций русских войск быстро становилось из­вестно противнику. И Нестеров однажды заявил: «Я даю чест­ное слово русского офицера, что австриец перестанет летать». Но как сдержать это слово, если на нестеровском «Моране» из оружия есть только револьвер у пилота на поясном ремне?

И все же очередной полет австрийца стал последним. Зави­дев самолет «Альбатрос», Нестеров быстро поднял свою маши­ну в воздух, набрал высоту и впервые в мировой авиационной практике применил «битье колесами сверху» - таран. «Альбат­рос» рухнул вниз. «Моран», не выдержав удара, сам развалился на части. Парашютов еще не было, и Нестеров погиб, разбив­шись о землю. Так штабс-капитан русской армии Петр Нестеров сдержал слово офицера. Его подвиг, таран противника, в Отече­ственную войну 1941-1945 гг. около 650 раз повторили совет­ские летчики. Воспитательная значимость исторического факта налицо. Прекрасных исторических примеров в Отечестве не счесть. Учителю их надо хорошо знать, понимать, и умело ис­пользовать в воспитательной работе на занятиях.

Гражданско-патриотическое воспитание включает формирование высоких нравственных качеств учащихся.

«Современный нам историк, - отмечал Т. Н. Грановский,- не может, однако, отказываться от законной потребности нравст­венного влияния на своих читателей».

В учебниках истории редко просматривается нравственная сторона поступка, поведения, события, факта и т. д. И если уча­щиеся даже хорошо знают заслуги перед Отечеством Петра I, М. Сперанского, Александра II, Л. Н. Толстого, С. Витте, П. Столыпина, Г. Жукова, Р. Зорге, С. Королева, Ж. Алферова и других достойных сынов Отечества, они далеко не всегда пред­ставляют нравственные устои и мотивы их деятельности.

Примером служит патриотизм разнородных по положению и времени лиц, часть которых в учебниках однозначно оценива­лись как патриоты, а другая часть - наоборот. Речь идет о гене­рале А. X. Бенкендорфе, о поручике М. Ю. Лермонтове, юнкере А. С. Пушкине и советском гражданине В. В. Маяковском. Каж­дый из них в свое время в стихах или прозе высказал свое отно­шение к Отечеству.

Бенкендорф: «Прошедшее России удивительно, ее настоя­щее более чем великолепно. Что же касается будущего, то оно выше всего, что может нарисовать самое смелое воображение».

Лермонтов: Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ.

Пушкин: Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Маяковский: Я славлю Отечество, которое есть, Но трижды - которое будет!

- Кто из перечисленных лиц, исходя из высказанных ими убеждений, может быть отнесен к патриотам, а кто нет? Любил ли Лермонтов «немытую Россию»! Кто-то, прочитав такие строки, скажет: «Нет». Но почему же тогда он славит Бородино 1812 г., русского солдата, его героизм? Был ли патриотом Пушкин, призвавший «посвятить души прекрасные порывы» крепостнической России и восхвалявший Николая I:

Его я просто полюбил:

Он бодро, честно правит нами;

Россию вдруг он оживил

Войной, надеждами, трудами.

Патриот ли Маяковский, «славивший Отечество» в условиях сталинского тоталитаризма?

Если отойти от идеологических и других пристрастий, то не трудно понять, что все они истинные патриоты России. И Бенкендорф, и Лермонтов, и Пушкин, и Маяковский любили Родину, но в силу своих нравственных устоев, социального или служебного положения выражали и проявляли свою любовь глубоко индивидуально, по-разному.

Патриотическое воспитание не допускает проявлений высокомерного превосходства своего народа над другими, эго­изма, «шапкозакидательства» и т. п. Патриотическое воспитание осуществляется на выра­ботке непримиримости к недоброжелателям и врагам Оте­чества.

Поэтому требуют исправления ошибки, допущенные неко­торыми высокопоставленными лицами и средствами массовой информации, активно внушавшими в 90-х гг. XX в. российскому народу мысль об отсутствии у России врагов и недоброжелате­лей.

- Какие силы враждебны для России? В условиях, когда нет открытых военных действий между государствами или группа­ми стран, таковыми могут считаться те, кто экономически, эко­логически, идеологически и т. п. пытается подорвать устои Рос­сии, нанести ей ущерб, сделать зависимой от себя. Нельзя сни­мать со счетов международный терроризм, который в актив­нейшей форме проявил себя и в России - в северокавказских событиях на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

Учитель, хорошо зная концепцию государственной безопас­ности, внешнеполитическую и военную доктрины, другие регламентирующие внешние отношения России документы, реалии международной и внутренней жизни, заостряет нужные пробле­мы до уровня их осознанного восприятия учащимися, на кон­кретных примерах показывает им, «кто есть кто», «с кем дру­жить, а с кем служить».



Педагогические средства формирования патриотизма

у современных школьников



Формирование национального самосознания

школьника через изучение родословной

на уроках истории Отечества.


Процветающее, стабильное общество - это общество, вдох­новляемое общенациональной идеей: религией, любовью к Оте­честву, стремлением дать каждому гражданину высокий мате­риальный достаток. Российское общество всегда имело объединяющую, общенациональную идею - православие, общности. Сейчас мы лишены этой идеи. Общество в глубоком кризисе. К нам относятся как к пассивному материалу очередно­го исторического эксперимента. В чем же выход?

Изучая историю народов, мы в первую очередь должны знать свою историю, историю своей семьи, своих предков. Ав­торы учебного пособия «Путешествие в историю» Е. В. Саштина, А. И. Санлин считают, что необходимо заложить интерес к истории не как к науке, а как к всепроникающему началу, ко­торое вокруг нас. Показать, что история - это ключ к культуре любых эпох, история вокруг нас, в домах, которые нас окружа­ют, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живем.

Изучение родословной имеет длинную историю. Потомки аристократов гордятся принадлежностью к древним родам, мо­гут много рассказать о своих предках. Но и любой из нас может сказать, что происходит из древнего рода, и будет прав, так как любая семья ведет свою историю из необозримой глубины ве­ков. Проверка знаний происходит в форме беседы, рассказов детей, мини-семинара, путешествия по картинной га­лерее (с представлением своего рисунка по теме и его защитой), путешествия по музею старых вещей, фотовыставке.

Идет знакомство со словарем. Важно учитывать мотивацию и особенности мышления детей 10—11 лет. В этом возрасте на­ступает благоприятный момент для изучения истории семьи.

1. Имеются хорошие мотивации (чувство гордости за своих родных, желание рассказать о них, занимательность и необыч­ность содержания урока, чувство долга и ответственность ре­бенка).

2. Сформированы способности к творчеству и исследова­тельской деятельности, причинное мышление. Ребенок учится ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы, рассмат­ривать известные ему факты с позиции выдвинутых им гипотез.

Основная работа над родословной ведется в 8-11 классах на факультативах. У учащихся появляет­ся желание изучать предмет, в том числе и дополнительно, же­лание хорошо сдать экзамен в школе и поступить в вуз, завое­вать авторитет в классе, знать историю лучше, чем другие, ощущать радость самовыражения, самовоспитания, открытия.

Готовность к исследовательской деятельности, эвристиче­ское мышление, положительные мотивации, складывающиеся мировоззренческие позиции должны быть поддержаны разум­ными учебными программами.

История семьи в старших классах изучается совместно с ис­торией Отечества. Узловые темы истории Отечества с середины XIX века изучаются в такой последовательности: собирается материал по родословной по этому периоду, на уроке он анали­зируется, выявляются закономерности, формируется проблема, выдвигаются гипотезы.

Возникающие проблемы решаются путем изучения материа­ла из учебника. История семьи проецируется на историю стра­ны. Информация учебника начинает звучать по-новому, стано­вится лично-значимой. Из бесстрастного наблюдателя ученик превращается почти в участника событий. Факты из истории предков становятся составной частью картины исторического процесса. В 11 классе работа продолжается на факультативе и имеет целью написание экзаменационного реферата. Темы ре­фератов:

• «Как встретили XX век мои предки».

• «Столыпинская реформа в истории моих предков».

• «Октябрьская революция в судьбах моих предков».

• «Колхозное строительство и моя семья».

• «Кем мы гордимся в нашей семье».

• «Семейные традиции».

• «Наследственные заболевания в нашем роду» и т. д.

Учителю, решившему включить родословие в курс отечест­венной истории, можно дать следующие методические советы:

1. Школьники должны быть максимально вовлечены в учеб­ный процесс как самостоятельные исследователи прошлого.

2. Школьники должны использовать при изучении родосло­вия разные источники (письменные документы, письма родных, воспоминания, устные рассказы родственников, знакомых, за­интересованных лиц, музейные и архивные материалы).

3. Работа учащихся на всех этапах должна направляться и контролироваться учителем.

4.Работа должна быть только индивидуальной. Учитель должен знать семейные обстоятельства своих учеников, чтобы не нанести детям душевную травму.

5. Работа над родословной должна быть доступной и инте­ресной.

6. В процесс работы должны быть вовлечены родители, с ко­торыми необходимо провести предварительную доверительную беседу.

Таким образом, в результате работы над родословной с це­лью формирования у учащихся национального самосознания возрастает мотивация к изучению истории Отечества, успешно осваиваются приемы поисково-исследовательской работы, укрепляется взаимопонимание в семье. Работа над родословной превращает каждый урок в урок двух историй - своей семьи и своей страны; она помогает ученикам не бесстрастно и с отстра­нением смотреть на историю Отечества, а чувствовать свою при­частность к ней через историю своих близких. Наконец, она дает возможность испытать ни с чем не сравнимый восторг от сде­ланного в истории своей семьи открытия.


Гражданско-патриотическое воспитание

в процессе изучения исто­рии родного края.


Важность изучения истории своего села, города, края в про­цессе воспитания детей была осознана еще в XIX веке. По об­разному выражению

Д. С. Лихачева, краеведение способствует формированию «нравственной оседлости населения», «чувства Родины».

История края строится в основном на краеведче­ском материале, придающем ей свой неповторимый колорит. Местная история «увязывает в сознании школьников жизнь и быт любого населенного пункта страны в понятие нашей огром­ной Родины», следовательно, изучение истории своего края очень важно при формировании патриотических чувств у под­растающих поколений.

Бесспорен развивающий потенциал краеведения. Открытие в знакомом окружении незнакомого, поиск (в процессе выполне­ния учебных познавательно-проблемных заданий) в привычной для ребенка среде новых сведений - увлекательный процесс по­знания, способствующий формированию познавательного инте­реса к истории родного края и страны в целом.

Краеведение создает благоприятные условия для организа­ции различных заданий творческого характера, применения в учебной деятельности разнообразных элементов поиска и ис­следования, широкого использования местных источников.

Использование краеведческого материала в процессе обуче­ния способствует обострению внимания учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, умений, навыков практического применения полученных знаний. Краеведение помогает учащимся осмыслить процесс исторического развития, а в результате - попять проблемы современности, выработать собственную гражданскую позицию.

Страницы истории родного края, города, поселка дают не­мало примеров преданности и любви к своему Отечеству, жизни во благо Родины.

Бесспорен воспитательный потенциал изучения событий Ве­ликой Отечественной войны в связи с историей родного края. Дети с удовольствием слушают рассказы ветеранов войны, сви­детелей исторических событий. Велико эмоциональное воздей­ствие таких встреч на ребят. Слушая рассказы очевидцев собы­тий Отечественной войны - людей, которые на своих плечах вынесли все тяготы той поры и которые теперь являются свя­зующей нитью между прошлыми поколениями и нынешним, между событиями, оказавшими огромное влияние на весь исто­рический процесс, и нашим временем, дети как бы прикасаются к истории, становятся ее частью. Они понимают ценность обще­ния с ветеранами войны, ведь их с каждым годом становится все меньше. Знания и опыт, получаемые ребятами в процессе та­ких встреч от этих поистине исторических личностей, им необ­ходимо будет передать будущим поколениям, чтобы не повто­рились больше те несчастья, то горе и та боль, которые при­шлось пережить народу нашей страны и нашего города в те страшные годы.

Ребята с удовольствием посещают исторические места, о которых узнали из бесед с очевидцами военных собы­тий, музеи. Им интересно узнавать, как изменился облик родно­го города в послевоенное время. Дети принимают активное участие в подготовке и проведе­нии тематических классных часов, викторин, посвященных па­мятным датам в истории города, села и внеклассных мероприятий, посвященных отдельным страницам героической истории род­ного края.


Особенности освоения материала по истории родного края учащимися.


При преподавании материала по истории родного края необ­ходимо создать такие условия, при которых возможна активная познавательная (оценочная, эмоциональная) деятельность уча­щихся. А это возможно при соблюдении учителем следующих требований:

1. Отбор личностно значимых для учащихся объектов, по­зволяющих раскрыть многогранность наследия на доступном для учащихся уровне.

2. Подбор содержания темы урока с учетом специфики структуры знаний: увидел объект - «приобрел» знания о нем (или из него), актуализировал повседневные знания о нем - оце­нил объект - применил знания в другой ситуации (на прогулке, в творческих заданиях).

Такой подход требует широкого использования принципа наглядности в начальной и основной школе.

Например, во введении к уроку демонстрируется видеоряд фотографий, слайдов, которые задают эмоциональный или по­знавательный тон всего урока, в сопровождении музыкальной заставки и фрагмента стихотворения:

Тая всю явь, что мимо них текла,

Все отраженья давних поколений,

Как занавешенные зеркала,

Стоят фасады городских строений.

Когда-нибудь изобретут прибор:

Направив луч на здание любое -

На особняк, на крепость, на собор, -

Мы прошлое увидим пред собою.

(В. Шефнер)

Учитель. Вы, конечно, знаете эти здания. Попробуем их «разговорить», узнать, о каком прошлом они хранят память.

Чтобы способствовать приобретению новых знаний учащи­мися в процессе активной деятельности, необходимо применять различные методические приемы (групповую работу, творче­ские мастерские, инсценировки и т. п.). Закрепление материала можно проводить в виде игровых ситуаций, состязаний, защиты групповых работ, заочных экскурсий. Домашнее задание вклю­чает задания разного уровня, необходимые для освоения базово­го материала, а также систему дифференцированных творческих заданий, которые выполняются учеником по выбору, с учетом их психологических особенностей.

Приобретение знаний и умений на уроках, посвященных ис­тории родного края, проходит не в изоляции от других учебных курсов, а в содружестве с ними. При изучении того или иного периода истории края необходимо способствовать переносу знаний и умений, освоенных учащимися в других учебных кур­сах. Для этого разрабатываются задания, для выполнения кото­рых необходимо привлечение знаний из различных учебных дисциплин.

Вот, например, возможное задание в курсе «История культу­ры родного края» для учащихся 8 класса . Оно дается перед экскур­сией в краеведческий музей. Задание может содержать в себе следующее: определить примерное местоположение первого оборонительного острога, появившегося на территории нашего города, определить природные особенности и рельеф местно­сти. Узнать, как выглядел острог, как жили, одевались его оби­татели, от кого они должны были защищать границы нашего государства.

Одним из вариантов домашнего задания после экскурсии можно дать творческое задание: подготовить и провести экс­курсию в первый сторожевой острог, появившийся на терри­тории города, нарисовать группу слайдов, отра­жающих культуру и быт обитателей острога.

3. Применение освоенных знаний как в рамках учебных курсов истории и обществознания, так и во внеклассной деятельности.

4. Сочетание аудиторных и внеаудиторных занятий. Смысл изучения истории края в том, чтобы ученик умел смотреть и ви­деть: извлекать из объекта информацию, оценивать его. В этом отношении огромную роль играют учебные прогулки, общение с «живыми» объектами. В старших классах ученики могут осу­ществлять прогулки на вводных уроках, уроках изучения нового материала и повторительно-обобщающих.

В организации такой прогулки можно выделить три этапа:

•Подготовительный этап играет большую роль в 5—6 классах. Необходимо составить маршрут, оформить маршрут­ный лист, сформулировать познавательные вопросы, ответы на которые ученики должны найти во время прогулки, а также «разрекламировать» прогулку. (Есть в нашем районе удиви­тельный уголок. Он обойден вниманием исследователей. О нем вы не прочитаете в справочнике или в путеводителе. Между тем здесь сосредоточены очень важные в пашей жизни объек­ты...) Маршрутные листы с вопросами вручаются ученикам.

• Ознакомительный этап предполагает элемент ис­следования. Ученики должны внимательно осмотреть объект, «извлечь из него» максимум информации, вспомнить аудитор по полученные знания и умения.

• Завершающий этап: оформление листов прогулки (отчетов). Ученики вносят в них не только ответы на поставлен­ные вопросы, но и делятся своими впечатлениями от увиденного.

Форма оценки работы: индивидуальная или группо­вая защита оформленных листов прогулки; выставка их для ро­дителей или выставка-конкурс для определения лучших работ.


Формирование патриотических и гражданских чувств

у учащихся через изучение героических страниц

истории Отечества.


«Недостаточно чувствовать, что я люблю свою Родину. Нужно знать, за что я ее люблю, что мне в ней дорого, что я за­щищаю, ради чего я отдам, если понадобится, собственную жизнь. Пусть школа даст ученику прекрасное знание родной ис­тории, воспитает в нем чувство гордости прошлым Отечества, неисчерпаемостью его богатств, великой мощью и красотой на­шей страны» (7, с.25). Так о патриотизме говорил нарком просвещения РСФСР

В. П. Потемкин, выступая перед активом учителей Мо­сквы в феврале 1943 г.

Эти слова созвучны и нынешнему времени, когда на фоне глубоких кризисных явлений в стране стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом искажены истинное зна­чение и роль интернационализма, снизили свое воспитательное воздействие российская культура, искусство и образование как важнейшие факторы формирования патриотизма. Как уже было сказано выше, формировать чувство любви к своему Отечеству можно через изучение истории жизни своих предков (изучение родословной своей семьи, изучение истории своего края как места проживания своих предков).

Теперь необходимо более подробно остановиться на изуче­нии героических страниц истории Отечества как средстве вос­питания патриотических чувств у подрастающих поколений. Осуществить организацию изучения данных страниц истории можно на примере отдельных тем и уроков по курсу «Истории Отечества» в 8 классе.

1. На уроке «Начало Отечественной войны 1812 г.» следу­ет подчеркнуть, что с самого начала война приобрела справед­ливый, освободительный характер. Убедительно звучат здесь слова одного из первых летописцев этих событий, будущего де­кабриста Ф. Глинки: «...наступают времена Минина и Пожар­ского!... Везде гремит оружие, везде движутся люди! Дух на­родный после двухсотлетнего сна пробуждается, чуя грозу во­енную».

Чтобы показать мужество армий, шедших на соединение к Смоленску и героически защищавших город с ополченцами, включаются в рассказ слова генерала Н. П. Раевского, который, с двумя своими юными сыновьями став впереди солдат, вос­кликнул: «Вперед, ребята, за веру и Отечество. Я и дети мои, коих приношу в жертву, откроем вам путь». Учащимся предла­гается назвать нравственные черты, характеризующие этот под­виг.

В Смоленске среди других памятников есть памятник рус­скому генералу Антону Скалону. На нем, кроме даты гибели, высечены слова: «...похоронен в присутствии Наполеона со всеми воинскими почестями». Он возглавил контратаку русской кавалерии и был сражен наповал картечью. Тело попало в руки врагов, и Наполеон, видевший беспримерное мужество героя, поставил его в пример своим солдатам.

2. На уроке «Бородинское сражение», создавая образную картину кануна битвы, можно привести слова ее участника Ф. Глинки: «Все безмолвствует!.. Русские, с чистою безупреч­ною совестию, тихо дремлют, облегши дымящиеся огни. Сто­рожевые цепи пересылают одна другой протяжные отголоски. Эхо чуть вторит им. На облачном небе изредка искрятся звезды. Так все покойно на нашей стороне. Напротив того: ярко блещут устроенные огни в таборах не­приятельских: музыка, пение, трубные гласы и крики по всему стану их разносятся» (8,с.25).

Большое впечатление у учащихся оставляет знакомство с памятниками Бородинского сражения, которые создавались и создаются на протяжении многих десятилетий. На одном из них слова: «Все тленно, все преходяще, только доблесть никогда не исчезнет, она бессмертна».

Учащихся подводят к выводу о том, что в Бородинской бит­ве Наполеону не удалось сломить сопротивление русской ар­мии, он понес невосполнимый моральный урон и потерял поло­вину своих войск. Именно здесь прозвучали первые звуки по­гребального звона для его империи. Адъютант Наполеона Ф. Сепор писал: «...потери были громадны и не соответствова­ли результатам. Все вокруг...оплакивали смерть кого-либо из близких: друга, родственника, брата... Роковой жребий в этой битве пал на самых значительных лиц. Сорок три генерала были убиты или ранены. В какой траур должен одеться весь Париж! Какое торжество для его врагов!»

Рассказ на этом уроке будет неполным, если его не связы­вать с героями Великой Отечественной войны, которые почти через 130 лет - осенью грозного сорок первого года стояли на­смерть на позициях у гранитных памятников Шевардинского редута, Багратионовых флешей и батареи Раевского. Именно в эти дни поэт С. Васильев в стихотворении «Поле русской сла­вы» писал:

Бейся в схватках равных и неравных

До конца! Плати врагу сполна! Помни, что ты правнук и праправнук Доблестных солдат Бородина.

3. Урок «Завершение Отечественной войны 1812 года. За­граничный поход русской армии» начинается с рассказа о под­готовке к контрнаступлению. Рассказывая об огромном значе­нии марш-маневра из лагеря у села Тарутино, приоткрывшего южные регионы страны и оставившего врагу лишь разоренную Смоленскую дорогу, учитель может привести слова М. И. Куту­зова: «Отныне имя его должно сиять в наших летописях наряду с Полтавой, и река Нарва будет для нас так же знаменита, как и Непрядва, на берегах которой погибли бесчисленные ополчения Мамая».

В беседе о причинах оставления французами Москвы можно привести слова из пьесы В. Соловьева «Фельдмаршал Кутузов»:

Велик Наполеон! Стратег, политик ловкий,

Сравнится, кто другой с ним, думаю, навряд.

А вот сидит в Кремле, как в мышеловке,

И хочется вперед, аи надобно назад.

Вопрос об огромном размахе партизанского движения в на­родной войне может быть раскрыт в сообщениях учащихся, в которых удачно прозвучат отрывки из басен И. А. Крылова «Волк на псарне», «Ворона и курица», «Кот и повар», «Обоз».

В рассказ можно включить оценку подвигов капитана Алек­сандра Фигнера - замечательного русского патриота, человека невиданной храбрости и находчивости. Он пытался проникнуть в Кремль в захваченной Москве, чтобы убить Наполеона, и по­жертвовал своей жизнью, спасая солдата при переправе через Эльбу.

Учащиеся подводятся к пониманию закономерности победы России в войне, в которой величие духа патриотизма народа бы­ло движущей силой разгрома наполеоновской армии.

Характеризуя превосходство русского военного искусства и гений полководческого таланта Кутузова, целесообразно при­вести слова

А. С. Пушкина: «Слава Кутузова неразрывно соеди­нена со славой России, его памятник - скала св. Елены». И не случайно, что в годы тяжелых испытаний Великой Отечествен­ной войны летом 1942 года был учрежден как высокая полко­водческая награда орден Кутузова. Среди наступательных опе­раций по разгрому фашистских войск, которые получили кодо­вые названия в честь выдающихся русских полководцев, была проведена операция «Кутузов» (освобождение Орла летом 1943 года в битве на Курской дуге).

4. Уроки по теме «Крымская война» также дают возмож­ность решать задачу патриотического воспитания учащихся. Рассказывая о начале военных действий, разгроме и потоплении Черноморским флотом под командованием адмирала П. С. На­химова турецкой эскадры в Синопском бою, учитель предлагает учащимся вспомнить о поражении турецкого флота в Наварин-ском сражении. Тогда па линкоре «Азов» служили лейтенант Нахимов, мичман Корнилов и гардемарин Истомин - будущие руководители и герои Севастопольской обороны. Именно здесь решалась судьба всей войны, громадной по размаху и значению.

Учитывая, что большой силой эмоционального воздействия обладают исторические документы, можно привести слова из приказа адмирала Нахимова, ставшего душой обороны города: «Матросы, мне ли говорить о ваших подвигах на защите родно­го нам Севастополя и флота, я с юных лет был постоянным сви­детелем ваших трудов и готовности умереть по первому прика­занию; мы сдружились давно; я горжусь вами с детства! Отсто­им Севастополь...» . Далее приводятся примеры массового героизма защитников города. Так, рядовой Днепропетровского пехотного полка Клим Ефимов, получивший ранение осколком гранаты в лицо, сразу же после перевязки отправился на поле боя. Тяжело ра­ненный в ногу рядовой 4-ой карабинерской роты Цветковский, лежа на земле, вел огонь по отступающей вражеской кавалерии. Унтер-офицер Быстрыкин, истратив все заряды и окруженный вражескими солдатами, продолжал бороться, действуя прикла­дом. Учащимся предлагается вопрос:

- Какие боевые и моральные качества проявили эти русские патриоты?

Особо следует отметить, что вместе с отцами и старшими братьями в осажденном городе отважно сражались и дети. Сре­ди подростков, награжденных адмиралом Нахимовым медалью «За храбрость» и Георгиевским крестом, был 10-летний Нико­лай Пищенко.

Рассказывая об обороне Севастополя, следует подчеркнуть, что защитники Севастополя проявили находчивость и смекалку, позволившую поднять на новую ступень русское военное искус­ство. Это - знаменитые подземные галереи русских саперов и успешная контрминная борьба, легендарные вылазки пехотин­цев и матросов и массированный артиллерийский огонь, посто­янно державшие в напряжении войска неприятеля.

В завершение урока делается вывод о том, что 349 дней и ночей в самых невероятных условиях, не щадя своей жизни, за­щитники отбрасывали превосходящие силы врага, покрыв себя немеркнущей славой, и вписали новую яркую страницу в исто­рию Отечества.

Здесь могут прозвучать слова Н. А. Некрасова из поэмы «Тишина», написанные после окончания Крымской войны.

Народ-герой! В борьбе суровой

Ты не шатнулся до конца.

Светлее твой венец терновый

Победоносного венца!

Учащиеся отвечают на в о п р о с :

- Как вы понимаете выражения «венец терновый» и «побе­доносный венец»?

Но жизнь уготовила легендарному Севастополю новые ис­пытания в суровые годы Великой Отечественной войны. И на­следники боевой славы героев 1854-1855 годов 250 дней сдер­живали врага у черноморской твердыни, поломав все планы фашистского командования. Учреждение 22 декабря 1942 года боевой награды военной поры - медали «За оборону Севастопо­ля», а 3 марта 1944 года ордена и медали Нахимова - лучшее тому подтверждение.

В заключение урока может прозвучать песня Бориса Мокроусова «Заветный камень».

5. На уроке, посвященном Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., рассказывая о форсировании Дуная, сражениях на Шипкинском перевале и под Плевной, учитель приводит приме­ры мужества и стойкости русских воинов, сражавшихся в слож­ной гористой местности в условиях суровой зимы. Здесь можно использовать фрагмент романа Б. Васильева «Были и небыли» и привести слова героя боев генерала М. Д. Соболева, появляю­щегося в самых опасных местах сражений. Обращаясь к солда­там, лежащим в цепи, он говорит: «Товарищи мои боевые, бра­тья мои! Велика ваша отвага, тяжелы ваши жертвы, беспример­но мужество ваше. Низко кланяюсь и от всего сердца благодарю вас за это».

На уроке можно продемонстрировать и открытки, рассказы­вающие о любовно сохраняемых на болгарской земле памятни­ках подвигам русских солдат, офицеров и генералов. Среди них - величественный монумент на Шипке, храм-мавзолей на Плевне, памятник в центре Софии с надписью «Братьям-освободителям - признательная Болгария».

6. Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война» можно подготовить в форме урока-игры «Дорогами войны».

Эти уроки должны быть не только уроками развития ума, но и воспитания гражданских чувств. Нужно уметь вызвать у школьников резонанс эмоций, отклик переживаний на основе их личного опыта.

Можно выделить следующие условия для получения такого резонанса:

• эмоциональность самого учителя - переживание им самим тех идей, которые он передает учащимся;

• использование различных средств, направленных на воз­буждение интереса к излагаемым знаниям, пробуждение дея­тельности ума школьника;

• формирование определенного личностного отношения учащихся, закрепленного гаммой эмоций, к различным явлени­ям общественной жизни.

Патриотическое воспитание историей не должно сводиться к военно-патриотической пропаганде. Его, прежде всего, необхо­димо направить на формирование у учащихся чувства гордости за достижения отечественной культуры. Военная история долж­на не столько пробуждать чувство ненависти к странам-противникам и формировать «образ врага», сколько внушать уважение к способностям народа проявлять в тяжелую минуту лучшие национальные качества, к тем достижениям экономики и военного искусства, которые обеспечивали военные победы. Она не может исчерпываться перечислением сражений и побед.

Необходимо объяснять причины того, что стране приходи­лось напрягать перед лицом военной опасности все свои силы, и то, какие последствия для социально-политической жизни Рос­сии и ее культуры имели эти постоянные сверхчеловеческие усилия.

Актуальный сегодня вопрос о патриотическом воспитании имеет длительную историю. На всех этапах развития российско­го общества, наряду с яростными противниками, у него были сторонники и защитники. Наиболее серьезной разработкой дан­ной проблематики занимались, как правило, в годы суровых ис­пытаний для нашего Отечества, ярким примером этого является период Великой Отечественной войны.

Изучение опыта историков и методистов по формированию чувства любви к Отечеству на уроках истории и во внеурочной работе, позволяет прийти к выводу, что на современном этапе патриотическое воспитание должно вестись по трем неразрывно связанным между собой направлениям:

1. Изучение ребенком истории своей семьи.

2. Изучение истории родного края.

3. Изучение героических страниц истории Отечества


Наиболее эффективно задачи гражданско-патриотического воспитания позволяет решать материал следующих тем:

• Культура Руси IX - первой половины XII в.

• Походы Батыя на Русь.

• Борьба русских земель с западными завоевателями.

• Русь и Золотая Орда в Х1П-Х1У вв.

• Русская культура Х1У-ХУ, XVI вв.

• Освободительная война против польских, немецких и шведских

интервентов (ополчение К. Минина и Д. Пожарского).

• Культура России XVII в.

• Преобразования Петра I.

• Внешняя политика Петра I.

• Развитие культуры в Петровскую эпоху.

• Русское военное искусство (А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков).

• Культура XVIII в.

• Отечественная война 1812 г.

• Крымская война.

• Культура первой половины XIX в.

• Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

• Русская культура во второй половине XIX в.

• Культура в начале XX в.

• Россия в Первой мировой войне.

• Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

• Послевоенное восстановление хозяйства и др.


Факторы эффективности формирования

гражданско-патриотического сознания учащихся


Факторами эффективности формирования патриотического сознания подрастающих поколений россиян являются:

1. Заинтересованность государства в возрождении традиций патриотического воспитания.

2. Взаимодействие семьи и образовательных структур раз­ных уровней в деле формирования у детей чувства любви к сво­ему Отечеству и своему народу.

3. Мощная пропаганда средств массовой информации, на­правленная на формирование патриотических чувств у граждан страны.

4. Активное участие в патриотическом воспитании школь­ников не только учителей истории, но и преподавателей других школьных предметов.

5. Повышенное внимание со стороны педагогов к формиро­ванию патриотизма во внеучебной деятельности.

6. Личные качества педагогов (духовность, социальная и по­литическая активность).


7. Готовность к созидательной деятельности, направленной на собственное благополучие и процветание Отечества, понима­ние неразрывной связи между ними;

8. Стремление вести здоровый образ жизни;

9. Отторжение чуждых ценностей и идеалов;

10. Способность к творческой реализации как выражению гар­монии личности.
















Заключение


На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма рассматривается в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства. Она является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития, олицетворяет любовь к Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями и проблемами, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию.

Субъектом патриотизма выступают личность, социальная группа, класс, нация, другие общности. Объектом патриотизма является Отечество как совокупность элементов природной и социальной среды данного общества. Как отмечает П.М. Якобсон: «Чувство патриотизма … формируется в основном в школьные годы. В дальнейшем оно становится более зрелым и осознанным.Поэтому существенно, чтобы все моменты ознакомления ребенка с родной страной, с ее культурой, с ее прошлым, с духовным богатством рождали в нем глубокий эмоциональный отклик» [9, с. ].

Общеобразовательная школа имеет все возможности для осуществления гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Они реализуются при создании соответствующих условий. В частности, мы выделяем следующие условия организации работы по патриотическому воспитанию школьников.

Повышение воспитательной ценности урока, предметных кружков. Урок – организационная форма обучения, реализующая, в числе других, воспитательную функцию. Например, на уроках «краеведение» обучающиеся знакомятся с историей города, его культурой и традициями, на уроках истории расширяют свои знания о местах сражений и подвигах наших соотечественников, выдающихся людях прошлого и современности страны. Формирование необходимых качеств будущих патриотов осуществляется через раскрытие великой исторической роли нашего государства в мире. Каждый день нашего государства чем-то знаменателен, связан с людьми, которые прославили себя и свою Родину.

Педагоги с помощью словесных и наглядных методов обучения подходят к освещению прошлого и настоящего Родины, активизируют у школьников желание самостоятельно формировать свою позицию на события и явления жизни, предлагая им разнообразные виды заданий. Среди них следует отметить:

― изучение истории, традиций, культуры своего народа, родного края, большой и малой Родины;

― участие в конкурсах, олимпиадах за честь школы, города, области, России;

― дискуссии, конференции по проблемам экологии, сохранение природных ресурсов;

― участие в детских, подростковых и юношеских движениях;

― проведение дней воинской славы России и Советского Союза.

В процессе внеклассной работы традиционными в школе стали беседы, классные часы, диспуты, на которых воспитанники знакомятся с государственными символами России, их значением в жизни общества. Классные руководители, учителя поддерживают контакты с семьями обучающихся, активизируют желания детей узнать о своей родословной, о профессиях дедов и прадедов. Педагоги дополнительного образования расширяют кругозор школьников, знакомя их, например, с вышивкой, резьбой по дереву, характерной для каждой местности, с традициями народной кухни, с народными инструментами.

Поддержание воспитательных традиций школы. Реализация данного условия осуществляется посредством совместной работы педагогов с обучающимися. Так, организуются выставки юных художников, единые тематические дни в форме открытого урока, внеклассного занятия с патриотически-ориентированной тематикой; круглые столы с обсуждением вопросов толерантности и культуры межнационального общения в школе. Воспитанники познают, сохраняют и создают школьную атрибутику, оформляют кабинеты к памятным датам, участвуют в городских, областных мероприятиях по спортивному ориентированию, стрельбе из пневматической винтовки, конкурсах военно-патриотической песни, продолжают начатое дело своих предшественников.

Связь с общественными организациями. Общеобразовательная школа поддерживает связь с Советом ветеранов. Совместно с ним организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне; экскурсии к обелискам и памятникам; по местам боевой и трудовой славы. Особое место занимает поисковая работа по выявлению военных и трудовых ветеранов, оказание им помощи в ходе благотворительных акций.

Народная пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В этой связи большую роль в организации патриотической работы играет посещение музеев боевой славы, как школьного, так и др. Там проводятся «Уроки мужества», «Линейка памяти» и другие мероприятия.

Проведение экскурсий в учреждениях культуры – одно из условий работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. Например. На экскурсиях в областной художественный музей имени В.МС. и А.М. Васнецовых школьники знакомятся не только с работами выдающихся художников, но и узнают о жизни, культуре, традициях того поколения. МВК «Природа» дает возможность школьникам глубже проникнуть в животный, растительный мир нашего края. Узнать много нового об экономическом, социальном состоянии города в разные периоды жизни страны поможет областной краеведческий музей, Диорама. В музее пожарной части они могут увидеть снаряжения, муляжи техники и форму пожарных прошлого века. Спектакли драматического театра вносят вклад в воспитание у подрастающего поколения нравственных качеств, в том числе бережное отношение к своему народу, развивают интерес к народному театру, литературному творчеству. Экскурсии, например, в город Глазов Удмуртской республики, город Пермь и в другие места расширяют знания обучающихся о близлежащих регионах.

Отражение школьной жизни в средствах информаций общеобразовательного учреждения. Воспитательная работа по гражданско-патриотическому воспитанию школьников широка и разнообразна. Она включает в себя школьные события как часть истории каждого воспитанника. Вся школьная жизнь отражается в общешкольной газете, классных уголках, листках-молниях, на тематических стендах. Обучающиеся должны знать, радоваться и гордиться своими друзьями, которые, кроме учебной деятельности, принимают активное участие в общественной жизни школы, города, района, области. Любая информация должна привлекать внимание, волновать сердца людей. В целом, все мероприятия в общеобразовательной школе проводятся с использованием средств наглядности, в том числе созданных на основе современных информационных и коммуникационных технологий.

Таким образом, для успешного осуществления гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении необходимо создать определенные организационно-педагогические условия, которые предоставляют каждому школьнику возможности постоянно проявлять себя, развивать активную гражданскую позицию.






















24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!