СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание на уроках истории.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиционно под гражданско-патриотическим воспитанием понималось привитие любви к Родине, уважения и преданности сущест­вующему государственному порядку.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание на уроках истории.»

Патриотическое воспитание на уроках истории.

 И еще немало будет пройдено,

                                                         Коль зовут в грядущее пути.

                                                          Но светлей и чище  чувства Родины

                                                         Людям никогда не обрести!

   Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.

        Разрушительные последствия социальных экспериментов XX века и последующих за ними либерально-демократических реформ в России особенно очевидны. Значительная часть граждан утратила  ориентиры в личной и общественной деятельности - идеалы, ценности.

Понижается нравственно-культурный уровень, возникает социальная пассивность, безразличие. Различные оценки событий истории в СМИ, сложные и, часто, написанные академическим языком учебные пособия затрудняют восприятие материала школьниками. Ребенку  тяжело соотнести факты и даты со своими внутренними потребностями, потребностями в личном подвиге, в осознании своей личности и своей роли в развитии государства.

        Прививая детям любовь к Отечеству, мы должны избегать высказываний искаженного характера, содержащих примеси шовинизма, национализма, превосходства своей нации над другими.

Только любовь к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к истории предков, искренние переживания по поводу достижений и недостатков всех реформ, проводимых государством на разных этапах его развития, может вызвать в человеке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина.

Главной целью системы нравственно-патриотического воспитания  является не только формирование знаний о своем Отечестве, но и складывание эмоционально окрашенного внутреннего образа, который станет регулятором собственного поведения ребенка и критерием оценки поведения других людей. Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

- утверждение в сознании и чувствах молодежи гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений;

- уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям.

История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина.

Мне кажется, что это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что “ без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству.”

Со страниц журналов, газет, с экранов телевидения, по - существу, исчезла тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие факты. Нам все чаще пытаются внушить такие мысли, как, например, идеи о том, что главный вклад в победу над фашизмом внесли США, и именно им мы обязаны тем, что смогли освободить свою Родину и водрузить знамя Победы над рейхстагом. Страна забыла своих героев, забыла тех, кому она обязана своим существованием, своей независимостью.

В немалой степени вина за это лежит и на современных программах, которые очень мало часов отводят таким темам, как “ Отечественная война 1812 г.”, “ Великая Отечественная война” и т.д. А ведь именно уроки этих тем дают самый благодатный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому.

Учебники истории, особенно для старших классов, написаны труднодоступным, сухим языком, плохо иллюстрированы. Они практически не содержат яркого фактического материала, в некоторых из них встречаются грубые фактические и даже орфографические ошибки. Кроме того, они, также как и учебники по другим предметам, дорогие и не всегда доступны части учащихся, а тем более школам, которые давно уже не имеют средств на их приобретение / во всяком случае, в городах, подобных нашему./ Ряд параграфов содержит огромный по объему и необходимости усвоения материал / в учебниках “ Истории средних веков ” Ведюшкина, например предназначенных для шестиклассников, объем параграфа составляет до 10 страниц ! /.

История патриотического воспитания.

Традиционно под гражданско-патриотическим воспитанием понималось привитие любви к Родине, уважения и преданности сущест­вующему государственному порядку.

Длительное время в официальной педагогике основу воспи­тания патриотизма составляла идея подчеркивания положитель­ных сторон действительности и замалчивания отрицательных, особенно при преподавании истории. В истории России в конце XVIII века имело место «критиче­ское» направление образования (Л. Мусин-Пушкин), когда на первый план выставлялись отрицательные герои родной исто­рии и литературы. На недопустимость негативного содержания образования, которое не годится для детей, обращал внимание К. Д. Ушинский. Такое пагубное «образование» деморализовало школьников, отнимало у них веру в лучшее будущее.

Материалы реформы средней школы 1915 г. указывали на недопустимость фальши, тенденциозности в преподавании ис­тории, нравоучений на патриотические темы. Не вызывает сомнения, что любовь к Родине можно воспитывать только научно-правдивым изложением исторического курса. В ином случае школьники теряют к нему до­верие. Отсюда выдвигалось однозначное и категоричное требо­вание устранения из преподавания неправды и тенденциозности.

В 1930-е годы содержание патриотизма наполнилось пре­данностью вождю, пассивной исполнительностью. Акцент пе­реносился на изучение роли народных масс в истории, классо­вой борьбы, революционных движений и социалистических идей. Большой опыт в патриотическом воспитании молодежи че­рез изучение истории Отечества был накоплен в первые годы Великой Отечественной войны, поскольку сама жизнь ставила перед школой задачу повышения идейно-политической насы­щенности всего учебного процесса и, в частности, уроков исто­рии. Необходимо было подготовить школьников к любым испы­таниям во имя защиты Родины. По справедливому замечанию академика Н. М. Дружинина: «в преддверии неминуемой войны история стала подлинным орудием гражданского воспитания народа».

В условиях начавшейся войны первоочередным действием Наркомпроса РСФСР было внесение изменений в содержание курсов истории. В программах перераспределялось учебное время, отводимое на изучение отдельных разделов и тем, ис­ключался менее значимый в сложившихся условиях материал.

Стремление дать выпускникам средней школы полноценный объем знаний о прошлых периодах отечественной истории, в которых наиболее ярко и впечатляюще проявились мужество, патриотизм, самопожертвование русского народа, священная ненависть к иноземным захватчикам, было оправдан­но тем, что многие десятиклассники прямо со школьной скамьи от­правлялись на фронт, вступали в партизанские отряды.

Чтобы удовлетворять возросший интерес школьников к ис­тории и успешно решать проблему патриотического воспитания, необходимы были новые учебники, но их катастрофически не хватало.

В сложившейся ситуации неоценимую помощь советской школе оказали ученые историки института истории АН СССР и Московского государственного университета - С. В. Бахрушин, К. В. Базилевич, II. М. Дружинин, Б. Д. Греков, М. В. Нечкина, Е, В. Тарле, М. Н. Тихомиров и др. Уже в июне 1941 года они опубликовали брошюры, статьи в журналах и газетах о борьбе с интервентами на разных этапах истории России, о выдающихся отечественных полководцах и флотоводцах. Работа по корректировке программ привела к изменениям и в методике преподавания истории. Значительное место на уро­ках заняли образный, эмоциональный рассказ учителя, эвристи­ческая беседа, охватывающая всех учеников. Важную роль ста­ло играть привлечение фактов периодической печати, широкое использование произведений историко-художественной литера­туры и советской публицистики военной поры, иллюстраций, плакатов, исторических документов и др. На многих занятиях использовали индивидуальные задания, различные виды само­стоятельной работы.

Много внимания уделялось военной истории, изучению крупнейших сражений, в том числе судьбоносных для Отечест­ва. Объектом особого интереса учащихся было знакомство с полководческим искусством

А. Невского, Д. Донского, А. Суво­рова, М. Кутузова и др.

Классные занятия по истории дополнились разнообразными формами внеклассной работы. Получили распространение исто­рические кружки, сферой деятельности которых было изучение героического прошлого и настоящего народов нашей страны, раскрытие подвигов многих героев Отечественных войн. Прово­дились ученические конференции «Патриотизм русского наро­да», «Герои Гражданской и Великой Отечественной войн». Ис­торические вечера с сообщениями и докладами школьников, ве­лась переписка с фронтовиками, проводились экскурсии к па­мятным местам боевой и трудовой славы. Подобная работа по патриотическому воспитанию велась в Советском Союзе, и после войны.

В годы «перестройки», как известно, изменилось многое. Высказывались суждения, что служение только России для рос­сийских граждан должно уйти в прошлое и его должно заменить служение всему человечеству. В результате богатейший опыт формирования чувства любви и верности к своему Отечеству, накопленный советскими методистами и историками, был, если и не отвергнут, то, по крайней мере, забыт. Конечно, человек, родившийся на Земле, должен и служить Земле. Но коль сама история разделила всех людей по своим землям (странам), человек, естественно, всеми своими корнями привязывается именно к ней.

Слово «патриот» пришло в Россию из Франции. Так 200 лет назад называли граждан, добровольно вступивших в армию для борьбы с австро-прусскими интервентами. В Испании термин «патриот» встречается в призыве «Патриа о муэрте!» - «Родина или смерть!».

Существует множество толкований слова «патриотизм»:

- патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу ;

- патриотизм - любовь к родине; привязанность к месту сво­его рождения, месту жительства;

патриотизм - это совокупность отношений, идей, эмоций, чувств, настроений, убеждений и действий, направленных на процветание своей Родины.

Исходя из данных трактовок, можно сделать вывод:

пат­риотическое воспитание - это процесс воз­действия на учащихся с целью осознанного восприятия ими ис­торических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качест­вах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, не­примиримость к врагам России.

На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма рассматривается в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства. Она является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития, олицетворяет любовь к Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями и проблемами, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию.

Формирование гражданина патриота одна из важных функций школьного предмета «История». Чем нравственнее личность, тем сильнее нравственный дух народа, как науки, имеющей историческую перспективу.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!