СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Патриотическое воспитание в процессе становления личности воспитанника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности воспитанника. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Просмотр содержимого документа
««Патриотическое воспитание в процессе становления личности воспитанника»»

Доклад

«Патриотическое воспитание в процессе

становления личности воспитанника»

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности воспитанника. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Истинный патриотизм, по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей Родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».

В «Лекциях о воспитании детей» А.С. Макаренко говорил: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он каждую минуту своей жизни был готов выполнять свой долг перед коллективом, значит перед Родиной, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей».

Значимость патриотического воспитания детей особенно обозначилась в современный период – в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встаёт вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать, начиная с младшего возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность, гордость за свою страну и уважительное отношение к истории.

Но следует обратить внимание на то, что патриотическое воспитание должно строиться, учитывая возрастные психологические особенности воспитанников. Конечно, психологические особенности – это не дома и у каждого воспитанника будет своя степень зрелости в восприятии патриотизма, зависящая от предшествующего психологического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательную деятельность взрослых.

Какие же технологии и формы работы может использовать воспитатель, решая эту задачу?

Технологии:

  1. Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества;

  2. Знакомство с традициями и обычаями русского народа и других народностей;

  3. Организация экскурсий в музеи;

  4. Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение воспитанников к истории народа, значение истории;

  5. Проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине.

Мероприятия, посвященные важным историческим датам.

Торжественная линейка, посвящённая Дню Победы, Парад победы, возложение венков к памятнику.

Воспитательские часы:

Воспитывать патриотическое качество помогают воспитательские занятия. Цель этих занятий – вызвать у воспитанников интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, в котором живут, знакомить их с понятиями «Родина», «Отечество», «гражданин», «государство», с государственными символами – флагом, гербом и гимном, дать представление о правах и обязанностях граждан. На таких занятиях воспитанников знакомят с важными историческими событиями, героями страны. Естественным дополнением к этому служат картины родной природы, репродукции полотен русских живописцев. При этом активно можно использовать возможности компьютерной техники.

Патриотическое воспитание воспитанников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. На эту тему проводятся нравственные беседы по таким темам, как «Что такое хорошо и что такое плохо», «Ответственность», «Планета дружбы» и другие.

Любовь и преданность к Родине начинается с признательности матери, в связи с этим проводятся мероприятия, посвященные Дню матери.

Так же необходимо проводить беседы, которые раскрывают традиции русской культуры, традиции других народов, знакомить с фольклором, так как средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры, и т.д.) играют более существенную роль в гармоническом развитии личности воспитанника. Ещё одна из причин использование фольклора для патриотического воспитания это то, что фольклор как исторически – конкретная форма народной культуры не остаётся неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя всё ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно – воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек. В связи с этим на занятиях должны активно использовать пословицы, загадки, сказки, песни, во время прогулок разучивать и играть в русские народные игры, игры народов России. А также проводить различные внеклассные мероприятия, на которых воспитанники получают теоритические знания о прошлом своей Родины и эмоциональное удовольствие от подвижной деятельности. К таким внеклассным мероприятиям можно отнести праздники Масленица, Святки, Сагаалган и др. Эти мероприятия открывают дверцу в интереснейший мир истории России.

Смотры – конкурсы, выставки, соревнования.

Основной упор в воспитательном процессе воспитанников делается на психологическую особенность каждого возраста – это их моторная активность, выражающаяся в неспособности долгое время сидеть неподвижно и в огромном желании участвовать в подвижных играх и действиях. В связи с этим воспитателям в своей работе по патриотическому воспитанию можно использовать различные соревнования, смотры, конкурсы. Спортивно – патриотическое направлено на развитие морально – волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий спортом.

Например, конкурс смотра и песни, посвященные празднику День защитника Отечества.

Экскурсии, походы.

Экскурсионные прогулки, походы позволяют воспитанникам лучше узнать свой край. Трудно воспитать любовь к Родине, не пробудив у ребёнка любовь к деревьям, цветам, животным, а картины родной природы в равной степени формируют у воспитанников чувство к родному краю. Поэтому много внимания нужно уделять знакомству с природой через экскурсии, прогулки, чтение художественной литературы, наблюдения.

Трудовые дела.

Субботники по уборке территории, дежурство по группе, спальням, классам. Обязанности, которые выполняет дежурный, позволяют воспитывать в воспитанниках чувство ответственности, взаимопомощи.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодёжь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим невежд и наркоманов, - значит, своими руками погубим наше государство, своё будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается подход каждого педагога в деле воспитания молодёжи.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.

Поэтому важнейшая миссия педагога – воспитание у воспитанника чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за её прошлое, стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отчизны, что в данный момент является наиболее востребованным в современном обществе.