СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая концепция

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Педагогическая концепия работы учителя русского языка

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая концепция»

«Проектная деятельность при изучении литературы»



«Человек доподлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом».

Советский психолог С.Л. Рубинштейн



Формирование проектной деятельности учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что «человек доподлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом». Более трёх лет я серьёзно занимаюсь проблемой организации проектной деятельности на уроках литературы и во внеурочное время. Изучила серьёзные источники по описанию данных методов (научные разработки Кульневича, Богдановой, Шацкого и др.).

В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой-либо проблемы. Организация проектной деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Необходимо через различные формы организации: урок, внеклассное занятие, элективный курс, групповую, индивидуальную, парную формы работы формировать у учащихся навыки проектной деятельности. Поэтому обозначу вопросы, которые для меня и сегодня важны: как организовать уроки литературы проектной направленности, как найти тему для исследования, какие алгоритмы дать в помощь ученикам, и самое главное, как сделать занятия увлекательными и плодотворными? На многое я для себя уже ответила.

Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

Работу по проектированию ввожу постепенно, стараюсь брать большие и интересные темы. Ведь с помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся, а это всегда эффективно, если начинается с сильного мотива. Значит, нужна не просто проблема, она должна быть актуальна с точки зрения ученика и иметь практическую направленность. Деятельность учащихся в учебном проекте подчинена определённой логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и её осуществление. Завершается работа презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время защиты проекта мы узнаём, что было сделано во время проектной работы.

Учитель руководит проектной работой, направляя поиск в нужное русло, и подсказывает источники информации. Условиями успешности проектной деятельности становятся:

  • личный интерес учащегося;

  • четкость и конкретность постановки цели проекта;

  • определение планируемых результатов;

  • констатация исходных данных.

Например, в процессе наблюдения над поэзией символистов (А.Блока, З. Гиппиус, В. Брюсова, А. Белого) учащиеся ведут наблюдение над языком символов. В результате групповой работы учащихся знакомятся с поэтическими текстами, литературоведческими материалами, расставляются акценты, и делается вывод: символ многолик, неисчерпаем и беспределен в своём значении. Так рождается проект на тему «Символ как «земной знак несказуемых истин».

Эффективными оказываются проекты, занимающие несколько уроков. В качестве домашних заданий к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние 2 урока (спаренные в старших классах) используются для презентации подготовленных проектов.

Особое внимание уделяю интеграции знаний для реализации проекта. Глубоким и содержательным получился проект восьмиклассников «То было мятежное время». Этот проект был запущен в ходе изучения романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Предметом исследования явился исторический образ Емельяна Пугачёва. Ученикам был предложен основополагающий вопрос: Пугачёв - кто он? Выдвижение различного рода гипотез послужило поводом для глубокого исследования. Одна группа рассматривала роль народного восстания под предводительством Пугачёва, образ предводителя в истории. Другая – образ Пугачёва в исторической хронике А. С. Пушкина «История Пугачёва» (Пугачёв предстаёт народным героем, истинным предводителем крестьянского восстания). Третья группа работала по теме «Восприятие Пугачёва Гринёвым» (по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»). Анализируя встречи героев на протяжении романа, ученики наблюдают, как меняется отношение Гринёва к «бунтовщику» (от ненависти к уважению и сожалению за трагичность судьбы Пугачёва). Через художественные детали (портрет, речь, поступки, эпиграфы к главам) ученикам четвёртой группы удалось аргументировано доказать, что Пугачёв в романе – образ-символ. Женское восприятие «крупной фигуры» Пугачёва – романтического образа представила пятая группа, исследовав очерк М. И. Цветаевой «Пушкин и Пугачёв».

При изучении «Слова о полку Игореве» групповая работа шла по разным направлениям: литература, музыка, изобразительное искусство. В чём загадка древнерусского литературного памятника? Доводы юных исследователей на защите проекта были убедительны.

В старших классах учащиеся проводят глубокие исследования, оформляют их, представляя на школьной, научно-практической конференциях. Например, с учащимися 9 классов создали информационно-исследовательский проект « Тема любви в творчестве Тютчева» (9-10 классы); в рамках урочной и внеурочной деятельности (краеведение) с учащимися 10-11 классов создали интегрированный творческо-исследовательский проект « Из чего складывается любовь к родному краю?» Размышляя над этим вопросом, ребята организовались в малые группы сотрудничества и распределили роли: первая группа – историки, вторая – хронографы, третья – экскурсоводы, четвёртая – очеркисты, пятая – географы, шестая – экологи. Творческий аспект рассматривали живописцы, лирики, прозаики. Это стало результатом большой поисковой работы во внеурочное время. Каждая группа должна была выполнить поиск и анализ материала, оформить выводы в виде презентации, публикации, буклета, реферата. В ходе исследования школьники изучили материалы по истории, представив результаты в виде обобщенной презентации. Проводя экскурсия в школьный краеведческий музей, изучая документы, встречаясь со старожилами, ученики оформили сборник очерков о селе. Проводя исследование по названиям улиц посёлка, изучая их этимологию, создали презентацию « Мои улицы». Анализируя поэтические тексты русских поэтов о природе, подбирая стихи поэтов – земляков, ученики подготовили и организовали фотовыставку « Природа родного края» и выставку рисунков « Моё село – моя любовь». Итогом большого исследования стала презентация «Мы здесь живём». Затем в школе был проведён вечер «Моё село – моя любовь».

С целью продвижения детского и семейного чтения был организован проект «Книга в каждую семью», в котором приняли участие ученики, родители, библиотекари. Проект удостоился диплома областного фестиваля «Ты и я с книгой лучшие друзья».

В рамках акции «Детство без границ» был создан и реализован волонтёрский проект «Творя добро», который стал призёром областного фестиваля «Детство без границ».

Виды презентационных проектов могут быть различными. В своей работе использую монопроекты и интегрированные проекты, видеоматериалы с выступлениями учащихся, а также мультимедийные презентации по темам курса. Материалы готовятся вместе с учащимися. Собрана папка достижений и портфолио творческих, исследовательских, проектных работ учащихся.

В заключение, следует отметить, что в данной работе были представлены лишь некоторые аспекты освоения учащимися навыков проектной деятельности. Использование технологии проектного обучения позволяет активизировать учебную деятельность учащихся.
По результатам анкетирования 95 % учеников отметили, что им стало интереснее учиться.
Отмечается положительная динамика в росте качества знаний учащихся, их гражданской и нравственной позиции. Учащиеся, занимающиеся проектной деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьной, районной научно-практических конференций, в конкурсах проектных работ разного уровня.









ЛИТЕРАТУРА.

Нормативно-правовые источники

1.Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 год.

2.Программы для средних учебных заведений. Литература. Учебное издание. М.: Минобразования РФ, Просвещение 2008.

Учебники, монографии, брошюры

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

  2. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.

  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.

Электронные ресурсы

Вяземский Е. Е. Школьное литературное образование в современной России: вопросы модернизации / Е. Е. Вяземский. Режим доступа: [http: // www.1 september.ru]






6