СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание школьников. Из опыта работы классного руководителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое воспитание школьников. Из опыта работы классного руководителя.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание школьников. Из опыта работы классного руководителя.»

Патриотическое воспитание школьников. Из опыта работы классного руководителя.

Автор: Ершова Людмила Наильевна-учитель начальных классов, Васильева Анастасия Анатольевна- учитель начальных классов,

Описание материала:  Воспитательная деятельность классного руководителя многообразна. В данной работе обобщен наш опыт по патриотическому воспитанию детей в школе. Данный материал пригодится классным руководителям, воспитателям, организаторам по воспитательной работе.


Актуальность темы:  Проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на любом этапе времени. Проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Воспитывая у детей патриотизм, мы воспитываем и духовно – нравственные качества.

Цель темы: обобщение опыта работы классного руководителя по патриотическому воспитанию школьников.
Назначение темы: обмен опытом патриотического воспитания школьников.

Описание педагогического опыта

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В.Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».
Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Наше общество испытывает духовно-нравственный кризис . Современная молодежь имеет доступ к различным источникам информации, в которых не всегда умеет правильно ориентироваться. Появляется необходимость в правильно организованном воспитательном процессе, направленном на формирование чувства патриотизма.
Правительство и Министерство образования РФ считает патриотическое воспитание в школе, как одну и главных задач образования детей и молодежи.
Сегодня много говорят о возрождении патриотического воспитания детей и молодежи. И это правильно, только человек, знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа, своей семьи, гордящийся славой своих предков, переживающий за свою страну, может быть истинным гражданином, способным взять на себя груз ответственности за Россию. Ребенок должен знать героические страницы истории своей семьи, испытывать гордость за близких людей, что в конечном итоге приведет к воспитанию такого великого чувства, как любовь к Родине.
Поэтому роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения огромна - он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. На протяжении всей педагогической деятельности мы осуществляем работу с детьми по гражданско-патриотическому воспитанию. Работа по воспитанию ведётся круглый год.
Цель: совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у молодого поколения высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности, создание системы ценностных ориентаций.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- стимулировать познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему страны, края;
- формировать способности к общению, сопереживанию, нравственное воспитание,
- развивать творческие способности, знакомлю с традициями края, страны, достижениями людей;
- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к результатам труда;
- учить заботиться о своей школе, гордиться историей своей школы;
- учить бережному отношению к общественному достоянию;
- прививать уважение к культуре и традициям других национальностей;
- прививать чувство любви к своему Отечеству.
- развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России.
- воспитывать у детей неприятие агрессии, насилия и войны.
- способствовать физическому развитию учащихся, развиваю чувство ответственности за своё здоровье и образ жизни.
Решая задачи патриотического воспитания, строим свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей. Применяем в своей работе как традиционные, так и инновационные формы работы.
Традиционные формы работы:
классные часы, с использование презентаций, праздники, беседы, викторины, выставки рисунков, уроки мужества, внеклассные мероприятия на патриотическую тему, выпуск стенгазет.
Инновационные формы работы:
поисковая работа, участие в социальных проектах, школьных конференциях, экскурсионная деятельность с посещением музеев, выставок, встречи с интересными людьми, просмотр видеофильмов.


В процессе работы по патриотическому воспитанию у обучающихся к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, Родины;
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

- способность к саморазвитию.

Направления патриотического воспитания

1. Воспитание патриотических чувств через изучение материалов о семье


В рамках данного направления:
- изучаем историю своего рода через составление генеологических древ «Мое семейное древо»;
- создали библиографический альбом о земляках нашего посёлка, участниках и ветеранах Великой Отечественной войны;
- провели конкурс сочинений – рассуждений на тему «От истории семьи к истории страны»;
- проводим конкурсы рисунков «Мама, папа, я – наша дружная семья»«Пусть всегда будет мама» и др.;
- организуем совместные праздники родителей с детьми: День знаний, День Матери, «День пожилого человека»«День добра и уважения», День семьи, 8 Марта, «А мамины глаза» и др.

Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.

2. Гражданско-правовое направление,которое включает изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России, формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности.

При работе по данному направлению проведены следующие мероприятия:

-ежегодно празднуем «День Народного Единства».

Всероссийская акция «Окна единства».

-экскурсия в школьный музей направлена на знакомство с историей и культурой Поволжья, а также на формирование чувства патриотизма и уважения к истории своей страны.

-сбор гуманитарной помощи для военнослужащих, участвующих в специальной военной операции.

-акция «Письмо солдату»;

-посещение школьной выставки «Символы России». Одной из отличительных особенностей современных государств является наличие национально-государственной символики – герба, флага, гимна. Они, являясь символами государства, отражают исторические, политические, военные, культурные традиции проживающих на его территории народов, отношения и связи с другими государствами, заимствования и переплетения межнациональных традиций и культур.

Однако помимо традиционных государственных символов имеется и ряд других, которые ассоциируются с Россией. Это символы президентской власти, исторические, архитектурные, символы исторических эпох, патриотические и спортивные символы, связанные с яркими победами российского спорта.


Уважительное и бережное отношение человека к символам своей страны - это показатель его гражданственности, а значит, проявление образованности, культуры, нравственности. Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

-«День государственного флага». История бело-сине-красного триколора, вызывающего чувство гордости и объединяющего всех граждан нашей страны, насчитывает уже 351 год.

К памятной дате обучающиеся и родители приняли участие Акции «Окна России».

Участники Акции украшали свои окна рисунками, картинками, надписями, посвященными России, своей малой Родине, семье с помощью красок, наклеек, трафаретов, чтоб украшенное окно было видно с улицы.

Опыт работы показал, что патриотическое воспитание способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения.

3. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой Родины, ее прошлого, настоящего и будущего.


Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознания неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе.
По данному направлению провела следующие мероприятия:
- проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»;
- сбор материала о героях своей семьи и размещение этого материала на сайт «Дорога памяти»;
- оформление стенда о земляках нашего посёлка «Они защищали Родину»;
- изучение истории возникновения нашего посёлка;
- создание видеоролика «Мой прадед – герой!»;
- проведение урока – путешествия «Заповедные места родного края»;
- конкурс рисунков «Красоты моего края»;
- проведение классного часа «Край родной, моя Самара»;
- внеклассного мероприятия «День земли»;
- в школьном музее проведен классный час «Неизвестный солдат»,
- внеклассное мероприятие «Не должно быть в России забытых героев», посвящённое Дню Неизвестного Солдата;

Всё, что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история их родного края, государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки.

4. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлого, настоящего и будущего.

Работая в этом направлении, стараемся воспитывать в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Особое место в этом направлении занимает изучение истории Великой Отечественной войны. Считаем, что проведение мероприятий к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне это идеальные условия для развития патриотических ценностей у школьников.
По данному направлению провела следующие мероприятия:

- Ежегодно, каждое второе воскресенье сентября, мы отмечаем скорбную дату — «Международный день памяти жертв фашизма». Этот день посвящён десяткам миллионов людей, погибших от рук фашистов во время Второй мировой войны.

День памяти жертв фашизма имеет особое значение для граждан России, потому что именно наша страна больше других пострадала от действий нацистских захватчиков. В каждом доме нашей страны с благодарностью вспоминают дедов и прадедов, которые защитили нашу Родину от вражеских вторжений.

В преддверие памятной даты обучающиеся совместно с родителями и педагогами посетили памятники и монументы г. Самара.

10 сентября в классах прошли уроки мужества, в ходе которых обучающимся напомнили о страшных страницах истории, о подвиге советских солдат в годы Великой Отечественной войны.


- ежегодно 3 декабря отмечаем праздник – День Неизвестного Солдата – в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами.В этом году провели урок мужества "Нам не дано забыть". Рассказали ребятам , где находиться могила неизвестного солдата, рассказала, как происходило погребение и какие события предшествовали этому важному моменту в истории нашей страны. Урок мужества был насыщен информацией о том, как в разные времена люди отдавали свои жизни за Родину, и как важно помнить о тех, кто остался неизвестным.


- ежегодно 9 декабря проводим с учениками мероприятия ,посвященные  «Дню Героев Отечества». В этом учебном году ,накануне памятной даты были проведены патриотические чтения с учениками и урок мужества классов, и.

так же провели беседы у школьных стендах "Маршалы Победы" и "Города Герои".


-Мероприятия в рамках проекта «Парад Памяти» направлены на сохранение исторической памяти о героях и событиях Великой Отечественной войны, истории запасной столицы СССР Куйбышева (Самары) в годы войны и вкладе регионов России в Великую Победу. Одним из самых ярких событий в Куйбышеве(ныне Самара) времён Великой Отечественной войны стал Парад 7 ноября 1941г. на площади им. Куйбышева.В преддверии этого события, в рамках проекта "Парада Памяти" проводим Уроки мужества «Куйбышев - запасная столица».

Посетили школьную выставку, посвященную великому событию Параду Памяти.


Ребята нарисовали рисунки, выпустили школьную газету.;
-5 декабря – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год) – День воинской славы (победный день) России. В этом году оформили стенд.

- традиционное участие в школьных мероприятиях, посвященных общегосударственному празднику День защитника Отечества:участие в школьном концерте,изготовление открытки;


- выпускаем стенные газеты к праздникам.
Ежегодно в канун празднования Дня Победы мы с ребятами участвуем:
- в акциях «Георгиевская ленточка»«Бессмертный полк», «Окна Победы»;


- в конкурсах рисунков, поделок, посвященные Дню Победы;
Проводим с детьми цикл мероприятий к памятным датам Великой Отечественной войны:
- провела классные часы « Дети блокадного Ленинграда»«Ленинград в годы блокады», посвященные снятию блокады Ленинграда.В рамках акции "Блокадный хлеб" в ГБОУ школе-интернате провели литературно-музыкальную гостиную "Я говорю с тобой из Ленинграда". Школьники осознали, какой ценой была достигнута победа над фашизмом, и как важно помнить о тех событиях, чтобы они никогда не повторились вновь. Минутой молчания почтили память погибших в страшные годы.;


- классные часы «Ты же выжил, солдат»«Дети Сталинграда», посвященные Сталинградской битве;
- внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Победы «Не забудем это никогда»;
- историко-музыкальная гостиная «Песни опалённые войной»;
- историко-литературная гостиная «Духовные корни Победы»;
- урок мира «Вспомним всех поимённо».
Подготовили проекты: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»«Ветеран в моей семье».

Создали по этим проектам презентацию, видео.



На всех патриотических мероприятиях чтим память славных воинов минутой молчания. Эта акция большое имеет значение в воспитании детей.
Каждое мероприятие – это результат сотрудничества классного руководителя, учителей, родителей и детей. При выборе формы проведения и методов организации деятельности детей на всех этапах подготовки и проведения мероприятия я включаю в деятельность каждого ребенка с учетом его желания и способностей. Все мероприятия, проведенные в комплексе, способствуют воспитанию истинных патриотов своего Отечества.
В заключение хочется сказать, что патриотическое воспитание обучающихся – процесс сложный и многогранный. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»
Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.
Патриотами люди не рождаются, честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной степени в школе. Я надеюсь, что мой опыт поможет детям любить свой родной край, его чудесную природу, щедрых и трудолюбивых людей, которые живут в стране с красивейшим названием Россия.
«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота» - Н. М. Карамзин.