Добрый день, Уважаемые коллеги!
Французский писатель Антуан де Сент Экзюпери отмечал, что «Единственно настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения».
Действительно, замечательно если мы педагоги будем уделять большое значение этому вопросу, находить, придумывать и использовать в разных видах детской деятельность приемы направленные на развитие коммуникативных способностей.
Не для кого не секрет, что та среда в которой находится ребенок побуждает его к действиям, открытиям, развитию воображения, дружескому взаимодействию со сверстниками.
Как сделать взаимодействие детей эффективным, интересным, чтобы они не боялись высказываться, были уверены в себе?
Я выбрала направление - развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность. Хочу поделиться своими педагогическими находками.
- Пополнила изо центр разнообразными нетрадиционными материалами и инструментами. Это позволило свободно и совместно экспериментировать, взаимодействовать, сотрудничать.
Слайд
-Оптимизировала время для творчества за счет контейнера в который поместила большой набор красок, накрыв общей крышкой. На самом деле это хлопотно, открыть крышку каждой баночки, а ведь их 25, а времени отводится на занятия очень мало. А также такой набор позволяет знакомиться с богатым миром цвета и принимать свои цветовые решения.
Каждый ребенок имеет такой контейнер красок. Иногда я создаю проблемную ситуацию, ограничивая цветовой спектр наборов. У ребенка возникает потребность вступить в общение со сверстниками. Попросить или поделиться нужной баночкой краски.
В своей работе я по другому взглянула на кисточки, и на малярную кисть тоже .Срезала черенок и предложила малышам. Крупная моторика у них развита лучше, чем мелкая- эта кисть хорошо развивает хватательный рефлекс, помогает отработать первые рисовальные движения. Работая в паре неуверенные и стеснительные дети раскрепощаются: они вместе проводят горизонтальные и вертикальные линии, бегают, прыгают по листочку!
Еще одна удачная находка-малярный валик! Он позволяет быть не только маляром, но и художником! С помощью него дети создают фон, изображают деревья и многое другое, а самое главное КАКУЮ УВЕРЕННОСТЬ ОН ПРИДАЕТ Юным Художникам.
Удачным считаю – метод совместного рисования, который создает условия для взаимодействия с партнером. Партнером может выступать как педагог, так и ребенок. Рисование с ребенком вместе (на одном листе) применяю, когда ребенок настолько не уверен в себе, что «костенеет». Не уверенным детям такой вид творческой деятельности оказывает большую помощь.
Очень часто расстилаю на полу большой лист бумаги, рассаживаю детей вокруг, даю краски, кисти и тему. И между детьми начинается общение и взаимодействие, получается общий рисунок, появляется опыт первого совместного успеха.
Так же использую мега-раскраски. Такой вид работы позволяет объединить детей, оказать помощь друг другу, развивает коммуникативные навыки. Хотелось бы отметить эмоциональный настрой, который вызывает этот метод у детей: расслабление, чувство радости, восторга, а сколько душевных разговоров, а какое сплочение коллектива.
Уважаемые коллеги, а давайте вспомним как мы, педагоги, готовимся к занятиям по рисованию: Мы затонировали листы, МЫ выбрали расположение листа, МЫ определили цвета, МЫ приготовили образец. А ГДЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА, ГДЕ ПРАВО ВЫБОРА, САМОВЫРАЖЕНИЕ, МЫ не позволяем им это делать.
Я пошла другим путем, мои верные помощники : кисти, губки, валики, влажные салфетки,а также приемы: складывание листа, посыпание сахаром или солью помогают ребёнку принять сам процесс, как ВАЖНУЮ игру.
В следствии чего дети с удовольствием осваивают пространство листа, договариваются, вместе выбирают цвет, смешивают краски, не боясь испачкать стол и руки. Получается такой Восторг! У детей создается впечатление, что изобразительная деятельность — это свободный процесс, и они начинают расслабляться, «открываться», используя свои творческие резервы!
Слайд
«Возьми карандаш правильно!» Сколько раз за занятие мы повторяем эту фразу и не только у малышей. А я нашла способ, который формирует мышечную память-правильную постановку пальцев –это «Волшебная перчатка». Я использую детскую перчатку, обрезаю у нее все пальчики и зашиваю два из них.Такой тренажер позволяет обрести детям уверенность, повышается самооценка. Использую и игры с перчаткой применяя художественное слово.
Было пять , а стало три,
Прыгать любят посмотри,
Карандашик обнимают
И друг друга догоняют.
В копилке мирилок тоже лежит «Волшебная перчатка»
Пальчик мой и пальчик твой
Мы обнимемся с тобой,
Ссоре этой не бывать,
Дружно будем рисовать!
Слайд
Нередко в группе дети ссорятся между собой и чтобы их помирить на помощь приходят изобразительные материалы. Я предлагаю «задирам» на лист бумаги наложить ладони друг на друга и обвести их, пофантазировать и дополнить рисунок, подарить настроение образу, который у них получился. Такое упражнение позволяет проанализировать ситуацию, пообщаться и помириться. Поверьте, наблюдать за детьми в этот момент очень интересно! Дети сами получают от этого удовольствие и забывают о ссоре.
Работая в таком направлении, хочу отметить результаты проделанной работы:
- дети приобрели опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощённее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.
- дети научились помогать друг другу, это придало уверенности даже самым «зажатым» детям.
Совместное творчество, нетрадиционные техники и материалы, эмоциональное общение, дружеское участие может изменить внутренний эмоциональный настрой ребенка и отношение к окружающему миру.