СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа патриотического воспитания учащихся

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе представлены различные формы и методы работы ,использование межпредметных связей и усиление воспитательноц роли уроков гуманитарного цикла в образовательном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Программа патриотического воспитания учащихся»

Программа патриотического воспитания учащихся

«Растим патриотов своей страны»

Преподаватель-организатор НВП Унбаев Амангельды Науканович

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа патриотического воспитания учащихся разработана в соответствии с требованиями законов Республики Казахстан “О Всеобщей воинской обязанности и воинской службе”, “Об обороне”, “О гражданской обороне”, Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы», утвержденной постановлением Правительства РК . Кризис в сфере воспитания, отсутствие мировоззренческо-идеологических основ и единых концептуальных положений в патриотическом воспитании требуют осмысленного подхода в применении различных форм и методов работы, использование межпредметных связей и усиление воспитательной роли уроков гуманитарного цикла в образовательном процессе.

Логическим продолжением программы НВП во внеурочное время является участие обучающихся в работе различных кружков, секций и мероприятий патриотической направленности. Наряду с введением новых форм и методов воспитательной работы необходимо использовать положительный многолетний опыт в организации спортивных лагерей старшеклассников, лагерей юных спасателей, туристических походов и слётов, детских игр и соревнований.

Задача патриотического воспитания как формы обязательной подготовки граждан к военной службе преследует конечный результат - готовность юношей к защите Отечества, которая представляет собой комплекс морально - психологических, военно - технических и физических качеств, способность к их мобилизации в экстремальных условиях.

Работа по патриотическому воспитанию строится с учётом специфики данной школы. Поэтому нельзя забывать и об эстетическом воспитании защитника Отечества и о здоровом образе жизни.

Эстетические взгляды являются органической частью духовно развитой личности. Они служат руководством в оценке прекрасного и в жизни, и в искусстве. Решая конкретные задачи эстетического образования в школе, можно способствовать решению других задач нравственного развития личности, т. е. на практике может осуществляться комплексный подход к воспитанию школьников, в том числе и патриотическому.

В процессе обучения театральному искусству, поэзии, танцам и музыке учащийся школы познаёт мир прекрасного, что является альтернативой войне. Меняются его поступки, отношения к другим людям, а также переживания, стремления и идеалы. Поэтому патриотическое воспитание выполняет свои задачи в тесном взаимодействии со всеми другими видами воспитания: нравственными, трудовыми, правовыми, экологическими, физическими, художественными, эстетическими и др.

В этом и заключается разнообразие форм и методов патриотического воспитания в школе с изучением музыки, ИЗО, хореографии и др.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ

- Формирование на примерах отечественной истории, культурных ценностей и традициях личности, гражданина - патриота.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

патриотической работы.

1. Духовно - нравственное воспитание.

2.Историческое воспитание.

3.Политико - правовое воспитание.

4.Патриотическое воспитание.

5.Профессионально деятельное воспитание.

6.Психологическое воспитание.

7.Воспитание на воинских традициях.

ЦЕЛИ

патриотической работы.

Целенаправленно осуществлять патриотическое воспитание учащихся во внеурочное время, способствовать формированию у них высокой политической сознательности, глубокого понимания священного долга защиты Отечества.





ЗАДАЧИ

патриотической работы

1. Прививать учащимся высокие моральные качества, психологически и физически подготовить к военной службе, закрепить на практике знания, умения и навыки, полученные ими на занятиях по НВП.

2. Активное изучение учащимися исторических страниц воинской славы русского оружия.

3. Формирование такого мировоззрения, которое достойно гражданина и патриота своей Родины.

4.Проведение комплекса профориентационных мероприятий по пропаганде профессии защитника Отечества.

5. Организация взаимодействия с воинскими частями и подразделениями .

6. Укрепление учебно-материальной базы, оборудования кабинета НВП.

7.Развитие самоуправления и повышения общественной активности учащихся, активной жизненной позиции.

8. Осуществление комплекса мероприятий по патриотической работе со школьниками, военнослужащими запаса, ветеранами войны и труда.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ

- общешкольные мероприятия по тематике “Защита Отечества - почётная обязанность гражданина Республики Казахстан” (беседы, лекции, доклады);

- месячник ГО, защитника Отечества;

- кинофестивали или просмотр отдельных фильмов по военно -патриотической тематике;

- конкурсы военно - патриотической песни;

- конкурсы на лучшую музыкальную композицию военных песен;

- конкурсы рисунков и плакатов на военную тематику;

- театральные постановки военно - патриотической направленности;

- походы школьников по местам боевой и трудовой славы;

- поисковая работа;

- шефство над инвалидами и ветеранами войны;

- встречи с ветеранами войны и труда;

- создание выставок военных книг, уголков боевой славы, рисунков;

- организация и работа военно-патриотических и спортивных кружков;

- проведение спортивных игр;

- участие в смотрах военно-патриотической работы; участие в военно-спортивных играх;

- соревнования по военно - прикладным видам спорта;

- экскурсии в воинские части и военно-учебные заведения;

- встречи с воинами - бывшими учениками школы;

- мероприятия по ориентации на военные профессии.

ОРГАНИЗАЦИЯ

патриотической работы

Структура и организация данного воспитательного процесса строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами формирования готовности к защите Отечества у учащихся разного школьного возраста.

1 категория - ребята 1-4 классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о защите Отечества, их нравственное, эмоционально - волевое отношение к деятельности по защите Родины. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у них чувства восхищения воинами РА, вызвать желание в будущем встать в их ряды.

2 категория - учащиеся 5-8 классов. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков готовности к защите Родины в этот период является участие школьников в различных видах патриотической деятельности, организуемой в школе и вне её.

3 категория - учащиеся 9-11 классов. Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно- воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о Вооруженных Силах страны и событиях минувших войн, но и формировать у них общественно ценный опыт подготовки к защите Родины.

СИСТЕМА

патриотического воспитания учащихся

1. Морально - психологическая подготовка

Осуществляется на уроках общественно - исторического и гуманитарного цикла. Внеурочная работа:

- кружки по предметам;

- уроки мужества;

- конкурсы сочинений на военно - патриотическую тему;

- обсуждение книг, кинофильмов;

- военно - шефская работа.

2. Военно - техническая подготовка

Осуществляется на уроках труда и физико - математического цикла.

Внеурочная работа:

- кружки по предметам;

- технические кружки и секции в ДОУ .

3. Военно - физическая подготовка

Осуществляется на уроках НВП и физкультуры.

Внеурочная работа:

- сдача нормативов по ГО;

- спортивные секции;

- соревнования по военно - прикладным видам спорта;

- спортивные лагеря;

- военизированные походы, военно - спортивные праздники и вечера.

УПРАВЛЕНИЕ

системой патриотического воспитания в школе

1. Функции управления

  • целеполагание - педагогический анализ

  • разработка моделей готовности - координация
    к защите Отечества

  • переход к организационным - контроль
    задачам.

2. Состав и структура системы управления

  • администрация

  • ученический совет

  • МО классных руководителей

  • МО учителей предметников

  • Ученическое самоуправление

3. Методическое обеспечение

  • внедрение нового содержания, форм и методов патриотического воспитания;

  • организация методической учебы коллектива.











ПРИНЦИП ПРОГРАММЫ

- Воспитание личности безопасного типа, гражданина, защитника Отечества, способного мобилизовать все приобретённые качества в экстремальных условиях.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ

Директор школы осуществляет:

  • общее руководство патриотическим воспитанием, подбор, воспитание и расстановка кадров;

  • анализ состояния патриотической работы, её планирование, согласование планов с общественными внешкольными организациями, базовыми предприятиями;

  • выдвижение инициативных решений по совершенствованию патриотической деятельности, педагогического мастерства учителей, организаторов внеклассной и внешкольной работы, преподавателей –организаторов НВП;

  • внутришкольный учёт и контроль за выполнением патриотической работы;

  • создание необходимых материальных, социальных и морально психологических условий для организации патриотического воспитания.

Является председателем общественного совета по патриотическому воспитанию.

Заместитель директора по учебно - воспитательной работе (патриотическому воспитанию), заместитель директора по воспитательной работе:

  • выявляет возможности учебных программ для решения задач патриотического воспитания, реализует их в учебно-воспитательном процессе;

  • обеспечивает единство и взаимосвязь урочной и внеурочной работы по подготовке молодёжи к защите Отечества;

  • заботится о методическом обеспечении патриотической направленности учебно - воспитательного процесса;

  • осуществляет преподавание НВП в учебное время и проведение факультативных занятий во внеурочное время, создаёт с помощью директора школы необходимую для этого материальную базу;

  • обеспечивает межпредметные связи НВП с общеобразовательными дисциплинами

  • организует кружковую работу патриотической направленности;

  • руководит подготовкой и проведением военно - спортивных праздников, смотров, соревнований;

  • поддерживает постоянные деловые контакты с военкоматом, городским штабом ГО, воинскими частями и подразделениями;

  • возглавляет профориентационную работу по военным специальностям, стимулирует развитие склонности у учащихся к военной службе, организует помощь юношам в подготовке их к поступлению в военные учебные заведения;

  • использует помощь шефствующих предприятий, воинских частей, общественных организаций в повышении качества военно-патриотического воспитания учащихся.

Классный руководитель

  • осуществляет руководство целенаправленной патриотической деятельностью классного коллектива;

  • планирует и координирует соответствующую работу учителей, занимающихся с данным классом, детских общественных организаций, внешкольных учреждений и родителей по формированию у учащихся готовности к защите Родины;

  • ведёт систематические психолого-педагогические наблюдения за развитием патриотического сознания учащихся, формированием умений и навыков, необходимых будущим защитникам Отечества;

  • корректирует процесс военно-патриотического воспитания, привлекает к этой деятельности специалистов дополнительного образования;

Учителя:

  • обеспечивают военно-патриотическую направленность учебно-воспитательного процесса, формирование средствами своего предмета личности будущего защитника Родины;

  • систематически вносят военно-патриотические аспекты в воспитательные цели урока, подбирают соответствующий фактический материал, а также активные методы его изложения.

УСЛОВИЯ

необходимые для реализации программы

В образовательном учреждении, работающем в режиме школы -комплексе, хорошая материальная база: спортивная площадка, спортзал, тренажерный зал, кабинет ЛФК, класс НВП, всевозможные средства индивидуальной защиты от ЧС, полоса препятствий, спортивный инвентарь для занятия спортом.











ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • укрепление физического и психологического здоровья детей (через занятия в туристко-спортивных кружках при школе);

  • воспитание качеств личности: уважение и любовь к Родине и ее истокам, традициям, символике;

  • воспитание гуманности, способности к сотрудничеству, трудолюбия, честность, самостоятельности.

ПЛАН

патриотического воспитания

сентябрь

Месячник безопасности жизнедеятельности детей

  • Организация работы спортивных, туристических кружков на базе школы (7-11 классы). «День бегуна» 4-11 классы..

  • Лекторий: “Безопасное поведение на улицах и перекрёстках города” (1-7 классы).

  • Уголок Памяти «Россия против террора». «Беслан – мы скорбим вместе с вами», проведение информационных классных часов.

  • Посещение музея.

  • Беседа: “Противопожарная безопасность”. Встреча с представителем противопожарной службы. (1-7 классы).

  • Лекции врачей-специалистов.

Октябрь

  • Лекторий: “Первоначальная постановка граждан на воинский учёт. Обязанности граждан по воинскому учёту” (8-11 классы).

  • Литературная гостиная «Стихи военных лет».

  • Городской конкурс чтецов, посвященный 60-летию ВОВ.

Ноябрь

  • Посещение краеведческого музея боевой славы воинов - интернационалистов (все классы).

Декабрь

  • Первоначальная постановка учащихся школы, достигших приписного возраста, на воинский учёт.

Январь – февраль

  • Месячник Дня Защитника Отечества. Встречи с ветеранами войн и вооруженных конфликтов, военнослужащими.

  • Слет «Вперед, мальчишки!».

  • Конкурс рисунков «Дети об Армии».

  • «А ну-ка, парни».

  • Смотр песни и строя.

  • Прохождение медицинского осмотра 11 классов в военкомате.

Март

  • Подготовка мероприятий ко Дню Победы:

  • Музыкально-литературная композиция о войне.

Апрель

1 .Выпуск боевых листков о ветеранах Великой

Отечественной войны г. Копейска

2.Выпуск стенной газеты ко Дню Победы.

3.Показательные выступления участников спортивного кружка школы.

4.Спортивные соревнования, состязания посвящённые Дню Победы,

май

  • Уроки мужества (все классы).

  • Зарница.

  • Военно-полевые сборы.













МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

  • Закон РК “О воинской обязанности и воинской службы”, “Об обороне”;

  • Постановление Правительства №449 от г. “О подготовке к военной службе...”.

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РК на 2006-2008 годы» постановление правительства РК от 16 февраля 2001г. №122.

  • Приказ Министерства Образования и Министерства Обороны от 3.05.01 г. “Об обучении граждан РК начальным знаниям в области обороны и их подготовки к военной службе”.

  • Методические материалы и документы по курсу НВП .

  • Учебное пособие “Основы военно-патриотического воспитания”.

  • Программа развития школы







ЛИТЕРАТУРА

  • Андреева И.Н. Формирование культурных ценностей молодёжи в сфере досуга;

  • Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте;

  • Вестник военной информации - 2000 год;

  • Жуков И.М. Военно - патриотическое воспитание старшеклассников;

  • Катуков А.М. Военно - патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальному военному обучению;

  • Кулаков В.Ф.Военная психология и педагогика;

  • Ларшин О.В. Эстетическое развитие и воспитание молодёжи;

  • На службе Отечеству - учебник по общественно-государственной подготовки ВС РФ;

  • Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности - учебное пособие.







Лесная общеобразовательная средняя школа














Программа

патриотического воспитания

«Растим патриотов своей страны»









Лесное .