СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Педагог как лидер"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Управление, в какой бы сфере оно ни осуществлялось, обязательно состоит в планировании, организации, руководстве, мотивации и контролировании деятельности всех ее участников, и этим управление обеспечивает достижение поставленных целей.

 Зачастую управление направлено на достижение успеха, что тождественно достижению цели.   

Просмотр содержимого документа
«"Педагог как лидер"»

Управление, в какой бы сфере оно ни осуществлялось, обязательно состоит в планировании, организации, руководстве, мотивации и контролировании деятельности всех ее участников, и этим управление обеспечивает достижение поставленных целей.

 Зачастую управление направлено на достижение успеха, что тождественно достижению цели. 
Выделяют несколько составляющих успеха - выживание, результативность, эффективность, производительность или относительную эффективность, практическую реализацию. 
Функции педагогического управления Планирование              Организация              Мотивирование              Контроль               
^                                                                      « 
Все функции имеют две общие характеристики, которые принято называть связующими процессами, — требования принятия решения и межличностной коммуникации. 
Педагог (но и руководитель учреждения), осуществляя функцию планирования в реализации образовательной программы, оценивает свои возможности (профессиональные, педагогические, личностные) и состояние в исходный момент, определяет конкретные цели своей деятельности и возможности детей, траектории их деятельности в достижении этих целей. Планирование может осуществляться на основе проведенного аналитического опроса интересов детей, их родителей. Часто для выбора оптимального варианта планирования необходимы консультации методиста, психолога, более опытного коллеги. 
Организовать — это значит структурировать совместную деятельность, подготовив конкретные задания для разных вариантов детского «запроса», индивидуальные образовательные маршруты с разноуровневым выражением результата, но сохраняя ориентацию на поставленную в программе цель. Структурирование взаимодействия в группе предполагает решения вопросов, кто и за что будет отвечать, у кого какие полномочия, кто из партнеров что и каким образом будет решать и пр. 
Реализация функции мотивирования состоит в том, чтобы участники группы выполняли свои задачи не только в соответствии с собственной направленностью, желаниями, нуждами, но и с целями образовательной программы, т. е. с целями, сформулированными педагогом. Мотивировать действия детей — участников реализации общей программы — значит затронуть их важнейшие интересы, создать им условия для самореализации в процессе группового взаимодействия. Для этого все участники (дети, педагог, родители) должны: достигать успеха, реализовывать себя в деятельности, видеть результаты своего труда и ощущать свою значимость. 
Основное предназначение функции контроля — обеспечение достижения общей цели (программной). Учитывая принципиально нестандартизируемый характер целей в дополнительном образовании детей, контроль не является самоцелью. Но педагогический контроль, а значит и соответствующий сути дополнительного образования детей стандарт оценки результата, необходим: как оценка достигнутого (диагностика своих результатов 
и результатов развития детей); как основа для ситуативной корректировки действий; для снятия неопределенности; для предупреждения процессуальных трудностей, проблем (защиты от них), кризисных ситуаций; для поддержки успеха каждого ребенка и группы в целом. 
Различают разные виды контроля в педагогическом управлении - предварительный (исследовательский или познавательный), текущий и заключительный (итоговый). Эффективность контроля за результатами развития детей, их самоопределения и саморазвития в дополнительном образовании определяется его реалистичностью и достижимостью, осмысленностью для всех участников, простотой и адекватным вознаграждением. (За успех надо хвалить и поощрять: Если есть успех, то желание действовать дальше будет обязательно.) 
Очевиден социально-психологический характер всех пере численных функций управления, но в руководстве он становится основным. 
Руководство — форма управления, осуществляемая через систему субъект—субъектных отношений. 
Выделяя особое место в руководстве элементу подчинения приказу, С.И. Ожегов в своем Толковом словаре записал: «руководство — то, чем следует руководствоваться в работе, деятельности». И в определении управления также обращается внимание на деятельность органов власти. 
Руководство не исключает и не противостоит управлению. Понятие управления шире понятия руководства, но функции руководителя в определенном смысле шире функций управляющего, т. к. он направляет свои усилия на выполнение задач и 
на людей, которые выполняют их. 
Педагогическое управление состоит в постановке задач, организации их решения, в контроле за процессом и оценке результатов их решения каждым участником группы. 
Педагогическое руководство — это еще и обеспечение, поддержка желания решать задачу, участвовать в ее решении, добиваться и отвечать за результат. 

Педагогическое руководство тесно смыкается с организационной функцией управления, так как в его сферу входит реализация взаимодействия социальных и личностных факторов, индивидуальных потребностей и общих требований. Следует помнить, что «управляя людьми, нельзя сделать их ни ответственными, ни компетентными, но не исключено, что можно добиться этого, если ими руководить» (Лоуренс Дж. Питер). 
Такое пересечение и тяготение функций друг к другу способствовало введению нового понятия — «искусство управления», обозначающего умение обходиться с людьми, настраивать их на деятельность для повышения ее эффективности. Это понятие стало привычным для многих западных специалистов, занимающихся бизнесом, менеджментом. 
В социальной системе любого масштаба и целевой направленности функции управления осуществляются через руководство людьми - менеджмент. 
Менеджер - профессионально подготовленный человек, способный успешно работать с людьми, эффективно управлять. 
Поскольку вся система образования и составляющие ее подструктуры (в том числе - система дополнительного образования) созданы для выполнения определенных социальных функций, то основное назначение менеджмента в образовании состоит в достижении высокой эффективности этой системы и ее составляющих. 
Основным предметом деятельности менеджера в образовании является сохранение и развитие системы: профессионально работающих людей; отношений, закрепленных структурной организацией; информации. 
В конечном счете основная сущность управления в учреждении образования состоит в создании условий для профессионального и личностного саморазвития педагога-носителя нового типа педагогической деятельности. 
Педагог как руководитель и организатор деятельности детей вправе называться менеджером. В таком случае, предмет деятельности педагога — менеджера: сохранение и развитие системы, где система — это и учреждение, в котором работает педагог, и собственная педагогическая деятельность (от мотивов до практических приемов, действий, ценностей); создание условий для саморазвития; инновационное проектирование своей деятельности (авторской педагогической модели). 
В своей деятельности педагог дополнительного образования проходит весь цикл менеджмента - создавая и реализуя свою образовательную программу, осуществляя планирование, определение условий, организацию, мотивацию, руководство. Профессиональная готовность педагога к осуществлению такой деятельности включает в себя знание законов управления, умение обращаться с людьми, оказывать на них влияние, навыки управления собой. Именно они помогают ему четко, грамотно, обоснованно прогнозировать и реализовать задуманный им тип педагогического процесса. 
Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования как менеджера обязательно связано и с пониманием того, что руководство на основе субъект—субъектного взаимодействия может быть результативно только в диалоге, в со-действии, включающем: способность педагога присоединится к процессу обучения, быть искренне заинтересованным в происходящем, создавая творческую атмосферу; готовность к новому, к неожиданным переменам, а значит — к взаимообучению ( возможности изменить себя); умение любить детей и дело, которому посвящает себя; навыки продуктивного использования в строительстве отношений в группе и с каждым воспитанником обратной связи - мнения, интересов, желания детей; открытость или владение стилем общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью и дружеского общения. 
В совокупности данных фактором особое место принадлежит психологической готовности педагога к руководству. Что это значит? 
Во-первых, умение управлять своими эмоциями, настроением и сохранять выдержку, оптимизм. 
Во-вторых, владение опытом использования специальных методов организации собственной психики (аутотренингом, рефлексией), включение в деятельность своего интеллекта. 
В-третьих, обладание способностью эмпатии (сопереживания, умения поставить себя на место другого). 
В-четвертых, владение развитыми коммуникативными навыками, разнообразными способами общения: вербальными 
(речевыми), невербальными («языком мимики и жестов», экспрессивных движений и пр.). 
Искусством управления человек овладевает в течении всей своей жизни, накапливая жизненный и профессиональный опыт, размышляя над ним, оценивая его и переживая. При этом важна не рефлексия сама по себе, а ее результат — установки личности, ее ценностные ориентации. 
Автор известных книг и практического курса по управленческой гуманитарологии В.М. Шепель предлагает обязательный «модуль профессионально-мировоззренческих качеств» менеджера, независимо от того, в какой сфере деятельности он работает. Эти качества гарантируют утверждение его добропорядочной репутации как руководителя, обретение делового авторитета. Приведем их полностью, поскольку относим их к разряду требований к профессионализму педагога дополнительного образования. 
«1. Личное достоинство каждого неприкосновенно. Недопустимо проявлять недоверие к личностной полноценности человека, нанесение ущерба его суверенным правам. Чем личность меньше испытывает ограничение своих возможностей, тем значительнее ее шансы раскрыть свой природный потенциал, свою духовность. Постоянно изучать людей, знать их нужды и интересы. Видение в человеке исполнителя неизбежно ведет к дефициту его уникальности, личной неповторимости. Конкретное познание людей позволяет им оказывать действенную помощь в преодолении в себе каких-либо духовных или профессиональных несовершенств. Главное в общении — завоевать доверие людей. Доверие - психологическая основа авторитета. Это мера морального признания. Справедливость и совесть в союзе с волей — гаранты человеческой и деловой порядочности. Необходимо обладать силой воли, чтобы быть порядочным при наличии власти, материальных рычагов влияния на людей. Умение раскрывать интеллектуальный потенциал людей — высший показатель управленческого мастерства. Успех деятельности руководителя в первую очередь зависит от его личных и деловых качеств, конкурентоспособности его идей. Однако он тогда может рассчитывать на эффективность приложения своих данных, когда ... научит людей технологии интеллектуального самовыражения, актуализации у них потребности в постоянном проявлении своих мыслительных возможностей (мышления, памяти и воображения). Личный пример в непрерывности духовного и профессионального совершенствования - свидетельство ресурсной перспективности руководителя. Личный пример руководителя увеличивает кредит доверия к нему людей» . 
По своей природе руководство связано с лидерством, но не идентично ему. Лидер - личность, имеющая влияние на других членов группы при выполнении совместной деятельности. Лидер - это человек, пользующийся авторитетом, влиянием в коллективе. 
Уже в этих лаконичных определениях указано несколько важных составляющих статуса педагог-лидер. Специально выделим их: личность; авторитет человека; влияние на совместную деятельность (осознанное, целенаправленное); влияние на коллектив (на межличностные отношения определенного уровня развития). 
Необыкновенно ярко определил миссию лидера в одном из своих выступлений Джон В. Гарднер. Стоит отнестись к нему внимательно — ибо в нем заложен глубокий смысл для понимания роли педагога: «Лидеры играют важную роль в формировании духовного состояния общества: могут служить символом его единства; выражать ценности, которые его сплачивают, и, что важнее всего, они могут постичь и провозгласить цели, которые отвлекут людей от повседневности, позволят побороть конфликты, разрывающие общество, и объединят их в поисках задач, стоящих усилий».