СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Патриоты России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окружающий мир "Патриоты России"

Просмотр содержимого документа
«"Патриоты России"»

Конспект учебного занятия

по окружающему миру

в 4 «Г» классе

Тема: «Патриоты России»

Студентки 212 группы

Худяковой Алины Михайловны



















Урок будет выдан: 02.03.2022

МБОУ Лицей №200

Методист: Павлова Ольга Владимировна

Учитель: Стригуновская Светлана Александровна








Новосибирск, 2022

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Худякова Алина Михайловна

Предмет: окружающий мир

Класс: 4 «Г»

Тема урока: Патриоты России

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Патриоты России»

Задачи урока:

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать представление о понятиях «патриот», «патриотизм», «народное ополчение»; о значении деятельности К. Минина, Д. Пожарского; значение роли праздника «День народного Единства»



  1. Формировать умения работы с понятиями «патриот», «патриотизм» , «народное ополчение»

Предметные:

Уч-ся научатся: представлять понятия «патриот», «патриотизм», «народное ополчение»; значение деятельности К.Минина, Д.Пожарского: значение роли праздника «День народного Единства».


Уч-ся получат возможность научиться работать с понятиями «патриот», «патриотизм», «народное ополчение».


Развивающие

1. Формировать умения (Р): осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль



2. Формировать умения (П): осуществлять поиск необходимой информации, обобщать; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации.


3. Формировать умения (К): владеть диалогической формой речи; слушать и понимать речь других; строить монологическое высказывание.

Метапредметные
Регулятивные:

Уч-ся научатся: осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу

Уч-ся получат возможность научиться: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль.

Познавательные:

Уч-ся научатся: осуществлять поиск необходимой информации, обобщать.

Уч-ся получат возможность научиться: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации.

Коммуникативные:

Уч-ся научатся: владеть диалогической формой речи; слушать и понимать речь других.

Уч-ся получат возможность научиться: строить монологическое высказывание.

Воспитательные:
1.Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому

учебному материалу и способам решения новой задачи;

2.Воспитывать способность к самооценке на основе критериев

успешности учебной деятельности;

Личностные:
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину.

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве.

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории


Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: учебник, ручка, лист историка



ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация учебной деятельности


Словесный (беседа)

- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Меня зовут Алина Михайловна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Проверьте, чтобы у вас на парте были: пенал, учебник, рабочая тетрадь и лист историка, карточки с заданиям.

А теперь давайте подумаем, что еще нам пригодится на уроке?

Посмотрите слайд. Чтобы быть успешными, что мы возьмем с собой на урок, из тех слов, что вы видите.

И так взяв, все это мы начинаем урок.


Приветствуют.








(наблюдательность, активность, самостоятельность, лень, плохое настроение, умение работать в группах.)


Р: осуществлять волевую саморегуляцию.




К: слушать и понимать речь других.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии






Практический ( упражнение)


- Сегодня нас с вами ждёт очень интересная тема, но сначала давайте вспомним, что вы изучали на прошлом уроке.  Как звучала тема прошлого урока? Правильно! Тема прошлого урока звучала так: «Иван 4».

- Сейчас проверим,  как вы усвоили тему прошлого урока.

У вас на парте есть карточка с заданием. Выполните ее самостоятельно.

После выполнения поменяйтесь с соседом по парте и проверьте.

(Приложение 1)















П: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации.

Р: осуществлять контроль.



3. Выявление места и причины затруднения

Словесный ( рассказ)















Словесный (беседа)

Звучит песня «С чего начинается Родина?» из кинофильма «Щит и меч» (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера).

– Какие чувства вы испытываете, слушая эту песню?


– Что такое Родина?




C чего начинается Родина?





Что значит любить Родину?





Какие пословицы о Родине вы знаете?





- Ребята, почему именно этими словами мы начинаем наш урок?


-Отечеством мы называем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды. Родиной мы называем, потому что в ней родились, говорим родным языком, в ней всё для нас родное. А матерью, потому что она вскормила нас своим хлебом, напоила своими водами. Как мать защищает и бережёт нас от врагов.


– Вы уже знаете, что история повествует обо всех событиях: добрых и жестоких, радостных и печальных. Об одной из страниц истории мы будем говорить сегодня на уроке. Как вы думаете о чем?


-Прочитайте тему нашего урока на странице 60.



Слушают песню


Отвечают



Родина – это большая страна, в которой ты родился


Слова из песни ( с картинки в букваре, с товарищей, березки)



Значит, быть достойным гражданином своей страны


Где родился - там и пригодился.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Жить - Родине служить.


Предположительные ответы

















Предположительные ответы.


Читают. «Патриоты России»


















К: владеть диалогической формой речи.










Р:принимать и сохранять учебную задачу.

Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный (беседа)

Чтобы определить цель нашего урока, прочитайте, что написано над красной чертой.

Какая цель нашего сегодняшнего урока?













- Для того, чтобы достичь нам этой цели нужно поставить перед собой главные вопросы.

-Какие вопросы мы можем поставить перед собой?








Читают.



Цель: узнать о борьбе народа за независимость, о патриотическом движении, освобождение Москвы от захватчиков. Уметь осознавать роль событий в истории России.




-Какие опасности угрожали России в начале 17 века?

-Что происходило в стране после смерти Ивана Грозного?

-Что такое ополчение.

-Узнаем про праздник «День народного Единства».

-Почему К. Минина и Д. Пожарского называют патриотами России?



Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

5. Реализация построенного проекта


Словесный (беседа)


































































-Давайте ответим на первый вопрос, чтоже происходило после смерти Ивана Грозного.


-У Ивана Грозного было несколько детей. Их судьбы были довольно трагичны. Фёдор наследовал царский престол. Но он был слаб здоровьем и прожил недолго, а детей у него не было. Род московских правителей из династии Рюриковичей на нём прервался. Правителем стал Борис Годунов. Брат жены Федора. В 1605 году ему донесли, что в Польше объявился царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного, который погиб во младенчестве. Объяснили это тем, что он выжил и чудом спасся. Многие простые люди в это поверили. Те, кто не любил Бориса Годунова, согласились поддержать самозванца. Кто такой самозванец?

В истории мы его знаем как Лжедмитрия.

Долгими воинами Ивана Грозного страна была разорена. В начале века случился страшный голод. По стране начались восстания. Этим воспользовались поляки и заняли Москву. Страна оказалась в опасности.

На престоле сменялось много царей. А царь Василий Шуйский пошел на измену Родине и открыл границу для шведского войска, надеясь, что они в обмен на земли помогут сохранить ему власть.

-Обратимся к учебнику. Откройте страницу 61-62. Прочитайте

Народ не видел конца разорению страны. Монахи Троице-Сергиева монастыря рассылали по городам грамоты, в которых призывали русских людей объединиться для спасения своего Отечества. Одна из таких грамот попала в Нижний Новгород. Собрались люди на площади и стали думать, как помочь беде. На церковное крыльцо вышел купец Кузьмин Минин и обратился к нижегородцам с призывом:

- Жители города откликнулись на его обращение и стали приносить, кто что имел. Кто деньги, кто одежду, кто зерно. Сам Кузьма Минин отдал свои накопленные средства и украшения жены. На собранные деньги набрали народное войско - ополчение.


- Что же такое ополчение?







- Кто возглавил патриотическое движение на Руси?



- К чему призывал жителей Нижнего Новгорода Кузьма Минин?




- Кто стал во главе собравшейся рати?


- Когда народное ополчение двинулось к Москве.


Просмотр видеофрагмента

Захватчики осадили Москву и главную крепость столицы –Кремль. Трудно было жителям Москвы, захватчики разрушили их дома, осквернили храмы. Но нашлись храбрые люди – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.


Собрали они войско, помолились иконе Пресвятой Богородицы и пошли освобождать столицу России – Москву и главную крепость – Кремль.


Два месяца сражались русские воины и 4 ноября разбили врага, выгнали его из Кремля. Русь снова стала самодержавной, то есть независимой.



ВЫВОД: Россия отстояла свою независимость. Народное ополчение освободило Москву от врагов.













































































Ополчение — это войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах. Было создано

Русская православная церковь во главе с патриархом Гермогеном.

Постоять за родную землю (1611г.)

Полководец князь Дмитрий Михайлович Пожарский.


В марте 1612 года























































































К: владеть диалогической формой речи.




















П: осуществлять поиск необходимой информации














К: слушать и понимать речь других.









К: владеть диалогической формой речи.


К: слушать и понимать речь других.








К: владеть диалогической формой речи.





К: слушать и понимать речь других






П: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации





6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


Словесный (рассказ)



























Словесный (беседа)





4 ноября вся Россия отмечает День народного единства. Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов.

Ребята, как вы понимаете, что такое единство?


А кто такие патриоты?

Что тогда такое «патриотизм»?  

Хорошо!


Давайте теперь посмотрим, какое толкование этих слов дано в  словаре русского языка С.И. Ожегова 

(«патриот» - это человек одушевлённый патриотизмом,  «патриотизм»- преданность и любовь к своему отечеству,  своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины)



За это, через много лет, народ собрал деньги на памятник и поставил его на Красной площади, где была одержана победа. Работу над памятником поручили известному скульптору Ивану Петровичу Мартосу.


Вот видите, как помнит народ о своих защитниках Отечества.


- Можно ли Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского назвать патриотами России?


Кузьма Минин был награждён вотчиной и стал думным дьяком.

В 1616 году он был похоронен в стенах Нижегородского Кремля.


Дмитрий Пожарский также был награждён вотчиной под

Суздалем. Он был избран в боярскую думу, а потом назначен

воеводой в Новгород. Похоронили его в 1642 году в монастыре

города Суздаля.

В 1613 году на Земском соборе 16-летний Михаил Федорович Романов из знатного боярского рода был избран на царство.







(когда все люди вместе).


(это люди, которые любят свою Родину и всегда готовы встать на её защиту).
























воспринимать информацию о празднике






























П: осуществлять поиск необходимой информации


К: владеть диалогической формой речи.








К: слушать и понимать речь других.



К: владеть диалогической формой речи.















7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Практический (упражнение)

Хорошо, теперь мы выполним упражнение номер 2, в рабочей тетради на странице 33. На выполнение у вас есть 2 минутки.

Далее, после выполнения задания в рабочей тетради, выполните самостоятельно тест.



Выполняют самостоятельно задание.



Р:осуществлять контроль



8. Включение нового знания в систему знаний и повторение


Словесный (беседа)


- Кто такой патриот?

– О каких главных делах русских людей вы узнали сегодня на уроке?

– Почему всех этих людей можно назвать патриотами?





П: обобщать

К: владеть диалогичекой формой речи.


9. Рефлексия учебной деятельности

Словесный (беседа)






- Ребята, сегодня мы изучили тему «Патриоты России»

- Как вы думаете, достигли ли мы нашей цели?

- Все ли задачи мы выполнили?

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе

Молодцы. А теперь запишем домашнее задание, прочитать страницы учебника 60-62. На странице 62 учебника, выполнить задание под номером 2 ( опиши памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве.)

До свидания.




- Да


- Да


Оценивают свою работу на уроке.


Записывают домашнее задание.











Прощаются.




К: владеть диалогической формой речи.

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности








Карточка

Задание:  вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

По велению царя Ивана… (Грозного) была открыта типография в… (Москве). Она находилась около стены… (Китай-города). Русским первопечатником стал… (Иван Федоров). Первая печатная книга называлась… («Апостол»). Позднее Иван Федоров напечатал первый русский… (букварь).

















Тест

  1. Кто был царём в конце XVI века?

  1. Фёдор Иванович

  2. Иван Фёдорович

  3. Николай Иванович



  1. Кто возглавил патриотическое движение?

  1. Польские воины

  2. Европейские цари

  3. Русская православная церковь



  1. Из какого города Кузьма Минин?

  1. Харьков

  2. Нижний Новгород

  3. Таганрог



  1. Что было создано в 1612 году для борьбы с врагом?

  1. Народное ополчение

  2. Войско богатырское

  3. Армия России



  1. Кто встал во главе народного ополчения?

  1. Дмитрий Пожарский

  2. Михаил Ломоносов

  3. Пётр Великий



  1. Куда направилось ополчение бороться с поляками?

  1. В Польшу

  2. В Китай

  3. В Москву



  1. Где находится памятник К. Минину и Д. Пожарскому?

  1. На Красной площади

  2. В Китай-городе

  3. В Дворцовой площади



  1. Какой праздник мы отмечаем 4 ноября?

  1. День России

  2. День учителя

  3. День народного единства



  1. Кто был избран на царство в 1613 году на Земском соборе?

  1. Наталья Нарышкина

  2. Пётр I

  3. Михаил Фёдорович Романов