Патриотическое воспитание на уроках технологии и ИЗО.
Учитель технологии и ИЗО
I-ой категории
Шестакова Ирина Геннадьевна
МБОУ «СОШ№20» п. Усолье-7
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 304-ФЗ)
Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.
Патриотизм одна из очень значимых ценностей. Воспитание патриотизма одна из задач нравственного воспитании, включающая в себя любовь к близким, к школе, дому, улице, городу и стране. Задача учителя сформировать духовность и нравственность подрастающего поколения, проявить интерес к отечественной истории и культуре и социально адаптировать учащихся.
Воспитать патриотов сегодня – это значит обеспечить будущее завтра. Формирование патриотических чувств во многом зависит от развития эмоциональной сферы учащихся.
Труд - основа жизни любого народа, его нравственности, представлений о добре и зле, красивом и безобразном, должном и недолжном. Мотивацией труда пронизаны народные обряды и обычаи, фольклор, песни, пословицы, поговорки, сказки и загадки.
Очень важно вести предмет «Технология» в школе, опираясь на вековой опыт, в том числе на народную героику, народные ценности. Воспитывать уважение к традициям и историческому прошлому своей страны.
Прививать чувство любви и уважения к наследию наших предков. Воспитывать чувство национальной гордости.
На уроках технологии мы не просто учим детей вязанию, резьбе по дереву, работе с металлом, вышивке, плетению, кулинарии, а знакомим с обычаями в быту крестьян, говорим о гостеприимстве, хлебосольстве русского человека. И объясняем детям, как жили их предки, как трудились и праздновали, как играли свадьбы, как растили детей.
На уроках рукоделия объясняем смысл народного рисунка и орнамента, знакомим с народными ремеслами и промыслами России. Ориентируем обучающихся на гармоничное взаимодействие поколений в семье и обществе, знакомим с укладом жизни русского народа, способствуем формированию у учеников стремления самостоятельно приобретать знания, наблюдать, обобщать и анализировать факты жизни, строить свое «семейное гнездо».
В планировании уроков мы предусматриваем активные формы обучения – ролевые игры, прослушивание обрядовых и других народных песен – которые не только позволяют дать обучающимся представление о народных праздниках, но и предоставят возможность самим принять участие в традиционных играх.
Используя инновационные методы обучения, можно не только дать обучающимся представление о том, как жили наши предки, но и предоставить им возможность сопереживать, т.е эмоционально закрепить полученные знания и применить их в проектной и исследовательской деятельности.
Активные формы обучения способствуют развитию творческого потенциала детей, дают им шанс проявить себя в той, или иной сфере интересов. Обучающиеся знакомятся и изучают основы художественных промыслов. Изучение основ традиционной культуры это, прежде всего интеграция таких предметов как технология, русский язык, литература, музыка, история, изобразительное искусство.
Уроки технологии помогают прививать любовь к семейному очагу, родителям, домочадцам, уважение к семейным традициям, воспитанию патриотизма и гражданственности.
Спасибо за внимание.