Ф.И.О. Худякова Алина Михайловна
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Патриоты России»
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные |
1. Мотивация учебной деятельности | Словесный (беседа) | - Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Меня зовут Алина Михайловна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Проверьте, чтобы у вас на парте были: пенал, учебник, рабочая тетрадь и лист историка, карточки с заданиям. А теперь давайте подумаем, что еще нам пригодится на уроке? Посмотрите слайд. Чтобы быть успешными, что мы возьмем с собой на урок, из тех слов, что вы видите. И так взяв, все это мы начинаем урок. | Приветствуют. (наблюдательность, активность, самостоятельность, лень, плохое настроение, умение работать в группах.) | | Р: осуществлять волевую саморегуляцию. К: слушать и понимать речь других. | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Практический ( упражнение) | - Сегодня нас с вами ждёт очень интересная тема, но сначала давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке. Как звучала тема прошлого урока? Правильно! Тема прошлого урока звучала так: «Иван 4». - Сейчас проверим, как вы усвоили тему прошлого урока. У вас на парте есть карточка с заданием. Выполните ее самостоятельно. После выполнения поменяйтесь с соседом по парте и проверьте. (Приложение 1) | | | П: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации. Р: осуществлять контроль. | |
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный ( рассказ) Словесный (беседа) | Звучит песня «С чего начинается Родина?» из кинофильма «Щит и меч» (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера). – Какие чувства вы испытываете, слушая эту песню? – Что такое Родина? C чего начинается Родина? Что значит любить Родину? Какие пословицы о Родине вы знаете? - Ребята, почему именно этими словами мы начинаем наш урок? -Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды. Родиной мы называем, потому что в ней родились, говорим родным языком, в ней всё для нас родное. А матерью, потому что она вскормила нас своим хлебом, напоила своими водами. Как мать защищает и бережёт нас от врагов. – Вы уже знаете, что история повествует обо всех событиях: добрых и жестоких, радостных и печальных. Об одной из страниц истории мы будем говорить сегодня на уроке. Как вы думаете о чем? -Прочитайте тему нашего урока на странице 60. | Слушают песню Отвечают Родина – это большая страна, в которой ты родился Слова из песни ( с картинки в букваре, с товарищей, березки) Значит, быть достойным гражданином своей страны Где родился - там и пригодился. Береги землю родимую, как мать любимую. Жить - Родине служить. Предположительные ответы Предположительные ответы. Читают. «Патриоты России» | | К: владеть диалогической формой речи. Р:принимать и сохранять учебную задачу. | Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Словесный (беседа) | Чтобы определить цель нашего урока, прочитайте, что написано над красной чертой. Какая цель нашего сегодняшнего урока? - Для того, чтобы достичь нам этой цели нужно поставить перед собой главные вопросы. -Какие вопросы мы можем поставить перед собой? | Читают. Цель: узнать о борьбе народа за независимость, о патриотическом движении, освобождение Москвы от захватчиков. Уметь осознавать роль событий в истории России. -Какие опасности угрожали России в начале 17 века? -Что происходило в стране после смерти Ивана Грозного? -Что такое ополчение. -Узнаем про праздник «День народного Единства». -Почему К. Минина и Д. Пожарского называют патриотами России? | | Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей. | Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
5. Реализация построенного проекта | Словесный (беседа) | -Давайте ответим на первый вопрос, чтоже происходило после смерти Ивана Грозного. -У Ивана Грозного было несколько детей. Их судьбы были довольно трагичны. Фёдор наследовал царский престол. Но он был слаб здоровьем и прожил недолго, а детей у него не было. Род московских правителей из династии Рюриковичей на нём прервался. Правителем стал Борис Годунов. Брат жены Федора. В 1605 году ему донесли, что в Польше объявился царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного, который погиб во младенчестве. Объяснили это тем, что он выжил и чудом спасся. Многие простые люди в это поверили. Те, кто не любил Бориса Годунова, согласились поддержать самозванца. Кто такой самозванец? В истории мы его знаем как Лжедмитрия. Долгими воинами Ивана Грозного страна была разорена. В начале века случился страшный голод. По стране начались восстания. Этим воспользовались поляки и заняли Москву. Страна оказалась в опасности. На престоле сменялось много царей. А царь Василий Шуйский пошел на измену Родине и открыл границу для шведского войска, надеясь, что они в обмен на земли помогут сохранить ему власть. -Обратимся к учебнику. Откройте страницу 61-62. Прочитайте Народ не видел конца разорению страны. Монахи Троице-Сергиева монастыря рассылали по городам грамоты, в которых призывали русских людей объединиться для спасения своего Отечества. Одна из таких грамот попала в Нижний Новгород. Собрались люди на площади и стали думать, как помочь беде. На церковное крыльцо вышел купец Кузьмин Минин и обратился к нижегородцам с призывом: - Жители города откликнулись на его обращение и стали приносить, кто что имел. Кто деньги, кто одежду, кто зерно. Сам Кузьма Минин отдал свои накопленные средства и украшения жены. На собранные деньги набрали народное войско - ополчение. - Что же такое ополчение? - Кто возглавил патриотическое движение на Руси? - К чему призывал жителей Нижнего Новгорода Кузьма Минин? - Кто стал во главе собравшейся рати? - Когда народное ополчение двинулось к Москве. Просмотр видеофрагмента Захватчики осадили Москву и главную крепость столицы –Кремль. Трудно было жителям Москвы, захватчики разрушили их дома, осквернили храмы. Но нашлись храбрые люди – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Собрали они войско, помолились иконе Пресвятой Богородицы и пошли освобождать столицу России – Москву и главную крепость – Кремль. Два месяца сражались русские воины и 4 ноября разбили врага, выгнали его из Кремля. Русь снова стала самодержавной, то есть независимой. ВЫВОД: Россия отстояла свою независимость. Народное ополчение освободило Москву от врагов. | Ополчение — это войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах. Было создано Русская православная церковь во главе с патриархом Гермогеном. Постоять за родную землю (1611г.) Полководец князь Дмитрий Михайлович Пожарский. В марте 1612 года | | К: владеть диалогической формой речи. П: осуществлять поиск необходимой информации К: слушать и понимать речь других. К: владеть диалогической формой речи. К: слушать и понимать речь других. К: владеть диалогической формой речи. К: слушать и понимать речь других П: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (рассказ) Словесный (беседа) | 4 ноября вся Россия отмечает День народного единства. Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов. Ребята, как вы понимаете, что такое единство? А кто такие патриоты? Что тогда такое «патриотизм»? Хорошо! Давайте теперь посмотрим, какое толкование этих слов дано в словаре русского языка С.И. Ожегова («патриот» - это человек одушевлённый патриотизмом, «патриотизм»- преданность и любовь к своему отечеству, своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины) За это, через много лет, народ собрал деньги на памятник и поставил его на Красной площади, где была одержана победа. Работу над памятником поручили известному скульптору Ивану Петровичу Мартосу. Вот видите, как помнит народ о своих защитниках Отечества. - Можно ли Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского назвать патриотами России? Кузьма Минин был награждён вотчиной и стал думным дьяком. В 1616 году он был похоронен в стенах Нижегородского Кремля. Дмитрий Пожарский также был награждён вотчиной под Суздалем. Он был избран в боярскую думу, а потом назначен воеводой в Новгород. Похоронили его в 1642 году в монастыре города Суздаля. В 1613 году на Земском соборе 16-летний Михаил Федорович Романов из знатного боярского рода был избран на царство. | (когда все люди вместе). (это люди, которые любят свою Родину и всегда готовы встать на её защиту). | воспринимать информацию о празднике | П: осуществлять поиск необходимой информации К: владеть диалогической формой речи. К: слушать и понимать речь других. К: владеть диалогической формой речи. | |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Практический (упражнение) | Хорошо, теперь мы выполним упражнение номер 2, в рабочей тетради на странице 33. На выполнение у вас есть 2 минутки. Далее, после выполнения задания в рабочей тетради, выполните самостоятельно тест. | Выполняют самостоятельно задание. | | Р:осуществлять контроль | |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение | Словесный (беседа) | - Кто такой патриот? – О каких главных делах русских людей вы узнали сегодня на уроке? – Почему всех этих людей можно назвать патриотами? – | | | П: обобщать К: владеть диалогичекой формой речи. | |
9. Рефлексия учебной деятельности | Словесный (беседа) | - Ребята, сегодня мы изучили тему «Патриоты России» - Как вы думаете, достигли ли мы нашей цели? - Все ли задачи мы выполнили? Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе Молодцы. А теперь запишем домашнее задание, прочитать страницы учебника 60-62. На странице 62 учебника, выполнить задание под номером 2 ( опиши памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве.) До свидания. | - Да - Да Оценивают свою работу на уроке. Записывают домашнее задание. Прощаются. | | К: владеть диалогической формой речи. | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |