Программа патриотического воспитания учащихся
«Растим патриотов своей страны»
Преподаватель-организатор НВП Унбаев Амангельды Науканович
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа патриотического воспитания учащихся разработана в соответствии с требованиями законов Республики Казахстан “О Всеобщей воинской обязанности и воинской службе”, “Об обороне”, “О гражданской обороне”, Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы», утвержденной постановлением Правительства РК . Кризис в сфере воспитания, отсутствие мировоззренческо-идеологических основ и единых концептуальных положений в патриотическом воспитании требуют осмысленного подхода в применении различных форм и методов работы, использование межпредметных связей и усиление воспитательной роли уроков гуманитарного цикла в образовательном процессе.
Логическим продолжением программы НВП во внеурочное время является участие обучающихся в работе различных кружков, секций и мероприятий патриотической направленности. Наряду с введением новых форм и методов воспитательной работы необходимо использовать положительный многолетний опыт в организации спортивных лагерей старшеклассников, лагерей юных спасателей, туристических походов и слётов, детских игр и соревнований.
Задача патриотического воспитания как формы обязательной подготовки граждан к военной службе преследует конечный результат - готовность юношей к защите Отечества, которая представляет собой комплекс морально - психологических, военно - технических и физических качеств, способность к их мобилизации в экстремальных условиях.
Работа по патриотическому воспитанию строится с учётом специфики данной школы. Поэтому нельзя забывать и об эстетическом воспитании защитника Отечества и о здоровом образе жизни.
Эстетические взгляды являются органической частью духовно развитой личности. Они служат руководством в оценке прекрасного и в жизни, и в искусстве. Решая конкретные задачи эстетического образования в школе, можно способствовать решению других задач нравственного развития личности, т. е. на практике может осуществляться комплексный подход к воспитанию школьников, в том числе и патриотическому.
В процессе обучения театральному искусству, поэзии, танцам и музыке учащийся школы познаёт мир прекрасного, что является альтернативой войне. Меняются его поступки, отношения к другим людям, а также переживания, стремления и идеалы. Поэтому патриотическое воспитание выполняет свои задачи в тесном взаимодействии со всеми другими видами воспитания: нравственными, трудовыми, правовыми, экологическими, физическими, художественными, эстетическими и др.
В этом и заключается разнообразие форм и методов патриотического воспитания в школе с изучением музыки, ИЗО, хореографии и др.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ
- Формирование на примерах отечественной истории, культурных ценностей и традициях личности, гражданина - патриота.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
патриотической работы.
1. Духовно - нравственное воспитание.
2.Историческое воспитание.
3.Политико - правовое воспитание.
4.Патриотическое воспитание.
5.Профессионально деятельное воспитание.
6.Психологическое воспитание.
7.Воспитание на воинских традициях.
ЦЕЛИ
патриотической работы.
Целенаправленно осуществлять патриотическое воспитание учащихся во внеурочное время, способствовать формированию у них высокой политической сознательности, глубокого понимания священного долга защиты Отечества.
ЗАДАЧИ
патриотической работы
1. Прививать учащимся высокие моральные качества, психологически и физически подготовить к военной службе, закрепить на практике знания, умения и навыки, полученные ими на занятиях по НВП.
2. Активное изучение учащимися исторических страниц воинской славы русского оружия.
3. Формирование такого мировоззрения, которое достойно гражданина и патриота своей Родины.
4.Проведение комплекса профориентационных мероприятий по пропаганде профессии защитника Отечества.
5. Организация взаимодействия с воинскими частями и подразделениями .
6. Укрепление учебно-материальной базы, оборудования кабинета НВП.
7.Развитие самоуправления и повышения общественной активности учащихся, активной жизненной позиции.
8. Осуществление комплекса мероприятий по патриотической работе со школьниками, военнослужащими запаса, ветеранами войны и труда.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ
- общешкольные мероприятия по тематике “Защита Отечества - почётная обязанность гражданина Республики Казахстан” (беседы, лекции, доклады);
- месячник ГО, защитника Отечества;
- кинофестивали или просмотр отдельных фильмов по военно -патриотической тематике;
- конкурсы военно - патриотической песни;
- конкурсы на лучшую музыкальную композицию военных песен;
- конкурсы рисунков и плакатов на военную тематику;
- театральные постановки военно - патриотической направленности;
- походы школьников по местам боевой и трудовой славы;
- поисковая работа;
- шефство над инвалидами и ветеранами войны;
- встречи с ветеранами войны и труда;
- создание выставок военных книг, уголков боевой славы, рисунков;
- организация и работа военно-патриотических и спортивных кружков;
- проведение спортивных игр;
- участие в смотрах военно-патриотической работы; участие в военно-спортивных играх;
- соревнования по военно - прикладным видам спорта;
- экскурсии в воинские части и военно-учебные заведения;
- встречи с воинами - бывшими учениками школы;
- мероприятия по ориентации на военные профессии.
ОРГАНИЗАЦИЯ
патриотической работы
Структура и организация данного воспитательного процесса строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами формирования готовности к защите Отечества у учащихся разного школьного возраста.
1 категория - ребята 1-4 классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о защите Отечества, их нравственное, эмоционально - волевое отношение к деятельности по защите Родины. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у них чувства восхищения воинами РА, вызвать желание в будущем встать в их ряды.
2 категория - учащиеся 5-8 классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков готовности к защите Родины в этот период является участие школьников в различных видах патриотической деятельности, организуемой в школе и вне её.
3 категория - учащиеся 9-11 классов. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно- воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о Вооруженных Силах страны и событиях минувших войн, но и формировать у них общественно ценный опыт подготовки к защите Родины.
СИСТЕМА
патриотического воспитания учащихся
1. Морально - психологическая подготовка
Осуществляется на уроках общественно - исторического и гуманитарного цикла. Внеурочная работа:
- кружки по предметам;
- уроки мужества;
- конкурсы сочинений на военно - патриотическую тему;
- обсуждение книг, кинофильмов;
- военно - шефская работа.
2. Военно - техническая подготовка
Осуществляется на уроках труда и физико - математического цикла.
Внеурочная работа:
- кружки по предметам;
- технические кружки и секции в ДОУ .
3. Военно - физическая подготовка
Осуществляется на уроках НВП и физкультуры.
Внеурочная работа:
- сдача нормативов по ГО;
- спортивные секции;
- соревнования по военно - прикладным видам спорта;
- спортивные лагеря;
- военизированные походы, военно - спортивные праздники и вечера.
УПРАВЛЕНИЕ
системой патриотического воспитания в школе
1. Функции управления
целеполагание - педагогический анализ
разработка моделей готовности - координация
к защите Отечества
переход к организационным - контроль
задачам.
2. Состав и структура системы управления
3. Методическое обеспечение
внедрение нового содержания, форм и методов патриотического воспитания;
организация методической учебы коллектива.
ПРИНЦИП ПРОГРАММЫ
- Воспитание личности безопасного типа, гражданина, защитника Отечества, способного мобилизовать все приобретённые качества в экстремальных условиях.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ
Директор школы осуществляет:
общее руководство патриотическим воспитанием, подбор, воспитание и расстановка кадров;
анализ состояния патриотической работы, её планирование, согласование планов с общественными внешкольными организациями, базовыми предприятиями;
выдвижение инициативных решений по совершенствованию патриотической деятельности, педагогического мастерства учителей, организаторов внеклассной и внешкольной работы, преподавателей –организаторов НВП;
внутришкольный учёт и контроль за выполнением патриотической работы;
создание необходимых материальных, социальных и морально психологических условий для организации патриотического воспитания.
Является председателем общественного совета по патриотическому воспитанию.
Заместитель директора по учебно - воспитательной работе (патриотическому воспитанию), заместитель директора по воспитательной работе:
выявляет возможности учебных программ для решения задач патриотического воспитания, реализует их в учебно-воспитательном процессе;
обеспечивает единство и взаимосвязь урочной и внеурочной работы по подготовке молодёжи к защите Отечества;
заботится о методическом обеспечении патриотической направленности учебно - воспитательного процесса;
осуществляет преподавание НВП в учебное время и проведение факультативных занятий во внеурочное время, создаёт с помощью директора школы необходимую для этого материальную базу;
обеспечивает межпредметные связи НВП с общеобразовательными дисциплинами
организует кружковую работу патриотической направленности;
руководит подготовкой и проведением военно - спортивных праздников, смотров, соревнований;
поддерживает постоянные деловые контакты с военкоматом, городским штабом ГО, воинскими частями и подразделениями;
возглавляет профориентационную работу по военным специальностям, стимулирует развитие склонности у учащихся к военной службе, организует помощь юношам в подготовке их к поступлению в военные учебные заведения;
использует помощь шефствующих предприятий, воинских частей, общественных организаций в повышении качества военно-патриотического воспитания учащихся.
Классный руководитель
осуществляет руководство целенаправленной патриотической деятельностью классного коллектива;
планирует и координирует соответствующую работу учителей, занимающихся с данным классом, детских общественных организаций, внешкольных учреждений и родителей по формированию у учащихся готовности к защите Родины;
ведёт систематические психолого-педагогические наблюдения за развитием патриотического сознания учащихся, формированием умений и навыков, необходимых будущим защитникам Отечества;
корректирует процесс военно-патриотического воспитания, привлекает к этой деятельности специалистов дополнительного образования;
Учителя:
обеспечивают военно-патриотическую направленность учебно-воспитательного процесса, формирование средствами своего предмета личности будущего защитника Родины;
систематически вносят военно-патриотические аспекты в воспитательные цели урока, подбирают соответствующий фактический материал, а также активные методы его изложения.
УСЛОВИЯ
необходимые для реализации программы
В образовательном учреждении, работающем в режиме школы -комплексе, хорошая материальная база: спортивная площадка, спортзал, тренажерный зал, кабинет ЛФК, класс НВП, всевозможные средства индивидуальной защиты от ЧС, полоса препятствий, спортивный инвентарь для занятия спортом.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
укрепление физического и психологического здоровья детей (через занятия в туристко-спортивных кружках при школе);
воспитание качеств личности: уважение и любовь к Родине и ее истокам, традициям, символике;
воспитание гуманности, способности к сотрудничеству, трудолюбия, честность, самостоятельности.
ПЛАН
патриотического воспитания
сентябрь
Месячник безопасности жизнедеятельности детей
Организация работы спортивных, туристических кружков на базе школы (7-11 классы). «День бегуна» 4-11 классы..
Лекторий: “Безопасное поведение на улицах и перекрёстках города” (1-7 классы).
Уголок Памяти «Россия против террора». «Беслан – мы скорбим вместе с вами», проведение информационных классных часов.
Посещение музея.
Беседа: “Противопожарная безопасность”. Встреча с представителем противопожарной службы. (1-7 классы).
Лекции врачей-специалистов.
Октябрь
Лекторий: “Первоначальная постановка граждан на воинский учёт. Обязанности граждан по воинскому учёту” (8-11 классы).
Литературная гостиная «Стихи военных лет».
Городской конкурс чтецов, посвященный 60-летию ВОВ.
Ноябрь
Декабрь
Январь – февраль
Месячник Дня Защитника Отечества. Встречи с ветеранами войн и вооруженных конфликтов, военнослужащими.
Слет «Вперед, мальчишки!».
Конкурс рисунков «Дети об Армии».
«А ну-ка, парни».
Смотр песни и строя.
Прохождение медицинского осмотра 11 классов в военкомате.
Март
Апрель
1 .Выпуск боевых листков о ветеранах Великой
Отечественной войны г. Копейска
2.Выпуск стенной газеты ко Дню Победы.
3.Показательные выступления участников спортивного кружка школы.
4.Спортивные соревнования, состязания посвящённые Дню Победы,
май
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
Закон РК “О воинской обязанности и воинской службы”, “Об обороне”;
Постановление Правительства №449 от г. “О подготовке к военной службе...”.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РК на 2006-2008 годы» постановление правительства РК от 16 февраля 2001г. №122.
Приказ Министерства Образования и Министерства Обороны от 3.05.01 г. “Об обучении граждан РК начальным знаниям в области обороны и их подготовки к военной службе”.
Методические материалы и документы по курсу НВП .
Учебное пособие “Основы военно-патриотического воспитания”.
Программа развития школы
ЛИТЕРАТУРА
Андреева И.Н. Формирование культурных ценностей молодёжи в сфере досуга;
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте;
Вестник военной информации - 2000 год;
Жуков И.М. Военно - патриотическое воспитание старшеклассников;
Катуков А.М. Военно - патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальному военному обучению;
Кулаков В.Ф.Военная психология и педагогика;
Ларшин О.В. Эстетическое развитие и воспитание молодёжи;
На службе Отечеству - учебник по общественно-государственной подготовки ВС РФ;
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности - учебное пособие.
Лесная общеобразовательная средняя школа
Программа
патриотического воспитания
«Растим патриотов своей страны»
Лесное .