СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Педагогическая мастерская» Нетрадиционные методы и приемы обучения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление из опыта работы на фестивале  педагогических идей "Вдохновение" в номинации "Педагогическая мастерская"

Просмотр содержимого документа
««Педагогическая мастерская» Нетрадиционные методы и приемы обучения»

Региональный фестиваль педагогических идей «Вдохновение», п.Палех, 02.11.2023 г.

Номинация «Педагогическая мастерская»

Нетрадиционные методы и приемы обучения

на уроках русского языка и литературы

Кирсанова Е.В., учитель русского языка и литературы высшей категории

МКОУ Пановской средней школы

Палехского района Ивановской области


Современный урок – это объединение традиционных методов обучения и инновационных педагогических технологий. Главная задача современного учителя – создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также среду, где обучение проходит в сотрудничестве и сотворчестве. Многие коллеги согласятся со мной в том, как трудно сейчас в век компьютерных технологий привлечь внимание школьников к слову, к чтению художественной литературы. Поэтому учитель часто задумывается над тем, как сделать урок интереснее, вызвать школьников на разговор, обсуждение, помочь ребятам раскрыться, побудить их к чтению. Вот и находится педагог в постоянном поиске методов и приёмов работы. Я тоже работала в этом направлении: знакомилась с опытом коллег, читала разные методические пособия. Представляю вам небольшую методическую копилку приёмов, которую мне удалось собрать и успешно использовать в своей работе. Многие приёмы нам давно знакомы, но стоит им дать новое название – и действовать они начинают иначе.

«Кластер» - это прием, который помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Он служит для стимулирования мыслительной деятельности учеников, даёт доступ к собственным знаниям, пониманию или представлению об определённой теме.

Кластер может применяться и в качестве средства для подведения итогов того, что учащиеся прошли. Это письменный род деятельности, который подойдет для тех учащихся, которые писать не любят.

Порядок работы с кластером: Напишите ключевое слово или предложение в середине листа бумаги или на классной доске, начните записывать слова или предложения, которые приходят вам на ум в связи с данной темой, начните устанавливать связи между идеями, напишите столько идей, сколько придёт вам на ум, или пока не закончится время. Работа над кластером может осуществляться как индивидуально, так и в группе. Разбивка на кластеры, проводимая индивидуально, даёт возможность всем учащимся, а не только тем, которые всегда первыми поднимают руки, принимать активное участие в мыслительном процессе.

«Фишбоун». Прием в обучении на уроке, с помощью которого учащийся учится анализировать поступающую информацию и представлять ее в удобной для себя форме. Благодаря данному приему ученики учатся работать в группах, искать причинно-следственную связь, оценивают происходящие события, пытаются разобраться в значении различных фактов. Ученикам этот прием нравится необычностью формы в виде скелета рыбы.

Урок литературы в 9 классе по теме «Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Вопрос: Как душа Чичикова «омертвела»? Предлагаю ученикам использовать приём «Фишбоун». В голове рыбы пишем главный вопрос, на косточках причины, а в хвосте – вывод.

1.Отец был скупым. Почему? Семья жила бедно.

2.Экономил, откладывал каждую копейку. Почему? Следовал совету отца.

3.Врал и угождал учителям. Зачем? Чтобы получить привилегии и быть на хорошем счету.

4.Дружил только с богатыми. Почему? Богатые друзья его угощали. Стремление к наживе было важнее дружбы.

5.Ухаживал за девушкой, которую не любил. Почему? Её отец помог ему с карьерой. Деньги были важнее любви.

6.Разворовывал деньги, брал взятки. Почему? Хотел жить красиво и богато.

- Что мы запишем в хвосте рыбы? Чичиков систематически подавлял и истреблял в себе все человеческие чувства.

Гоголь подробно воспроизводит «формирование души» своего героя и целенаправленно подводит читателя к выводу, что в тех условиях, в которых он рос, ничего другого не могло и получиться. И получилась не душа, а ларчик с бумагами, деньгами и прочим добром. По этой причине мы можем считать Чичикова самым «мёртвым» (в нравственном отношении) среди всех героев поэмы.

«Синквейн» - стихотворная форма рефлексии. Этот приём воодушевляет учеников. Следует соблюдать правила составления синквейна:

  • 1 строка – тема стихотворения, которая выражается одним словом (или фамилия, имя героя), обычно именем существительным;

  • 2 строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;

  • 3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами – глаголами;

  • 4 строка – фраза из 4-5 слов, которая выражает отношение автора к данной теме;

  • 5 строка – одно слово – синоним к первому слову, характеризующий суть предмета или объекта.

Этот приём позволяет учителю решить сразу несколько задач: сменить атмосферу в классе, сделать её творческой, ведь дети любят творить; проверить, как ученики запомнили важные понятия темы; развивать творческие способности, мышление.

Синквейн можно писать индивидуально, в парах или в группах после прочтения текста, изучения определённой темы. Например, синквейн к образу Дон Кихота.

Дон Кихот.
Отважный, целеустремлённый.
Читает, путешествует, борется.
Стремится искоренить зло на земле.
Рыцарь.

«Диаманта» – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.

Схема диаманты:

  • 1 строка: тема (имя существительное);

  • 2 строка: определение (два имени прилагательных или причастия);

  • 3 строка: действие (три глагола);

  • 4 строка: ассоциации (четыре имени существительных) переход к антонимичным понятиям;

  • 5 строка: действие (три глагола),

  • 6 строка: определения (два имени прилагательных или причастия);

  • 7 строка: тема (имя существительное).

Например, задание: составить диаманту к образам царицы и царевны из «Сказки о мёртвой царевне…» А. С. Пушкина.

Царица.
Злая, завистливая.
Любуется, злится, приказывает.
Зависть, зло – доброта, мир.
Живёт, помогает, радует.
Скромная, добрая.
Царевна.

Написание диаманты полезно для понимания учениками сути отличий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.

«Ромашка вопросов, или Ромашка Блума»

Ромашка Блума состоит из шести лепестков, на каждом написан вопрос. Американский психолог Бенджамин Блум создал классификацию уровней познавательной деятельности. Каждому из этих уровней соответствует свой тип вопросов, который ставит перед ребенком определенную проблему: Знание – простые вопросы; Понимание – уточняющие; Применение – практические; Анализ – интерпретационные; Синтез – творческие; Оценка – оценочные. Этот прием можно применять на уроках литературы при разборе художественных произведений, при изучении морфологических признаков частей речи на уроках русского языка.

Кубик Блума. Прием развития критического мышления, уникален тем, что позволяет формулировать вопросы разного характера. Кубик укажет: какого типа вопрос.

  • Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы - просто назвать предмет, явление, термин. Например, назовите главных героев произведения Н.Гоголя «Мертвые души».

  • Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным героем. Например, почему ты относишь Печорина к "лишним людям"?

  • Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах. Объясни, почему герои рассказа И.Бунина «Темные аллеи» расстались.

  • Предложи. Ученик должен изложить свое видение проблемы, свои идеи. Например, предложи, как должен был поступить Герасим с Муму?

  • Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например, придумай, каким образом могла сложиться судьба Евгения Онегина, если бы он женился на Татьяне.

  • Поделись — вопросы предназначены для повышения мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Например, поделись своим отношением к Раскольникову?

«Круги (кольца) Венна». Прием "Кольца Венна", или "Диаграмма Венна", стал активно применяться в рамках технологии развития критического мышления. Впервые прием описан английским ученым Джоном Венном в книге "Символическая логика". Это графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. "Кольца Венна" помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме. Это две пересекающихся окружности, в каждой из которых пишется, например, характеристика героев, а в месте пересечения окружностей указывается общее в образах. Данный приём используется для сравнения образов, произведений, исторических эпох и т. д. Так же можно применить его и в русском языке.

«Какография». Какография (греч., от kakos – дурной , и grapho – пишу – особый способ обучения правописанию, состоящий в том, что ученику дают списывать текст, намеренно испещрённый ошибками, побуждая его при этом исправлять их. И хотя этот приём применяли на уроках языка во второй половине XVIII века, но уже в первой половине XIX века его стали использовать и на уроках литературы. Например, ученикам предлагаются задания:
1.Найдите ошибку:
Шарль Перро, Прометей, Синдбад-мореход, Василиса.

2. Исправьте ошибки в утверждениях:

Генрих Гейне – известный английский поэт.

А. С. Пушкин – автор баллады «Руслан и Людмила».

«Аукцион». Ученики заранее получают задание детально ознакомиться с биографией писателя, поработать с дополнительной литературой, подготовить интересные сообщения по лотам аукциона. Непосредственно на уроке, на этапе проверки домашнего задания (знакомство с автором), учитель предлагает лоты. Учащиеся по названию лота представляют подготовленную информацию, выкупая лоты. Наивысшие баллы получают те ученики, которые выкупили сразу несколько лотов. Этот прием служит для лучшего усвоения биографии автора, развивает умение самостоятельного поиска информации, мотивирует на получение новых знаний.

«Реставратор». Прием заключается в том, что учитель представляет ученикам «поврежденный» фрагмент текста художественного произведения или определение литературного термина. Задача учеников – восстановить фрагмент. Прием может использоваться на этапе проверки домашнего задания, актуализации знаний или рефлексии. Помогает активизировать память учеников и проверить знание произведения или термина.

Приём «Маркировка». Инсерт. Суть приема заключается в следующем: учащиеся самостоятельно читают текст, маркируя его специальными значками. Значков не должно быть много: трех или четырех вполне достаточно, иначе ученики запутаются, что чем помечать. Разумеется, после маркировки текста следует организовать дальнейшую работу с помеченной информацией: обсудить во время беседы, предложить заполнить таблицу.

Приём «Цветной текст». Маркированное чтение можно разнообразить и добавить в него красок. Лучше такую работу проводить с текстами, специально распечатанными для каждого ученика на отдельных листах. Ведь мы будем этот текст красить! Для этой работы ученики должны иметь цветные карандаши или специальные выделители не более трех цветов. Например: желтым выделяем точные факты (названия, имена, количества, даты и проч.), голубым - действия, а зеленым - эмоции. Этот прием хорошо использовать при подготовке к ОГЭ при работе над текстами изложения и сочинения, при подготовке к устному собеседованию в 9 классе.

Приём «Реклама книги». В условиях современного мира реклама становится одним из распространённых средств информационного обмена. В педагогической практике реклама-отзыв – это письменный или устный рассказ о прочитанной книге и представленный в виде плаката, рисунка, фотографий, элементов инсценировки. Целью этой работы является выражение своих мыслей, чувств, переживаний по поводу прочитанного, а также общая оценка произведения. Важным в использовании данной методики является то, что ученик не только сам читает книги, но и вовлекает других, рекламируя прочитанные книги.

«Живые рисунки». Этот приём эффективнее всего создаёт ситуацию заинтересованности, побуждает работать на уроке «молчаливых» детей. Ученики, прослушав или прочитав определённый текст, по заданию учителя воспроизводят эпизод произведения: принимают соответствующие позы, придают лицу необходимое выражение, представляют в воображении одежду героев и потом рассказывают о ней.

«Узнай меня». Один ученик изображает персонажа из изучаемого произведения. Он может описывать свои чувства, переживания, действия, но не называет себя по имени. Ученики должны узнать персонажа.

Вид урока: систематизация знаний, урок-обобщение, урок-закрепление.

Этап урока: актуализация знаний, обобщение знаний.

«Тайные мысли». Анализируя идейно-художественный смысл произведения, характер литературного героя, причины тех или иных поступков героя, дети часто высказывают мысли, с которыми в глубине души не согласны. Конечно, для того чтобы школьники говорили открыто, необходимо создать атмосферу доверия. Приветствуется любое мнение, которое будет обосновано. В своей практике учителя я порой сталкивалась с мнением школьников, которое даже не предполагала услышать. Вот несколько примеров с урока.

Всем известна русская народная сказка «Василиса Прекрасная». Обычно ученики сочувствовали Василисе, отмечали её положительные качества. Но одна из учениц заметила, что «Василиса всё время обращалась за помощью к куколке, которую подарила ей мать перед смертью, а сама ничего не делала».

При изучении рассказа И. Тургенева «Муму» ребята знакомились с исторической эпохой, прототипом Герасима, но всё равно осудили героя за то, что он утопил Муму. Они не могли понять: Герасим всё равно ушёл в деревню, так почему он не забрал собаку с собой. Современные дети мыслят иначе, они выражают свои чувства и эмоции.

«Пятиминутное  эссе»

Этот вид письменного задания может применяться в конце урока на этапе рефлексии, чтобы помочь учащимся подытожить свои задания по изучаемой теме и дать учителю почувствовать, что происходит в головах  его учеников. Учащихся просят выполнить следующие задания: написать, что они узнали по данной теме, и задать вопрос, на который они так и не получили ответа. Учитель собирает работы и может использовать их при планировании следующего урока.

Метод «Двойной дневник». Этот вид упражнения позволяет учащимся связать содержание текста со своим личным опытом.

Таблица "Двойного дневника» представляет собой 2 колонки с заголовками:

  1. Выписки из текста. Фразы из текста, которые произвели какое-либо впечатление (согласие, протест или непонимание) или вызвали ассоциации с эпизодами из собственной жизни

  2. Во второй колонке предлагается дать комментарий к выписанной фразе: что заставило записать именно эту цитату? Почему? Какие мысли и ассоциации у меня возникли?

«Биографический акростих». При изучении творчества какого-либо автора учащимся предлагается взять фамилию писателя (или имя, отчество), затем на каждую букву нужно построить предложение или словосочетание, в котором будет сказано о биографии писателя, особенностях творчества и т.д.

В данном случае работает принцип акростиха - стихотворения, в котором начальные буквы строк составляют какое-нибудь слово. Подобное задание заставляет восстановить в памяти то, что уже известно о личности и жизни писателя из предыдущих классов.

Например, акростих по творчеству Пушкина:

П - путь поэта был непростым.

У - универсальным принципом изображения действительности в прозе Пушкина была объективность.

Ш - широта, тем пушкинской поэзии восхищает: тема поэта и поэзии, тема любви, гармонии природы, родины, смысла жизни, вечности и забвения.

К - ключевой особенностью прозы Пушкина является его реалистичный взгляд на мир. Он описывает события и явления точно и достоверно, внимательно анализируя детали.

И - искренностью, добрыми чувствами и сопереживанием наполнены стихотворения, посвященные дружбе.

Н - новым этапом в развитии русской реалистической литературы стала именно проза Пушкина.

ПОПС - ФОРМУЛА — прием, который способствует тренировке написания эссе. С его помощью ученик пишет свое выступление кратко, лаконично, аргументировано, делает выводы, что вызывает у одноклассников согласие или несогласие и побуждает их к деловому спору. Использование попс - формулы позволяет закрепить изученный материал или выявить существующие пробелы в знаниях учеников. ПОПС формулу разработал профессор права Дэйвид Маккойд Мэйсон. В структуру входит четыре важных компонента, необходимых для построения текста.

П – позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение. Для этого можно использовать следующие формулировки: «Я считаю, что…», «На мой взгляд, эта проблема заслуживает / не заслуживает внимания», «Я согласен с…».

О – обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение. В ответе должны быть раскрыты определения и понятия. Основной вопрос – почему вы так думаете? А это значит, что начинать раскрытие его следует со слов «Потому что…» или «Так как…».

П – примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, их должно быть не менее трех. В качестве примеров можно использовать как собственный опыт, так и знания, полученные при изучении темы. Главное, чтобы они были убедительными. Речевые обороты, используемые на этом шаге: «Например…», «Я могу доказать это на примере…».

С – следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию. Начало предложений в нем может быть таким: «Таким образом…», «Подводя итог…», «Поэтому…».

Приём «Верите ли вы…» Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию), полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют её ключевые моменты.

 Приём «Тонкий и Толстый вопрос» используется для организации взаимоопроса. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ (Кто? Что ? Когда ? и т.д) Толстый вопрос предполагает ответ развёрнутый (Дайте три объяснения, почему… ? Объясните, почему… ? Почему вы считаете… ? В чём различие… ?)

Перенести действие произведения в наши дни. Для реализации такого подхода можно предложить школьникам разные задания: создать страничку ВКонтакте для какого-нибудь героя, разыграть фрагмент произведения «на новый лад». Кем бы работал князь Андрей в наши дни? Как бы выглядел профиль Чичикова в Инстаграм?

«Солнышко», «Осьминог». В центре – тема, которую необходимо осветить, лучи – раскрытие темы. Например, тема – Том Сойер, «лучи» – черты характера; тема – А. Чехов, «лучи» – виды деятельности писателя.

«Решето». Этот приём эффективно использовать, когда нужно что-то от чего-то отделить. Его можно назвать иначе – «Золушка» (все помнят эпизод, когда мачеха заставила Золушку отделить просо от мака). Например, из группы событий выбрать только те, которые произошли в жизни литературного героя.

Таким образом, у современного учителя имеется значительный запас методов и приёмов, которые позволяют заинтересовать своим учебным предметом. Все эти формы работы, если применять их в системе, позволяют развивать креативность детей и делать процесс обучения более интересным.

Выбирать их следует, исходя из потенциала класса, в котором проходит урок.
Очень важно повышать познавательную активность школьников, а это достигается путём индивидуального подхода в обучении, умением учителя заинтересовать учеников, создать атмосферу сотрудничества.