СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание на уроках истории.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиционно под гражданско-патриотическим воспитанием понималось привитие любви к Родине, уважения и преданности сущест­вующему государственному порядку.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание на уроках истории.»

Патриотическое воспитание на уроках истории.

 И еще немало будет пройдено,

                                                         Коль зовут в грядущее пути.

                                                          Но светлей и чище  чувства Родины

                                                         Людям никогда не обрести!

   Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.

        Разрушительные последствия социальных экспериментов XX века и последующих за ними либерально-демократических реформ в России особенно очевидны. Значительная часть граждан утратила  ориентиры в личной и общественной деятельности - идеалы, ценности.

Понижается нравственно-культурный уровень, возникает социальная пассивность, безразличие. Различные оценки событий истории в СМИ, сложные и, часто, написанные академическим языком учебные пособия затрудняют восприятие материала школьниками. Ребенку  тяжело соотнести факты и даты со своими внутренними потребностями, потребностями в личном подвиге, в осознании своей личности и своей роли в развитии государства.

        Прививая детям любовь к Отечеству, мы должны избегать высказываний искаженного характера, содержащих примеси шовинизма, национализма, превосходства своей нации над другими.

Только любовь к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к истории предков, искренние переживания по поводу достижений и недостатков всех реформ, проводимых государством на разных этапах его развития, может вызвать в человеке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина.

Главной целью системы нравственно-патриотического воспитания  является не только формирование знаний о своем Отечестве, но и складывание эмоционально окрашенного внутреннего образа, который станет регулятором собственного поведения ребенка и критерием оценки поведения других людей. Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

- утверждение в сознании и чувствах молодежи гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений;

- уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям.

История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина.

Мне кажется, что это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что “ без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству.”

Со страниц журналов, газет, с экранов телевидения, по - существу, исчезла тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие факты. Нам все чаще пытаются внушить такие мысли, как, например, идеи о том, что главный вклад в победу над фашизмом внесли США, и именно им мы обязаны тем, что смогли освободить свою Родину и водрузить знамя Победы над рейхстагом. Страна забыла своих героев, забыла тех, кому она обязана своим существованием, своей независимостью.

В немалой степени вина за это лежит и на современных программах, которые очень мало часов отводят таким темам, как “ Отечественная война 1812 г.”, “ Великая Отечественная война” и т.д. А ведь именно уроки этих тем дают самый благодатный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому.

Учебники истории, особенно для старших классов, написаны труднодоступным, сухим языком, плохо иллюстрированы. Они практически не содержат яркого фактического материала, в некоторых из них встречаются грубые фактические и даже орфографические ошибки. Кроме того, они, также как и учебники по другим предметам, дорогие и не всегда доступны части учащихся, а тем более школам, которые давно уже не имеют средств на их приобретение / во всяком случае, в городах, подобных нашему./ Ряд параграфов содержит огромный по объему и необходимости усвоения материал / в учебниках “ Истории средних веков ” Ведюшкина, например предназначенных для шестиклассников, объем параграфа составляет до 10 страниц ! /.

История патриотического воспитания.

Традиционно под гражданско-патриотическим воспитанием понималось привитие любви к Родине, уважения и преданности сущест­вующему государственному порядку.

Длительное время в официальной педагогике основу воспи­тания патриотизма составляла идея подчеркивания положитель­ных сторон действительности и замалчивания отрицательных, особенно при преподавании истории. В истории России в конце XVIII века имело место «критиче­ское» направление образования (Л. Мусин-Пушкин), когда на первый план выставлялись отрицательные герои родной исто­рии и литературы. На недопустимость негативного содержания образования, которое не годится для детей, обращал внимание К. Д. Ушинский. Такое пагубное «образование» деморализовало школьников, отнимало у них веру в лучшее будущее.

Материалы реформы средней школы 1915 г. указывали на недопустимость фальши, тенденциозности в преподавании ис­тории, нравоучений на патриотические темы. Не вызывает сомнения, что любовь к Родине можно воспитывать только научно-правдивым изложением исторического курса. В ином случае школьники теряют к нему до­верие. Отсюда выдвигалось однозначное и категоричное требо­вание устранения из преподавания неправды и тенденциозности.

В 1930-е годы содержание патриотизма наполнилось пре­данностью вождю, пассивной исполнительностью. Акцент пе­реносился на изучение роли народных масс в истории, классо­вой борьбы, революционных движений и социалистических идей. Большой опыт в патриотическом воспитании молодежи че­рез изучение истории Отечества был накоплен в первые годы Великой Отечественной войны, поскольку сама жизнь ставила перед школой задачу повышения идейно-политической насы­щенности всего учебного процесса и, в частности, уроков исто­рии. Необходимо было подготовить школьников к любым испы­таниям во имя защиты Родины. По справедливому замечанию академика Н. М. Дружинина: «в преддверии неминуемой войны история стала подлинным орудием гражданского воспитания народа».

В условиях начавшейся войны первоочередным действием Наркомпроса РСФСР было внесение изменений в содержание курсов истории. В программах перераспределялось учебное время, отводимое на изучение отдельных разделов и тем, ис­ключался менее значимый в сложившихся условиях материал.

Стремление дать выпускникам средней школы полноценный объем знаний о прошлых периодах отечественной истории, в которых наиболее ярко и впечатляюще проявились мужество, патриотизм, самопожертвование русского народа, священная ненависть к иноземным захватчикам, было оправдан­но тем, что многие десятиклассники прямо со школьной скамьи от­правлялись на фронт, вступали в партизанские отряды.

Чтобы удовлетворять возросший интерес школьников к ис­тории и успешно решать проблему патриотического воспитания, необходимы были новые учебники, но их катастрофически не хватало.

В сложившейся ситуации неоценимую помощь советской школе оказали ученые историки института истории АН СССР и Московского государственного университета - С. В. Бахрушин, К. В. Базилевич, II. М. Дружинин, Б. Д. Греков, М. В. Нечкина, Е, В. Тарле, М. Н. Тихомиров и др. Уже в июне 1941 года они опубликовали брошюры, статьи в журналах и газетах о борьбе с интервентами на разных этапах истории России, о выдающихся отечественных полководцах и флотоводцах. Работа по корректировке программ привела к изменениям и в методике преподавания истории. Значительное место на уро­ках заняли образный, эмоциональный рассказ учителя, эвристи­ческая беседа, охватывающая всех учеников. Важную роль ста­ло играть привлечение фактов периодической печати, широкое использование произведений историко-художественной литера­туры и советской публицистики военной поры, иллюстраций, плакатов, исторических документов и др. На многих занятиях использовали индивидуальные задания, различные виды само­стоятельной работы.

Много внимания уделялось военной истории, изучению крупнейших сражений, в том числе судьбоносных для Отечест­ва. Объектом особого интереса учащихся было знакомство с полководческим искусством

А. Невского, Д. Донского, А. Суво­рова, М. Кутузова и др.

Классные занятия по истории дополнились разнообразными формами внеклассной работы. Получили распространение исто­рические кружки, сферой деятельности которых было изучение героического прошлого и настоящего народов нашей страны, раскрытие подвигов многих героев Отечественных войн. Прово­дились ученические конференции «Патриотизм русского наро­да», «Герои Гражданской и Великой Отечественной войн». Ис­торические вечера с сообщениями и докладами школьников, ве­лась переписка с фронтовиками, проводились экскурсии к па­мятным местам боевой и трудовой славы. Подобная работа по патриотическому воспитанию велась в Советском Союзе, и после войны.

В годы «перестройки», как известно, изменилось многое. Высказывались суждения, что служение только России для рос­сийских граждан должно уйти в прошлое и его должно заменить служение всему человечеству. В результате богатейший опыт формирования чувства любви и верности к своему Отечеству, накопленный советскими методистами и историками, был, если и не отвергнут, то, по крайней мере, забыт. Конечно, человек, родившийся на Земле, должен и служить Земле. Но коль сама история разделила всех людей по своим землям (странам), человек, естественно, всеми своими корнями привязывается именно к ней.

Слово «патриот» пришло в Россию из Франции. Так 200 лет назад называли граждан, добровольно вступивших в армию для борьбы с австро-прусскими интервентами. В Испании термин «патриот» встречается в призыве «Патриа о муэрте!» - «Родина или смерть!».

Существует множество толкований слова «патриотизм»:

- патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу ;

- патриотизм - любовь к родине; привязанность к месту сво­его рождения, месту жительства;

патриотизм - это совокупность отношений, идей, эмоций, чувств, настроений, убеждений и действий, направленных на процветание своей Родины.

Исходя из данных трактовок, можно сделать вывод:

пат­риотическое воспитание - это процесс воз­действия на учащихся с целью осознанного восприятия ими ис­торических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качест­вах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны, не­примиримость к врагам России.

На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма рассматривается в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства. Она является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития, олицетворяет любовь к Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями и проблемами, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию.

Формирование гражданина патриота одна из важных функций школьного предмета «История». Чем нравственнее личность, тем сильнее нравственный дух народа, как науки, имеющей историческую перспективу.