Тема: «Патриотический пафос повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».
Цели урока.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- формирование логических и аналитических способностей обучающихся;
- совершенствование навыков работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;
- актуализировать знания о таких понятиях, как товарищество, героизм, патриотизм, предательство.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развитие коммуникативных навыков работы с текстом и навыков самооценки;
- развивать ораторские способности;
- умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героев;
- формировать умения аргументировать свою позицию.
ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:
- воспитывать любовь к истории родины, чувство патриотизма и национальной гордости;
- помочь осознать ценность совместной деятельности;
- содействовать развитию умения общаться между собой.
ЗАДАЧИ:
- придать занятию проблемно-творческий характер;
- развивать у обучающихся творческую активность через различные формы и виды работы.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- слайдовая презентация;
- текст повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»;
- выставка рисунков ребят по повести;
- мльтимедийный экран.
Ход урока.
Эпиграф: Тарас Бульба… любил свою родину Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал то и другое в каждой крови своей…
В.Г.Белинский. (Слайд)
Вводное слово учителя.
Слайд №1.
Мы с вами прочитали одно из лучших произведений Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
- О чём это произведение?
- Почему оно остаётся актуальным до сих пор?
Слайд №2.
- Тема нашего урока « Патриотический пафос повести «Тарас Бульба».
- Все исследователи и читатели отмечают патриотическое звучание повести.
- А что такое патриотизм? Любовь к Родине, батьковщине, Отчизне … Вдумаемся в происхождение этих слов. Все они, как и греческое слово патриотизм, образованы от слова отец. Сравните:
Слайд №3.
Это связано с теми далёкими временами, когда отец был главой рода. От слова « род « в русском языке образовались и слова: родители, родня, родина и др., т.е. слово родина тесно связано с понятиями рода и родни. И эти слова вместе с понятием отчизны станут ключевыми во всём произведении.
Слайд №4.
- Проблемный вопрос: мог ли по-другому поступить патриот Тарас Бульба по отношению к сыновьям?
1 учебная ситуация. С кем из героев связана идея родства, Родины?
Проверка домашнего задания.
Перед вами, ребята, оценочные листы. В них вы будете оценивать свои ответы по пятибалльной шкале. Дома вы должны были написать характеристики главных героев .
1 ряд - даёт характеристику Тарасу,
2 ряд - Остапу,
3 ряд - Андрию.
Слушайте, ребята, внимательно, будьте готовы дополнить ответ товарища.
Оцениваем рисунки, сделанные ребятами по повести.
Ребята зачитывают из тетради, что обозначают слова: патриот, героизм, предательство.
Словарная работа. ( Слайд № 5.)
1.Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.
2.Предательство - поступок предателя.
3.Предатель - человек, который предал, изменник.
4.Патриот - человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий родину.
- Кого из героев повести мы можем назвать предателем, а кого героем? Почему? ( Ответы обучающихся.)
2 учебная ситуация. Предательство Андрия.
- Почему Тарас Бульба сказал об Андрии: « И этот добрый - враг бы не взял его! - вояка! Не Остап, а добрый. Добрый тоже вояка «. « Но не Остап» - подчеркнул Гоголь. Почему? ( ответы обучающихся .)
- Почему по-разному ведут себя братья? Вспомните, о чём думали братья, подъезжая к Сечи? (Остап думал о матери, а Андрий - о панночке.)
- Почему Андрия волнует встреча с панночкой? О каких качествах характера героя это нам говорит? ( Андрий – эгоист, его волнует только личное счастье, а не судьба близких и Родины.)
- Отдаёт ли Андрий отчёт в том, что он собирается сделать и делает? ( Душевное состояние Андрия в этом эпизоде сложное: тут и недоумение, и испуг, тут и смутные воспоминания о чём-то далёком, но знакомом, тут и нетерпение скорей узнать и буря ощущений. Чувство Андрия не исчезло.)
Гоголь пишет: «Много всяких чувств пробудилось и вспыхнуло в молодой груди казака»-вот оно , душевное состояние Андрия. Андрий не может ждать ни одной минуты. Он должен идти к ней, видеть её, помочь ей. Он не думает о том, что она в стане врагов.
- Что больше всего вызывает у нас неприязнь к герою?(Зная, что есть подземный ход и что на выручку осаждённым движется помощь, он не предупредил своих товарищей.)
- Предательство ли это? Или любовь вскружила голову герою?
- Имеет ли право человек на жалость к предателю, к врагу? (Андрий отрезает все пути назад. Доброта и сострадание сами по себе прекрасны, если они не обернутся бедой для товарищей.) ( Надо, чтобы обучающиеся это поняли.) Сострадательный порыв Андрия именно таков.
- А что можно сказать о словах Андрия: « А что мне отец, товарищи, Отчизна? Нет у меня никого!» «Скажи, что отец - не отец, брат – не брат, … и что я буду биться со всеми». (Андрий не просто предатель, а настоящий враг. Безусловно, это уже ответ предателя. Он весь во власти охватившего его волнения, а потому потетичен в своём признании. Нельзя жить , считаясь только со своими желаниями. Любовь - это большое и красивое чувство. Оно облагораживает человека. Любовь же Андрия заслонила от него весь мир. Он освободил себя от ответственности перед товарищами. И это привело Андрия к потери чести, а любовь, несущая человеку бесчестие_ преступна. К такой мысли подводит нас автор.)
- Давайте обратимся к тексту. Найдите эпизод, который начинается словами « Как вскинулся Андрий… « до слов « Пропал, пропал бесславно, как подлая собака! «
-Выпишите в тетрадь сравнительные обороты и соответствующие им метафорические эпитеты.
(здесь таблица) я не знаю делать. Слайд №6.
Давайте проверим. Как вы думаете, с какой целью автор подбирает именно такие обороты и эпитеты? Почему именно такой порядок выбирает автор?
- Посмотрим отрывок из фильма «Тарас Бульба «. Слайд №7.
- Справедливый ли суд творит Тарас, убив своего сына? Почему? (Тарас должен убить врага, изменника Родины, предавшего товарищей.)
- Итак, приговор Тараса справедлив, по мнению автора, но со смертью Андрия гибнет молодость, красота, любовь, и Гоголь теперь, когда Андрий наказан, не может не пожалеть его: « Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший смертельное железо…»
-А как к этому отнесся Остап? Почему он хочет похоронить Андрия? (Жалко стало.)
- А было ли жалко Тарасу? Почему? Обратимся к тексту. ( « Внимательно и долго смотрит на него Тарас и мысль его обращается к тем возможностям, которые были заложены в сыне: « Чем бы не казак был? Пропал, пропал бесславно, как подлая собака.» Но вдруг известие о беде укрепило его в своём решении, так как товарищество для него дороже.)
3 учебная ситуация. Героизм.
- Обратим теперь внимание на эпизод казни Остапа. Читаем отрывок, который начинается словами: « Остап выносил терзания и пытки…» до слов « Но Тараса уже …не было».
- С кем сравнивает Гоголь Остапа? (Со львом, как исполин.) Почему?
- Как через сравнения Гоголь показывает нам воинские и патриотические качества Остапа?
- Что же даёт ему силы выстоять и героически принять смерть?
- Почему Остап в минуты последних смертных мук хотел увидеть отца и услышать именно его голос? Кем был отец для Остапа? ( Чтобы тот поддержал словом его и это слово для него является духовной поддержкой.)
- Почему мы вправе назвать Остапа героем, а его смерть -
подвигом? (Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь, он защитник Родины, автор рисует его как былинного богатыря, сравнивает его со львом, говорит, что « ему на роду был написан битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». Остап - верный сын Родины. В нём воплащены лучшие черты русского человека, всегда готового бороться за Родину и умереть за неё.
- Ребята перед нами два образа – два сына Тараса Бульбы. В них автор передал два противоположных отношения к Родине: верность и измену. Составим сравнительную характеристику Остапа и Андрия.
Черты сходства:
1. Оба вышли из семьи запорожского казака.
2. Получили одинаковое воспитание в бурсе.
3. Оба увлеклись боевой жизнью, обычаями Запорожской Сечи.
4. Оба молоды, отличались храбростью и ловкостью.
Черты различия:
1.Остап суровый на вид, мужественный.
2.Остап был способен к учению, но желания учиться не было.
3. Умный, честный, прямодушный, не умел хитрить, никогда не подводил своих товарищей.
4. Остап отличался горячей любовью к родине, был готов отдать за неё свою жизнь.
5. Остап – человек твёрдой воли, большой выдержки, мужественно переносит нечеловеческие мучения, пытки.
6. Остап хладнокровен и рассудителен. Во время боя он взвешивает положение противника, быстро соображает, какими средствами отбить врага.
Андрий.
Андрий более нежный, красивый.
Андрий учился охотно и без напряжения.
Он более изобретательный ,хитрый, умел увертываться от наказания.
Андрий изменил родине. Любовь полячки ему дороже Отчизне.
Он – человек безвольный , не борется со своими чувством, а поддаётся влиянию полячки и врагов.
Андрий - горячий , неуравновешенный человек. Он не ставит перед собой определённой цели, а действует так, как ему подсказывает чувство, которое у него преобладает над рассудком.
- Почему гибнет сам Тарас Бульба?
- Тарас Бульба - народный герой. Он продолжает борьбу. ОН бьётся и сражается за независимость народа, одним желание, одной мечтой: « Пусть же цветёт Русская земля!» Он беспощаден к врагу, карает их и защищает униженных и оскорблённых. Его могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя, -« точно необыкновенное явление русской силы». Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь даёт понять, что человека можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, но его нельзя сломить, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу.
- Сформулируйте и запишите в тетради характерные черты Тараса Бульбы. ( работа в группах.) Слайд №
Примерная запись.
- Любовь к Родине и ненависть к врагам;
- Непреклонность, сила духа, беззаветная храбрость;
- Прямота и суровость нрава;
- Замечательные черты его как полководца;
- Высоко развитое чувство товарищества.
Молодцы , ребята , вы сегодня хорошо справились с заданиями.
Заключительное слово учителя.
- Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его - подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался « основной закон товарищества».
- Герои не погибают - они обретают бессмертие, ибо убеждены, что « не погибнет ни одно великодушное дело». Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, а нужна для будущей победы. В этой вере бессмертие народа - подлинный оптимизм повести, её героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало.
Итог урока. Рефлексия.
- Сегодня я узнал…
- Меня удивило…
- Теперь я могу…
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?