Тема: «Патриотическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» "
Воспитание нравственности и духовности во все времена являлось одной из основных педагогических проблем, занимающей умы великих педагогов, писателей, государственных деятелей, таких как Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Я.А. Каменский, В.А. Сухомлинский и др.
Человек, по учению духовных отцов Православной церкви, представляет собой триединство духа, души и тела. С этим утверждением соглашался Ушинский, который при этом говорил о том, что тело «инертно», оно стремится сохранить себя - «быть», душа «активна», она стремится «жить», она жаждет деятельности, удовольствий более высоких, чем телесные. Дух же человека устремлен к высшим, духовным ценностям, это отражение изначальной божественной сущности человека. Тело умирает, душа и дух вечны. Но в то же время при всей слабости тела и потенциальном всесилии духа очень часто человек всю свою жизнь посвящает удовлетворению своих телесных потребностей и желаний, пренебрегая духовными ценностями. Таким образом, по Ушинскому, сущность духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы научить душу человека господствовать над телом, усилием воли преодолевать его инерцию, стремление к получению примитивного удовольствия.
Итак, духовность развивается в процессе нравственно-эстетического освоения мира и проявляется в поведении человека в соответствии с общечеловеческими моральными ценностями, а также в созидательном творческом труде на благо общества.
Основные задачи нравственного воспитания:
1. формирование нравственного сознания;
2. воспитание и развитие нравственных чувств;
3. выработка умений и привычек нравственного поведения.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам. Мы растем и учимся любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
Главное назначение учителя– быть источником нравственного влияния. Увеличивая степень самостоятельности обучающихся, осуществляя индивидуальный подход, учитель развивает творческие способности каждого. Активность создается совместным творческим трудом. В современных условия при работе с детьми с ОВЗ на учителя возлагается особая миссия — воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.
Целью в работе с воспитанниками является формирование положительного отношения обучающихся к русской национальной культуре.
Задачи: − воспитание эмоциональной отзывчивости и желания познавать русскую народную культуру;
− формирование и воспитание чувства гордости и причастности к русскому народу и русской культуре;
− обогащение обобщенных знаний и умений о народном творчестве русского народа, традициях, его истории; − развитие активного и самостоятельного умения использовать народное творчество;
− развитие умения рассказывать об истории и традициях русского народа, о его быте, об обрядовых и традиционных праздниках на Руси.
Все это реализуется в следующих видах деятельности: Познавательная — работа над материалом, включающим в себя фольклорные произведения.
Ценностно-ориентировочная — моделирование различных отношений к языку, культуре, окружающей среде через игровые модели, формирование умения принимать решения в ситуации выбора.
Эстетическая — развитие способности выражать свои эмоции, чувства, настроения художественными средствами: в стихах, рисунках.
Коммуникативная деятельность или общение, являющееся условием познания.
Сегодня необходимо осознать, что одной из важных форм адаптации обучающихся в окружающем мире должно стать возвращение к вечным ценностям, народным традициям, народным знаниям и памяти — важнейшим механизмам сохранения духовного, душевного и физического здоровья и формирования гражданского самосознания личности.
Мы знаем, что патриотическое воспитание сегодня является одной из приоритетных задач нашей школы. Поэтому при разработке мероприятий по теме: «Патриотическое воспитание я поставила перед собой следующие задачи
1. Сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности.
2. Сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры
3. Воспитывать любовь, уважение к людям, быть честным, трудолюбивым и отзывчивым.
Мною были разработаны и проведены следующие мероприятия:
«Герб и флаг России.»
«Слава и гордость земли русской»
«Защитники земли русской»
«Подвигу народа жить в веках»
«Москва- столица России"
«Красота русской природы»
«Обычаи и традиции русского народа»
«Поклонимся женщине – матери»
«Городок наш небольшой»
КТД «Прикоснись сердцем к подвигу»
КТД « Будем Родине служить»
В основе проведения мероприятий лежат беседа, просмотр документальных фильмов, встречи с участниками Великой Отечественной, афганской и чеченской войн, экскурсии в библиотеку, музей завода, встречи с кольчугинскими бардами. Именно в беседе коммуникативные способности детей реализуются естественно и максимально разнообразно, при просмотре документальных фильмов формируется интерес к героической истории России и ее достопримечательностям, встречаясь с живыми участниками военных событий у моих воспитанников развивается чувство сопереживания, сострадания к историческим фактам и событиям своей страны. Посещая библиотеку, музей, слушая песни идет воспитание любви к Родине посредством литературы, искусства и истории, воспитывается активная жизненная позиция. Таким образом, за три года дети научились размышлять о человеческих ценностях, сформировались любовь и уважение, к своей стране и народу. Дети стали более коммуникабельными, добрыми, отзывчивыми с взрослыми и сверстниками.
Большое значение для воспитания нравственности имеет трудовое воспитание. В связи с этим я постоянно продумываю, как обогатить, усложнить и эмоционально окрасить каждый вид труда. Зная возможности детей своего класса, я организовываю трудовые поручения, учитывая индивидуальные черты характера. При этом ставлю определенную цель: воспитывать у детей умение выполнять задание независимо от того, интересно оно или нет. Чтобы добиться успешного выполнения поручения, предварительно обговариваю и объясняю важность его. Выполнение трудовых поручений контролирую и сопровождаю словесным указанием. Если дети не доводят начатое дело до конца, пытаюсь выявить причину. Давая оценку труда детей, я применяю разнообразные приемы: поощрения за старание, привлечение внимания всего коллектива к работе отдельных детей. Особенно отмечаю тех детей, которые оказывают помощь своим товарищам. В результате дети трудятся с желанием, в трудовой деятельности появляются инициатива.
Таким образом, для того чтобы достичь главной цели воспитания — формирования морально активной личности, способной творчески мыслить, руководствоваться знаниями в процессе выбора своего поведения в различных жизненных ситуациях, необходимо использовать методы активного обучения, которые позволяют воспитанникам под руководством взрослых достигать новых результатов в своем развитии, приводят к формированию личности.