СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание учащихся 5-9 классов на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание опыта работы по патриотическому воспитанию школьников на уроках истории и во внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание учащихся 5-9 классов на уроках истории»

«Патриотическое воспитание учащихся 5-9 классов на уроках истории».


Патриотизм - это не значит только одна любовь 

к своей родине. Это гораздо больше… 

Это - сознание своей неотъемлемости от родины,

неотъемлемость переживаний вместе с ней её

счастливых и несчастливых дней. (А.Н. Толстой).


Патриоти́зм (греч. πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Одной из главных задач государства является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Реализации этой задачи помогает современная система образования. Патриотическое и гражданское воспитание – это отдельное направление воспитательной работы в школе. Уроки истории как никакие другие уроки в школе более всего подходят для воспитания в молодых гражданах России патриотизма и гражданственности. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом.

На уроках учитель раскрывает понятие патриотизм во всех его аспектах. Что это и верность Родине, и забота об интересах, исторических судьбах своей страны, готовность ради них к самопожертвованию, и сочувствие к страданиям своего народа, отрицательное отношение к социальным порокам общества, и гордость социальными, культурными достижениями своей страны, и уважение к историческому прошлому Родины, унаследованным от него традициям, и привязанность к месту жительства. Понимание и усвоение учащимися идеи любви к своему Отечеству и других аспектов патриотизма является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается в первую очередь своим примером взрослых, в том числе педагогов. Учитель должен на своих уроках вызвать у ребят чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. Знание истории своей страны должны вызывать гордость за ее достижения, победы. А также учащиеся должны переживать тревогу, озабоченность за будущее своей Родины. Это особенно важно сейчас в наше непростое в отношении международной обстановки время. Время, когда у многих людей, живущих в России утеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей стране. Многие граждане не знают, не интересуются историей, не понимают, что «не зная своего прошлого, нельзя построить будущее. Отрыв от своих корней приведет к гибели нации.

К сожалению, большую роль в уменьшении любви к истории играют СМИ, которые пропагандируют иные ценности. Многие факты истории искажаются, перевираются. Люди стали забывать своих героев, тех, кому обязаны своей мирной жизнью, независимостью своей страны. В какой-то степени угасанию любви к истории причастны школьные учебники по истории. Например, мало часов отводится Крымской войне, Отечественной войне 1812 года, а ведь это благодатный материал для патриотического воспитания будущего поколения. Великая Отечественная война с недавних пор вообще изучается в 10 классе и не входит в программу основного общего образования. Хотя детям, интересующимся историей, эта тема очень интересна.

Учебники написаны сухим, научным языком, трудным для восприятия школьников. Параграфы в учебниках истории объемные, могут занимать до 10 страниц, и не каждому под силу одолеть такой объемный материал.

Конечно, наиболее благоприятным материалом для формирования патриотизма являются войны или битвы, в которых участвовала наша страна, особенно те, которые были за Отечество. Это и Невская битва, и Куликовская битва, и борьба с Речью Посполитой в период Смутного времени, и конечно Отечественная война 1812 года т Великая Отечественная война. На примере этих тем можно показать мужество солдат и офицеров, простых граждан, героически защищавших свой город, страну от захватчиков, мужество партизан, ополчения, наносящих огромный вред вражеским войскам. Обучающиеся на этих примерах выявляют нравственные черты, характеризующие эти подвиги.

На классных часах продолжаю формировать патриотизм и гражданственность ребят. В этом помогают такие классные часы «России важен каждый», посвященный Дню милосердия; «Ценности. Что человек должен ценить»; «Памяти жертв терроризма»; «Уроки мужества», урок знаний «Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»; «Россия начинается с тебя»; «Мы такие разные»; «Международный день добровольца в России»; единый воспитательский час «12 декабря – день Конституции нашей страны»; «Солдат войны не выбирает»; «Предназначение мужчины»; ситуационный классный час «Жизненные ценности»; игра «С людьми живи в мире, с пороками сражайся»; «Им не было и 18…»; «Как сберечь планету Земля?»; «В кругу семьи», игра-квест «Пока мы едины, мы – непобедимы!»; к международному дню толерантности «Планета толерантности»; урок памяти «День неизвестного солдата»; игра-квест «День конституции»; дискуссия «Экстремизм – проблема современности»; игра-квест «Есть такая профессия - Родину защищать»; ко Дню Победы «Страницы подвига и мужества»; к 800-летию Александра Невского «Святой князь Александр Невский - славное имя России» и др.

Большую роль в воспитании патриотизма и гражданственности играют уроки истории и мероприятия, посвященные Дню Победы. Ребята испытывают воодушевление, готовясь к этим урокам. Они проникаются чувством сопричастности к прошлому, уважению к подвигу прадедов, сопереживанием. В течении года ребята принимают участие в линейках, посвященных датам Великой Отечественной войны, возлагают цветы к памятникам павшим войнам, поют военные песни, читают стихи

Все эти мероприятия помогают ребятам проникнуться чувством гражданственности и патриотизма, учат любить свою малую Родину, нашу Россию. А это сделать очень непросто в наше время и ответственно. Задача учителя воспитать ученика, любящим свою семью, свою школу, свой народ, свою землю и готовым в случае необходимости ее защитить. Так человек осознанно становится патриотом своей Родины. Ведь «Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека». (Василий Александрович Сухомлинский).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!