СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотическое воспитание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Патриотическое   воспитание  в коррекционной школе VIII вида.

                                                                                                                                                                 

          Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. В связи с тем, что в настоящее время гражданско-патриотическое воспитание становится задачей государственной важности, поэтому в коррекционных школах работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому. Важно уже со школы закладывать  учащимся основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения. Школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего того, чему учат, что говорят; в безусловность и необходимость нравственных норм. Знакомство детей с родным краем: с историка–культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует   у них такие черты характера, которые помогут им в формировании патриотических качеств и чувства сопричастности к истории родного края, к истории нашей Родины.   И из маленького мирка детства он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь.  Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он вырос; с улицей, по которой ходил; с двором, где посадил своё первое дерево. А наша задача - углубить это чувство, помочь растущему человеку открыть Родину в том, что ему близко и дорого.

Основные направления по привитию патриотизма у учащихся:

  1. Краеведческое.  Изучение истории, культуры, природы своей местности, своей страны.
  2. Военно-патриотическое. Изучение воинских традиций, военной истории.
  3. Героико-патриотическое. Изучение и сохранение памяти о героических событиях и подвигах в ВОВ и примеров служения Отечеству.

         Пути достижения поставленных задач различны  и выбираются с учетом возрастных и психологических  особенностей учащихся и изучаемого материала. В работе делается акцент на разнообразие форм  и методов организации познавательной  деятельности учащихся. Формирование краеведческих знаний при знакомстве с родным городом и краем в начальной школе в настоящее время актуально. Оно закладывает базу для формирования краеведческого мировоззрения и патриотического воспитания через полноценное развитие младшего школьника в соответствии с возрастными возможностями и требованиями современного общества.

         В нашей коррекционной школе работа по патриотическому воспитанию очень важна и актуальна. Но в повседневной практике реализовать эти задачи очень сложно, приходится преодолевать ряд трудностей и проблем:      - низкий уровень культурологических знаний и познавательной активности учащихся, отсутствия у некоторых заинтересованности, потребности участвовать во внеурочной и внеклассной работе, особенно у учащихся старших классов. Важным средством гражданско-патриотического воспитания является приобщение учащихся к традициям народа. Например, стало традицией чествовать ветеранов Великой Отечественной войны, героев труда, отмечать профессиональные праздники, День Рождения  аула, чтить память погибших воинов. Приобщая детей к этим традициям, мы тем самым приобщаем их к жизни  аула, республики , страны, всего народа.

  В нашем родном ауле открыт  мемориальный музей Герою Советского Союза Хусену Борежевичу Андрухаеву. На территории мемориального музея Героя Советского Союза теперь  растут  20 кленовых саженцев…  .Ответственное дело поручили воспитанникам Шовгеновской школы- интерната. Сегодня о подвиге земляка в ауле Хакуринохабыль знает каждый ребенок. Об этом тщательно заботятся взрослые, которые бережно хранят и передают память о нём. Что касается аллеи, то выбор деревьев, а также их количество не случайны. В 20 лет Хусен Андрухаев геройски погиб, а о величии кленов он не раз упоминал в своих стихах. - Это были его любимые деревья. Они украсят аул и станут напоминать о том, каким славным был молодой человек, который много лет назад ушёл на войну, но успел оставить о себе такую память, - отметила внучатая племянница Хусена Андрухаева, министр науки и образования Адыгеи Аминат Шумафовна  Хуажева.   Организаторы рассчитывают, что  мероприятие поможет в деле патриотического воспитания подрастающего поколения. Аллея будет напоминать о силе духа и подвиге земляка еще не одному поколению хакуринохабльцев.

          Работа по  приобщению  младших школьников к народным  традициям  в семье и школе включает в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляется прямым и косвенным путями: сообщение необходимых теоретических знаний в соответствии с возрастными возможностями; опрос детей, какие народные  традиции  они знают из своей семьи, организация работы с семьей, организация практики использования народной педагогики во внеурочной деятельности. В качестве направлении работы по  приобщению  детей к народным  традициям  мы выделяем следующие: выявление знаний  учащихся  народных  традиций , умение их использовать в современной жизни, выявление семейных  традиций , обрядов, творческие работы младших школьников с использованием  средств  народной педагогики, воспитательное значение народной педагогики. Реализация их на практике проходит комплексно. Для этого мы разработали систему игровых занятий, которые могут проводиться как внеклассные занятия. Цель занятий: развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей;  воспитание  детей на основе народной педагогики; помощь детям по изучению народных  традиций .  Система работы предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, творческие работы детей, коллективное сочинение сказок, рисунков и т.д. На занятиях применялись различного типа задания по группам: составить незаконченную сказку, продолжить пословицу, нарисовать иллюстрацию к сказке, былине, исполнение народных песен, проигрывание народных праздников, разыграть ситуацию праздника и др.  Предпочтение отдавалось игре, т.к. она  является   важной  формой  приобщения  младших школьников к народным  традициям . Мы использовали игры, в которых основу взаимодействия составляла народная педагогика: творческие, ролевые, режиссерские игры, игры с куклами, игры-драматизации, сочинение сказок, игры слов - скороговорки, поговорки, потешки и т.д. Они обеспечивали ребенку позицию творца, субъекта деятельности (одно из условий  приобщения  к народному творчеству).

     Любовь к родному краю становится настоящим глубоким чувством, когда воспитатель, классный руководитель приобщает окружающих к труду. Дела такого ребёнка невелики и несложны, однако имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать что-то для коллектива, для школы. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример.

Патриотическое воспитание – это формирование у молодого поколения готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем. Воспитание патриотизма начинается с познания ценностей отечества. Любовь и преданность к Родине формируется с признательности красоты родных мест, с любви к природе.

Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, в широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Все мы дети Великой России, но если смотреть шире, то все мы люди – дети природы, а земля – наша мать. Когда же говорим о природе, то очень уместно употребить мудрое изречение , которые ощущали свое единство с природой: «Мы не получили землю в наследство от предков, мы одолжили ее у наших детей». Сколько смысла в этих простых словах! Загрязняя и уничтожая природу, мы уничтожаем самих себя, наследие наших предков и будущее наших потомков, мы уничтожаем свою Родину и ведем свой народ к погибели. Патриотизм— это и бережное отношение к окружающей среде. Те, кто сознательно встал на защиту природы, — истинные патриоты.

     Окружающая действительность, если ребёнок воспринимает её при целенаправленном руководстве, становится средством патриотического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 Но не менее сильным средством воспитания гражданско-патриотических чувств может стать художественная литература, искусство. Велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе подростков, рождает стремление к подражанию. Важно также знакомить детей с такими произведениями, на которых они учатся сопереживать. Читая рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а закрепить эмоциональное воздействие. Иногда даже не нужно задавать много вопросов по тексту произведения. Важно, чтобы вопросы были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты. Традиционно проходит месячник Военно-патриотического воспитания. Педагогам предлагается материал по проведению воспитательных часов в классах на тему "Блокадный Ленинград". Проходят выставки макетов военной техники. Дети серьезно готовятся к данным выставкам, макеты получаются интересные и разнообразные. Данные макеты помещаются в школьный музей. Проводятся конкурсы между классами и "Великая Отечественная" к данному конкурсу предоставляется тематика вопросов, дети совместно с педагогами готовят ответы на заданные темы. ежегодно проводится праздник "Масленица". Целью данного мероприятия является знакомство с традиционными русскими праздниками, формирование положительного эмоционального настроя детей. Дети подбирают материал по тематике "Как лечились наши деды".С целью воспитания гордости за русских солдат, отстоявших годы войны, в мае проводится декада в честь Дня Победы. Для разнообразия выставки творческих работ детям предложено изготовить "Салют Победы" в разной технике исполнения. Детьми были представлены различные варианты выполнения, данные мероприятия позволили разнообразить традиционные конкурсы рисунков, у детей больше возможности для творчества. С целью повышения учебной и поведенческой мотивации проходит акция возложения цветов лучшими учениками к памятнику в честь Победы в Аллее Славы.

       С 30.09 - 05.10. 2013 года  проходили классные часы, посвященные 70 –летию Курской битвы. (Ответ письма  На № 99 от 4 октября 2013 года).  В  9  классе  учитель истории Юрий Даутович  провёл  классный час по теме «Курская битва». Целью этого мероприятия было воспитание чувства патриотизма, любви к родине, гордости за свой народ, чувства уважения к истории страны; развитие чувства милосердия и сострадания. Начался этот урок с минуты молчания и скорби. Далее была представлена презентация на эту тему, а обучающиеся выступили с рефератами, в которых они рассказывали о событиях этого времени. Патриотическое воспитание учащихся (это воспитание любви к Родине, своему народу, уважения к историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее время; готовности к защите Родины в случае необходимости – т. е. военно-патриотическое воспитание). Курс истории дает большие возможности для осуществления военно-патриотического воспитания на примере героической борьбы за независимость Отечества в разные эпохи, начиная с борьбы с монголо-татарским нашествием, Невской битвы, Ледового побоища и завершая Великой Отечественной войной. Подвиги выдающихся полководцев (Александр Невский, Дмитрий Донской, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков), героев великих битв и безымянных защитников Отечества послужат убедительными примерами патриотизма для учеников. Учащимся специальной (коррекционной ) школы необходимо показать, что патриотизм проявляется не только в военное, но и в мирное время. Примером того является  трагедия в Чернобыле –  под этим девизом в  коррекционной школе  прошло мероприятия «Чернобыль – трагедия, подвиг, предупреждение». В рамках этого мероприятия была организованна выставка книг, журналов и статей, посвященных трагедии, так же проведена выставка фоторабот по теме «Чернобыль в фотообъективе». Многие фотографии, представленные на фотовыставке, сильнее и точнее всяких слов. Они – документ того события, что уже стало историей, но еще не утратило остроту боли. Дела людей, лица людей – героев фотографий – достоверное свидетельство. Каждый документ из Чернобыля чрезвычайно важен. В школе выпустили стенд под названием : "Среди нас живёт герой".  Стенд  посвящён нашему учителю истории Едыгову Юрию Даутовичу.  Юрий Даутович  является председателем  "Союза Чернобыль" Адыгейской республиканской общественной организации инвалидов. Мероприятия «Чернобыль – трагедия, подвиг, предупреждение» было организованно с целью формирования гражданской ответственности и патриотического воспитания учащихся на примере изучения причин и последствий чернобыльской аварии. Глобальность Чернобыльской катастрофы определяется и тем, что даже мировое сообщество экономически не в состоянии ликвидировать последствия этой трагедии.  Только благодаря патриотизму и самоотверженности участников ликвидации последствий чернобыльской аварии был изолирован очаг радиационного заражения ценой их собственной жизни и здоровья. Простые добрые ребята, их тысячи и их не счесть. Они здесь потому, что надо! Чернобыль – совесть их и честь. Среди них и наш учитель истории Едыгов Юрий Даутович.

    Сложность процесса гражданско-патриотического воспитания в коррекционных школах состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе. Но если ребята с трепетной любовью рассказывают о своих дедушках, об их прошлом - о том, где они воевали, приносят фотографии из семейных альбомов. Узнают интересные факты из жизни соседей, интересуются прошлым своего поселка, города. Вот это и есть результат нашей работы. Вот на этих лучших чувствах к родным местам  и воспитывается подлинный патриотизм русского человека. Конечно, невозможно, в полной мере, показать все стороны патриотического воспитания, но воспитывая у детей любовь к родному краю необходимо в первую очередь, воспитывать в них настоящих граждан России.

     В старших классах ребят, безусловно, необходимо знакомить с символикой  республики, государства, с религиозными праздниками, конституцией РФ, поднимать вопросы загрязнения окружающей среды. Ниже приведена примерная тематика мероприятий гражданско - патриотической направленности:

  • Проведение классных часов, уроков мужества, экскурсий к местам боевой славы, примечательным местам  аула, («Знай и люби свой аул).  «Мой  аул  сегодня и вчера», «Мужество. Трусость. Чувство Родины», «Государственная символика», «Моя Родина – Великая Россия», «9 мая – День Победы», «Голос блокадного Ленинграда», «Героизм в современных условиях», «Конституция России о защите Отечества», «23 февраля – День защитника Отечества").
  • Беседы, направленные на формирование основ гражданского самосознания («Что такое закон. Гражданин и закон», «Закон и справедливость», «Ответственность. Виды ответственности», «Если я не соблюдаю закон, я выпадаю из жизни общества», «Проблемы загрязнения окружающей среды», «Природа в опасности», «Религиозные праздники»).
  • Конкурсы рисунков, плакатов, открыток, чтецов; проведение спортивных эстафет («Я только слышал о войне», «Цена Победы», «Какой бы я хотел видеть свою страну», «За что я люблю свой город»).

          В заключении хочу отметить, что воспитание патриотических чувств сегодня – это социальная потребность общества  и  привлечение подростков групп «риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности  как следствие снижение числа школьников совершивших правонарушения.

     Конечно, невозможно в полной мере показать все стороны патриотического воспитания. Но, воспитывая у ребят любовь к родному краю, необходимо в первую очередь воспитывать в них патриотов своего Отечества, настоящих граждан России.

  Годы идут очень быстро: сегодня наши дети сидят за партами, а завтра от них  может, быть будет зависеть наше с вами безопасность и благополучие.