Педагогическая диагностика индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования
39=5-10
ФГОС дошкольного образования:
п. 3.2.3. :
- «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
ФГОС дошкольного образования:
п. 3.2.1. :
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей».
Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики
1. Условия проведения диагностики должны соответствовать СанПиН.
2. Обследование может проводиться в присутствии родителей.
3. Обследование необходимо проводить в привычной для дошкольника обстановке. Недопустимо использование для диагностического обследования медицинского кабинета, административных кабинетов.
Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики
4. Проводить диагностическое обследование должен педагог, владеющий технологиями и методами:
- проведения диагностического обследования;
- первичной обработки и индивидуального анализа данных;
- качественной экспертной оценки данных;
- количественной оценки результатов обследования;
- выделения дезадаптационных рисков;
- интерпретации данных обследования;
- составления заключения по результатам обследования;
- разработки индивидуальных программ коррекции и развития дошкольника, формулировки рекомендаций родителям и педагогам по развитию ребёнка.
Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики
5. Обследование не должно нарушать режим дня дошкольников и приводить к утомлению детей. Целесообразно его проводить в первой половине дня, лучше во вторник или в среду (дни наиболее высокой работоспособности детей).
6. Проведение диагностического обследования не должно нарушать нормативные акты, этические и правовые нормы.
7. Проведение диагностических процедур не должно препятствовать выполнению педагогом образовательной организации его должностных обязанностей.
Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики
8. Обследование может проводиться в группе или индивидуально (в соответствии с методикой). Максимальное количество детей в группе — 6 человек.
9. Диагностические процедуры не должны быть слишком длительными, учитывая особенности работоспособности детей каждого возраста.
10. Непрерывная продолжительность диагностики — не более 20 минут, при первых признаках утомления нужно сменить вид деятельности.
Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики
11. При проведении диагностического обследования следует максимально использовать педагогическое наблюдение за деятельностью и поведением ребенка в образовательном организации.
13. Необходимо заранее подготовить и разложить в определенной последовательности всё, что требуется для проведения обследования.
14. Все игры, принадлежности, пособия лучше разложить в нужном порядке на отдельном столе.
Методические рекомендации для проведения педагогической диагностики
15. Не рекомендуется: спешить с подсказкой, торопить ребёнка; показывать свое неудовлетворение, неудовольствие; подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребёнка.
16. При оценке выполнения дошкольником заданий необходимо учитывать, что результаты снижаются в случаях:
— трудностей в контактах с незнакомыми взрослыми;
— страха получить низкую оценку взрослого;
— неспособности ребёнка в специально смоделированной ситуации (обследования) сконцентрировать внимание, сосредоточиться;
— медлительности ребёнка или усталости;
— плохого самочувствия ребёнка.
Закон «Об образовании» РФ
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
П.3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях;
(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 135-ФЗ)
Закон «Об образовании» РФ
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся:
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать своё мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
Система педагогической диагностики индивидуального развития детей 3 – 7 лет
Периодичность педагогической диагностики устанавливается образовательной организацией (ст. 28 ФЗ «Об образовании»)
Что исследуем?
Критерий по ФГОС
Показатель
1. Физическое развитие
1.1. Целенаправленность и саморегуляция в двигательной сфере
1.2. Развитие физических качеств
1.3. Приобретение опыта двигательной деятельности
1.4. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни
1.5. Становление ценностей здорового образа жизни
1.1.1. Проявляет интерес к занятиям физической культурой
1.1.2. Проявляет потребность в двигательной активности
1.2.1. Развиты физические качества:
(быстрота, сила, ловкость, гибкость,)
1.3.1. Владеет основными движениями (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, равновесие)
1.4.1. Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры
1.5.1. Сформированы начальные представления о здоровом образе жизни
Что исследуем?
Критерий по ФГОС
Показатель
2. Познавательное развитие
2.1. Развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации
2.2. Формирование познавательных действий, становление сознания
2.3. Развитие воображения и творческой активности
2.4. Формирование первичных представлений: о себе, других людях; объектах окружающего мира; о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; о малой родине и Отечестве; о социокультурных ценностях нашего народа; об отечественных традициях и праздниках; о планете Земля как общем доме людей; об особенностях ее природы; о многообразии стран и народов мира
2.1.1. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, отношений и в своём внутреннем мире)
2.2.1. Может самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим;
в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем)
2.3.1. Любит экспериментировать
2.3.2. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
2.4.1. Сформированы представления о детском саде, родном городе, Родине
2.4.2. Сформированы представления о себе, семье, об обществе, о мире и природе
2.4.3. Сформированы представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу
2.4.4. Сформированы представления о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей
2.4.5. Сформированы представления об обществе, его социокультурных ценностях
Что исследуем?
Критерий по ФГОС
Показатель
3. Социально-коммуникативное развитие
3.1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе
3.2. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками
3.3. Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
3.4. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
3.5. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
3.1.2.Планирует свои действия на основе первичных ценностных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо»
3.2.1. Взаимодействует со взрослыми и сверстниками в повседневной жизни и во время осуществления различных видов детской деятельности
3.3.1. Способен управлять своим поведением
3.4.1. Откликается на эмоции близких людей и друзей
3.5.1. Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации
Что исследуем?
Критерий по ФГОС
Показатель
3. Социально-коммуникативное развитие. Продолжение
3.6. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации
3.7. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
3.8. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
3.6.1.Отзывчив и неравнодушен к людям ближайшего окружения
3.7.1. Ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам
3.7.2. Проявляет интерес к художественному творчеству — рисованию, лепке, конструированию
3.8.1. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (детском саду и др.)
Что исследуем?
Критерий по ФГОС
Показатель
4. Речевое развитие.
4.1.Владение речью как средством общения и культуры
4.2.Обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи , развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, развитие речевого творчества
4.3.Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
4.1.1. Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве)
4.2.1. Все компоненты устной речи (лексическая сторона, грамматический строй и произносительная сторона речи; диалогическая и монологическая форма связной речи) развиты и используются в различных формах и видах детской деятельности
4.3.1. Проявляет читательский интерес и потребность в чтении книг
Что мерим?
Критерий по ФГОС
Показатель
5. Художественно-эстетическое развитие.
5.1. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного)
5.2. Становление эстетического отношения к окружающему миру, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
5.3. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
5.4. Реализация самостоятельной деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и пр.), формирование элементарных представлений о видах искусства
5.1.1. Эмоционально и словесно проявляет отношение к произведениям изобразительного искусства, музыкальные произведения
5.2.1. Испытывает эстетические переживания, передает своё представление о мире на языке искусства
5.3.1. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов
5.4.1. Проявляет умения и навыки в творческой деятельности, интересуется искусством
Чем мерим?
Направление развития
Методы диагностики
Физическое развитие
Наблюдение
Хронометрирование
Тестирование физических качеств
Беседа
Познавательное развитие
Наблюдение
Диагностические задания
Индивидуальная беседа
Социально-коммуникативное развитие
Беседа
Диагностическое задание
Наблюдение
Речевое развитие
Беседа
Диагностическое задание
Художественно-эстетическое развитие
Наблюдение
Как исследуем?
Алгоритм
Образовательная область «Физическое развитие»
Критерий по ФГОС ДО: 1.1. Целенаправленность и саморегуляция в двигательной сфере
Показатель: Проявляет интерес к занятиям физической культурой
Динамика развития (характеристики)
3–4 года
4–5 лет
1. С удовольствием двигается под музыку.
2. Испытывает радость от двигательной активности
5–6 лет
1. С удовольствием двигается под музыку.
2. Испытывает радость от двигательной активности
Наблюдение
6–7 лет
1. Проявляет заинтересованность в выполнении каких-либо физических упражнений.
2. Имеет любимое упражнение
1. Проявляет заинтересованность в выполнении каких-либо физических упражнений.
2. Имеет любимое упражнение
Наблюдение, беседа
Показатель: Проявляет потребность в двигательной активности
Динамика развития (характеристики)
3–4 года
4–5 лет
Двигательная активность соответствует возрастным и физиологическим нормам
5–6 лет
Двигательная активность соответствует возрастным и физиологическим нормам
Хронометрирование
6–7 лет
Двигательная активность соответствует возрастным и физиологическим нормам
Двигательная активность соответствует возрастным и физиологическим нормам
Критерий 1.2. Развитие физических качеств Показатель: Развиты физические качества: (быстрота, сила, ловкость, гибкость,)
Динамика развития (характеристики)
3–4 года
4–5 лет
Физические качества соответствуют возрастным и физиологическим нормам
5–6 лет
Физические качества соответствуют возрастным и физиологическим нормам
Тестирование физических качеств
6–7 лет
Физические качества соответствуют возрастным и физиологическим нормам
Физические качества соответствуют возрастным и физиологическим нормам
Критерий 1.3. Приобретение опыта двигательной деятельности Показатель: Владеет основными движениями (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, равновесие)
Динамика развития (характеристики)
3–4 года
4–5 лет
Основные движения соответствуют возрастным и физиологическим нормам
5–6 лет
Основные движения соответствуют возрастным и физиологическим нормам
Наблюдение, тестирование
6–7 лет
Основные движения соответствуют возрастным и физиологическим нормам
Основные движения соответствуют возрастным и физиологическим нормам
Критерий 1.4. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни Показатель: Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры
Динамика развития (характеристики)
3–4 года
4–5 лет
1. Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания.
2. Знает о предметах личной гигиены (зубная щётка, полотенце, носовой платок, расчёска); о необходимости соблюдать порядок и чистоту в групповых помещениях и на участке детского сада, убирать игрушки и строительный материал.
3. …
4…
5–6 лет
1. Соблюдает элементарные правила гигиены: моет руки с мылом, пользуется расчёской, носовым платком.
2. Соблюдает элементарные правила приёма пищи: моет руки перед едой, правильно пользуется столовыми приборами.
3. Правильно надевает обувь.
4. Замечает непорядок в одежде и при помощи взрослого приводит её в порядок
Наблюдение
6–7 лет
1. Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу; имеет навыки опрятности; владеет элементарными навыками личной гигиены.
2. Владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом.
3. Получает удовлетворение от соблюдения правил личной гигиены, поведения во время еды, в детском саду, на улице, в транспорте, на природе.
4. Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, поддерживать порядок в своём шкафу….
5…
- Положительно относится к выполнению гигиенических процедур.
- Проявляет выраженное желание выполнить бытовое действие как можно лучше.
- Правильно использует бытовые предметы (принадлежности для умывания, еды и пр.)…
- …
Критерий 1.5. Становление ценностей здорового образа жизни Показатель: Сформированы начальные представления о здоровом образе жизни
Динамика развития (характеристики)
3–4 года
4–5 лет
1. Стремится правильно (безопасно) организовать свою двигательную активность и игры со сверстниками.
2. Способен к осторожному поведению в незнакомой ситуации
5–6 лет
1. Стремится соблюдать элементарные правила гигиены, приёма пищи, поведения в детском саду, на улице, в транспорте, бережного отношения к природе.
2. В случае опасности может обратиться за помощью к взрослому.
3. Понимает простейшие причинно–следственные связи (холодно – надо тепло одеваться).
4. Называет грибы и ягоды: отличает съедобные части растений от несъедобных; узнает мухомор как несъедобный гриб
Наблюдение
6–7 лет
Беседа
1. Имеет начальные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания.
2. Имеет представления о роли гигиены, закаливания и режима дня для здоровья человека.
3. Стремится следить за одеждой и обувью (сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью); соблюдать правила поведения во время еды; …
4….
1. Имеет устойчивые представления о правилах безопасного поведения в различных ситуациях, об основах здорового образа жизни, проявляет активность в ответах на вопросы здоровьесберегающего содержания, дает адекватные, однозначные ответы.
2. Мотивирован к здоровому образу жизни, представления носят целостный характер.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Критерий 2.1. Развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации Показатель: Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, отношений и в своем внутреннем мире)
И
И так далее…
Динамика развития (характеристики)
3–4 года
4–5 лет
…
5–6 лет
…
Наблюдение
6–7 лет
…
…
В основу разработки содержания комплексного психолого-педагогического обследования детей положены следующие требования :
1. Научная обоснованность системы комплексного диагностического обследования.
(предлагаемые методы педагогической диагностики научно обоснованы и соответствуют основным положениям возрастной психологии, дошкольной педагогики, физиологии и др.)
В основу разработки содержания комплексного психолого-педагогического обследования детей положены следующие требования :
2. Тесная связь диагностики с образовательной программой дошкольной организации.
(Исследуем только то, что развиваем с помощью ООП. Поскольку за основу пед.диагностики взяты требования ФГОС, то её можно использовать всем ДОО.)
3. Единство диагностики и развития (коррекции).
(Поскольку в соответствии с ФГОС конечной целью пед. диагностики является индивидуализация образовательного процесса и оптимизация работы с группой, после педагогической диагностики необходимо разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные рекомендации педагогам по каждому ребёнку, продумать дифференцированный подход.)
4. Учёт возрастных особенностей и зоны ближайшего развития ребёнка при построении диагностических заданий.
5. Экономичность обследования, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объём информации и не приводит к переутомлению ребёнка в ходе обследования.
Необходимо помнить!
Профессионализм проведения обследования, обеспечивается тем, что оно осуществляется только квалифицированными, подготовленными специалистами.
Передача диагностических методик родителям для проведения обследования ребёнка недопустима.
Необходимо помнить!
Конфиденциальность получаемых результатов, достигаемая за счёт строгой регламентации доступа к полученной информации о ребёнке.
Педагогам и родителям результаты представляются в виде психолого-педагогической характеристики ребёнка и рекомендаций, разработанных на основе данных комплексного обследования.
Данная система педагогической диагностики индивидуального развития ребёнка максимально упрощена для практики дошкольного образования.
Подобранные диагностические методики позволяют оценить уровень физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития ребёнка оптимально в короткие сроки (примерно за 1–1,5 недели) путём использования методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.
Данная система диагностики может также использоваться в процессе реализации любых основных образовательных программ дошкольного образования, поскольку позволяет оценить развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и рекомендуется для широкого применения в массовой практике в системе дошкольного образования.